Понятие и этапы обоснования инвестиционных проектов
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Введение
Причины, обусловливающие необходимость инвестиций, могут быть различны, однако в целом их можно подразделить на три вида: обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производственной деятельности, освоение новых видов деятельности. Степень ответственности за принятие инвестиционного проекта в рамках того или иного направления различна. Так, если речь идет о замещении имеющихся производственных мощностей, решение может быть принято достаточно безболезненно, поскольку руководство предприятия ясно представляет себе, в каком объеме и с какими характеристиками необходимы новые основные средства. Задача осложняется, если речь идет об инвестициях, связанных с расширением основной деятельности, поскольку в этом случае необходимо учесть ряд новых факторов: возможность изменения положения фирмы на рынке товаров, доступность дополнительных объемов материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возможность освоения новых рынков и т.д. Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализованных методов. Степень их сочетания определяется разными обстоятельствами. В отечественной и зарубежной практике известен целый ряд формализованных методов, с помощью которых расчёты могут служить основой для принятия решений в области инвестиционной политики. При оценке выгодности проекта важно учитывать следующие его динамические характеристики: возможные подвижки в спросе на выпускаемый товар и соответственно изменения объемов производства; планируемое снижение издержек производства в процессе наращивания объема выпуска; ожидаемые колебания цен на потребляемые ресурсы и реализуемую продукцию; доступность финансовых источников для необходимых в каждом периоде инвестиций.
Управление проектом имеет целью оптимизировать движение финансовых и денежных потоков, а также эффективно решать проблемы, возникающие между хозяйственными субъектами в процессе реализации инвестиционного проекта. Сферой приложения управления проектом является инвестиционная деятельность фирмы. Суть управления проектом как осуществление предпринимательской деятельности выражают цели проекта. Чтобы ресурсы компании использовались оптимально (в чем и состоит важнейшая задача управления портфелем проектов), следует расставить приоритеты, отобрать именно те проекты, которые дадут максимальный эффект. Вышеизложенное подчеркивает актуальность выбранной темы. Цель курсовой работы - оценка экономической эффективности инвестиционного проекта в ЗАО "Новомосковский завод ЖБИ". Для достижения цели в работе решаются следующие задачи: рассматриваются методические основы оценки эффективности инвестиционных проектов; исследуются понятие и этапы обоснования инвестиционных проектов; изучаются методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Объект исследования - Закрытое акционерное общество "Новомосковский завод ЖБИ" (ЗАО "Новомосковский завод ЖБИ"). Предмет исследования - экономическая эффективность инвестиционного проекта в ЗАО "Новомосковский завод ЖБИ". В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, Министерства финансов РФ, первичная учетная документация, финансовая и бухгалтерская отчетность ЗАО "Новомосковский завод ЖБИ", учебно-методическая литература, книги, статьи ведущих отечественных ученых-экономистов.
Методические основы оценки эффективности инвестиционных проектов
Понятие и этапы обоснования инвестиционных проектов
Для крупных предпринимательских проектов характерно проведение расчетов ТЭО в несколько этапов, каждому из которых соответствует форма отчетного документа, обобщающего результаты расчетов и оценок. [12, с.9] A. Этап выявления возможностей. Готовится относительно краткое описание идеи проекта, носящее общий характер и базирующееся на обобщенных оценках, аналогиях, экспертных оценках и т.п. Подготовка необходимой информации не требует значительных затрат, но должна быть осуществлена достаточно быстро. B. Этап предварительного выбора. Если после первого этапа идея проекта представляется перспективной - производится предварительный (грубый) расчет ТЭО. Затраты на его проведение составляют до 1% от стоимости всего проекта, а точность получаемых оценок находится в пределах 20%. C. Этап проектирования. Разрабатываются полные ТЭО. Здесь затраты могут составлять 2-3% от стоимости проекта, а точность достигает 10%. Ясно, что требования к достоверности используемой информации на этом этапе возрастают. Расчеты должны быть максимально объективными. С учетом возможных изменений условий и содержания проекта следует предусматривать "запас прочности" в значениях обобщающих показателей. Расчет полных ТЭО служит базой для принятия предпринимательского решения. D. Этап оценки и принятия решения. На этом этапе составляется технико-экономический доклад (ТЭД), обобщающий основные результаты технико-экономического обоснования. Рекомендуется следующая примерная последовательность проведения технико-экономического обоснования: [15, с.28] Общие исходные данные и условия, идея проекта. Рынок и мощность организации. Проектная документация, основные фонды. Месторасположение организации, стоимость земельного участка. Материальные факторы производства. Структура предприятия и накладные расходы. Трудовые ресурсы. Планирование сроков осуществления проекта. Финансово-экономическая оценка проекта. Раздел 1. Исходные данные и условия В этом разделе отражаются собственно идея проекта, основной замысел организации, географические аспекты, отраслевая направленность и т.п.
