Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расширения Восточного блока




ИСТОРИЯ ЕС

 

  1. Исторические предпосылки европейского объединения.
  2. Этапы европейской интеграции.
  3. План Шумана.
  4. Органы Сообщества и принципы их функционирования………..?
  5. Внутренний рынок.
  6. Общая внешняя политика.
  7. Экономический и валютный союз.
  8. Политический союз и оборона.
  9. Европейское гражданство.
  10. Взаимоотношения ЕС с США: партнерство и конкуренция.
  11. Отношения ЕС с государствами Африки и Латинской Америки.
  12. Отношения ЕС со странами Азии.
  13. ЕС и государства Центральной и Юго-Восточной Европы………….?
  14. Характеристика Шенгеннского соглашения.
  15. Расширение ЕС по условиям Маастрихтского договора.
  16. Договор о Европейском Союзе.
  17. Ратификация Договора о Европейском Союзе государствами – членами ЕС.
  18. Введение единой европейской валюты.
  19. Расширение ЕС в 90-е годы ХХ века.
  20. Сотрудничество Украины и ЕС.
  21. Оборонный союз ЕС и НАТО.

22. Люксембургский саммит ЕС……………………………………………………………?

23. Встреча глав государств ЕС в Ницце в 2000 г.

24. Лакенский /2001 г./ саммит ЕС.

25. Европейский Союз и Польша.

26. Варианты будущего ЕС – расширенный, интегрированный, кооперированный……….?

 

1. В послевоенном развитии Западной Европы большую роль играет интеграция, идея которой получила распространение еще в прошлом веке. Но прежде, чем она начала воплощаться в жизнь, народам Европы пришлось пережить две мировые войны. В 1948 г. была создана Организация Европейского сотрудничества. Она занималась координацией вопросов, связанных с помощью, поступающей из США по «плану Маршалла». Дальнейшим шагом было учреждение в этом же году таможенного союза БЕНИЛЮКС, куда вошли Бельгия, Нидерланды и Люксембург. В 1949 г. был основан Совет Европы. Так создавались основы и новые формы международного экономического и политического сотрудничества. Новую страницу в интеграционных процессах в Европе открыл план создания Европейского объединения угля и стали, обнародованный Р.Шуманом 9 мая 1950 г. «План Шумана» предусматривал заключение договора с целью установления международного контроля над ключевыми отраслями военной промышленности. Договор должен был быть обязательным для его участников. Это ставило определенные преграды для резкого наращивания производства вооружений с целью подготовки к войне. Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург выразили желание присоединиться к плану.
18 апреля 1951г. Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ и Франция заключили Парижский Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), которое начало выполнять свои функции с 10 августа 1952 г. Первым председателем объединения стал француз Жан Монне. После присоединения еще 6 стран объединение контролировало в начале 90-х годов всю добычу каменного угля, свыше 90% выплавки стали и производства чугуна, около 40% добычи железной руды в Западной Европе.
25 марта 1957 г. страны-участницы ЕОУС подписали Римские договоры, учреждавшие Европейское экономическое сообщество (EЭC) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Эти договоры вступили в силу с 1958 г. Создание трех союзов западноевропейских государств способствовало ускорению экономического роста и повышению жизненного уровня населения стран-участниц. Договоры также оказали влияние на укрепление мира в Западной Европе.
