Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 5: Моральные ценности




Вопрос 1: Этика – наука о морали, ее предмет. Роль морали как всеобщего регулятора поведения людей в обществе.

_ Этика — философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества.

Этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.

_В этике как области знания за словами "этика", "мораль, "нравственность" закреплен следующий смысл:

• этика - наука, область знания;

• мораль (нравственность) - предмет, изучаемый этикой.

_ Мораль — это один из способов регулирования поведения людей в обществе.

Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном.

Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

ü Аристотель образовал слово «этический».

Цицирон сконструировал термин «моральный». Введение. О предмете этики // Этика. Под редакцией А. Гусейнова, Е. Дубко.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - Гардарики,2003. - 472 с.

 

Вопрос2: Свойства морали (Нормативность, императивность, оценочность)

Свойства морали
1. Императивность морали
2. Нормативность морали
3. Оценочность морали
1. Мораль является одной из форм общественного сознания. Мораль имеет общественное происхождение, ее содержание определено конкретно-историческими условиями, духовными и материальными факторами.
Мораль обладает свойствами, общими для всех форм общественного сознания (религии, науки и пр.):
• социально-экономическая обусловленность содержания;
• воздействие на процессы, протекающие в обществе;
• взаимодействие с другими формами общественного сознания.
Специфическим свойством морали является императивность (от лат. imperative - повелевать) - требование определенного поведения, выполнения предписаний морали.
Императивность:
• согласует интересы личности с интересами общества;
• утверждает приоритет общественных интересов;
- в то же время не ограничивает свободу личности (за исключением ее негативных проявлений).
__Иммануил Кант (1724 - 1804) первым сформулировал категорический императив - всеобщий моральный закон: "...Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом".
Максима - это субъективныйпринцип воли индивида, его эмпирический мотив поведения. Категорический императив:
• является врожденным знанием;
• его требования выполняются безусловно и добровольно;
• проявляется в максиме только тогда, когда мотивом поступка является чувство долга;
• выражает соотношение между свободой волеизъявления и моральной необходимостью. __("...Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству... как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству".И. Кант.)
2. Нормативность морали. Регулятивная функция морали осуществляется через нормы (правил, заповедей и т. д.), с помощью которых:
• направляется деятельность людей;
• воспроизводятся общественные отношения на основе положительных качеств (честность, взаимопомощь и др.);
• соотносятся нравственные качества индивида с требованиями общества;
• побуждения извне превращаются во внутреннюю установку личности, часть ее духовного мира;
• осуществляются нравственные связи поколений людей.
Существует два типа моральных норм:
• запреты, указывающие недопустимые формы поведения (не укради, не убей
и т. п.);
• образцы - желаемый вариант поведения (будь добрым, будь честным).
3. Оценочное свойство морали. Оценочность морали заключается в самооценке человека (оценке своих действий, печалей, переживаний), в оценке другими людьми и обществом поведения человека, его мотивов, соответствия нормам
морали.
Формы оценочности:
• одобрение, согласие;
• порицание, несогласие.
Важными проблемами этики являются проблемы истинности моральных суждений и моральных оценок.
Объективный критерий истинности в морали - соответствие деятельности человека (или группы) интересам общества.

ü Этика: курс лекций / Е.В. Беляева

Вопрос 3: Нравственный императив и принцип свободы человека

Нравственный императив (лат. – повеление) – это общий закон, высшее требование, важнейший принцип, которому надо следовать безоговорочно, без рассуждения, без сомнения. Это та нравственная максима, которая распространяется на все человечество без исключения. Термин введен И. Кантом (XVIII в.). Кант считал, что нравственный закон благодаря свободе является каузальным (причинным) законом и предписывается безусловно, категорически, не считаясь ни с эмпирическими целями, ни с эмпирическими условиями.

Свобода – способность волевого действия человека, дарованная Богом. Бог является высочайше свободным Существом, потому что Он действует независимо от необходимости или принуждения. Он избирает, что хочет, и осуществляет избранное, как хочет. При этом Его воля обладает совершенной святостью, Сам Он творит только высочайшее добро и благо, которое исключает всякое зло, как свет исключает тьму.

