Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и этапы обоснования инвестиционных проектов




Введение

 

Причины, обусловливающие необходимость инвестиций, могут быть различны, однако в целом их можно подразделить на три вида: обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производственной деятельности, освоение новых видов деятельности. Степень ответственности за принятие инвестиционного проекта в рамках того или иного направления различна. Так, если речь идет о замещении имеющихся производственных мощностей, решение может быть принято достаточно безболезненно, поскольку руководство предприятия ясно представляет себе, в каком объеме и с какими характеристиками необходимы новые основные средства. Задача осложняется, если речь идет об инвестициях, связанных с расширением основной деятельности, поскольку в этом случае необходимо учесть ряд новых факторов: возможность изменения положения фирмы на рынке товаров, доступность дополнительных объемов материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возможность освоения новых рынков и т.д.

Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализованных методов. Степень их сочетания определяется разными обстоятельствами. В отечественной и зарубежной практике известен целый ряд формализованных методов, с помощью которых расчёты могут служить основой для принятия решений в области инвестиционной политики.

При оценке выгодности проекта важно учитывать следующие его динамические характеристики: возможные подвижки в спросе на выпускаемый товар и соответственно изменения объемов производства; планируемое снижение издержек производства в процессе наращивания объема выпуска; ожидаемые колебания цен на потребляемые ресурсы и реализуемую продукцию; доступность финансовых источников для необходимых в каждом периоде инвестиций.

Управление проектом имеет целью оптимизировать движение финансовых и денежных потоков, а также эффективно решать проблемы, возникающие между хозяйственными субъектами в процессе реализации инвестиционного проекта. Сферой приложения управления проектом является инвестиционная деятельность фирмы. Суть управления проектом как осуществление предпринимательской деятельности выражают цели проекта. Чтобы ресурсы компании использовались оптимально (в чем и состоит важнейшая задача управления портфелем проектов), следует расставить приоритеты, отобрать именно те проекты, которые дадут максимальный эффект.

Вышеизложенное подчеркивает актуальность выбранной темы.

Цель курсовой работы - оценка экономической эффективности инвестиционного проекта в ЗАО "Новомосковский завод ЖБИ".

Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:

рассматриваются методические основы оценки эффективности инвестиционных проектов;

исследуются понятие и этапы обоснования инвестиционных проектов;

изучаются методы оценки эффективности инвестиционных проектов.

Объект исследования - Закрытое акционерное общество "Новомосковский завод ЖБИ" (ЗАО "Новомосковский завод ЖБИ").

Предмет исследования - экономическая эффективность инвестиционного проекта в ЗАО "Новомосковский завод ЖБИ".

В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, Министерства финансов РФ, первичная учетная документация, финансовая и бухгалтерская отчетность ЗАО "Новомосковский завод ЖБИ", учебно-методическая литература, книги, статьи ведущих отечественных ученых-экономистов.


Методические основы оценки эффективности инвестиционных проектов

 

Понятие и этапы обоснования инвестиционных проектов

 

Для крупных предпринимательских проектов характерно проведение расчетов ТЭО в несколько этапов, каждому из которых соответствует форма отчетного документа, обобщающего результаты расчетов и оценок. [12, с.9]

A. Этап выявления возможностей.

Готовится относительно краткое описание идеи проекта, носящее общий характер и базирующееся на обобщенных оценках, аналогиях, экспертных оценках и т.п. Подготовка необходимой информации не требует значительных затрат, но должна быть осуществлена достаточно быстро.

B. Этап предварительного выбора.

Если после первого этапа идея проекта представляется перспективной - производится предварительный (грубый) расчет ТЭО. Затраты на его проведение составляют до 1% от стоимости всего проекта, а точность получаемых оценок находится в пределах 20%.

C. Этап проектирования.

Разрабатываются полные ТЭО. Здесь затраты могут составлять 2-3% от стоимости проекта, а точность достигает 10%. Ясно, что требования к достоверности используемой информации на этом этапе возрастают. Расчеты должны быть максимально объективными. С учетом возможных изменений условий и содержания проекта следует предусматривать "запас прочности" в значениях обобщающих показателей. Расчет полных ТЭО служит базой для принятия предпринимательского решения.