В процессе интеграции создавались более благоприятные условия для взаимодействующих сторон. Обеспечивался более широкий доступ к финансовым, материальным и трудовым ресурсам, новейшим технологиям. Обеспечивалась защита фирм стран-участниц экономической интеграции от конкуренции со стороны фирм третьих стран. Немаловажное значение имеет возможность совместно решать наиболее острые социальные проблемы. Высокие темпы экономического развития стран ЕЭС притягивали внимание других стран Западной Европы, выражавших желание вступить в Сообщество. К январю 1986 г. насчитывалось 12 членов ЕЭС. К «Шестерке» добавились Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Португалия, Испания.
Важным событием в деятельности ЕС явился вступивший в силу с 1 июля 1987 г. Единый европейский акт. Он был одобрен и ратифицирован всеми членами Сообщества. В договоры об образовании ЕС были внесены и юридически закреплены глубокие изменения. Предусматривалось создание Европейского Союза. Экономическое, валютно-финансовое, гуманитарное сотрудничество поднималось на более высокую ступень. Согласованно начали решаться вопросы внешней политики и обеспечения безопасности стран-участниц Сообщества. Ставилась задача создания единого внутреннего рынка, обеспечивавшего свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц. Комиссия ЕС разработала специальные программы (около 300) для реализации этой задачи.
В мае 1992 г. ЕС заключает Соглашение о едином европейском хозяйственном пространстве с ЕАСТ – другой интеграционной группировкой в Европе. По соглашению стран члены ЕАСТ с 1993 г. изменяют законодательство, приводят его в соответствие с принятыми ЕЭС правовыми нормами, касающимися свободного движения товаров, капиталов, услуг и конкуренции. К концу века предусматривается введение единой денежной единицы (ЭКЮ), выработка согласованной внешней политики, введение единого гражданства.
В феврале 1992 г. в нидерландском городе Маастрихте министры иностранных дел и финансов 12 государств-членов ЕС подписали Договор о Европейском Союзе, предусматривающий трансформацию ЕС в экономический, валютный и политический союз. Договор является одним из крупнейших политических и правовых актов в более чем 40-летней истории европейской интеграции, равный по своему значению Парижскому и Римскому.
Вступление в силу с 1 января 1993 г. Договора о Европейском Союзе придает необратимый характер сближению стран ЕС в экономической, валютной, социальной и политической областях. Создание единого внутреннего рынка предполагает устранение препятствий для свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала на территории Сообщества, учреждение экономического, валютного и политического союза, европейского гражданства. С 1 января 1995 г. произошло расширение Европейского Союза с 12 до 15 членов. В ЕС были приняты Австрия, Финляндия и Швеция. Должна была вступить и Норвегия, но большинство населения на референдуме высказались против.
С 1 января 1999 г. 11 стран Европейского Союза (Австрия, Бельгия, Германия, Испания, Италия, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция) образовали Экономический и валютный союз (ЭВС) и ввели единую европейскую валюту – евро.
Введение единой европейской валюты позволяет усилить позиции ЕС в международной торговле, а значит, обеспечить стабильность экономического роста, что в свою очередь еще больше повысит притягательность ЕС для других стран континента.
1 мая 1999 г. вступил в силу Амстердамский договор. В нем сформулированы правовые рамки и основания для совместной деятельности в сфере безопасности и обороны.
Создание ЕС и дальнейшее развитие европейской интеграции фактически привело к созданию в Западной Европе мощного центра силы, появление сверхдержавы качественно нового типа, которая имеет колоссальный потенциал для всестороннего прогресса в XXI в.

