Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И особенности мыслительной деятельности




В норме оба полушария работают в тесном взаимодействии, дополняя друг друга. Различие между левым и правым полушария­ми можно выявить, не прибегая к хирургическому вмешательству ~ рассечению комиссур, связывающих оба полушария. Для этого может быть использован метод ^наркоза полушарий». Он был со­здан в клинике для выявления полушария с речевыми функциями, По этому методу в сонную артерию на одной стороне шеи вводят тонкую трубку для последующего введения раствора барбитуратов (амиталнатрия). В связи с тем что каждая сонная артерия снабжает кровью лишь одно полушарие, снотворное, введенное в нее, по­падает в одно полушарие и оказывает на него наркотическое дей­ствие. Во время теста больной лежит на спине с поднятыми рука­ми и считает от 100 в обратном порядке. Через несколько секунд после введения наркотика можно видеть, как бессильно падает одна рука пациента, противоположная стороне инъекции. Затем наблюдается нарушение в счете. Если вещество попадает в речевое полушарие, остановка счета в зависимости от введенной дозы длит­ся 2—5 мин, если в другое полушарие, задержка составляет всего

несколько секунд. Таким образом, применение этого метода дает возможность на время выключать любое полушарие и исследовать изолированную работу оставшегося.

Использование методик, с помощью которых можно избира­тельно воздействовать только на одно полушарие, позволило исследователям продемонстрировать значительные различия в ум­ственных способностях двух полушарий. Полагают, что левое по­лушарие участвует в основном в аналитических процессах; это полушарие — база для логического мышления. Преимущественно оно обеспечивает речевую деятельность — ее понимание и постро­ение, работу со словесными символами. Обработка входных сигна­лов осуществляется в нем, по-видимому, последовательно. Правое полушарие обеспечивает конкретно-образное мышление и имеет дело с невербальным материалом, отвечая за определенные навы­ки в обращении с пространственными сигналами, за структурно-пространственные преобразования, способность к зрительному и тактильному распознаванию предметов. Поступающая к нему ин­формация обрабатывается одномоментно и целостным способом.

Правое полушарие лучше, чем левое, справляется с различе­нием ориентации линий, кривизны, многоугольников неправиль­ных очертаний, пространственного расположения зрительных сиг­налов, глубины в стереоскопических изображениях. Однако левое полушарие обнаруживает большие способности в отношении дру­гих аспектов зрительно-пространственного восприятия. Оно лучше дифференцирует нарисованные лица, если они различаются толь­ко одной чертой. Правое полушарие лучше различает их, когда они отличаются не одной, а многими чертами- Предполагают, что левое полушарие превосходит правое, когда задача состоит в вы­явлении немногих четких деталей, а правое доминирует при ин­теграции элементов в сложные конфигурации. Это различие согла­суется с клиническими данными. При патологиях правого полу­шария рисунки больных утрачивают целостность общей конфигурации. При поражении левого полушария основная кон­фигурация объекта обычно воспроизводится, но рисунок обеднен деталями. «Пространственное» правое и «временное» левое полу­шарие вносят каждое важный вклад в большинство видов когни­тивной деятельности. По-видимому, у левого полушария больше возможностей во временной и слуховой областях, а у правого — в пространственной и зрительной.

Следует отметить, что каждое полушарие, функционируя изо­лированно, предпочитает формировать целостное изображение. Это особенно очевидно у больных с «расщепленным мозгом». Когда такому больному, фиксирующему точку на экране, предъявляли


рисунки-химеры (изображения, составленные из половинок двух разных объектов) и спрашивали, что он видит, он называл объект, соответствующий правой части химерного рисунка, проецирую­щейся в левое полушарие. Неудивительно, что он называл правый «полуобъект», так как у подавляющего большинства правшей за речь ответственно левое полушарие. Однако «говорящее» левое полушарие совершенно «не осознавало», что ему предъявляется только половина стимула. Когда же после этого опыта испытуемо­му в условиях свободного зрения (без фиксации определенной точ­ки) предъявляли целые изображения тех же объектов и просили показать, какой из них он видел раньше, он почти всегда выбирал тот предмет, который раньше находился слева и воспринимался правым полушарием (Леви Д., 1995). Не умея «говорить», правое полушарие без слов демонстрировало, что воспринимает полови­ну стимула как целый объект.

