§ 2. Управление в области рыболовства
Рыбное хозяйство в Российской Федерации является комплексным сектором экономики, включающим широкий спектр видов деятельности - от прогнозирования сырьевой базы отрасли до организации торговли рыбной продукцией в стране и за рубежом. Со многими государствами заключены межправительственные соглашения об организации использования водных биологических ресурсов в их исключительных экономических зонах, в районах действия международных конвенций по рыболовству и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. В рыбном хозяйстве работают более 4 тыс. предприятий различных форм собственности. Распоряжением Правительства Российской Федерации N 1265-р от 2 сентября 2003 г. была одобрена Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года < 1>. -------------------------------- < 1> СЗ РФ. 2003. N 36. Ст. 3557.
В Концепции отмечалось, что состояние и тенденции развития мирового рыбного хозяйства в настоящее время характеризуются усилением соперничества среди стран, осуществляющих рыболовство, за право использования водных биологических ресурсов, особенно наиболее ценных видов рыб и ракообразных, а также за рынки сбыта рыбопродукции. Многие страны рассматривают рыбное хозяйство как компонент стратегического значения, обеспечивающий безопасность, поскольку рыболовство способствует заселенности отдельных прибрежных регионов и их социально-экономическому развитию. В этой связи большинством государств с протяженной береговой линией проводится протекционистская политика по отношению к рыболовству и созданию такого правового поля, которое бы позволяло рыбному хозяйству эффективно функционировать и быть защищенным от внешней конкуренции.
Рыбное хозяйство в Российской Федерации является комплексным сектором экономики, включающим широкий спектр видов деятельности - от прогнозирования сырьевой базы отрасли до организации торговли рыбной продукцией в стране и за рубежом. Анализ современного состояния рыбного хозяйства страны позволяет определить, что основными проблемами, препятствующими его эффективному развитию и сдерживающими рациональное ведение рыбохозяйственной деятельности, являются высокие административные барьеры и инфраструктурные ограничения. Следствием этих проблем являются низкая эффективность государственного администрирования в области рыбного хозяйства; отсутствие конкурентной институциональной среды, стимулирующей привлечение капитала в экономику рыбного хозяйства; отсутствие необходимых условий для структурной диверсификации и инновационного развития рыбохозяйственного комплекса; низкий уровень конкуренции, не создающий для организаций стимулов к повышению производительности труда и конкурентоспособности; рост масштабов незаконного промысла водных биологических ресурсов и нелегального вывоза рыбной продукции за рубеж, а также ряд иных негативных факторов. Стратегической целью является достижение к 2020 году уровня экономического и социального развития рыбного хозяйства, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции. Достижение поставленной цели предусматривает обеспечение перехода развития рыбохозяйственного комплекса от экспортно-сырьевого типа к инновационному типу развития на основе сохранения, воспроизводства, рационального использования водных биологических ресурсов и обеспечения глобальной конкурентоспособности вырабатываемых отечественным рыбохозяйственным комплексом товаров и услуг.
Государственное управление в области рыбного хозяйства осуществляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) и подведомственное ему Федеральное агентство по рыболовству. Минсельхоз России осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыбного хозяйства, в том числе рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов, производства, переработки и реализации рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, в сфере охраны, рационального использования, изучения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также в сфере обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, а также контроля и надзора за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации. Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции: - по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также Каспийского и Азовского морей до определения их правового статуса; - оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (за исключением промышленного рыбоводства), рыбопереработки, обеспечения безопасности мореплавания и аварийно-спасательных работ в районах промысла, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в части, касающейся обслуживания судов рыбопромыслового флота. Федеральные агентство осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также приостановление рыболовства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Федеральное агентство вправе принять решения о принудительном прекращении права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, а также о сокращении квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов в случае превышения объема добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Контрольные вопросы
1. Организационно-правовая система управления в области сельского хозяйства. 2. Правовые основы государственного управления в области рыболовства.
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов
1. Аграрное право. Учебник. М.: Проспект, 2017. 2. Галиновская Е. А. Основные правовые проблемы государственного регулирования агропромышленного комплекса России // Журнал российского права. 2006. N 4. 3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4148). 4. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ " О развитии сельского хозяйства" (СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 27). 5. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ " О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. I). Ст. 5270). 6. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ " О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2249). 7. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ " Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018). 8. Федеральный закон от 9 июля 2002 г. N 83-ФЗ " О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2787). 9. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 450 " О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" (СЗ РФ. 2008. N 25. Ст. 2983). 10. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 327 " Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору" (СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2903). 11. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2008 г. N 444 " О Федеральном агентстве по рыболовству" (СЗ РФ. 2008. N 25. Ст. 2979).
Глава 31. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|