Раздел 2. Оценка рынков и мощности организации Примерная последовательность выполнения и содержание работ: [19, с.33] Анализ полученной маркетинговой информации Клиентура: рынки (потребителей, производителей, промежуточных продавцов, госучреждений, международный); размеры рынков, их рост, географическое расположение; виды потребителей (что пользуется спросом); периоды потребности (когда есть спрос); перспективы роста спроса. Поставщики (доступность и перспективы бесперебойного снабжения ресурсами для нужд производства, доступность и цены капитального имущества). Конкуренты: основные конкуренты; их задачи и стратегии; сильные и слабые стороны; размеры и показатели занимаемых долей рынка; качество и цены товаров; степень конкуренции; возможная реакция на сбытовую политику фирмы. Посредники: доступность и цены транспортных услуг; доступность и цены складских услуг; доступность и цены финансирования; доступность и цены рекламных агентств. Экономические, социальные и законодательные факторы. Демографические факторы. Научно-техническая обстановка и тенденции развития отрасли. Вопросы экологии. Отбор целевых рынков Сегментирование рынка и выбор целевых сегментов. Позиционирование товара в выбранных сегментах. Объем спроса и предполагаемая доля рынка фирмы в выбранных сегментах. Комплекс маркетинга Решения по товару. Установление цен на товар. Методы распределения товара. Методы стимулирования сбыта. Стратегия и планирование маркетинга Основной итог раздела: [25, с.58] предполагаемый жизненный цикл предприятия; предполагаемая производственная программа (в стратегическом и тактическом аспектах); предполагаемый жизненный цикл продукции фирмы; политика цен фирмы и предполагаемая рыночная цена продукции; предполагаемые затраты на сбыт и стимулирование сбыта продукции. Раздел 3. Проектная документация, основные фонды [12, с.43] Раздел включает в себя расчет издержек на выполнение примерно следующих работ и на приобретение капитального имущества (основных фондов):
Разработка товара (продукции) фирмы: НИР и ОКР; Функциональные испытания; Конструкторская подготовка производства; Изготовление опытной партии; Рыночные испытания продукции. Технологическая и организационная подготовка производства: Технологическая и проектная документация (в том числе строительно-монтажная); Капитальное имущество (основные фонды) для основного, вспомогательного и обслуживающего производств и общефирменных функциональных служб (здания, сооружения, оборудование и средства технологического оснащения, энергетическое оборудование и коммуникации, транспортные средства, инвентарь и прочее капитальное имущество). По перечисленным выше разделам производится отбор наилучших технологических решений. Производится сравнительная оценка потенциальных поставщиков необходимого капитального имущества. Разрабатывается план размещения объектов строительства и реконструкции и определяются необходимые производственные и общие площади. [18, с.61] Основной итог раздела: расчет стоимости проектной документации (конструкторской, технологической, строительной и др. или лицензий "ноу-хау", патентов и т.д.); стоимость капитального имущества, в том числе строительно-монтажных работ; стоимость капиталовложений по вариантам проекта. Раздел 4. Месторасположение организации, стоимость земельного участка Этот раздел особенно важен, если проект предусматривает создание нового объекта, организации канала сбыта, лаборатории и т.д. Когда содержанием технико-экономического обоснования служит проект, осуществляемый действующим предприятием, оценивается необходимость выделения и расширения площадей, возможность их перераспределения и т.