Нормальные люди в этих условиях сразу видят необычную, составную природу рисунков. При выполнении других тестов — с абстрактными фигурами, цветовыми стимулами — получены ана­логичные результаты: у человека с «расщепленным мозгом» объект воспринимается одним полушарием и всегда нерасчлененным.

Таким образом, другое полушарие в этих экспериментах ведет себя так, как будто оно «ничего не видит». С каким полушарием это может произойти, зависит от решаемой задачи. При этом не­полнота стимула не означает такой же неполноты восприятия. От­вечающее полушарие (как левое, так и правое) интерпретирует изображение как целое, хотя предъявляется только его половина. Мозг строит модели целостного мира, и когда нет полной инфор­мации, как у больных с «расщепленным мозгом», они создаются на основе интеграции сенсорных данных с информацией, извле­каемой из памяти, со знаниями, которые не позволят объекту рас­щепляться на две половинки.

Существует точка зрения, согласно которой в функциях раз­личных полушарий представлены различные способы познания. Функции левого полушария отождествляются с осознанными, логическими процессами мышления- Функция правого полуша­рия — это интуитивное мышление- По мнению Р. Орнстейна (К. Огп51е1п), сегодня принятая система образования строится исклю­чительно на развитии у детей способностей левого полушария, т.е. языкового и логического мышления, а функции правого полуша­рия специально не развиваются. Невербальному интеллекту не уде­ляется должного внимания.

Интересную гипотезу развивает Д. Кимура (Ютига О., 1992). Исходя из того, что речевая функция левого полушария связана с


движениями ведущей правой руки, она предполагает, что речевая специализация левого полушария является следствием не столько асимметричного развития символических функций, сколько раз­вития определенных двигательных навыков, которые помогают в общении. Язык появился потому, что левое полушарие оказалось приспособленным для некоторых видов двигательной активности.

Связь левого полушария с определенными типами движения хорошо известна в клинике. Рука, соответствующая полушарию с речевым центром (чаще правая), обнаруживает большие способ­ности к тонким движениям, чем рука, связанная с недоминант­ным полушарием. Больные с повреждением левого полушария и без правостороннего паралича тем не менее испытывают затруд­нения в воспроизведении сложной последовательности движений рук и сложных позиций пальцев. У глухонемых поражение левого полушария сопровождается распадом языка жестов, что сходно с распадом речи у нормально говорящих людей.

Д. Кимура полагает, что в эволюционном плане именно разви­тие руки как органа языка жестов, ее манипулятивных способно­стей и привело к формированию особых функций левого полуша­рия. Способность руки к тонким манипуляциям была передана ар­тикуляционным органам. В ее коммуникативной теории развития речи ведущая роль принадлежит не звуковым сигналам, а вырази­тельным жестам.

Стремление понять, в чем состоит своеобразие взаимоотноше­ний двух половин мозга в процессе творческой деятельности, побудило ученых к изучению особенностей организации полуша­рий у людей искусства. Была высказана гипотеза о повышенной способности творческих личностей к интеграции функций обоих полушарий (Леви Д., 1995). Исследования действительно подтвер­дили, что для обычных людей характерна более строгая латерали-зация функций полушарий при большей их билатеральности у художников. У художников-профессионалов на протяжении их творческой жизни каждая половина мозга (а не только правая) развивает структуры, формы и методы, необходимые для художе­ственного творчества. Поэтому в случае повреждения одного из полушарий в зрелом возрасте второе сохраняет как свои врожден­ные художественные способности, так и приобретенные на осно­ве взаимодействия с другим полушарием.