D. Этап оценки и принятия решения.

На этом этапе составляется технико-экономический доклад (ТЭД), обобщающий основные результаты технико-экономического обоснования.

Рекомендуется следующая примерная последовательность проведения технико-экономического обоснования: [15, с.28]

Общие исходные данные и условия, идея проекта.

Рынок и мощность организации.

Проектная документация, основные фонды.

Месторасположение организации, стоимость земельного участка.

Материальные факторы производства.

Структура предприятия и накладные расходы.

Трудовые ресурсы.

Планирование сроков осуществления проекта.

Финансово-экономическая оценка проекта.

Раздел 1. Исходные данные и условия

В этом разделе отражаются собственно идея проекта, основной замысел организации, географические аспекты, отраслевая направленность и т.п.

Раздел 2. Оценка рынков и мощности организации

Примерная последовательность выполнения и содержание работ: [19, с.33]

Анализ полученной маркетинговой информации

Клиентура:

рынки (потребителей, производителей, промежуточных продавцов, госучреждений, международный);

размеры рынков, их рост, географическое расположение;

виды потребителей (что пользуется спросом);

периоды потребности (когда есть спрос);

перспективы роста спроса.

Поставщики (доступность и перспективы бесперебойного снабжения ресурсами для нужд производства, доступность и цены капитального имущества).

Конкуренты:

основные конкуренты;

их задачи и стратегии;

сильные и слабые стороны;

размеры и показатели занимаемых долей рынка;

качество и цены товаров;

степень конкуренции;

возможная реакция на сбытовую политику фирмы.

Посредники:

доступность и цены транспортных услуг;

доступность и цены складских услуг;

доступность и цены финансирования;

доступность и цены рекламных агентств.

Экономические, социальные и законодательные факторы.

Демографические факторы.

Научно-техническая обстановка и тенденции развития отрасли.

Вопросы экологии.

Отбор целевых рынков

Сегментирование рынка и выбор целевых сегментов.

Позиционирование товара в выбранных сегментах.

Объем спроса и предполагаемая доля рынка фирмы в выбранных сегментах.

Комплекс маркетинга

Решения по товару.

Установление цен на товар.

Методы распределения товара.

Методы стимулирования сбыта.

Стратегия и планирование маркетинга

Основной итог раздела: [25, с.58]

предполагаемый жизненный цикл предприятия;

предполагаемая производственная программа (в стратегическом и тактическом аспектах);

предполагаемый жизненный цикл продукции фирмы;

политика цен фирмы и предполагаемая рыночная цена продукции;

предполагаемые затраты на сбыт и стимулирование сбыта продукции.

Раздел 3. Проектная документация, основные фонды [12, с.43]

Раздел включает в себя расчет издержек на выполнение примерно следующих работ и на приобретение капитального имущества (основных фондов):

Разработка товара (продукции) фирмы:

НИР и ОКР;

Функциональные испытания;

Конструкторская подготовка производства;

Изготовление опытной партии;

Рыночные испытания продукции.

Технологическая и организационная подготовка производства:

Технологическая и проектная документация (в том числе строительно-монтажная);

Капитальное имущество (основные фонды) для основного, вспомогательного и обслуживающего производств и общефирменных функциональных служб (здания, сооружения, оборудование и средства технологического оснащения, энергетическое оборудование и коммуникации, транспортные средства, инвентарь и прочее капитальное имущество).

По перечисленным выше разделам производится отбор наилучших технологических решений. Производится сравнительная оценка потенциальных поставщиков необходимого капитального имущества. Разрабатывается план размещения объектов строительства и реконструкции и определяются необходимые производственные и общие площади. [18, с.61]

Основной итог раздела:

расчет стоимости проектной документации (конструкторской, технологической, строительной и др. или лицензий "ноу-хау", патентов и т.д.);

стоимость капитального имущества, в том числе строительно-монтажных работ;

стоимость капиталовложений по вариантам проекта.