д. Производится отбор района и конкретной площадки для размещения объекта. Проблема эффективного месторасположения организации состоит в удобном в течение длительного времени (и прибыльном) пространственном размещении деятельности фирмы. Причиной проблемы месторасположения являются экономическая неоднородность пространства или площадей, в силу чего каждое месторасположение оказывает специфическое влияние на предпринимательский успех (затраты и выгоды), связанное с выбором и использованием данного места. Основная цель выбора месторасположения - максимизация разницы между выгодой и затратами. [21, с.83] Кроме этой экономической цели, могут решаться и другие, неэкономические - престиж, надежность и т.п. Основные факторы выбора месторасположения: [18, с.73]
Заготовительно-ориентированные факторы: земельные участки (структура, цена покупки или аренды); сырье, вспомогательные и производственные материалы (цены, транспортные издержки); трудовые ресурсы (потенциал, цены, социально-культурная инфраструктура); Факторы, ориентированные на производство: естественные характеристики (структура почвы, климата и т.д.); технические характеристики и инфраструктура (близость к партнерам по кооперации, наличие коммуникаций и (или) удобство их сооружения). Факторы, ориентированные на сбыт: потенциал рынка (структура населения, структура потребления, покупательная способность, конкуренция в регионе, репутация местности); сообщения (магистральные связи, транспортные издержки); торговая инфраструктура и деловые контакты (наличие посредников, ярмарок, рекламных агентств). Факторы, установленные государством: экономическая система страны и ее правовая основа; регулирование во внешней торговле (импортно-экспортные ограничения); законодательство и ограничения по защите окружающей среды; налоговая система и льготы; государственная политика по приоритетным направлениям и в отношении регионов страны. К этим общим факторам месторасположения могут добавляться и другие показатели, обусловленные спецификой соответствующего производства или услуг. Основной итог раздела - расчет стоимости земельного участка или арендной платы по вариантам размещения. Раздел 5. Материальные факторы производства Оцениваются потребности в сырье, материалах, полуфабрикатах, комплектующих изделиях, энергии. [15, с.65] Определяется количественная потребность и выявляется возможность взаимодействия с потенциальными поставщиками. Основной итог раздела - расчет годовых издержек на материальные факторы производства. Раздел 6. Организационная структура организации и накладные расходы В этом разделе формируется организационная структура организации: а) производственная: основное производство; вспомогательное производство; обслуживающее производство; б) сбытовая - каналы сбыта; в) управленческая; г) социально-бытовая. Основной итог раздела - расчет сметы накладных расходов. Раздел 7. Трудовые ресурсы Здесь оценивается потребность в трудовых ресурсах с разбивкой по категориям (рабочие ИТР, служащие) и основным специальностям. Основной итог раздела - расчет ежегодных расходов на трудовые ресурсы. Раздел 8. Планирование сроков осуществления проекта Этот раздел включает примерный график осуществления проекта: НИР; ОКР; подготовка производства; строительство (реконструкция) предприятия; монтаж оборудования, пусконаладка; освоение производства; план производства по годам. Раздел 9. Финансово-экономическая оценка проекта Это - завершающий раздел определения ТЭПП, служащий предпосылкой для принятия окончательного решения о реализации проекта или отказа от него. Раздел носит комплексный характер и обычно состоит из следующих частей: [16, с.109] общие инвестиции; финансирование проекта; производственные издержки; таблица денежных потоков; финансово-экономические показатели проекта. Таким образом, раздел содержит расчет комплекса обобщающих технико-экономических показателей проекта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|