Исследование музыкантов тоже наводит на мысль о более дву­стороннем представительстве у них функций, важных для музы­кальных способностей, по сравнению с не столь одаренными людьми. Восприятие мелодии включает образное представление громкости и высоты тонов, специфического звучания аккордов,


темпа и ритма. Доминирование того или другого полушария зави­сит от того, какому аспекту мелодии уделяется больше внимания. Так, хорошо знакомые мелодии могут кодироваться в виде цело­стного образа (гештальта), тогда как незнакомые мелодии требуют аналитического подхода. Установлено, что локализация активации в полушарии при прослушивании музыкальных произведений за­висит от музыкальной грамотности слушателя. Более образован­ные в музыкальном отношении испытуемые, использовавшие аналитическую стратегию и умеющие обнаруживать сходство и различие звуков в аккордах, по данным ПЭТ, показывают боль­шее потребление глюкозы левым полушарием. Улиц, не имеющих музыкального образования, прослушивание музыки усиливало метаболическую активацию (по глюкозе), особенно в теменных и затылочно-височных областях правого полушария.

Вместе с тем у одаренных музыкантов двустороннее предста­вительство музыкальных способностей встречалось чаще, чем обыч­но бывает у менее талантливых музыкантов. Сведения о музыкан­тах с односторонним поражением мозга подтверждают, что у них, так же как у художников, соответствующие способности сохраня­ются лучше, чем у обычных людей. Известны случаи, когда после левостороннего инсульта композиторы продолжали успешно за­ниматься своей профессиональной деятельностью. Русский компо­зитор В.Я. Шебалин успешно сочинял музыку и после левостороннего инсульта, вызвавшего у него тяжелую форму афазии. У обыкновен­ных людей различные аспекты их музыкальных способностей свя­заны с разными полушариями и неодинаково страдают при одно­стороннем поражении мозга. Немузыканты склонны воспринимать мелодии «глобально», т.е. в основном правым полушарием-

Музыканты-профессионалы, по-видимому, различаются меж­ду собой по степени использования способностей правого и лево­го полушарий, однако асимметрия в восприятии тонов, силы зву­ка, аккордов, темпа и ритма у них, похоже, значительно меньше, чем у обычных людей. Накопленный у людей искусства творчес­кий опыт усиливает структурно-функциональное сходство и вза­имодействие их полушарий.

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ

И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

Поведенческие, неврологические и биохимические исследова­ния проливают свет на те процессы, которые порождают половые различия в организации мозга. Половые гормоны начинают влиять на мозг в таком раннем возрасте, что реакция на воздействие внеш-


ней среды по-разному смонтированного мозга у мальчиков и де­вочек существенно различается почти сразу после рождения. Вли­яние пола на интеллектуальные функции проявляется скорее в характере умственных способностей, а не в общем уровне интел­лекта, измеряемого по 10.

Мужчины лучше ориентируются в пути, следуя по какому-либо маршруту. Им требуется меньше времени на запоминание маршру­та, они совершают меньше ошибок. Но после того как маршрут заучен, женщины помнят большее число дорожных ориентиров, чем мужчины. По-видимому, они склонны больше пользоваться наглядными ориентирами и в повседневной жизни.

Мужчины, как правило, лучше, чем женщины, решают про­странственные задачи. Они лучше выполняют тесты, в которых требуется мысленно вращать предмет или каким-либо образом манипулировать им. Они превосходят женщин в тестах, требую­щих математических рассуждений (Кимура Д., 1992). У мужчин обнаруживаются большие способности к формированию точных двигательных навыков прицеливания, метания, перехвата различ­ных снарядов.

Женщины, как правило, превосходят мужчин в быстроте иден­тификации сходных предметов, в арифметическом счете, у них лучше развиты речевые навыки. Женщины быстрее справляются с некоторыми мануальными заданиями, где требуются точность, ювелирность движений.

