Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физическая культура и массовый спорт




ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И МАССОВЫЙ СПОРТ

 

1. 1 Вовлечение населения в регулярные занятия физической культурой

В соответствии с публичной декларацией задачами на 2021 год являлись:

реализация ФП «Спорт – норма жизни»;

формирование мотивационных основ для вовлечения граждан
в систематические занятия физической культурой и спортом;

развитие физической культуры и спорта среди граждан среднего и старшего возрастов, адаптивной физической культуры и спорта;

принятие Концепции детско-юношеского спорта и реализация межотраслевых программ развития школьного и студенческого спорта;

разработка подпрограммы «Спорт на селе» государственной программы;

реализация межведомственной программы «Плавание для всех»;

увеличение количества граждан, выполнивших нормативы испытаний (тесты) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду
и обороне» (ГТО);

развитие инфраструктуры массового спорта.

 

В 2021 году в рамках исполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии 2030 разработаны и утверждены приказами Минспорта России методические рекомендации:

−  по организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства
и отдыха граждан;

−  по определению численности кадрового состава, обеспечивающего физкультурно-спортивную работу с населением по месту жительства и отдыха граждан;

−  по поддержке и вовлечению работодателей и работников в реализацию спортивных программ на предприятиях в рамках развития корпоративного спорта;

−  для физкультурно-спортивных организаций по осуществлению деятельности, направленной на повышение двигательной активности и уровня физической подготовленности различных категорий населения.

Утверждены:

−  комплекс мер по повышению заинтересованности различных категорий населения к выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), включающего внедрение соревновательных элементов;

−  комплекс мер, направленных на создание и поддержку деятельности школьных и студенческих спортивных клубов, а также обеспечение их участия
в физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых школьными
и студенческими спортивными лигами (совместно с Минпросвещения России, Минобрнауки России);

−  система мер, направленных на создание, функционирование
и стимулирование деятельности адаптивных спортивных школ и центров, а также отделений по адаптивным видам спорта в организациях, осуществляющих спортивную подготовку;

−  план мероприятий по созданию условий для занятий физической культурой и спортом инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов (утвержден совместно с Минтрудом России).

−  комплекс мер по развитию волонтерства в сфере физической культуры
и спорта.

На заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта 10 сентября 2021 года, в рамках рассмотрения вопроса о развитии детско-юношеского спорта, был одобрен проект Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года. Данный документ доработан и утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года № 3894-р.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации приказом Минспорта России от 24 февраля 2021 г. № 108 установлены рекомендованные нормативы и нормы обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры, разработанные с учетом прогнозной динамики численности населения соответствующего населенного пункта и его категории исходя из такой численности, а также с учетом категории таких объектов и их транспортной доступности.

В соответствии замечаниями Администрации Президента Российской Федерации нормы и нормативы были актуализированы с учетом предложений субъектов Российской Федерации и дополнены разделом: плановые и расчетные показатели количества занимающихся физкультурой и спортом, используемые при расчете ЕПС объектов спорта (утверждены приказом Минспорта России
от 19 августа 2021 г. № 649).

В целях совершенствования системы управления физической культурой
и спортом и обеспечения единства нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации актуализированы и утверждены Межотраслевая программа развития школьного спорта до 2024 года и Межотраслевая программа развития студенческого спорта до 2024 года (совместный приказ Минспорта России и Минпросвещения России от 17 февраля 2021 г. № 86/59 и совместный приказ Минспорта России, Минобрнауки России и Минпросвещения России от 9 марта 2021 г. № 141/167/90).

Координация работы по реализации указанных программ
и комплексов мероприятий осуществлялась деятельность Межведомственной комиссией по развитию физической культуры и массового спорта и ее рабочих групп по различным направлениям.

В частности, рабочей группой по развитию школьного спорта (руководитель – Роднина Ирина Константиновна) разработан и утвержден совместным приказом Минспорта России, Минпросвещения России
и Минобрнауки России Комплекс мер, направленных на создание и поддержку деятельности школьных и студенческих спортивных клубов, а также обеспечение их участия в физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых школьными и студенческими спортивными лигами (совместный приказ
от 29 декабря 2021 г. № 1071/1031/1708).

Рабочей группой по развитию физической культуры и массового спорта среди граждан среднего возраста разработаны Методические рекомендации
по поддержке и вовлечению работодателей и работников в реализацию спортивных программ на предприятиях и проект Межотраслевой программы развития корпоративного спорта.

