§ 2. Организация государственного управления
§ 2. Организация государственного управления в современных условиях
Говоря об организации государственного управления, необходимо отметить, что в современных условиях проводится всесторонняя административная реформа, конечной целью которой является формирование эффективной системы государственного управления в Российской Федерации. Одним из важнейших направлений этой реформы стало изменение принципов организации государственного управления по сравнению с системой государственного управления, ранее существовавшей в СССР и Российской Федерации. Согласно ранее действовавшему Указу Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. N 1176 " О системе федеральных органов исполнительной власти" в эту систему входили министерства Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры России и иные федеральные органы исполнительной власти. Эти федеральные органы исполнительной власти в определенных областях деятельности не были соподчинены друг другу, координация федеральными министерствами деятельности других федеральных органов исполнительной власти осуществлялась неэффективно. Все федеральные органы исполнительной власти имели полномочия по нормативно-правовому регулированию в соответствующих областях деятельности, а ряд их функций в значительной мере дублировался. Реформирование государственного управления в современных условиях было начато Указами Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 " О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и от 20 мая 2004 г. N 649 " Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти". В этих Указах были определены новая блоковая система и структура федеральных органов исполнительной власти: федеральное министерство, федеральная служба и федеральное агентство. Внутри каждого блока осуществляется разделение функций органов исполнительной власти в соответствии с их системой. Ведущая роль принадлежит федеральным министерствам, которые осуществляют координацию и контроль деятельности находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств.
Следует отметить, что в современных условиях приобрели новые черты ранее существовавшие принципы организации государственного управления: управление по отдельным отраслям (отраслевое управление) и управление по межотраслевым сферам (межотраслевое управление). Сущность отраслевого принципа организации управления состоит в том, что государственное управление организовано по отраслям (промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение и др. ). Под отраслью государственного управления понимается система органов управления, связанная общностью объекта управления и возглавляемая соответствующим министерством. В рамках отраслевого управления федеральным министерством Российской Федерации разрабатывается и проводится государственная политика и осуществляется нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также координация деятельности подведомственных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр). Межотраслевое государственное управление - такой принцип организации государственного управления, когда управление осуществляется органами исполнительной власти, наделенными полномочиями надведомственного характера по отношению к предприятиям, организациям и другим объектам управления, которые ему организационно не подчинены. Содержанием межотраслевого управления является осуществление данными органами исполнительной власти межотраслевой координации функционального регулирования по вопросам, отнесенным к их компетенции (например, Федеральная антимонопольная служба).
Созданная в настоящее время система государственного управления в Российской Федерации строится на следующих принципах: - в систему федеральных органов исполнительной власти входят только федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства; - предусматривается четкое и строгое разделение функций указанных федеральных органов исполнительной власти; - каждый федеральный орган исполнительной власти осуществляет строго определенные функции, установленные актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (разработка и реализация государственной политики, нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом и оказание государственных услуг); - федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. Вместе с тем в ряде областей, определенных Президентом Российской Федерации, указанные органы исполнительной власти осуществляют государственное управление самостоятельно и не подведомственны федеральным министерствам (например, Федеральная служба безопасности РФ). Весьма важно отметить и то, что действующей структурой федеральных органов исполнительной власти предусматриваются две группы федеральных органов исполнительной власти: - объединенных подведомственностью соответствующим федеральным министерством и осуществляющих государственное управление в установленной сфере деятельности (например, Министерство финансов Российской Федерации и подведомственные ему Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, Федеральная таможенная служба и Федеральное казначейство);
- самостоятельных и не подведомственных федеральным министерствам (например, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба войск национальной гвардии РФ, Федеральная служба охраны РФ, Федеральная служба по финансовому мониторингу и ряд других).
Контрольные вопросы
1. Система и структура государственного управления. 2. Отраслевое управление. 3. Организационные формы межотраслевого управления. 4. Экономическая, социально-культурная и административно-политическая сферы управления. 5. Соотношение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области организации управления.
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов
1. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. И. Л. Бачило. М.: Юристъ, 1998. 2. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / Под ред. Н. Ю. Хаманевой. М.: Новая правовая культура, 2004. 3. Курашвили Б. Н. Очерк теории государственного управления. М.: Юрид. лит., 1987. 4. Конституция Российской Федерации. 5. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ " О Правительстве Российской Федерации" (СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712). 6. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 " О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945). 7. Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 " Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2290). 8. Указ Президента РФ от 15 мая 2018 г. N 215 " О структуре федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ. 2018. N 21. Ст. 2981). 9. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 " О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2313). 10. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 725 " О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ. 2005. N 50. Ст. 5311). 11. Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30 " О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ. 2005. N 4. Ст. 305).
Глава 24. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|