Поскольку генетический материал у мужчин и женщин, за исключением половых хромосом, одинаков, скорее разное каче­ство умственных способностей у мужчин и женщин отражает раз­личие гормональных влияний на развивающийся мозг. Разделение полов происходит на ранних этапах эмбрионального развития под влиянием эстрогенов (женских половых гормонов) и андрогенов (мужских половых гормонов, главный из которых — тестостерон).

Тестостерон вызывает маскулинизацию, способствует форми­рованию мужских половых органов, а также уже на ранних этапах жизни формирует стереотипы мужского поведения. Половые гор­моны изменяют функционирование мозга только во время крити­ческого периода развития человека. Введение тех же самых гормо­нов в более поздние периоды жизни таких эффектов не вызывает. Лишение новорожденных самцов тестостерона путем кастрации или введение новорожденным самкам андрогенов приводит в зре­лом возрасте к полному изменению специфических для данного пола форм поведения на противоположный. Крысы-самки, кото­рым вводят андрогены, ведут себя как самцы. Они становятся бо­лее агрессивными, склонными к играм с элементами драки, пред-


почитают грубый физический контакт. Кастрированные самцы ве­дут себя, как самки. При этом у них обнаруживают характерную для самок склонность к использованию наглядных ориентиров при выполнении заданий, связанных с пространственным обучением.

Изучение особенностей поведения и способностей девочек, которые в пренатальной или неонатальной жизни подверглись из­быточному воздействию андрогеном (мужским половым гормоном) из-за врожденной гиперплазии надпочечников их матерей, пока­зало, что, взрослея, они проявляли более выраженное мальчико­вое поведение и большую агрессивность. Эффект был необрати­мым и не корректировался медикаментозной терапией. У них, так же как и у мужчин, лучше развиты пространственные функции. Они лучше выполняют тесты на пространственную манипуляцию, вращение предметов. Однако никаких различий в других перцеп­тивных или вербальных тестах, требующих логических рассужде­ний, между двумя группами девочек — с гормональными наруше­ниями и без них — выявлено не было.

Многие ученые полагают, что в основе различия мужского и женского ума лежит менее выраженная у женщин асимметрия полу­шарий по сравнению с мужчинами. У женщин повреждение одного мозгового полушария чаще, чем у мужчин, вызывает меньший де­фект, такая же травма у мужчин сопровождается более выраженны­ми последствиями. Есть данные о том, что задняя часть мозолистого тела у женщин больше. Это должно указывать на более полное взаи­модействие полушарий у женщин по сравнению с мужчинами.

Установлено, что у крыс-самцов кора правого полушария тол­ще левого. Это согласуется с другими данными о том, что раннее влияние мужского полового гормона (андрогена) ведет к подавле­нию роста коры левого полушария.

Наблюдение за эмбрионами человека также показало, что у будущих мальчиков кора правого полушария толще левого. Одна­ко, как вытекает из результатов обследования мужчин и женщин с поврежденным правым полушарием, способность к простран­ственному вращению предметов, которая лучше выражена у муж­чин, не обусловлена половыми функциональными различиями правого полушария. Повреждение правого полушария не вызывало у мужчин более выраженных нарушений пространственного вра­щения, чем у женщин, как это можно было ожидать, если бы такие способности у мужчин определялись большей развитостью правого полушария.

Сходное предположение о более выраженной асимметрии мозга у мужчин высказано и в отношении речи. При этом исходили из того факта, что афазия чаще встречается у мужчин после травмы


левого полушария. На этом основании и было сделано заключе­ние, что у женщин оба полушария принимают большее участие в организации речи. Однако полученные некоторыми авторами дан­ные опровергают это мнение: среди женщин с повреждением пра­вого полушария афазия встречается столь же часто, как и среди мужчин с аналогичной травмой.