В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации
от 22 ноября 2019 г. № Пр-2397 (часть 1 подпункта «а» пункта 1) в 2021 году
в ходе формирования новой структуры государственной программы (постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. № 786
«О системе управления государственными программами Российской Федерации») Министерством планировалось включение федерального проекта «Спорт на селе» в качестве структурного элемента данной государственной программы.

Необходимость выделения дополнительных бюджетных ассигнований
на реализацию мероприятий указанного федерального проекта поддержана
на совещании у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д. Н. Чернышенко (приложение № 1 к протоколу совещания от 22 июля 2021 г.
№ ДЧ-П44-81пр).

Указанные предложения не были поддержаны Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год
и на плановый период. В этой связи Федеральный закон от 6 декабря 2021 г.
№ 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023
и 2024 годов» вышеназванных расходов не содержит.

Несмотря на это, Минспортом России принято решение, что, начиная
с 2022 года, все малые спортивные площадки с возможностью подготовки
и выполнения нормативов испытаний комплекса ГТО будут размещаться только на сельских территориях. Работа по развитию спорта на селе будет продолжена совместно с Минсельхозом России.

Осуществляется работа по заключению соглашений между Министерством и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о сотрудничестве и взаимодействии в области физической культуры и спорта, которые направлены на улучшение взаимодействия
с субъектами Российской Федерации, совершенствование управления в сфере физической культуры и спорта.

В 2021 году подписаны Соглашения о сотрудничестве между Министерством и 16 субъектами Российской Федерации.

Возобновлено проведение совещаний с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта по основным направлениям деятельности в федеральных округах. В 2021 году проведены совещания в Северо-Кавказском федеральном округе (в г. Кисловодске) и Сибирском федеральном округе (в г. Омске). Данная практика будет продолжена и в 2022 году.

Подписаны Соглашения о сотрудничестве между Министерством
и общероссийскими физкультурно-спортивными обществами: РФСО «Локомотив», РФСО «Спартак», ВФСО «Динамо» и АНО «Атом-спорт». Также заключено соглашение о сотрудничестве с Московским финансово-промышленным университетом «Синергия» и Ассоциацией волонтерских центров, в рамках которого будет осуществляться взаимодействие
по мероприятиям комплекса мер по развитию волонтерства в сфере физической культуры и спорта.

Разработан и утвержден приказом Минспорта России от 3 марта 2021 г.
№ 132 «Порядок представления в Минспорт России отчетов физкультурно-спортивных обществ о своей деятельности».

В 2021 году осуществлялась деятельность по расширению числа организаций, предоставляющих услуги в сфере физической культуры
и спорта.

Утверждены Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 10 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», предусматривающий определение понятия «физкультурно-оздоровительная услуга» и Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления социального налогового вычета
в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги». Положения статьи 219 применяются к доходам, полученным налогоплательщиками начиная с 1 января 2022 года. Таким образом, граждане могут получить социальный налоговый вычет за оказанные
им физкультурно-оздоровительные услуги через работодателя, начиная с 1 января 2022 г., или самостоятельно через Федеральную налоговую службу, начиная
с 1 января 2023 года.

Разработаны и утверждены Правительством Российской Федерации распоряжение от 6 сентября 2021 г. № 2466-р «Об утверждении перечня видов физкультурно-оздоровительных услуг» и постановление от 6 сентября 2021 г.
№ 1501 «Об утверждении Правил формирования и ведения перечня физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта
в качестве основного вида деятельности».

Перечень физкультурно-спортивных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих физкультурно-оздоровительные услуги,
за которые граждане смогут получить социальный налоговый вычет, утвержден приказом Минспорта России от 23 ноября 2021г. № 910.

В данный Перечень вошло 3880 физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих физкультурно-оздоровительные услуги. Перечень размещен на официальном сайте Минспорта России и направлен в Федеральную налоговую службу. По информации Федеральной налоговой службы, в настоящее время граждане уже начали обращаться за соответствующим налоговым вычетом.

ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)» выполнена научно-исследовательская работа «Разработка научно обоснованных предложений по нормативно-правовому регулированию физкультурно-оздоровительной услуги», на основании которой разработаны проекты нормативных актов, направленных на реализацию механизма социального налогового вычета за оказанные гражданам физкультурно-оздоровительные услуги.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации
от 14 января 2019 г. № 4 «О порядке проведения конкурсного отбора
на предоставление из федерального бюджета грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, реализующим проекты в сфере физической культуры, массового спорта и спортивного резерва, в целях выполнения государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» и предоставления указанных грантов» в 2021 году Минспортом России оказана грантовая поддержка 29 некоммерческим организациям на общую сумму 186, 5 млн. рублей.