 

 

2 ….. 1 этап (1951г.- 1957г.). 18 апр 1951г. в Париже - Договор об учреждении ЕОУС(Бельгия, ФРГ, Голландия, Италия, Люксембург, Франция).
У истоков интеграции - Робер Шуман и Жан Моннэ. Инициатором евр интегр - Фр. План Шумана – объед-я каменноуг-й, железорудной и металлург пром-ти ряда западноевроп гос-в (9 мая1950 мин ин дел Фр)
ЕОУС: отмена импортных и экспортных пошлин, количественные ограничения, дискриминационные меры в торговле углем, железной рудой, сталью. Единые пошлины на импорт данных товаров(для стран не входивших). Наднациональный Высший руководящий орган, -общее регулирование производства угля и стали, процессов модернизации. Его решения обязательны, но его д-ть координировалась прежде всего с Советом Министров, страны имели право вето. Парижский договор, таким образом, отличали осторожность проходов, постепенность и ступенчатость развития интеграции в целом и ее организационных форм.
Центр европейской тяжелой промышленности (в Рурском бассейне, Саарской области, Лимбурге, Валлонии, Люксембурге и Лотарингии), перестал быть постоянным источником войн и конфликтов там стал развивался процесс сотрудничества и прогресса. Организация открыла путь для серии новых инициатив в области европ интеграции.
2 этап (к. 50-х – нач. 70-х гг(“золотой век”)). март1957г те же 6 стран – 2 Римских дог о созд ЕЭС и Евратома (создан по модели ЕОУС и имел тоже отраслевую направленность).
ЕЭС отличает идея расширения экономической интеграции путем создания общего рынка. Цели ЕЭС:
- постепенное снятие всех ограничений в торговле между странами-членами;
- установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
- ликвидация ограничений для свободного перемещения капиталов, людей, услуг;
- проведение общей политики в области сельского хозяйства и транспорта;
- унификация налоговых систем;
- установление правил конкуренции “на общем рынке”;
- сближение законодательств стран-участниц;
- разработка принципов согласования экономической политики и др.
В окт 1956г. Лондон заявил, что UK предпочитает создание зоны свободной торговли. 4 мая 1960г. подписана Стокгольмская Декларация- Великобрит, Австрия, Дания, Норвегия, Португ, Швеция и Швейцария образовали Европейскую Ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Параллельно в Зап Европе стали развиваться 2 типа интеграции, отразившие разные интересы и разные представления о моделях сотрудничества двух групп стран.
1 июля 1968г. (на 1,5 года раньше намеченного срока) странами ЕЭС был создан таможенный союз (ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц и установлен единый таможенный тариф по отношению к 3им странам). Гармонизация стандартов и тех норм, координация хоз законодательства. Сближалась промышленная политика, ускорялся процесс превращения национальных монополий стран ЕЭС в транснациональные, возросла либерализация движения капиталов и рабочей силы в ЕЭС.
Единая сельскохозяйственная политика(принципы: единство рынка (единые правила и нормы), преференции в отношении товаров из Сообщества(общий таможенный барьер ЕС по отношению к третьим странам), финансовой солидарности (все государства ЕЭС несут бремя единой аграрной политики). В 1962 создан Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА).
3 этап (с нач 70-х г до сер 80-х г), -противоречия и трудности в д-ти Сообщества. Вялые темпы роста относительно других стран Запада, самый высокий уровень безработицы, “торговые войны” между странами-партнерами породили так называемый синдром “европессимизма”. Вместе с тем ЕС удается добиться немалого прогресса в интеграции.
янв 1973г. - 1 количественное расширение ЕС – Великобритании, Дании и Ирландии.
Сферой наднационального регулирования становится валютная интеграция. С 1978г. создается Европейская валютная система (ЕВС), осн на трех основных элементах: а) ЭКЮ; б)система “европейской валютной змеи”, т.е. с одной стороны, механизм, тесно привязывающий валюты стран ЕС друг к другу (отклонения не могли превышать 1,125%), с другой – механизм совместного колебания по отношению к доллару (отклонения не могли превышать 2,25%); в)создании Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС) за счет объединения части (20%) национальных золотовалютных резервов стран-участниц. Валютная интеграция- большой шаг в продвижении региональной интеграции и ступень к экономическому и валютному союзу.
В 1981г. в ЕС –Греция.
4 этап (с сер 80-х до нач 90-х г). Заверш создания единого внутреннего рынка. Главной целью реформирования ЕС было создание Единого внутреннего рынка, целостной евроэкономики, что было зафиксировано в Едином Европейском Акте (ЕЕА) (1987). ЕВР должен был представлять собой “пространство без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц”, его созд было предусмотрено к 31 дек 1992г. полное устранение физич, технич, налог и др барьеров в ЕС, что практически вело к ликвидации национальных границ, созданию однородного экономического пространства. Данная задача была в основном решена к 1 января 1993 года. На этом этапе в 1986 вступили Испания и Португалия
5 (современный) этап – переход к формированию Экономич, валютного и полит союза.
В дек 1991г. сессией Европейского совета одобрен текст Договора о ЕС (Маастрихтский Дог о ЕС).Договор вступил в силу 1 ноября 1993г., новое название – Европейский Союз.
Единое европейское гражданство, полит союз, экономический и валютный союз.1 января 1999г. - вводится в безнал евро, с 1 июня 2002г. полностью заменит нац валюты.
В 1995 г. в ЕС вошли Финляндия, Австрия и Швеция.В 2004 году в состав ЕС вступили 10 новых стран-участниц.2007 — подписание Договора о реформировании в Лиссабоне2007 — шестое расширение ЕС (присоединение Болгарии и Румынии)19 ноября 2009 — избран первый постоянный председатель Европейского совета1 декабря 2009 — вступление в силу Лиссабонского договора, согласно которому Евросоюз становится правосубъектным.

