Расширения Восточного блока
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ИСТОРИЯ ЕС
22. Люксембургский саммит ЕС……………………………………………………………? 23. Встреча глав государств ЕС в Ницце в 2000 г. 24. Лакенский /2001 г./ саммит ЕС. 25. Европейский Союз и Польша. 26. Варианты будущего ЕС – расширенный, интегрированный, кооперированный……….?
1. В послевоенном развитии Западной Европы большую роль играет интеграция, идея которой получила распространение еще в прошлом веке. Но прежде, чем она начала воплощаться в жизнь, народам Европы пришлось пережить две мировые войны. В 1948 г. была создана Организация Европейского сотрудничества. Она занималась координацией вопросов, связанных с помощью, поступающей из США по «плану Маршалла». Дальнейшим шагом было учреждение в этом же году таможенного союза БЕНИЛЮКС, куда вошли Бельгия, Нидерланды и Люксембург. В 1949 г. был основан Совет Европы. Так создавались основы и новые формы международного экономического и политического сотрудничества. Новую страницу в интеграционных процессах в Европе открыл план создания Европейского объединения угля и стали, обнародованный Р.Шуманом 9 мая 1950 г. «План Шумана» предусматривал заключение договора с целью установления международного контроля над ключевыми отраслями военной промышленности. Договор должен был быть обязательным для его участников. Это ставило определенные преграды для резкого наращивания производства вооружений с целью подготовки к войне. Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург выразили желание присоединиться к плану.
2 ….. 1 этап (1951г.- 1957г.). 18 апр 1951г. в Париже - Договор об учреждении ЕОУС(Бельгия, ФРГ, Голландия, Италия, Люксембург, Франция).
3. Видя, как растет напряженность между Францией и Германией по поводу Саара, а Совет Европы терпит поражение, Робер Шуман под влиянием Жана Монне, тогдашнего верховного комиссара по вопросам объединения Германии, решил предложить новый подход. 9 мая 1950 он опубликовал важный меморандум. Вместо «институциональной» интеграции Европы путем внедрения комплексной политики он предложил осуществлять отдельные «конкретные меры, которые предусматривали вначале достижение фактической солидарности» и в конце привели бы к ликвидации возрастных споров между Францией и Германией. Его план состоял в том, чтобы «отдать под общий высший орган управления, открыт для участия в нем других стран, все производство стали и добыча угля во Франции и Германии». «Солидарность, которая возникнет в процессе совместного производства, сделает войну между Францией и Германией не только немыслимой, но и невозможной физически». Чтобы достичь этого, нужно создать наднациональный высший орган управления, призванный модернизировать производство, создать равные условия для угля и стали на общем рынке, развивать общий экспорт, уравнять «в процессе развития» условия жизни рабочих. На статус Германии не будет подвергнется ни покушения. Эти предложения с энтузиазмом встретили в США и резко раскритиковали в СССР. В Англии провели совещание по вопросу о проекте Шумана и решили отказаться от участия в во-подготовительных работе (2 июня), поскольку Робер Шуман потребовал принятия проекта в принципе еще до обсуждения предложенных методов; бесспорно, французский министр хотел предотвратить то, чтобы его проект после всевозможных обработок, сглаживание, смягчение был сведен на нет. 12 июня лейбористская партия издала брошюру под названием «Европейское единство», в которой она категорически отказывалась уступить любой долей национального суверенитета. План Шумана прежде преследовал политические цели, но в нем поднимался целый комплекс экономических проблем, которые мы здесь не будем. Шесть государств: Франция, Германия, Италия и страны Бенилюкса, - после подписания совместного коммюнике начали переговоры. Отказ британцев создавала для Франции опасность, которую четко осознавали различные круги французского общества, а именно риск того, что в противостоянии Германии и Франции первая получит возможность восстановить постепенно свою гегемонию в Европе. Этот проект вызвал возражения и со стороны социалистов, которые боялись, что он будет способствовать возрождению трестов и картелей. 