Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гносеологический образ и его свойства




 

Результатом познания того или иного объекта (либо мира в целом) является его гносеологический образ, т. е. его целостное представление в нашем знании.

Гносеологический образ объекта может быть рассмотрен в трех аспектах:

1) Предметный аспект. В этом контексте речь должна будет идти собственно о содержании знания об исследуемом объекте, взятом в совокупности выявленных свойств.

2) Операциональный аспект. Здесь подразумевается зависимость любого знания от тех способов, с помощью которых оно было получено, подчеркивается соотносимость всякого интеллектуального образа вещи с той ситуацией, в рамках которой вообще сложилось представление о ней.

3) Оценочный аспект. Здесь проявляется отношение субъекта к изучаемому объекту, сказываются познавательные цели человека, а также его планы по использованию объекта и по применению полученных знаний.

Как можно видеть, предметный аспект гносеологического образа определяется воздействием окружающей действительности на субъекта познания, а операциональный и оценочный аспекты полностью зависят от противоположно направленного влияния собственно познающей стороны.

Таким образом, необходимо констатировать определенную двойственность всякого гносеологического образа, заключающуюся во взаимодействии в самой его природе субъективного и объективного начала. С одной стороны, гносеологический образ никогда не может выйти за пределы субъективности, поскольку является лишь идеальным отображением объекта, не тождественным ему в совокупности его реальных физических свойств. В силу данных обстоятельств субъективное начало гносеологического образа реализуется также и в его сущностной неполноте по сравнению с реальным содержанием соответствующего феномена действительности, и в его противоречивости, обусловленной взаимовлиянием внутри его структуры представлений об актуальном состоянии и представлений о возможных превращениях рассматриваемого объекта.

С другой стороны, гносеологический образ объективен по смыслу, так как действительность отображается в нем в ее объективных связях и отношениях. При этом он, помимо прочего, опосредуется познавательным и социальным опытом предшествующих поколений людей, который для всякого познающего субъекта имеет характер объективной действительности.

Познание, следовательно, является видом активной практической деятельности, в ходе которой мир не только исследуется, но и творчески преобразуется.

Таким образом, рассмотрение понятия «гносеологический образ» ставит нас перед настоятельной необходимостью исследования вопроса о роли и значении субъекта в познании мира.

В таком исследовании необходимо учитывать прежде всего уровень исходных знаний субъекта, поскольку этот уровень всегда значим для построения более или менее адекватного образа действительности. Следует обратить внимание также на степень владения субъектом различными познавательными приемами и навыками, на его представления о возможных результатах познавательного акта и способах их оценки, на его видение собственно назначения знания.

Необходимо, помимо прочего, иметь в виду и то, что субъектом познания может быть как отдельный человек, так и социальная группа. И в этом контексте следует говорить об исторической, социальной и культурной обусловленности субъекта познания.

Эта обусловленность демонстрирует тот факт, что именно познание в единстве его системных принципов «конструирует» действительность, организует ее в определенный порядок. Познание есть внесение конкретного смысла в реальность. Испанский философ Х. Ортега‑и‑Гассет формулирует эту мысль следующим образом: «Жить – значит быть полностью погруженным в загадочное. На эту первоначальную и доинтеллектуальную загадку человек реагирует, приводя в действие свой интеллектуальный инструментарий, и, прежде всего, воображение. Он создает математический мир, физический мир, религиозный мир, миры морали, политики и поэзии». То есть речь в конечном итоге идет о «творении», конструировании человеком в ходе познания всеобъемлющего мира разного рода теорий, выяснение взаимоотношений и взаимосвязей которого с миром природы постепенно превращается в одну из важнейших собственно познавательных проблем. Современное познание вообще оперирует своим предметом, как некоторым конструктом, познание которого заключается в осознании его «сделанности».

Помимо прочего познание следует рассматривать еще и как явление, адаптирующее человека к его обстоятельствам, к миру вещей, объектов, окружающему его, посредством включения этих объектов в некую схему порядка, интегрированного вокруг самого человека и его нужд, представляющего весь мир в формах, необходимых человеку.

Познавательными проблемами этой адаптации занимается сейчас так называемая эволюционная эпистемология, утверждающая, что сама логика эволюции человека как вида обусловила выбор направления его когнитивной эволюции и что реальность «приручается» человеком посредством измысливания некоего гипотетического положения вещей, которое может обусловливать все то, что оказывается в поле человеческого зрения. Одной из важнейших предпосылок подобного измысливания является функционирование своего рода «наследственных рабочих гипотез», т. е. передающихся по наследству (в биологическом и культурном смыслах) форм и привычных стилей мышления. Таким образом, познание является здесь как процесс образования своеобразных культурных ниш, адаптированных для проживания человека, как процесс «разрешения» глобальной нелинейной антропной природной ситуации.

В целом необходимо сделать вывод о неизбежном наличии определенной меры субъективности в любых результатах познания.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...