При грантовой поддержке Министерства реализованы в том числе следующие проекты:

Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организацией «Российская ассоциация спортивных сооружений» – проект «Ни минуты не теряя, мы здоровье укрепляем». Проект направлен на вовлечение в систематические занятия физической культурой и спортом взрослых, сопровождающих детей
на тренировки и ожидающих их во время занятий. К настоящему времени
к полезному и активному времяпрепровождению привлечены 4372 родителя.

Автономной некоммерческой организацией «Корпорация активной молодёжи» – проект «Зелёный фитнес». «Зелёный фитнес» – это занятия физической культурой на свежем воздухе в местах активного отдыха граждан. Бесплатные тренировки проводятся по 15 направлениям. За шесть лет  существования с проектом познакомились жители 43 регионов страны. Проведено 5097 тренировок, в которых приняли участие более полумиллиона человек.

Российским физкультурно-спортивным обществом «Спартак» - проект «МЫ ЗА! СПОРТ». Проект направлен на вовлечение в регулярные занятия двигательной активностью и укрепление общего физического здоровья работников с помощью создания для них доступной и персонифицированной системы регулярных занятий по бегу, ходьбе, плаванию под руководством профессиональных тренеров, проведения мотивирующих к занятиям спортом мероприятий (конкурсы и челленджи), а также поддержки и пропаганды практик здорового образа жизни. На сегодняшний день проведено уже 314 очных тренировки и привлечено более 10 тысяч человек.

АНО ЦРМС «Марафон Плюс» - соорганизатор чемпионатов «Тренируемся вместе» и «Соревнуемся вместе». Объединяющий девиз чемпионатов – «Вместе тренируемся, вместе соревнуемся! ». На сегодняшний день в чемпионатах уже принимают участие более 800 клубов и более 10 000 любителей бега из разных уголков страны.

Организована работа по подготовке Национальной спортивной премии 2021 года, учрежденной Постановлением Правительства Российской Федерации
от 1 июля 2010 года № 493 в целях стимулирования профессиональной деятельности спортсменов, тренеров и специалистов в области физической культуры и спорта. 8 декабря 2021 г. в г. Москве во Дворце гимнастики Ирины Винер-Усмановой состоялась торжественная церемония Национальной спортивной премии 2021 года, подведены итоги и награждены 18 лауреатов – победителей в 11 номинациях: «Эпоха в спорте» (за вклад в развитие спорта), «Регион России (за вклад в развитие спорта): лучший субъект Российской Федерации», «Комплекс ГТО – путь к здоровью и успеху», «Надежда России», «За служение спорту», «Спортивный парнас» (за вклад в пропаганду физической культуры, спорта и здорового образа жизни), «Преодоление» (за вклад в развитие адаптивного спорта), Номинация «Спорт для всех», «Спортивный объект России», «Спортивная солидарность», «Гордость России».

Участниками и гостями церемонии стали ведущие спортсмены страны, легенды отечественного спорта, руководители общероссийских спортивных федераций, известные деятели искусства. В адрес номинантов и гостей мероприятия поступило приветственное слово Президента Российской Федерации В. В. Путина, которое озвучил Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д. Н. Чернышенко.

В действующий Регламент по организации и проведению официальных физкультурных и спортивных мероприятий на территории Российской Федерации в условиях сохранения рисков распространения COVID-19, утвержденный Роспотребнадзором и Минспортом России, в 2021 году внесены дополнения
и изменения в части обеспечения допуска на физкультурные и спортивные мероприятия зрителей и участников, имеющих QR-коды, сертификаты вакцинированных и переболевших COVID-19, в том числе без предоставления теста на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 методом полимеразной цепной реакции (ПЦР).

По состоянию на 31 декабря 2021 года, из 680 физкультурных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских
и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Минспорта России, на основании приказов Минспорта России проведено 650 мероприятий, в том числе 372 среди детей и учащейся молодежи, 250 – среди лиц средних и старших возрастных групп населения, 28 физкультурных мероприятий среди инвалидов.  

К наиболее значимым мероприятиям, проведенным в 2021 году, можно отнести Спартакиаду Союзного государства для детей и юношества;
X Всероссийские зимние сельские спортивные игры в г. Пермь; Фестиваль культуры и спорта народов Юга России; Всероссийский фестиваль по хоккею среди любительских команд – финальные соревнования; I Всероссийские летние спортивные игры среди спортсменов-любителей; II Всероссийские уличные игры (URBAN GAMES), Фестиваль Чемпионов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» («ИГРЫ ГТО») в г. Белгороде; VI Всероссийский фестиваль национальных и неолимпийских видов спорта
в Удмуртской Республике, Фестиваль Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» среди трудовых коллективов в г. Уфе Республики Башкортостан.

