ТЕМА 4. Структура и виды понятий
План 1. Содержание и объем понятий. Закон обратного отношения. 2. Виды понятий по объему и по содержанию.
Упражнения 1. Определите объем следующих понятий: Черное море, страны Шенгенского союза, евро, сервер, декан, персональный компьютер, кентавр, алогичный, самая кровопролитная война, русалка, «Война и мир» Л. Н. Толстого, лама, Президент Республики Беларусь, изобретатель дизеля, Ю. А. Гагарин. 2. Укажите, какими являются эти понятия по содержанию. 3. Проиллюстрируйте на примере закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия. 4. Определите вид сложного вывода: ((р®q)∧р)®q и постройте таблицу истинности.
ТЕМА 5. Отношения между понятиями по объему И содержанию План 1. Несравнимые по содержанию и исключающие друг друга по объему понятия. 2. Сравнимые по содержанию и совместимые по объему понятия. 3. Сравнимые по содержанию и несовместимые по объему понятия.
Упражнения 1. Приведите примеры понятий, отношения между которыми соответствуют следующим схемам:
2. Определите вид сложного силлогизма: ((р®q)∧ùр)®ùq и проверьте его правильность при помощи таблицы истинности.
ТЕМА 6. Обобщение и ограничение понятий План 1. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия. 2. Логический смысл операции обобщения понятий. 3. Логический смысл операции ограничения понятий. Логика родовидовых отношений.
Упражнения 1. Проведите операцию обобщения со следующими понятиями: лекция, диплом, проездной билет, экзамен, закон Ньютона, теорема Гёделя, песочные часы, тонометр, маркетинг, Вавилон, рубль, персонаж пьесы, глюон, ислам, гробница, Птолемей,бор, омоним, пролог, сахар.
2.Проведите операцию ограничения со следующими понятиями: вуз, логический союз, интеграция, сигнал бедствия, телевизионное устройство, ректор, студент, экзамен, программа, религия, игра, система, удовольствие. 3. Определите вид сложного умозаключения: ((р®q)∧q)®p и проверьте его правильность при помощи таблицы истинности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|