 

 

3. Видя, как растет напряженность между Францией и Германией по поводу Саара, а Совет Европы терпит поражение, Робер Шуман под влиянием Жана Монне, тогдашнего верховного комиссара по вопросам объединения

Германии, решил предложить новый подход. 9 мая 1950 он опубликовал важный меморандум. Вместо «институциональной» интеграции Европы путем внедрения комплексной политики он предложил осуществлять отдельные «конкретные меры, которые предусматривали вначале достижение фактической солидарности» и в конце привели бы к ликвидации возрастных споров между Францией и Германией. Его план состоял в том, чтобы «отдать под общий высший орган управления, открыт для участия в нем других стран, все производство стали и добыча угля во Франции и Германии». «Солидарность, которая возникнет в процессе совместного производства, сделает войну между Францией и Германией не только немыслимой, но и невозможной физически». Чтобы достичь этого, нужно создать наднациональный высший орган управления, призванный модернизировать производство, создать равные условия для угля и стали на общем рынке, развивать общий экспорт, уравнять «в процессе развития» условия жизни рабочих. На статус Германии не будет подвергнется ни покушения.

Эти предложения с энтузиазмом встретили в США и резко раскритиковали в СССР. В Англии провели совещание по вопросу о проекте Шумана и решили отказаться от участия в во-подготовительных работе (2 июня), поскольку Робер Шуман потребовал принятия проекта в принципе еще до обсуждения предложенных методов; бесспорно, французский министр хотел предотвратить то, чтобы его проект после всевозможных обработок, сглаживание, смягчение был сведен на нет. 12 июня лейбористская партия издала брошюру под названием «Европейское единство», в которой она категорически отказывалась уступить любой долей национального суверенитета.

План Шумана прежде преследовал политические цели, но в нем поднимался целый комплекс экономических проблем, которые мы здесь не будем.

Шесть государств: Франция, Германия, Италия и страны Бенилюкса, - после подписания совместного коммюнике начали переговоры. Отказ британцев создавала для Франции опасность, которую четко осознавали различные круги французского общества, а именно риск того, что в противостоянии Германии и Франции первая получит возможность восстановить постепенно свою гегемонию в Европе. Этот проект вызвал возражения и со стороны социалистов, которые боялись, что он будет способствовать возрождению трестов и картелей.

12 июня 1950 Робер Шуман открыл совещание шести стран. Мы не будем углубляться в детали этих дискуссий, разгорелись с новой силой в связи с началом войны в Корее, а Соединенные Штаты все время поощряли их.

К 19 марта договор был парафирован, а 18 апреля - подписан. Франция подписала его и от имени Саара, который из-за оппозиции Германии не был включен в него как седьмая государство. В обмене письмами между Шуманом и Аденауэром отмечалось, что эта подпись не означает признания Германией настоящего статуса Саара. Европейское объединение угля и стали состояло из 4 органов:,

1. Высшее руководство, в состав которого входили девять членов, назначаемых на шесть лет. Восемь из них - по общему согласию, а девятый имел кооптуватися другими восемью. В его состав не могли входить более двух члена от одной страны. Этот орган выносил постановления и давал рекомендации, не подменяя собой учреждений, должны были реализовать его определения и имели свое собственное руководство.

2. Совет министров, где каждое правительство был представлен одним из членов, ее цель - координировать деятельность Высшего руководства с деятельностью правительств.

3. Ассамблея объединения состояла из семидесяти восьми членов, из которых 18 - представители Франции1, 18 - Германии, 18 - Италии, 10 - Бельгии, 10 - Нидерландов, 4 - Люксембурга, они избирались парламентами их стран путем общих выборов. Ассамблея должна осуществлять демократический контроль над Высшим руководством, она могла сместить его, если к нему будет выражено недоверие, и за это будет подано две трети голосов.

4. Суд, в состав которого входили 7 судей, они назначались по общему согласию на срок шесть лет. По предложению Бельгии договор предусматривал коррекцию экономических мер выравнивания потребительских цен на аналогичные товары из разных стран, которая должна действовать в течение пяти лет.

