Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмпирическое и теоретическое познание




 

Следует говорить об эмпирическом и теоретическом уровнях познания. Они различаются по предмету, средствам и методам исследования.

В общем виде можно сказать, что предметом познания является действительность как таковая во всем многообразии своих качеств и связей. Однако необходимо различать отношения к миру, свойственные для эмпирического и для теоретического познания. На каждом из этих уровней познающий субъект по сути имеет дело с одной и той же действительностью, но при этом нельзя забывать о том, что он изучает ее в разных предметных аспектах, в разных контекстах, а поэтому ее видение, ее представление в знаниях будут реализовываться по-разному. Эмпирическое познание в своей основе ориентировано на изучение явлений реальности и зависимостей между ними самих по себе, поэтому сущностные, носящие характер универсальных закономерностей связи здесь не выделяются собственно в чистом виде, но они словно бы высвечиваются в феноменах, дают о себе знать через их конкретную форму.

Изучая явления действительности и связи между ними, эмпирическое познание способно обнаружить действие того или иного закона, но оно фиксирует это действие, как правило, в форме простых эмпирических зависимостей, которые следует отличать от теоретического закона как особого знания, получаемого в результате теоретического исследования объектов. Эмпирическая зависимость является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет собой вариант знания, истинного только с определенной долей вероятности, теоретический же закон – это знание, чей истинностный статус полностью удостоверен всей полнотой исследования. Здесь необходимо особо подчеркнуть, что даже увеличение (в том числе значительное увеличение) количества опытов само по себе не делает эмпирическую зависимость достоверным фактом, потому что индукция всегда имеет дело с экстраполяцией незаконченного, неполного опыта. Сколько бы мы ни проделывали опытов и ни обобщали их, простое индуктивное обобщение опытных данных не ведет к теоретическому знанию. Нужно всегда помнить о том, что теория не строится путем непосредственного индуктивного обобщения опыта.

На уровне теоретического познания происходит выделение закономерных связей в их чистом, логическом виде. Сущность любого изучаемого объекта предстает перед исследователем в качестве события взаимодействия ряда законов, которым подчиняется данный объект и которые он актуализирует собственным бытием. Содержание всякой теории, следовательно, как раз и состоит в том, чтобы, расчленив анализом эту сложную совокупность законов на компоненты, затем воссоздать шаг за шагом их взаимодействие и таким способом раскрыть сущность объекта.

Различия в средствах между эмпирическим и теоретическим познанием обусловлены также разницей соответствующих предметных отношений с действительностью. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и постановку экспериментов. Поэтому средства эмпирического исследования с необходимостью включают в себя различные приборы, устройства и технические приспособления. В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами действительности. На этом уровне, следовательно, объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте.

Кроме средств, которые связаны с организацией экспериментов и наблюдений, в эмпирическом исследовании применяются и особые понятийные средства, категориальные ряды. Они функционируют как особый язык, который часто называют эмпирическим языком науки. Смыслом эмпирических терминов является абстрагирование от реальных объектов действительности с целью построения особых интеллектуальных конструктов, с которыми собственно затем и имеет дело эмпирическое познание. Эти конструкты следует отличать от фактических объектов реальности. Эмпирические конструкты объектов – это, по сути, абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей. Реальные объекты, таким образом, представлены в эмпирическом познании в образе идеальных схем, обладающих жестко фиксированным и ограниченным набором признаков. Реальному же объекту присуще бесконечное многообразие признаков. Любой подобный объект неисчерпаем в своих свойствах, связях и отношениях.

Что же касается теоретического познания, то в нем применяются иные исследовательские средства. Здесь отсутствуют средства непосредственного практического взаимодействия с изучаемым объектом. Язык теоретического исследования также отличается от языка эмпирических описаний. В качестве его основы выступают теоретические термины, смыслом которых являются системные логические реконструкции действительности. Примерами подобных логических реконструкций могут служить понятия материальной точки, идеального газа, идеального товара, идеального множества и пр. Идеализированные теоретические объекты в отличие от эмпирических объектов наделены не только теми признаками, которые мы можем обнаружить в реальном взаимодействии изучаемых объектов, но и признаками, которых нет ни у одного реального объекта. Например, материальную точку определяют как тело, лишенное размеров, но сосредоточивающее в себе всю массу тела. Таких тел в природе не существует. Само представление о них является результатом мысленного конструирования, когда мы абстрагируемся от несущественных (в том или ином контексте) связей и признаков предмета и строим идеальный объект, который выступает носителем только сущностных отношений. В реальности сущность никогда нельзя отделить от явления, одно проявляется через другое. Задачей же теоретического исследования является познание сущности в чистом виде. Введение в теорию логических реконструкций действительности как раз и позволяет решать эту задачу.

Эмпирическое и теоретическое познание различаются также и по методам исследовательской деятельности. На эмпирическом уровне преобладает живое чувственное созерцание объектов, а рациональность во всех ее проявлениях здесь хотя и присутствует, но имеет подчиненное значение. Поэтому в эмпирическом познании любой объект действительности отображается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных непосредственному восприятию. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная деятельность, фиксирующая собственно факты, – вот характерные признаки эмпирического познания. Вследствие этого к методам эмпирического исследования относятся прежде всего описание, сравнение, измерение, реальное наблюдение, реальный эксперимент, анализ, индукция.

Что же касается теоретического познания, то его основными методами выступают идеализация, мысленный эксперимент с идеализированными объектами, особые методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы), методы логического и исторического исследования и др.

Рассуждая об эмпирическом и теоретическом познании, необходимо помнить о кантовском разделении эмпирического как фактического и теоретического как чисто умозрительного. Речь идет о разграничении в познании мира фактически случающегося опыта взаимодействия субъекта с действительностью и неограниченных ничем, кроме финальных антиномий, стремлений разума длить чистое умозрение на этот опыт. При этом сущностной характеристикой опыта является неизбежность его становления в том качестве, в котором он уже стал, а важнейшей особенностью всякого умозрения выступает невозможность его полной последующей актуализации.

Таким образом, можно заключить, что эмпирическое и теоретическое познание тесно связаны между собой и при всех различиях никогда не функционируют обособленно.

 

Тема 3. ПРОБЛЕМА НЕЯВНОГО ЗНАНИЯ

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...