12 июня 1950 Робер Шуман открыл совещание шести стран. Мы не будем углубляться в детали этих дискуссий, разгорелись с новой силой в связи с началом войны в Корее, а Соединенные Штаты все время поощряли их. К 19 марта договор был парафирован, а 18 апреля - подписан. Франция подписала его и от имени Саара, который из-за оппозиции Германии не был включен в него как седьмая государство. В обмене письмами между Шуманом и Аденауэром отмечалось, что эта подпись не означает признания Германией настоящего статуса Саара. Европейское объединение угля и стали состояло из 4 органов:, 1. Высшее руководство, в состав которого входили девять членов, назначаемых на шесть лет. Восемь из них - по общему согласию, а девятый имел кооптуватися другими восемью. В его состав не могли входить более двух члена от одной страны. Этот орган выносил постановления и давал рекомендации, не подменяя собой учреждений, должны были реализовать его определения и имели свое собственное руководство. 2. Совет министров, где каждое правительство был представлен одним из членов, ее цель - координировать деятельность Высшего руководства с деятельностью правительств. 3. Ассамблея объединения состояла из семидесяти восьми членов, из которых 18 - представители Франции1, 18 - Германии, 18 - Италии, 10 - Бельгии, 10 - Нидерландов, 4 - Люксембурга, они избирались парламентами их стран путем общих выборов. Ассамблея должна осуществлять демократический контроль над Высшим руководством, она могла сместить его, если к нему будет выражено недоверие, и за это будет подано две трети голосов. 4. Суд, в состав которого входили 7 судей, они назначались по общему согласию на срок шесть лет. По предложению Бельгии договор предусматривал коррекцию экономических мер выравнивания потребительских цен на аналогичные товары из разных стран, которая должна действовать в течение пяти лет. Франция признала, что «Международная администрация Рура» должна быть ликвидирована, и в этом ее поддержали Англия и США. 31 октября 1951 этот план был ратифицирован Нидерландами, 11 декабря 1951 - Национальным собранием Франции (376 голосов 240) и в январе 1952 г. - Бундестаг (232 голоса против 143). 4…… 5… В 1985 г. Европейская комиссия разработала программу ликвидации нетарифных барьеров во взаимной торговле стран ЕС, известную как Белая книга. Спустя год в Едином Европейском акте (1986г.) утверждена программа формирования единого внутреннего рынка с 1 января 1993 г. Главная цельединного внутреннего рынка повышение уровня конкурентоспособности европейской продукции в рамках создании более крупного потребительского рынка со свободным перемещением четырех факторов – товаров, услуг, лиц и капитала. В ЕС был создан таможенный союз с 1 июля 1968 г. на основе ликвидации таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле и проведения общей внешнеторговой политики в рамках единого внешнего тарифа. В целях ликвидации сохранявшихся нетарифных барьеров намечено (1) ликвидировать физические барьеры (перенести таможенные посты с внутренних на внешние границы ЕС, упростить таможенные формальности); (2) гармонизировать технические барьеры (на основе внедрения новых стандартов и принципа взаимного признания стандартов и сертификатов качества на продукцию, произведенную с учетом общеевропейских стандартов, имеющую маркировку CE и прошедшую испытание в национальной лаборатории качества); (3) гармонизировать фискальные барьеры (переход с 1997г. на единую минимальную ставку НДС в 15% на большинство товаров). Основные проблемы, сохраняющиеся на пути свободного перемещения товаров, - разрозненность национальных налоговых систем; административные барьеры на пути взаимного признания стандартов и прочих норм. Единый рынок услуг создавался на тех же принципах, как и рынок товаров, т.