Франция признала, что «Международная администрация Рура» должна быть ликвидирована, и в этом ее поддержали Англия и США. 31 октября 1951 этот план был ратифицирован Нидерландами, 11 декабря 1951 - Национальным собранием Франции (376 голосов 240) и в январе 1952 г. - Бундестаг (232 голоса против 143).

4……

5… В 1985 г. Европейская комиссия разработала программу ликвидации нетарифных барьеров во взаимной торговле стран ЕС, известную как Белая книга. Спустя год в Едином Европейском акте (1986г.) утверждена программа формирования единого внутреннего рынка с 1 января 1993 г. Главная цельединного внутреннего рынка повышение уровня конкурентоспособности европейской продукции в рамках создании более крупного потребительского рынка со свободным перемещением четырех факторов – товаров, услуг, лиц и капитала.

В ЕС был создан таможенный союз с 1 июля 1968 г. на основе ликвидации таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле и проведения общей внешнеторговой политики в рамках единого внешнего тарифа. В целях ликвидации сохранявшихся нетарифных барьеров намечено (1) ликвидировать физические барьеры (перенести таможенные посты с внутренних на внешние границы ЕС, упростить таможенные формальности); (2) гармонизировать технические барьеры (на основе внедрения новых стандартов и принципа взаимного признания стандартов и сертификатов качества на продукцию, произведенную с учетом общеевропейских стандартов, имеющую маркировку CE и прошедшую испытание в национальной лаборатории качества); (3) гармонизировать фискальные барьеры (переход с 1997г. на единую минимальную ставку НДС в 15% на большинство товаров). Основные проблемы, сохраняющиеся на пути свободного перемещения товаров, - разрозненность национальных налоговых систем; административные барьеры на пути взаимного признания стандартов и прочих норм.

Единый рынок услуг создавался на тех же принципах, как и рынок товаров, т.е. гармонизации национальных правил и принципа взаимного признания. В отношении новых видов услуг (информационные и телекоммуникационные) ужесточен надзорный контроль национальных органов. Исключения были сделаны в отношении телефонной связи и почтовых услуг, регулирование которыми ведется на основе национальных норм. Либерализация рынка услуг проходила более медленными темпами по сравнению с рынком товаров, в том числе рынков финансовых и транспортных услуг, в которых сохраняется разрозненность национальных сегментов.

Единый рынок лиц означает свободное перемещение рабочей силы в поисках и устройстве на работу в другом государстве, перемещение лиц в пределах границ ЕС. С правовой точки зрения таких препятствий нет. Вместе с тем, сохраняется неполная гармонизация норм в отношении требований к уровню подготовки специалистов, к документам об образовании, норм медицинского страхования, пенсионного обеспечения и др. Важным этапом в становлении единого рынка лиц стало вступление в силу в 1995 г. Шенгенского соглашения.

Еще один сегмент единого рынка – рынок капитала – создавался с 1990г. в рамках самостоятельной программы. Он предусматривает свободное перемещение капитала, либерализацию операций с ценными бумагами, свободное открытие банковских счетов в любой стране ЕС, право на создание компаний в разных странах ЕС, оказание финансовых услуг в евро и национальных валютах стран, не входящих в зону «евро». Одна из основных проблем в рамках функционирования единого рынка капитала – сохранение административных барьеров. Например, для регистрации компании необходимо пройти от 4 процедур в Швеции и Финляндии до 16 процедур во Франции. Другая проблема связана с антимонопольным законодательством, требующим от компаний устанавливать фиксированные цены на продукцию. Но на практике эта мера нереальна.

По оценкам ЕК, 20-летнее функционирование единого внутреннего рынка дало такие экономические преимущества странам, как прирост ВВП на 1,8%-ых пункта в среднем ежегодно; повышение конкурентоспособности европейских компаний (доля экспорта в ВВП возросла почти в два раза с 6,9% в 1992г. до 11,2% в 2010г.); повышение инвестиционной привлекательности ЕС (нетто-приток ПИИ увеличился более чем в 2 раза); снизились цены на товары и услуги связи (на внутренние звонки на 50% и на международные звонки на 40%); создано 2,5 млн.новых рабочих мест; возросли миграционные потоки внутри ЕС (по оценкам, более 15 млн человек переехали в другие страны-члены на работу и на постоянное местожительство после выхода на пенсию). Сохраняющиеся проблемы на пути свободного перемещения четырех факторов, в том числе барьеры в отдельных сферах и разноскоростное достижение целей негативно сказываются на интеграции национальных рынков в единый внутренний рынок и на эффективности его функционирования.

