ТЕМА 12. Сложные суждения
План 1. Образование сложных суждений. 2. Установление логического значения сложных суждений при помощи таблиц истинности.
Упражнения 1. Установите вид следующих сложных суждений и определите их истинность при помощи таблиц истинности: 1.1. Редакция вправе увеличить или уменьшить размер гонорара. 1.2. Банан – пищевое растение и источник доходов для экспортирующих стран. 1.3. Он сейчас находится в Минске или в Петербурге. 1.4. Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку. 1.5. Если к двум прибавить два, то получится четыре. 2. Постройте таблицу истинности для следующего выражения: ù(p®(pvq)).
ТЕМА 13. Логика вопросов и ответов План 1. Определение вопроса, его структура, виды и функции. 2. Корректные и некорректные вопросы. Понятие софистического, провокационного и риторического вопросов. Упражнения 1. Проверьте, являются ли корректными следующие вопросы: 1.1. Какая река является самой длинной рекой в мире? 1.2. Почему мы, как и все цивилизованные страны, не отменили закон о смертной казни? 1.3. И какой же русский не любит быстрой езды? 1.4. Вы перестали бить своего отца? 2. Приведите собственные примеры корректного и некорректного вопросов.
ТЕМА 14. Основные законы логики План 1. Основные законы мышления: тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания. 2. Законы логики и логическая культура мысли.
Упражнения 1. Укажите, какие законы логики нарушены в следующих выражениях и как называются эти ошибки: 1.1. Взрослые говорят детям: «Не пейте холодную воду!» – А сами пьют. 1.2. Из обвинительной речи на суде: «Я понимаю, подсудимому деньги нужны были до зарезу... Однако ж не до зарезу тётки!»
1.3. «Почему Вы утверждаете, что Земля – центр Вселенной?» – «Потому что каждое утро Солнце «встаёт» на востоке и движется на запад, и так миллионы лет, а Земля «стоит» на месте. Это – очевидно». 1.4. «Я хотел бы все-таки знать, финансируется эта тема или нет?» – «Бросьте, давайте лучше поговорим о следующей». 2. Постройте таблицу истинности для выражения р®(рvùр) и укажите, формальной записью какого закона логики оно является.
ТЕМА 15. Умозаключение
План 1. Определение умозаключения и его структура. 2. Деление умозаключений по числу посылок, по ходу мысли и достоверности вывода. 3. Содержательные и формальные причины ложных выводов.
Упражнения 1. Определите вид и правильность следующих умозаключений: 1.1. Если все калькуляторы – вычислительные устройства, то лишь некоторые вычислительные устройства являются калькуляторами. 1.2. Все государства имеют столицу. Литва – государство, поэтому она имеет свою столицу. 1.3. Обследование десяти учеников класса из двадцати позволяет заключить, что в данном классе болезни Боткина нет. 2. Установите вид ошибки в следующем заключении: Все зайцы едят капусту. Иванов ест капусту. Иванов – заяц. ТЕМА 16. Непосредственные умозаключения План 1. Понятие непосредственного вывода. 2. Непосредственные умозаключения по логическому квадрату, умозаключения обращения, превращения и противопоставления.
Упражнения 1. Укажите вид следующих умозаключений: 1.1. Все планеты Солнечной системы – небесные тела. Следовательно некоторые небесные тела входят в Солнечную систему 1.2. Ни один вулкан не является безопасным. Следовательно, все вулканы являются небезопасными. 1.3. Все христиане не являются язычниками. Следовательно, некоторые не язычники – христиане 2. Проверьте правильность следующих непосредственных умозаключений по логическому квадрату:
2.1. Если верно, что все квадраты являются равносторонними прямоугольниками, то неверно, что некоторые квадраты не являются равносторонними прямоугольниками. 2.2. Если неверно, что ни одно преступление не раскрывается, то также неверно и то, что все преступления раскрываются. 2.3. Если неверно, что все импрессионисты – французы, то следует признать, что некоторые из них не были французами. 2.4. Если верно, что некоторые писатели являются лауреатами Нобелевской премии, то также верно и то, что некоторые из писателей ими не являются.
Читайте также: Более сложные примеры соединений Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|