е. гармонизации национальных правил и принципа взаимного признания. В отношении новых видов услуг (информационные и телекоммуникационные) ужесточен надзорный контроль национальных органов. Исключения были сделаны в отношении телефонной связи и почтовых услуг, регулирование которыми ведется на основе национальных норм. Либерализация рынка услуг проходила более медленными темпами по сравнению с рынком товаров, в том числе рынков финансовых и транспортных услуг, в которых сохраняется разрозненность национальных сегментов. Единый рынок лиц означает свободное перемещение рабочей силы в поисках и устройстве на работу в другом государстве, перемещение лиц в пределах границ ЕС. С правовой точки зрения таких препятствий нет. Вместе с тем, сохраняется неполная гармонизация норм в отношении требований к уровню подготовки специалистов, к документам об образовании, норм медицинского страхования, пенсионного обеспечения и др. Важным этапом в становлении единого рынка лиц стало вступление в силу в 1995 г. Шенгенского соглашения. Еще один сегмент единого рынка – рынок капитала – создавался с 1990г. в рамках самостоятельной программы. Он предусматривает свободное перемещение капитала, либерализацию операций с ценными бумагами, свободное открытие банковских счетов в любой стране ЕС, право на создание компаний в разных странах ЕС, оказание финансовых услуг в евро и национальных валютах стран, не входящих в зону «евро». Одна из основных проблем в рамках функционирования единого рынка капитала – сохранение административных барьеров. Например, для регистрации компании необходимо пройти от 4 процедур в Швеции и Финляндии до 16 процедур во Франции. Другая проблема связана с антимонопольным законодательством, требующим от компаний устанавливать фиксированные цены на продукцию. Но на практике эта мера нереальна. По оценкам ЕК, 20-летнее функционирование единого внутреннего рынка дало такие экономические преимущества странам, как прирост ВВП на 1,8%-ых пункта в среднем ежегодно; повышение конкурентоспособности европейских компаний (доля экспорта в ВВП возросла почти в два раза с 6,9% в 1992г. до 11,2% в 2010г.); повышение инвестиционной привлекательности ЕС (нетто-приток ПИИ увеличился более чем в 2 раза); снизились цены на товары и услуги связи (на внутренние звонки на 50% и на международные звонки на 40%); создано 2,5 млн.новых рабочих мест; возросли миграционные потоки внутри ЕС (по оценкам, более 15 млн человек переехали в другие страны-члены на работу и на постоянное местожительство после выхода на пенсию). Сохраняющиеся проблемы на пути свободного перемещения четырех факторов, в том числе барьеры в отдельных сферах и разноскоростное достижение целей негативно сказываются на интеграции национальных рынков в единый внутренний рынок и на эффективности его функционирования.
6…. общая внешняя политика и политика безопасности (сокр. ОВПБ; англ. Common Foreign and Security Policy, сокр. англ. CFSP) Интеграция в области ОВПБ шла со значительными трудностями. Первая попытка интеграции была предпринята в начале 1952 года, когда Франция, ФРГ, Италия и Бельгия, Нидерланды, Люксембург подписали договор об учреждении Европейского Оборонительного сообщества (ЕОС). Однако парламент Франции заблокировал создание ЕОС. Интеграция стала развиваться в направлении от экономики к политике. В 1974 году был учреждён Европейский совет на уровне глав государств и правительств, принявший рекомендацию об учреждении Политического союза. Переговоры и консультации об учреждении Политического союза натолкнулись на традиционное противостояние защитников прерогатив национальных государств и сторонников наднациональности, также многие страны выступали против дублирования функций НАТО. В Милане в 1985 году Канцлер ФРГ Коль и президент Франции Миттеран выдвинули совместный проект Договора о Европейском союзе, предусматривавший проведение согласованной внешней и оборонной политики. В