Вопрос 4: Функции морали

1. Воспитательная

2. Ценностно-ориентирующая

3. Коммуникативная

4. Познавательная

5. Регулятивная

6. Гуманизирующая

7.Мировоззренческая

8. Мотивационная

9. Идеологическая

1. К основным функциям морали относится воспитательная функция, которая

заключается в:

• формировании у ребенка нравственных установок, привычек, внушении моральных запретов;

• самовоспитании взрослого человека (на протяжении всей жизни), осознанном выборе нравственных ориентиров.

Воспитательные функции могут выполнять не только люди, но и средства массовой информации, литература, искусство, взаимоотношения окружающих людей.

2. Ценностно-ориентирующая функция. Мораль играет важнейшую роль в развитии личности, дает нравственную ориентацию личности ("установка на добро").

Оценочная функция

Все поступки с моральной точки зрения оцениваются как гуманные, хорошие-плохие, добрые-злые.

Ориентирующая функция морали

Позволяет выбрать из множества норм единственно правильную. Это можно только при условии хорошего владения культурой этики, высокий уровень нравственной культуры, способствующий выработки системы моральных приоритетов и наиболее нравственных линий поведений.

 

3. Коммуникативная функция морали состоит в:

• ритуализации человеческого общения, создании его нормативов (этикет и пр.);

• гуманизации общения, стремлении сделать общение максимально приятным для всех сторон (ориентация на добро в общении).

4. Познавательная функция морали заключается в том, что она является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этические познания, помогающие ему решать моральные вопросы, управлять своим поведением, чувствами и т. д.

5. Регулятивная функция морали (является самой важной функцией) заключается в регуляции поведения людей и общества в целом посредством:

• ограничения негативных устремлений людей;

• саморегуляции индивида и социальной среды;

• управления общественными отношениями;

• воплощения в жизнь гуманистических норм морали и т. д.

Выделяется 2 уровня регулятивной функции:

1) Внешний регулятор (нормы)

2) Внутренний регулятор (чувства)

Мораль регулирует поведение и взаимоотношения людей при помощи одобрения или порицания со стороны общественного мнения и моральной самооценки личности.

6. Гуманизирующая функция заключается в:

• стремлении морали совершенствовать человека;

• обязательности нравственных правил для всех людей, их равенстве.

7. Мировоззренческая функция морали:

Формирует нравственные устои личности, вырабатывает систему нравственных ценностей.

Мораль дает представления о значимости для человека окружающего его мира, в особенности мира социальных ценностей в его повседневной деятельности.

8. Мотивационная функция морали

Мотивационная функция морали таким образом позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Ведь чистые и благородные мотивы - важнейший элемент нравственного поведения личности.

9. Идеологическая функция морали

Данная функция заключается в том, чтобы нравственно консолидировать социально-неоднородное общество.

Идеологическая функция морали предполагает оценку политики и действий власти, оценку справедливости законов государства и их исполнения, оценку экономике, социальных движений и т.д.

 

ü Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003. — 472 с.

Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176

 

Вопрос 5: Моральные ценности

В морали наряду с самыми разнообразными нормами существует слой высших моральных ценностей — жизнь, свобода, уважение чести и достоинства каждой человеческой личности. Следует подчеркнуть, что именно моральные ценности наполняют нашу повседневную жизнь полнотой и духовностью, особым смыслом. Под духовностью следует понимать стремление человека соотнести свое конечное во времени и пространстве существование с Вечностью, выйти за границы своего бытия. Именно эти устремления наполняют нравственную жизнь высоким смыслом, а саму мораль выводят за рамки упрощенных представлений, предохраняют от сведения ее к набору простейших правил поведения.

Моральная ценность представляет собой категорию, отражающую отношение определенного индивида применительно к его нравственному выбору, определяющего стратегию собственного поведения в какой-либо конкретной ситуации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...