 

6…. общая внешняя политика и политика безопасности (сокр. ОВПБ; англ. Common Foreign and Security Policy, сокр. англ. CFSP)

Интеграция в области ОВПБ шла со значительными трудностями. Первая попытка интеграции была предпринята в начале 1952 года, когда Франция, ФРГ, Италия и Бельгия, Нидерланды, Люксембург подписали договор об учреждении Европейского Оборонительного сообщества (ЕОС). Однако парламент Франции заблокировал создание ЕОС. Интеграция стала развиваться в направлении от экономики к политике.

В 1974 году был учреждён Европейский совет на уровне глав государств и правительств, принявший рекомендацию об учреждении Политического союза. Переговоры и консультации об учреждении Политического союза натолкнулись на традиционное противостояние защитников прерогатив национальных государств и сторонников наднациональности, также многие страны выступали против дублирования функций НАТО.

В Милане в 1985 году Канцлер ФРГ Коль и президент Франции Миттеран выдвинули совместный проект Договора о Европейском союзе, предусматривавший проведение согласованной внешней и оборонной политики.

В июне 1992 года на совещании в Бонне страны ЗЕС приняли «Петерсбергскую декларацию», касавшуюся отношений между ЗЕС, ЕС и НАТО. Декларация предусматривала расширение функций ЗЕС. Он должен был не только гарантировать оборону территорий стран-участниц, но и освоить проведение гуманитарных и спасательных операций, миротворческих миссий, а также выполнение задач по управлению кризисами, включая понуждение к миру в интересах всего ЕС и во взаимодействии с НАТО. В последующем ЗЕС бы включен в ЕС по Амстердамскому договору.

Маастрихтский договор 1993 г. впервые ввел понятие трех опор ЕС. Второй опорой является формирование Общей внешней политики и политики безопасности, в договоре провозглашаются следующие принципы:

1. защита общих ценностей в соответствии с Уставом ООН;

2. усиление безопасности ЕС;

3. сохранение мира и международной безопасности;

4. повышение единоличной роли ЕС в определении единой внешней политики;

5. создание Подразделения по планированию новой политики и раннему предупреждению с целью анализа международных событий и выработке решений;

6. введение поста Верховного представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.

ОВПБ стала новым направлением деятельности ЕС, развивающим опыт «европейского политического сотрудничества» и предусматривающим согласование и осуществление странами ЕС совместных внешнеполитических действий на основе единогласно принятых решений.

Амстердамский договор (1997 года) реформировал ОВПБ с целью повышения эффективности ее функционирования. Были предусмотрены следующие институциональные новации: — «Общая Стратегия», возможность «конструктивного воздержания» от участия во внешнеполитических акциях, должность Верховного Представителя по ОВПБ и дополнительный аппарат внешнеполитического планирования в составе Генерального Секретариата Совета ЕС, а также положение о постепенном включении Западноевропейского союза и подчинённых ему органов в общую систему институтов ЕС.

Поворотным пунктом в решении вопроса об интеграции в ОВПБ стала встреча Ширака и Блэра в Сан-Мало в декабре 1998 г. Была сформулирована цель — обеспечить Евросоюзу военные возможности для выполнения так называемых «Петерсбергских миссий»

В июне 1999 года на саммите в Кельне страны ЕС приняли решение об углублении ВП координации и переходе к проведению общей политики в области безопасности и обороны (ОЕПБО). Выработку и проведение этой политики вменили в обязанность верховному представителю ЕС по вопросам ВП и безопасности, на этот пост был назначен бывший генсекретарь НАТО Хавьер Солана. В руках верховного представителя стали концентрироваться полномочия, связанные с представительством полит. и военно-полит. интересов ЕС в отношениях с внешними партнерами.

