Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 31. Идеалы и нравственные ценности.




Под нравственными идеалами понимается процесс восприятия нравственных требований через образ нравственно возвышенной личности – носителя высокой духовности и моральных качеств, которой хочется подражать в реальной жизни.
Нравственный идеал определяет цель нравственного самовоспитания личности. Действия в достижении этой цели представляют собой осознанный волевой акт, который человек совершает, мотивируя их настойчивым желанием подняться до уровня своего нравственного идеала.
Нравственный идеал влияет на содержание моральных принципов и норм. Это исходит из характера интересов человека и сложившейся жизненной ситуации.

Моральный идеал – наиболее общее, универсальное и абсолютное нравственное представление о благом, о должном.

Можно выделить два «пласта» морального идеала:
1) общественный идеал – это совершенство в отношениях между людьми, или такая организация общества, которая обеспечивает это совершенство.
2) «индивидуальный» идеал (тогда, когда мы говорим о человеке) – это образец нравственной личности.

Моральные учения по интерпретации морального идеала можно разделить на:
а) гедонистические учения, согласно которым, высшей ценностью и целью человека является удовольствие и все обязанности человека в конечном счете подчинены его желанию получить удовольствия;

б) утилитаристские, или прагматистские учения, согласно которым морально ценным является то, что служит определенной цели, а человек должен совершать полезные действия и стремиться к успеху;

в) перфекционистские учения, согласно которым высшей ценностью является совершенство и каждый должен совершенствоваться в стремлении приблизиться к идеалу;

г) гуманистические учения, согласно которым высшей нравственной ценностью является человек, и обязанностью каждого является содействие благу.

Существует также такой феномен как общечеловеческие ценности, под которыми обычно понимают теоретически существующие моральные ценности, систему аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности. Отношение к понятию варьируется от полного отрицания существования такой вещи, как «общечеловеческие ценности», до постулирования их конкретного списка.

Разные источники относят к общечеловеческим ценностям, например, следующие (примеры):

· Основные законы, существующие в большинстве стран, как выражение общечеловеческих ценностей (запрет на убийства, воровства и т. п.).

· Религиозные заповеди, как выражение общечеловеческих ценностей.

· «Золотое правило нравственности» — не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе.

Вопрос 32. Мораль как фундамент правовой культуры.

Соотношение морали и права – один из важных аспектов изучения этих социальных явлений.
Мораль относится к числу основных типов нормативного регулирования деятельности, поведения человека. Она обеспечивает подчинение деятельности людей единым общесоциальным законам.

Мораль и право – необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественных отношений. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путём согласования интересов, обеспечения правилами.

Мораль и право выполняют единую социальную функцию – регулирование поведения людей в обществе.

Мораль и право – составные части духовной культуры человечества.

Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. Мораль и право каждой общественно-экономической формации однотипны. Они отражают единый базис, потребности, интересы определённых социальных групп. Общность данных типов социального регулирования заключается также в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости и гуманности.

Мораль лежит в основе правового регулирования. Именно мораль формирует основные принципы и основы, по которым строится законодательство каждой отдельно взятой страны. При этом мораль и нравственные ценности лежат в основе формирования правосознания и развития уровня правовой культуры. Под правовой культурой обычно понимают общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Роль морали в становлении правовой культуры групп и правовой культуры индивида заключается именно в формировании определённых убеждений и установок, которые будут находить своё выражение в позитивном нормотворчистве.

Вопрос 33. Природа и содержание добра и зла

ДОБРО́ И ЗЛО

осн. категории этики, употребляемые при нравств. оценках отд. явлений, поступков, побудит, мотивов деятельности людей и т.д.

Зло — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

Добро —намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру.

По своему содержанию добро и зло как бы представляют собой две стороны одной медали. Человек узнает зло, поскольку имеет определенное представление о добре; он ценит добро, испытав на собственном опыте, что такое зло. Существование зла порой представляется своего рода условием или непременным сопутствующим обстоятельством существования добра.

Добро и зло связаны тем,что они взаимно отрицают друг друга. Они содержательно взаимозависимы.

Добро и зло являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянном и неустранимом единоборстве. Такая точка зрения, признающая равновеликость противоположных начал мира, называется дуализмом.

Единство и неразрывная связь: добро и зло не существуют как отдельные феномены. В действительности существуют реальные вещи, в которых по принципу «ян» и «инь» заключаются и добро, и зло. Причем в силу своей относительности добро содержит в себе элементы зла; зло предполагает наличие добра.

Взаимоисключение обусловливает постоянную борьбу добра и зла, которая выступает, таким образом, способом их существования, ибо борьба эта не может завершиться окончательной победой ни одной из сторон.

Субъективность: они не принадлежат объективному миру, а действуют в области человеческого сознания и отношений, поскольку добро и зло - понятия не только ценностные, но и оценочные; разные субъекты в силу разницы в понимании, интересах, отношениях могут иметь неодинаковые представления о добре и зле.

В истории этики зло часто характеризуется трояко:

- как глупость (недостаток ума, интеллектуально развития);

- как слабость (недостаток воли и самостоятельности);

-как испорченность (непосредственный аморализм).

Природа добра и зла не онтологична, а аксиологична.

Вот разница:

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Онтоло́гия— учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

Конкретизируя содержательно понятия добра и зла, следует сказать следующее:

а) Добро утверждается в преодолении обособленности, разобщенности, отчуждения между людьми и установлении взаимопонимания, согласия, человечности в отношениях между ними.

б) Как человеческие качества добро, т.е. доброта, проявляется в милосердии, любви, а зло, т.е. злобность, — во враждебности, насилии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...