июне 1992 года на совещании в Бонне страны ЗЕС приняли «Петерсбергскую декларацию», касавшуюся отношений между ЗЕС, ЕС и НАТО. Декларация предусматривала расширение функций ЗЕС. Он должен был не только гарантировать оборону территорий стран-участниц, но и освоить проведение гуманитарных и спасательных операций, миротворческих миссий, а также выполнение задач по управлению кризисами, включая понуждение к миру в интересах всего ЕС и во взаимодействии с НАТО. В последующем ЗЕС бы включен в ЕС по Амстердамскому договору. Маастрихтский договор 1993 г. впервые ввел понятие трех опор ЕС. Второй опорой является формирование Общей внешней политики и политики безопасности, в договоре провозглашаются следующие принципы: 1. защита общих ценностей в соответствии с Уставом ООН; 2. усиление безопасности ЕС; 3. сохранение мира и международной безопасности; 4. повышение единоличной роли ЕС в определении единой внешней политики; 5. создание Подразделения по планированию новой политики и раннему предупреждению с целью анализа международных событий и выработке решений; 6. введение поста Верховного представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности. ОВПБ стала новым направлением деятельности ЕС, развивающим опыт «европейского политического сотрудничества» и предусматривающим согласование и осуществление странами ЕС совместных внешнеполитических действий на основе единогласно принятых решений. Амстердамский договор (1997 года) реформировал ОВПБ с целью повышения эффективности ее функционирования. Были предусмотрены следующие институциональные новации: — «Общая Стратегия», возможность «конструктивного воздержания» от участия во внешнеполитических акциях, должность Верховного Представителя по ОВПБ и дополнительный аппарат внешнеполитического планирования в составе Генерального Секретариата Совета ЕС, а также положение о постепенном включении Западноевропейского союза и подчинённых ему органов в общую систему институтов ЕС. Поворотным пунктом в решении вопроса об интеграции в ОВПБ стала встреча Ширака и Блэра в Сан-Мало в декабре 1998 г. Была сформулирована цель — обеспечить Евросоюзу военные возможности для выполнения так называемых «Петерсбергских миссий» В июне 1999 года на саммите в Кельне страны ЕС приняли решение об углублении ВП координации и переходе к проведению общей политики в области безопасности и обороны (ОЕПБО). Выработку и проведение этой политики вменили в обязанность верховному представителю ЕС по вопросам ВП и безопасности, на этот пост был назначен бывший генсекретарь НАТО Хавьер Солана. В руках верховного представителя стали концентрироваться полномочия, связанные с представительством полит. и военно-полит. интересов ЕС в отношениях с внешними партнерами. Однако интеграция в ЕС в области взаимоотношений с внешним миром осуществляется прежде всего через межправительственную координацию и в гораздо меньшей мере — посредством делегирования полномочий на уровень интеграционного объединения. Сфера ВП остается довольно чувствительной, и государства весьма осторожны в том, что касается отказа от своих прав и возможностей в этой области. В результате из-за несовпадения ВП ориентиров и приоритетов стран-участниц «единая ВП» нередко оказывается невозможной даже на основе согласования позиций. На саммите ЕС в Хельсинки (декабрь 1999) было решено создать к 2003 г. потенциал, позволяющий в двухмесячный срок развернуть военный контингент численностью 60 тыс. человек («корпус быстрого развертывания»), способный к самостоятельным действиям по выполнению всего спектра «Петерсбергских миссий». С 2000 года функционируют новые структуры ЕС — Комитет по политике и безопасности (для согласований по ВП и военным вопросам) и Военный комитет (в составе начальников главных военных штабов стран-участниц) Лиссабонский договор 2009 г. расширил сферу полномочий в области внешней и оборонной политики ЕС. Был введен пост представителя ЕС в области внешней и оборонной политики.