Анализ результатов исследования, проведенного ФГБУ «ВНИИФК», при рассмотрении целевых аудиторий относительно их индивидуальных потребностей в занятиях физической культурой и спортом показал:

−  в возрастной группе от 3 до 5 лет физической культурой занимается более 75% детей. Чаще всего занятия проходят в образовательном учреждении. Второй по популярности ответ – это самостоятельные занятия физкультурой
и спортом дома или на улице, под присмотром родителей – 24, 07%;

−  в возрастной группе от 6 до 12 лет преобладающая доля детей (92, 12%) занимаются физической культурой и спортом, учитывая все формы занятий. Дети, которые проживают в селе, занимаются физкультурой и спортом меньше
на 6, 04% от средних значений по стране. Это объясняется наличием проблемы формирования спортивной инфраструктуры в малых городах и селах;

−  в возрастной группе от 13 до 29 лет большинство респондентов детей занимаются физической культурой и спортом. В возрастной группе 13-17 лет большинство респондентов (86, 9%) занимаются физической культурой. Однако каждая последующая возрастная группа уделяет меньше времени спорту. Количество положительных ответивших на вопрос о занятии спортом, неравномерно распределись относительно вариантов ответов об условии занятия спортом. В каждой последующей возрастной группе доля самостоятельно занимающихся дома или на улице увеличивается, а доля обязательно занимающихся в образовательном учреждении снижается и переходит к платным и бесплатным занятиям в секциях.

−  в возрастной группе от 30 до 59 лет респонденты активно занимаются спортом, однако с возрастом интерес к сорту и доля лиц в возрасте от 55 до 59 лет, занимающихся физической культурой и спортом, составила менее половины. Подавляющее большинство во всех этих возрастных подгруппах предпочитает заниматься самостоятельно (с 59, 6% до 67, 6%). Необходимо отметить, что доли занимающихся платно в секциях с возрастом снижаются, а занимающихся
по месту работы наоборот растут.

−  в возрастной группе от 60 лет и старше мнение респондентов распределилось практически в равных пропорциях, так 49, 5% респондентов
не занимаются спортом и 50, 5% занимаются. При этом частота ответа на этот вопрос достаточно различается в зависимости от возрастной подгруппы: среди лиц от 60 до 75 этот не занимаются спортом 47, 2%, в возрасте от 76 до 79 лет – 62, 0%, а старше 80 лет – 72, 4%. Самый популярный ответ о способе занятий спортом во всех возрастных категориях – «заниматься самостоятельно».

Сведения об оценке удовлетворенности существующими условиями для занятий физической культурой и спортом.

Целевая аудитория «Родители детей в возрасте от 3 до 5 лет».

В данной возрастной группе более 75% детей занимаются физической культурой. Чаще всего занятия проходят в образовательном учреждении.

В целом, по данному разделу респонденты «скорее удовлетворены» условиями по заданной теме. Более половины опрошенных (54, 4%) считают, что спортивных объектов и сооружений по месту своего жительства достаточно. Вместе с тем 20, 3% опрошенных отмечают, что рядом с ними есть спортивные сооружения, однако они их не интересуют и 34, 94% респондентов хотели бы увеличить число спортивных сооружений.

Родители отметили наличие спортивной инфраструктуры
в образовательных учреждениях. Физкультурный зал находится в более чем половине образовательных учреждений, также родители подтвердили наличие
в некоторых образовательных учреждениях специально оборудованной спортивной комнаты и физкультурной площадки.

Более 85% респондентов отмечают, что удовлетворены домашними условиями для занятия физкультурой и спортом для их детей. Более чем у 60% имеется базовый спортивный инвентарь (спортивная форма, мячи, велосипеды, зимний инвентарь).

Почти половина опрошенных отмечают увеличение количества спортивных сооружений по их месту жительства в течение последних 2-3 лет, однако почти 40% респондентов говорят о том, что их число осталось неизменным. Вместе с тем, большинство респондентов (64, 0%) удовлетворены условиями для занятия физкультурой и спортом, а также их комфортной доступностью. Респонденты, отметившие, что их не удовлетворяют существующие условия для занятий физкультурой и спортом по месту их жительства (26, 2%), указывают
на недостаточное количество спортивных сооружений для детей младшей возрастной группы, а также на то, что большинство сооружений
не приспособлены для них и не отвечают требованиям безопасности.

