§ 2. Правовое положение Министерства энергетики
§ 2. Правовое положение Министерства энергетики Российской Федерации
Государственное управление в области энергетики осуществляет Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, возобновляемых источников энергии, освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, и в сфере нефтехимической промышленности, а также функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов < 1>. -------------------------------- < 1> См.: Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2008 г. N 400.
Министерство энергетики Российской Федерации принимает такие нормативные правовые акты, как нормативы удельного расхода топлива; нормативы создания запасов и резервов топлива; нормативы технологических потерь электрической и тепловой энергии; нормативы технологических потерь углеводородного сырья; правила учета газа, а также ряд других нормативных правовых актов в сфере ведения. В сфере деятельности Министерство осуществляет ряд полномочий по контролю. К ним относится контроль за соблюдением субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности требований законодательства Российской Федерации в пределах своей компетенции; за деятельностью организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка электрической энергии и мощности в пределах своей компетенции; за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также за другими видами деятельности в сфере энергетики.
Министерство также: - осуществляет разработку и реализацию государственной политики в области газоснабжения; - разработку и реализацию федеральной программы газификации в Российской Федерации; - утверждает годовые и квартальные балансы по основным видам топлива, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов; - осуществляет разработку программ перспективного развития электроэнергетики с учетом требований по обеспечению безопасности Российской Федерации и на основе прогноза ее социально-экономического развития; - формирование и обеспечение функционирования государственной системы долгосрочного прогнозирования спроса и предложения на оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности, в том числе разработку прогноза топливно-энергетического баланса и системы мер, направленных на обеспечение потребностей экономики в электрической и тепловой энергии; - утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, а также инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются Министерством; - прогнозирование возможного дефицита электрической мощности в отдельных ценовых зонах оптового рынка электрической энергии и мощности и формирование благоприятных условий для капиталовложений или при необходимости для государственных инвестиций в строительство объектов электроэнергетики в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности, а также ряд других полномочий в сфере энергетики.
§ 3. Правовое положение Государственной корпорации по атомной энергии " Росатом"
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ " О Государственной корпорации по атомной энергии " Росатом" устанавливается правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации Государственной корпорации по атомной энергии " Росатом". Создание Росатома было обусловлено необходимостью выработки механизма выполнения долгосрочных стратегических программ развития атомной отрасли, временной интервал реализации которых значительно превосходит периоды бюджетного процесса, а также потребностью в комплексном управлении ресурсами, включая финансирование за счет средств федерального бюджета. Целями деятельности Росатома являются проведение государственной политики и обеспечение единства управления в сфере использования атомной энергии, обеспечение стабильного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов, обеспечение ядерной и радиационной безопасности, нормативно-правовое регулирование в указанной сфере, создание условий для стабильного функционирования организаций оборонного сектора отрасли, реализация долгосрочной программы развития атомной отрасли, выполнение международных обязательств в области мирного использования атомной энергии и режима нераспространения ядерных материалов. Деятельность Росатома направлена на создание условий и механизмов обеспечения безопасности при использовании атомной энергии, единства управления организациями атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, организациями, функционирующими в сферах обеспечения ядерной и радиационной безопасности, атомной науки и техники, подготовки кадров. Росатом обеспечивает проведение государственной политики в области развития атомной отрасли, выполнение заданий государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа.
Росатом совместно с Министерством обороны Российской Федерации и воинскими частями ядерного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечивает поддержание и развитие боезапаса Вооруженных Сил Российской Федерации в качественном и количественном отношении на уровне, гарантирующем реализацию политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания. Росатом и Министерство обороны Российской Федерации ежегодно представляют Президенту Российской Федерации доклад о состоянии ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
Контрольные вопросы
1. Правовые основы управления в области энергетики. 2. Компетенция Министерства энергетики Российской Федерации и организация его деятельности. 3. Правовое положение Росатома.
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов
1. Вершинин А. П. Энергетическое право. Учебно-практический курс. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2007. 2. Губин Е. П. Государственное регулирование отношений в сфере нефтегазового комплекса России: правовые вопросы // Энергетическое право. 2006. N 2. 3. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 117-ФЗ " Об экспорте газа" (СЗ РФ. 2006. N 30. Ст. 3293). 4. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ " Об электроэнергетике" (СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177). 5. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ " Об использовании атомной энергии", с посл. изм. и доп. от 23 июля 2008 г. (СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552). 6. Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ " О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", с посл. изм. и доп. от 4 ноября 2007 г. (СЗ РФ. 1995. N 16. Ст. 1316). 7. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ " О Государственной корпорации по атомной энергии " Росатом" (СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6078). 8. Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2008 г. N 400) (СЗ РФ. 2008. N 22. Ст. 2577).
Глава 30. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЫБОЛОВСТВА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|