П. Принципы, ограничивающие свободы
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. – М., 1993.
Глава I Отсылочные нормы
Конституционно гарантированные права и свободы следует отыскивать прежде всего в тексте самой Конституции, но не только в ее статьях, но также и в преамбуле, а она в свою очередь отсылает к Декларации 1789 г., подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 г., которая, как известно, «торжественно подтверждает права и свободы человека и гражданина, освященные Декларацией прав 1789 г., и основные принципы, признанные законами Республики». Закономерно возникает вопрос: не следует ли присовокупить к этим четырем источникам — Конституции 1958 г., Декларации 1789 г., Конституционной преамбуле 1946 г., законам Республики — также и судебную практику Конституционного совета, коль скоро на него возложена функция по выявлению принципов законодательства, имеющих конституционное значение без какой-либо отсылки к конкретным нормам?
Раздел 1 Конституция Исключая преамбулу и статью 1, Конституция 1958 г. предусматривает организацию государства и распределение в нем властных прерогатив, куда более подробно, чем это сделано по проблеме прав и свобод человеческой личности. Это и понятно, если учесть, что эти статьи возлагают на органы государства ответственность и обязанности, предполагающие наличие корреспондирующих им гражданских прав и свобод или, напротив, предусматривающие их ограничение. Более того, в некоторых из них содержится оговорка о том, что законодатель при разработке соответствующих норм, институтов и гарантий должен позаботиться о незыблемости конституционных принципов. Одно и то же право или гражданская свобода могут возникать в различных статьях, а в одной и той же статье могут определяться одновременно и объем свободы, и ограничивающие ее рамки. При рассмотрении конституционных норм, очевидно, следует концентрировать внимание прежде всего на тех из них, которые сохраняют свою актуальность и поныне, а это означает, что переходные положения, содержащиеся в статьях 76, 90, 91 и 92, равно как и положения о Сообществе (статьи 77—87), такую актуальность утратили.
Что касается преамбулы, то она представляет значительный интерес для защиты прав и свобод, но по преимуществу в силу действия тех актов, на которые она ссылается. I. Конституционно закрепленные права и свободы 1. Прежде всего, это индивидуальные права: право на равенство (ст.1), свобода личности (ст.66), хранительницей которой является судебная власть, право на сохранение личного статуса (ст.75). 2. Далее следуют права гражданина. Таковыми являются гражданские права и в особенности избирательное право (ст.З) и право французов, проживающих за пределами Франции, быть представленными в Сенате (ст.24), право объединяться в политические партии, которые способствуют выражению мнений в ходе выборов. Вслед за тем упоминаются политические права, например жить в условиях демократии (ст.2 и 3) и республиканской формы правления (ст.89), ответственных за свое ведомство министров (ст.19) и правительства, ответственного перед парламентом (ст.20,49,50), — все это вытекает из смысла ст.15 Декларации 1789 г.1. 3. Далее идут права гражданина как участника судебного процесса в условиях независимой судебной власти и несменяемости судей (ст.64); принцип необратимости в прошлое действия уголовного закона (ст.8 Декларации 1789 г.), исключая действия министров, по отношению к которым закон может сохранять обратную силу. 4. Наконец, это свободы, предоставляемые некоторым видам коллективных объединений: например, по отношению к территориальным представительным органам Республики это принцип свободного управления выборными советами (ст.72) и их представительства в Сенате (ст.24); по отношению к заморским территориям это признание «их собственных интересов в общей совокупности интересов Республики» и гарантия «особой организации», которая не может быть изменена без предварительных консультаций с заинтересованным территориальным представительным органом (ст.74); по отношению к политическим партиям это свобода их образования ибеспрепятственное осуществление их деятельности (ст.4); по отношению к местным жителям это гарантия того, что принадлежащая им территория не может быть уступлена «без согласия заинтересованного населения» (ст.53).
5. Статья 55 Конституции, определяющая, что «договоры или соглашения, должным образом одобренные или ратифицированные... имеют силу, превышающую силу внутренних законов, при условии применения такого договора или соглашения другой стороной», позволяет считать, что среди отсылочных норм в гуманитарной области должны значиться все европейские и всемирные соглашения, к которым Франция присоединилась. Однако Конституционный совет отказался выступать в роли арбитража, объявив себя некомпетентным в вопросах оценки соответствия внутренних законов международным обязательствам. П. Принципы, ограничивающие свободы 1. Некоторые из этих принципов вытекают из структурной характеристики государства. Так, из неделимости Республики (ст.2) и национального суверенитета (ст.З) следует ограничение свободы территориальных коллективов в части их возможных притязаний на федеральное устройство; целостность территории (ст.5, 16 и 89) не допускает права на отделение со стороны тех же территориальных коллективов; преемственность государства (ст.5) предполагает соблюдение нормального функционирования конституционных государственных властей (ст.16). Последний принцип ставит преграды на пути к реализации некоторых свобод, в частности права на забастовку. 2. Другие ограничивающие принципы вытекают из функций государства, осуществление которых требует определенных ограничений. Например, в связи с обеспечением национальной независимости (ст.5 и16) и национальной обороны (ст.21). Отсюда следует, что граждане лично и режим их имущества могут подпадать под некоторые ограничения (ст.34), которые лимитируют одновременно пользование индивидуальной свободой и собственностью.
Обеспечивая нормальное функционирование государственных властей, государство может быть вынуждено принимать ограничительные меры по отношению к свободам или в обстоятельствах, предусмотренных статьей 16, или в силу введения осадного положения, предусмотренного статьей 36. На ограничение свобод могут быть нацелены и международные соглашения, гарантом соблюдения которых является глава государства (ст.5) и которые, будучи надлежащим образом одобрены или ратифицированы (ст55), имеют силу, превышающую силу внутренних (даже конституционных) законов. Наконец, социальный характер Республики (ст.2) и вытекающаяиз этого установка на сокращение фактического неравенства могут оправдывать некоторые принудительные меры в пользовании имуществом, перераспределении некоторых видов ресурсов, что сопряжено с посягательством на право собственности. 3. Специальные положения ограничивают свободы некоторых коллективов: например, политические партии обязаны «уважать принципы национального суверенитета и демократии» (ст.4); территориальные коллективы подлежат административной опеке со стороны представителя правительства, на которого возложен контроль за соблюдением государственных интересов и законов (ст.72).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|