Однако интеграция в ЕС в области взаимоотношений с внешним миром осуществляется прежде всего через межправительственную координацию и в гораздо меньшей мере — посредством делегирования полномочий на уровень интеграционного объединения. Сфера ВП остается довольно чувствительной, и государства весьма осторожны в том, что касается отказа от своих прав и возможностей в этой области. В результате из-за несовпадения ВП ориентиров и приоритетов стран-участниц «единая ВП» нередко оказывается невозможной даже на основе согласования позиций.

На саммите ЕС в Хельсинки (декабрь 1999) было решено создать к 2003 г. потенциал, позволяющий в двухмесячный срок развернуть военный контингент численностью 60 тыс. человек («корпус быстрого развертывания»), способный к самостоятельным действиям по выполнению всего спектра «Петерсбергских миссий».

С 2000 года функционируют новые структуры ЕС — Комитет по политике и безопасности (для согласований по ВП и военным вопросам) и Военный комитет (в составе начальников главных военных штабов стран-участниц)

Лиссабонский договор 2009 г. расширил сферу полномочий в области внешней и оборонной политики ЕС. Был введен пост представителя ЕС в области внешней и оборонной политики.

 

7….. Экономический и валютный союз (ЭВС; ЕМU; Есоnоmic аnd Моnetaгу union) – высшая форма экономической интеграции государств-членов Европейского Союза. Учреждён в 1992 г. Маастрихтским договором о Европейском Союзе, осуществляется в рамках Европейского сообщества. ЭВС состоит из двух компонентов – экономического и валютного. Основой экономического компонента ЭВС является внутренний рынок, на котором в полном объеме действуют свободы передвижения товаров, услуг, лиц, капиталов и платежей, а также свобода учреждения. Другой составляющей экономического компонента ЭВС является координация экономических политик государств-членов Европейского Союза. Это предполагает не только простую координацию экономических политик, но и жесткий контроль со стороны институтов Союза за размером бюджетного дефицита государств-членов, а также за платежным балансом этих государств. Кроме того, государствам-членам запрещается получать льготное кредитование со стороны центральных банков таких государств, а также осуществлять целый ряд кредитных операций с центральными банками, включая овердрафты. Кроме того, в рамках экономического компонента ЭВС государства-члены и институты Союза определяют общие цели, в соответствии с которыми и должны определяться и координироваться экономические политики государств-членов.

Общие положения, определяющие правовое положение Экономического и валютного союза мы можем найти в разделе 1 Договора об учреждении Европейского сообщества 1957 г. («Принципы»). Особо важную роль играет ст. 4, которая определяет все основные составляющие Экономического и валютного союза. Так пункт 1 этой статьи посвящен «экономическому» компоненту экономического и валютного союза и определяет принцип свободной рыночной экономики со свободной конкуренцией, которыми должна руководствоваться экономическая политика Союза, а также те основы, на которых она должна базироваться. Таких основ три: 1) тесная координация экономических политик государств-членов; 2) внутренний рынок; 3) определение общих целей экономических политик государств-членов.

П. 2 ст. 4 Договора об учреждении Европейского сообщества определяет, «валютный» компонент Экономического и валютного союза, сразу же подчиняя его экономической политике Европейского Союза. Он определяет, что «валютный» компонент состоит из единой валюты, определения и проведения одной валютной политики и единой политики обменных курсов. При этом основной целью этих политик является поддержание стабильности цен, т.е. стабильность валюты и отсутствие инфляции. Только в той степени, в которой это не будет противоречить поддержанию стабильности цен, эти политики должны также поддерживать общие экономические политики Союза.

П. 3 ст. 4 Договора об учреждении Европейского сообщества определяет основополагающие принципы, которым должна соответствовать деятельность Сообщества в рамках Экономического и валютного союза. Ими являются: 1) стабильность цен, то есть либо отсутствие инфляции, либо поддержание инфляции и минимальных пределах; 2) платежеспособные государственные финансовые и валютные условия; и 3) устойчивый платежный баланс. Второй и третий принципы означают обязанность государств-членов Европейского Союза воздерживаться от чрезмерного бюджетного дефицита.

Валютным компонентом ЭВС является единая валюта евро, на который перешли 12 государств-членов Европейского Союза. Существование единой валюты повлекло к созданию специального институционального механизма для управления ею – Европейской системы центральных банков, которую возглавляет Европейский центральный банк. Именно этот орган принимает и осуществляет единую валютную политику на территории всех государств-членов, перешедших на евро. Курсы валют государств-членов, не перешедших на евро, привязаны к евро в рамках Механизмом обменных курсов II.

