Проблема перехода к демократическому политическому режиму
Вопрос перехода к демократии представляет в современном мире большой теоретический и практический интерес. Существует даже раздел политической науки (транзитология), изучающий политические процессы в странах, совершающих переход от тоталитарных и авторитарных политических систем к демократической. Основными формами перехода от авторитаризма к демократии, в соответствии с устоявшимися в политической науке представлениями, могут быть: эволюция, революция, военное завоевание. Эволюция предполагает постепенное осуществление демократических реформ без резкой смены правящей элиты. Революция – быстрая и радикальная смена политического режима. Для военного завоевания характерно «насаждение» демократии извне, после военного поражения тоталитарного или авторитарного режима в условиях военной оккупации. Так было после окончания Второй мировой войны в Японии и Германии, где основы политической демократии были заложены в условиях послевоенной оккупации. С точки зрения прочности и необратимости результатов американский политолог С. Хантингтон выделил три модели перехода к демократии. Это: 1. Линейная или классическая модель, примером которой может быть развитие Великобритании, а также стран Северной Европы. Вначале подданные получают гражданские (личные) права, затем права политические и значительно позднее – социальные. Постепенно ограничиваются и устраняются избирательные цензы. Парламент становится высшей законодательной властью и контролирует правительство. Примером могут служить наиболее стабильные демократические государства современности – страны Северной Европы. В каждой из них на утверждение принципов парламентаризма и формирование демократических избирательных систем ушло около ста лет.
2. Циклическая модель характерная для большинства стран Латинской Америки. В этих странах первые установления стабильной демократии после освобождения от испанского колониального господства в XIX веке не увенчались успехом. В них часто периоды демократизации сменялись периодами авторитаризма и наоборот. Такое циклическое развитие было следствием того, что переход к демократии в странах Латинской Америки не подкреплялся адекватными социально-экономическими и социокультурными факторами. Начиная с 60-х годов XX века печальный латиноамериканский опыт повторяли многие вновь возникающие государства Азии и Африки. 3. Диалектическая модель, имевшая место в Германии и Италии, а также в Испании, Португалии и Греции. Всем этим странам удалось в свое время довольно далеко продвинуться по пути экономической и политической модернизации. Однако демократические изменения не стали необратимыми. Победившие в этих странах тоталитарные и авторитарные политические режимы перечеркнули развитие демократических институтов. Происшедшее впоследствии возвращение к демократии можно рассматривать как «отрицание отрицания», поэтому подобный путь демократического развития и получил название «диалектического». На основе обобщения опыта перехода к демократии в различных странах и регионах политологи сделали следующие выводы о закономерностях такого перехода: - существует органическая и неразрывная связь между рыночной экономикой и политической демократией; - для перехода к демократии необходим определенный уровень технологического, социокультурного и социально-экономического развития; - социальной базой демократизации является занимающий ведущее положение в обществе средний класс; - становление демократии невозможно без формирования гражданского общества.
В отечественной политической науке не прекращаются попытки определить специфику сложившегося в современной России политического режима. Все попытки дать этому режиму определение объединяет то, что этот режим далеко ушел от советского режима, с одной стороны, а с другой стороны, значительно отличается от классических западных моделей. Для российского политического режима характерны: а) неразвитость рыночных отношений; б) отсутствие развитого и многочисленного среднего класса; в) сохранение и воспроизводство в обществе вертикальных отношений патронажно-клиентального типа в противовес горизонтальным; г) гипертрофированная роль государства и бюрократии и неподконтрольность власти обществу; д) слабость представительных органов власти; е) коррупция во всех эшелонах власти; ж) отсутствие консенсуса по базовым ценностям. Существует точка зрения, что политический режим в России носит характер олигархического авторитаризма. Для такой оценки есть основания. Прежде всего, в экономике господствуют несколько олигархических группировок, связанных с Западом, которые оказывают значительное влияние на политическую элиту и чиновников. Ориентируясь на экспорт сырьевых ресурсов, эта компрадорская буржуазия не проявляет серьезного интереса к развитию других отраслей экономики и национального производства в целом. Общество слабо влияет на политические институты. Выборы в органы власти не стали честными и свободными. После 2004 года выборы губернаторов были отменены. Принимаемые решения зачастую носят узкокорпоративный характер. Результатом проводимой политики стало огромное расслоение общества. Есть и другая оценка, характеризующая складывающийся в России режим как гибридный, где противоречиво уживаются черты как демократии, так и авторитаризма. Очевидно, что нынешний режим власти в нашей стране носит переходный характер и может эволюционировать в разных направлениях. Становление демократического режима в России осложняется многими факторами. Этот процесс происходит одновременно со становлением рыночной экономики, появлением новых групп интересов и усилением конфликтности в обществе в связи с изменением социально-классовой структуры, неразвитостью гражданского общества и демократической политической культуры. Отсутствие многих предпосылок демократизации, наложение новых и старых проблем, доставшихся от прошлого, потребность в модернизации экономики, многонациональный состав государства, внешнеполитические вызовы России и другие задачи объективно предполагают наличие сильной власти. Сочетание авторитарных и демократических элементов, сильной власти и ее подконтрольности гражданам - важнейшая практическая задача конструктивного реформирования общества.
В каком направлении в дальнейшем пойдет развитие российского авторитаризма, будет определяться соотношением социально-политических сил в стране и зависеть во многом от политических позиций молодежи.
Демократический режим
Демократия выступает как ведущий элемент режима. Государственное политическое устройство общества основано на признании народа в качестве источника власти на принципах равенства и свободы. Предпочтение отдается демократическим методам господства и управления, а также умелому манипулированиюсознанием и поведением людей. Власть функционирует на основе принципа представительности (парламентаризма). Представительные органы государственной власти избираются на основе всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании. Парламент занимает центральное место в системе государственных органов, и только он имеет право принимать законы. Правительство лишь разрабатывает законопроекты и может выносить их на утверждение парламента. Парламент имеет право контролировать деятельность правительства. Кроме того, существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Действует принцип большинства (мажоритарный принцип), но уважается мнение и права меньшинства. Широко допускается деятельность институтов социальной борьбы и давления. Это выражается в том, что функционирует многопартийная система, основой которой является политический плюрализм (множество политических движений и партий, идеологий; существует легальная оппозиция, которая пользуется всеми политическими правами и свободами). Действуют развитые структуры гражданского общества, которые выражают и защищают интересы определенных социальных групп.
Личность и её права рассматриваются как высшая ценность.Гарантом конституционного и иного закрепления и осуществления на практике прав и свобод личности выступает институт конституционного надзора (Конституционный суд). Важной чертой демократического режима является наличие правового государства. Оно означает, что само государство и все социальные общности и отдельные личности уважают право и находятся в одинаковом положении к нему. «Режим правового государства прямо противоположен государству полицейскому, в котором правительственная и административная власти действуют своевольно, а политическая полиция игнорирует зачастую все установления» (Ж.-Л. Кермонн).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|