Вместе с тем, респондентами отмечено, что в комфортной шаговой доступности им не хватает наличия спортивных площадок, где могут быть размещены тренажеры и бассейны. Помимо этого, была заявлена нехватка таких сооружений, как фитнесс-центры, стадионы, велодорожки и катки.

Кроме того, среди рассматриваемой категории выделяются запросы
на организацию специализированных площадок с настройками под инклюзивные характеристики, в частности спортивных уголков для детей-инвалидов, а также современные оборудованные площадки для занятий скейтбордом, роликами, скалодромы. Особый интерес вызывают замечания про необходимость адаптации спортивных площадок для детей данной возрастной группы, на которых есть развлекательные, но не спортивные сооружения.

Целевая аудитория «Родители детей в возрасте от 6 до 12 лет».

Подавляющее большинство детей занимаются физической культурой
и спортом, учитывая все формы занятий. Дети, которые проживают в селе, занимаются физкультурой и спортом меньше на 6, 0% от средних значений
по стране. Это объясняется наличием проблемы формирования спортивной инфраструктуры в малых городах и селах.

Самым популярным и часто встречающимся видом физической активности являются обязательные занятия физкультурой и спортом в образовательном учреждении. Около трети опрошенных родителей отметили, что их дети посещают платные занятия физкультурой и спортом в секциях вне образовательных учреждений. Вместе с тем 18% родителей уделяют время самостоятельным занятиям с детьми дома или на улице.

В результате анализа выявлено, что наиболее распространены
в образовательных учреждениях физкультурный зал и физкультурные площадки.

Анализ обеспеченности спортивными сооружениями мест жительства респондентов показал, что подавляющее большинство (более 70%) опрашиваемых отметили наличие каких-либо спортивных сооружений по месту их жительства, однако, более 40, 0% отмечают, что не использует имеющиеся сооружения. Вместе с тем, значительная часть опрошенных отметили увеличение спортивных объектов по месту жительства за последние 2-3 года, а также 51, 79% респондентов склоняются к мнению, что спортивных сооружений по месту жительства «скорее достаточно». Однако 36, 13% опрошенных считают, что спортивных сооружений по месту жительства скорее недостаточно.

При этом наиболее востребованными спортивными сооружениями по месту жительства респонденты отмечают спортивные площадки с тренажерами (48, 3%), бассейны (46, 8%), фитнес-центры, спортивные и тренажерные залы (42, 7%).

Большинство респондентов, удовлетворяют спортивные сооружения
в комфортной шаговой доступности (60, 8%). При этом большая часть респондентов, относящихся к группе с низкой степенью удовлетворенности доступностью спортивных сооружений, проживают в сельской местности.

При этом условия для занятия физкультурой и спортом не удовлетворяют потребности респондентов потому, что «Мало спортивных сооружений
в городе/поселке вообще» (33, 2%), «Отсутствуют определенные спортивные объекты» (32, 9%). Вместе с тем, встречаются было отмечено, что повсеместно отсутствуют специализированные спортивные площадки, адаптированные под инвалидов.

По месту жительства респонденты отмечали наличие возможностей для посещения их ребенком секции по спорту (66, 9%) и секции по общефизической подготовке (34, 77%).

Большинство респондентов оценивают домашние условия для занятий физкультурой и спортом для своего ребенка как «хорошие» (40, 44%), при этом
 у большинства детей имеется спортивный инвентарь для занятий физкультурой
и спортом, который они активно используют.

В результате анализа было выявлено, что занятия физкультурой и спортом чаще всего проходят в детском саду/школе (72, 8%) и в спортивном зале (52, 6%). Доминирование в опросе варианта «спортивный зал» и «в детском саду/школе» говорит о системности занятий физической культурой детьми данной возрастной категории, подразумевающие занятия спортом в образовательном учреждении
на постоянной основе. Дети активно занимаются физкультурой и спортом
 в основном в рабочие дни (64, 3%).

По всем показателям предоставляемых физкультурно-спортивных услуг
 по месту жительства, учебы, работы ровно половина респондентов отметили свою удовлетворенность. Следует обратить внимание на такой показатель как «стоимость занятий», где суммарно ответы респондентов «не удовлетворен»
 и «скорее не удовлетворен» составили 32, 6%, а также треть опрошенных (31, 3%) невысоко оценивают показатель «Количество физкультурно-оздоровительных
 и спортивных объектов в районе проживания».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...