7….. Экономический и валютный союз (ЭВС; ЕМU; Есоnоmic аnd Моnetaгу union) – высшая форма экономической интеграции государств-членов Европейского Союза. Учреждён в 1992 г. Маастрихтским договором о Европейском Союзе, осуществляется в рамках Европейского сообщества. ЭВС состоит из двух компонентов – экономического и валютного. Основой экономического компонента ЭВС является внутренний рынок, на котором в полном объеме действуют свободы передвижения товаров, услуг, лиц, капиталов и платежей, а также свобода учреждения. Другой составляющей экономического компонента ЭВС является координация экономических политик государств-членов Европейского Союза. Это предполагает не только простую координацию экономических политик, но и жесткий контроль со стороны институтов Союза за размером бюджетного дефицита государств-членов, а также за платежным балансом этих государств. Кроме того, государствам-членам запрещается получать льготное кредитование со стороны центральных банков таких государств, а также осуществлять целый ряд кредитных операций с центральными банками, включая овердрафты. Кроме того, в рамках экономического компонента ЭВС государства-члены и институты Союза определяют общие цели, в соответствии с которыми и должны определяться и координироваться экономические политики государств-членов. Общие положения, определяющие правовое положение Экономического и валютного союза мы можем найти в разделе 1 Договора об учреждении Европейского сообщества 1957 г. («Принципы»). Особо важную роль играет ст. 4, которая определяет все основные составляющие Экономического и валютного союза. Так пункт 1 этой статьи посвящен «экономическому» компоненту экономического и валютного союза и определяет принцип свободной рыночной экономики со свободной конкуренцией, которыми должна руководствоваться экономическая политика Союза, а также те основы, на которых она должна базироваться. Таких основ три: 1) тесная координация экономических политик государств-членов; 2) внутренний рынок; 3) определение общих целей экономических политик государств-членов. П. 2 ст. 4 Договора об учреждении Европейского сообщества определяет, «валютный» компонент Экономического и валютного союза, сразу же подчиняя его экономической политике Европейского Союза. Он определяет, что «валютный» компонент состоит из единой валюты, определения и проведения одной валютной политики и единой политики обменных курсов. При этом основной целью этих политик является поддержание стабильности цен, т.е. стабильность валюты и отсутствие инфляции. Только в той степени, в которой это не будет противоречить поддержанию стабильности цен, эти политики должны также поддерживать общие экономические политики Союза. П. 3 ст. 4 Договора об учреждении Европейского сообщества определяет основополагающие принципы, которым должна соответствовать деятельность Сообщества в рамках Экономического и валютного союза. Ими являются: 1) стабильность цен, то есть либо отсутствие инфляции, либо поддержание инфляции и минимальных пределах; 2) платежеспособные государственные финансовые и валютные условия; и 3) устойчивый платежный баланс. Второй и третий принципы означают обязанность государств-членов Европейского Союза воздерживаться от чрезмерного бюджетного дефицита. Валютным компонентом ЭВС является единая валюта евро, на который перешли 12 государств-членов Европейского Союза. Существование единой валюты повлекло к созданию специального институционального механизма для управления ею – Европейской системы центральных банков, которую возглавляет Европейский центральный банк. Именно этот орган принимает и осуществляет единую валютную политику на территории всех государств-членов, перешедших на евро. Курсы валют государств-членов, не перешедших на евро, привязаны к евро в рамках Механизмом обменных курсов II. Для того, чтобы перейти на единую валюту, государства-члены должны соответствовать четырем критериям сближения, которые предусмотрены в ст. 121 Договора о Европейском сообществе и в специальном Протоколе к этому договору. Эти критерии таковы: 1. Критерий достижения высокого уровня стабильности цен, означает, что показатель цен государства-члена, характеризующий долговременный средний темп инфляции наблюдаемый в течение года, не превышает более, чем на 1,5%, такой же показатель у трех государств-членов с наименьшим показателем. 2. Критерий защищенности финансового положения правительства означает, что соответствующее государство-член не обладает на данный момент чрезмерным бюджетным дефицитом, то есть против него не возбуждена процедура чрезмерного бюджетного дефицита. 3. Критерий нормального участия в Механизме обменных курсов за последние два года. Это означает, что государство-член, не прилагало особых усилий для участия в этом механизме. В частности, не предпринимало девальвации своей валюты в отношении валюты любого другого государства-члена (в том числе на двусторонней основе). 4. Критерий сближения, достигнутого государством-членом и его участия в Механизме обменных курсов, отраженный в уровне долгосрочных процентных ставок что означает, что в течение года государство-член имело среднюю номинальную величину долгосрочной процентной ставки, не превышающую более, чем на 2% этот же показатель у государств с наибольшим уровнем стабильности цен. Кроме того, необходимо, чтобы законодательство такого государства-члена, регулирующее правовое положение его центрального банка соответствовало Договору о Европейском сообществе и Статуту Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка. 8…. ОБЩАЯ ПОЛИТИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|