Раздел 4. Месторасположение организации, стоимость земельного участка

Этот раздел особенно важен, если проект предусматривает создание нового объекта, организации канала сбыта, лаборатории и т.д. Когда содержанием технико-экономического обоснования служит проект, осуществляемый действующим предприятием, оценивается необходимость выделения и расширения площадей, возможность их перераспределения и т.д. Производится отбор района и конкретной площадки для размещения объекта. Проблема эффективного месторасположения организации состоит в удобном в течение длительного времени (и прибыльном) пространственном размещении деятельности фирмы. Причиной проблемы месторасположения являются экономическая неоднородность пространства или площадей, в силу чего каждое месторасположение оказывает специфическое влияние на предпринимательский успех (затраты и выгоды), связанное с выбором и использованием данного места. Основная цель выбора месторасположения - максимизация разницы между выгодой и затратами. [21, с.83]

Кроме этой экономической цели, могут решаться и другие, неэкономические - престиж, надежность и т.п.

Основные факторы выбора месторасположения: [18, с.73]

Заготовительно-ориентированные факторы:

земельные участки (структура, цена покупки или аренды);

сырье, вспомогательные и производственные материалы (цены, транспортные издержки);

трудовые ресурсы (потенциал, цены, социально-культурная инфраструктура);

Факторы, ориентированные на производство:

естественные характеристики (структура почвы, климата и т.д.);

технические характеристики и инфраструктура (близость к партнерам по кооперации, наличие коммуникаций и (или) удобство их сооружения).

Факторы, ориентированные на сбыт:

потенциал рынка (структура населения, структура потребления, покупательная способность, конкуренция в регионе, репутация местности);

сообщения (магистральные связи, транспортные издержки);

торговая инфраструктура и деловые контакты (наличие посредников, ярмарок, рекламных агентств).

Факторы, установленные государством:

экономическая система страны и ее правовая основа;

регулирование во внешней торговле (импортно-экспортные ограничения);

законодательство и ограничения по защите окружающей среды;

налоговая система и льготы;

государственная политика по приоритетным направлениям и в отношении регионов страны.

К этим общим факторам месторасположения могут добавляться и другие показатели, обусловленные спецификой соответствующего производства или услуг.

Основной итог раздела - расчет стоимости земельного участка или арендной платы по вариантам размещения.

Раздел 5. Материальные факторы производства

Оцениваются потребности в сырье, материалах, полуфабрикатах, комплектующих изделиях, энергии. [15, с.65]

Определяется количественная потребность и выявляется возможность взаимодействия с потенциальными поставщиками.

Основной итог раздела - расчет годовых издержек на материальные факторы производства.

Раздел 6. Организационная структура организации и накладные расходы

В этом разделе формируется организационная структура организации:

а) производственная:

основное производство;

вспомогательное производство;

обслуживающее производство;

б) сбытовая - каналы сбыта;

в) управленческая;

г) социально-бытовая.

Основной итог раздела - расчет сметы накладных расходов.

Раздел 7. Трудовые ресурсы

Здесь оценивается потребность в трудовых ресурсах с разбивкой по категориям (рабочие ИТР, служащие) и основным специальностям.

Основной итог раздела - расчет ежегодных расходов на трудовые ресурсы.

Раздел 8. Планирование сроков осуществления проекта

Этот раздел включает примерный график осуществления проекта:

НИР;

ОКР;

подготовка производства;

строительство (реконструкция) предприятия;

монтаж оборудования, пусконаладка;

освоение производства;

план производства по годам.

Раздел 9. Финансово-экономическая оценка проекта

Это - завершающий раздел определения ТЭПП, служащий предпосылкой для принятия окончательного решения о реализации проекта или отказа от него. Раздел носит комплексный характер и обычно состоит из следующих частей: [16, с.109]

общие инвестиции;

финансирование проекта;

производственные издержки;

таблица денежных потоков;

финансово-экономические показатели проекта.

Таким образом, раздел содержит расчет комплекса обобщающих технико-экономических показателей проекта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...