Для того, чтобы перейти на единую валюту, государства-члены должны соответствовать четырем критериям сближения, которые предусмотрены в ст. 121 Договора о Европейском сообществе и в специальном Протоколе к этому договору. Эти критерии таковы:

1. Критерий достижения высокого уровня стабильности цен, означает, что показатель цен государства-члена, характеризующий долговременный средний темп инфляции наблюдаемый в течение года, не превышает более, чем на 1,5%, такой же показатель у трех государств-членов с наименьшим показателем.

2. Критерий защищенности финансового положения правительства означает, что соответствующее государство-член не обладает на данный момент чрезмерным бюджетным дефицитом, то есть против него не возбуждена процедура чрезмерного бюджетного дефицита.

3. Критерий нормального участия в Механизме обменных курсов за последние два года. Это означает, что государство-член, не прилагало особых усилий для участия в этом механизме. В частности, не предпринимало девальвации своей валюты в отношении валюты любого другого государства-члена (в том числе на двусторонней основе).

4. Критерий сближения, достигнутого государством-членом и его участия в Механизме обменных курсов, отраженный в уровне долгосрочных процентных ставок что означает, что в течение года государство-член имело среднюю номинальную величину долгосрочной процентной ставки, не превышающую более, чем на 2% этот же показатель у государств с наибольшим уровнем стабильности цен.

Кроме того, необходимо, чтобы законодательство такого государства-члена, регулирующее правовое положение его центрального банка соответствовало Договору о Европейском сообществе и Статуту Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка.

8…. ОБЩАЯ ПОЛИТИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Рассматриваются возможные теоретические объяснения феномена Общей политики безопасности и обороны Европейского союза через призму теорий европейской интеграции, а также традиционных и альтернативных теорий международных отношений. Делается вывод о том, что ни одна из существующих школ не обладает достаточной убедительностью, и научные исследования нуждаются в интегративном подходе.
Ключевые слова: теория, интеграция, Европейский союз, политика безопасности и обороны.
7 февраля 1992 г. двенадцать стран-членов Европейского экономического сообщества (ЕЭС) подписали в Маастрихте Договор о Европейском союзе (ЕС), который вывел запущенный в 1950-е гг. процесс европейской интеграции на качественно новый уровень, подразумевавший создание не только экономического и валютного союза, но и политического. В том числе были заложены правовые основания для Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ), выступавшей в качестве «второй опоры» ЕС. В 1999 г. ОВПБ была дополнена Европейской политикой безопасности и обороны (ЕПБО); в 2003 г. была принята Европейская стратегия безопасности; 1 декабря 2009 г. вступил в силу Лиссабонский договор, согласно которому ЕПБО была переименована в Общую политику безопасности и обороны (ОПБО), вводилась должность Высокого представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности и Европейская служба внешнего действия, а сам ЕС наделялся правосубъектностью [1]. За последние девятнадцать лет страны ЕС преуспели не только в институциональном оформлении военнополитической интеграции, но и ее практическом измерении: на сегодняшний день ЕС провел 25 миссий в Европе, Азии и Африке, из них восемь военных и тринадцать текущих [2]. Неудивительно, что ОПБО стала объектом повышенного внимания исследователей со всего мира: в течение последних одиннадцати лет с каждым годом выходит все больше политологических работ по тем или иным аспектам ОПБО на английском [3. P. 4], немецком [4], французском, русском и др. языках. Однако нельзя не отметить, что их подавляющая часть является дескриптивной по отношению к предмету изучения либо носит характер эмпирических исследований конкретных внешнеполитических действий либо бездействия ЕС, а некоторые и вовсе не отвечают критериям научного творчества [5. S. 17].
Причины такого положения кроются в том, что сама ОПБО представляет собой политический феномен: если частичная, ни к чему не обязывающая координация внешней политики имела место в рамках Европейского полити-
ческого сотрудничества (ЕПС) в 1970-1980-е гг., то интеграция, охватывающая к тому же политику безопасности и обороны, стала

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...