Д. Кимура (1992), исследуя нарушения речевых функций у муж­чин и женщин в результате поражений мозга, установила, что у женщин организация речи и связанные с ней двигательные функ­ции локализованы в левой лобной коре.

У мужчин центр с аналогичными функциями находится в зад­них отделах того же полушария. После повреждения лобной части мозга у женщин афазия развивается чаще, чем у мужчин. При по­вреждениях же задних отделов мозга (обычно эта травма встреча­ется чаще, чем поражения в передних отделах) речевые функции женщин страдают реже не потому, что у них менее выражена асим­метрия мозга, а потому, что у них реже подвергается разрушению центр организации речевых движений, локализованный в пере­дних областях мозга. У мужчин же система выбора и программиро­вания речевых движений находится в задних отделах полушария.

По мнению Д. Кимура, специфика левого полушария — это не только программирование и выбор речевых реакций, но и органи­зация сложных движений рта, рук, участвующих в общении лю­дей. Эти функции у женщин представлены в передних областях, а у мужчин — в задних отделах полушария-

У женщин система «праксиса», обеспечивающая выбор надле­жащих движений руки, находится в топографической близости к расположенной сразу же позади нее моторной коре, что может объяснять способность женщин формировать более тонкие двига­тельные навыки. Напротив, у мужчин лучше формируются движе­ния типа прицеливания, т.е. направленные на объекты, находя­щиеся на некотором расстоянии. Для этих навыков необходимо тесное взаимодействие со зрительной системой, локализованной в задних участках полушарий.

По данным Д. Кимура, передняя система контроля моторики женщин выявляется даже в тестах, требующих одновременного участия зрительной информации (построение по зрительной мо­дели фигуры из кубиков). У женщин при выполнении данного те­ста обнаруживаются большие нарушения, когда повреждаются пе­редние, а не задние отделы полушарий. У мужчин наблюдается обратная зависимость.

Хотя функциональная асимметрия мозга, кажется, не влияет на организацию речи и движений, а также на способность к про-


 

странственному вращению, однако похоже, что от нее зависит выполнение некоторых абстрактных вербальных заданий. На вы­полнение теста для оценки словарного запаса у женщин влияли повреждения обоих полушарий, а у мужчин только левого. Други­ми словами, женщины при осмысливании слов в большей степе­ни, чем мужчины, используют оба полушария. В то же время дви­гательные навыки мужчин в меньшей степени зависят от левого полушария, так как среди них чаще встречаются левши. Среди прав­шей женщины отличаются большей праворукостью, чем мужчи­ны: они чаще, чем мужчины, предпочитают пользоваться правой рукой.

Таким образом, асимметрия мозга, связанная с половыми раз­личиями, в зависимости от функции может выражаться в домини­ровании разных полушарий. Поэтому не всегда более «асиммет­ричным» является какой-то один под. Так, у женщин успешное выполнение вербальных заданий связано с активностью доминант­ного левого полушария. То же можно сказать и о большем процен­те среди них праворукости. У мужчин двигательные навыки нахо­дятся в меньшей зависимости от левого полушария.

Как следует из приведенных данных, организация головного мозга у мужчин и женщин с самого раннего возраста идет по раз­ному пути. Эту дифференцировку развития направляют половые гормоны, что и формирует различные когнитивные способности у представителей разного пола. Когнитивные операции сохраняют свою чувствительность к половым гормонам на протяжении всей жизни. Уровень эстрогенов, меняющийся в течение менструально­го цикла, влияет на когнитивные процессы. Высокий уровень этих гормонов сочетается с относительным ухудшением пространствен­ных способностей и улучшением двигательных и артикуляцион­ных навыков. У мужчин существуют сезонные колебания тестосте­рона. При некотором оптимальном его уровне в крови мужчины проявляют максимальную способность к решению пространствен­ных задач. Наилучшие результаты у них отмечаются весной, когда уровень тестостерона ниже.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...