В. Прогрессивная линия Конституционного совета
1. Нельзя не отметить как прогрессивное явление то, что Конституционный совет стал расценивать преамбулу как органическое целое с Конституцией, уважение к которой он призван обеспечивать. Вот примеры. а) Первое решение от 19 июня 1970 г. довольно прозаично. Оно состоялось на основе процедуры, предусмотренной статьей 54, по запросу о том, соответствуют ли Конституции международные обязательства, взятые на себя Францией по Люксембургскому договору от 29 апреля 1970 г., который предусмотрел слияние европейских сообществ в единую организацию. Совет установил соответствие этого договора Конституции и в обоснование мотивов прежде всего и специально сослался на преамбулу Конституции 1958 г., определив, что обязательства, содержащиеся в этом договоре, «имеют характер взаимных обязательств». В решении содержалась преднамеренная отсылка на абз.15 преамбулы Конституции 1946 г., где говорилось, что «при условии взаимности Франция согласна на ограничения суверенитета, необходимые для организации и защиты мира». А защита мира как раз и является одной из целей Римского договора о создании Европейского экономического сообщества. б) Другое решение от 16 июля 1971 г. имеет основополагающее значение; в нем не только используется привязка к преамбуле как правовому основанию, но и отдельные ее положения специально упоминаются в мотивировочной части, чтобы объявить как противоречащие Конституции законодательные положения, посягающие на свободу объединения граждан. в) Преамбула вновь упоминается и цитируется в сочетании с положениями статей 34 и 66 в решении от 28 ноября 1973 г. об отнесении к сфере регламентарного регулирования определения «наказания, не связанного с мерами лишения свободы»; на этот раз в Конституционный совет поступил запрос по процедуре, предусмотренной абз.1 статьи 37.
г) Положения преамбулы вновь цитировались и нашли применение в решении от 27 декабря 1973 г., осуждающем дискриминацию. Впервые Конституционный совет специально процитировал одно из положений Декларации 1789 г., на которую содержались отсылки в преамбуле. д) В последующих решениях использование преамбулы дошло до того, что в одном из своих решений (от 25 января 1975 г.) Совет существенно видоизменил характер предшествующей практики, предпочтя цитировать в мотивировочной части решений главным образом положения из преамбулы, а не статьи Конституции. Так, в решениях от 23 июля 1975 г., 12 января 1977 г. и 20 июля 1977 г. Совет ссылается на преамбулу Конституции 1958 г., чтобы еще раз напомнить ее привязку к Декларации 1789 г. и преамбуле Конституции 1946 г., указав «на конституционную ценность этих документов» (см., напр., решение от 23 ноября 1977 г.). В дальнейшем упоминание о преамбуле Конституции 1958 г. становится крайне редким (напр., решение от 16 января 1982 г. по вопросу о национализации), поскольку Совет стал прямо учитывать содержание отсылочных положений. Итак, Совет пришел к выводу, что преамбула содержит нормы позитивного права, что эти нормы имеют конституционное значение и что их следует использовать в качестве критериев оценки конституционности законов. 2) Как объяснить такой подход? Понятно, что в намерение составителей Конституции не входило предписывать ее толкование по мере угасания ряда объективных факторов, связанных с войной в Алжире; другие факторы, скорее субъективного свойства, обусловили эволюцию во взглядах членов Совета. Во-первых, Совет был учрежден с целью служить заслоном Национальному собранию, если бы оно вознамерилось парализовать деятельность правительства, но эта потенциальная угроза была сразу же нейтрализована действием других конституционных положений, которые позволяли правительству законодательствовать самому, хотя бы в силу того, что парламентское большинство тогда поддерживало правительство. Но Совет подвел под свое существование другую жизненную конструкцию: он стал проявлять себя в качестве некоего противовеса на пути становившегося всего более реальным слияния властей, поддерживая их равновесие, гарантией чему изначально должна была служить конструкция разделения властей.
Во-вторых, когда Конституционный совет — в период с 1971 по 1973 г. — признал за собой право противопоставлять законам преамбулу Конституции, поток направляемых к нему на обжалование актов был невелик, поскольку за членами парламента право на обжалование не было закреплено. Никто тогда и не предполагал, что столь робко начавшаяся судебная практика достигнет нынешнего внушительного размаха. Наконец, следует считаться с рядом субъективных соображений, действующих подсознательно на умонастроение членов Совета: с одной стороны, Совет после отставки в апреле 1969 г. основного творца Конституции — генерала де Голля почувствовал за собой большую свободу в ее толковании, поскольку именно де Голль почти узурпировал это право. А с другой стороны, левые социалистические силы стали прогрессировать; их приход к власти мог повлечь за собой социально ориентированное законодательство, на которое было бы уместно наложить кальку с индивидуалистической философии 1789 г.2 Г. Содержание преамбулы Значимость преамбулы преимущественно основывается на отсылочных нормах. Однако необходимо принимать во внимание позднейшие положения, их ограничивающие или дополняющие. Прямая отсылка используется по отношению к взаимосвязанным понятиям «права человека» и «принципы национального суверенитета», так как они определены в Декларации 1789 г., подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 г. Параметры суверенитета расширились за счет накопления его более объемной концепцией прав человека, что и нашло свое закрепление в статье 3, где говорится, что национальный суверенитет «принадлежит народу».
Закономерно встает два вопроса: а) Содержит ли Декларация 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г. иные положения, относящиеся к правам человека и национальному суверенитету? Этот вопрос будет рассмотрен на анализе каждого из этих документов, но прежде всего надо исходить из того, что свобода есть неотъемлемое право человека (ст.2 Декларации). б) Из ограничительного толкования Декларации может сложиться мнение, что только те ее положения имеют конституционную силу, которые подтверждены преамбулой 1946 г.; но ее изучение доказывает, что в 1946 г. она была вновь подтверждена в целом виде (см. по этому вопросу решение Конституционного совета от 16 января 1982 г.). Во втором абзаце преамбулы говорится, что «новые институты» основаны на общем идеале свободы, равенства и братства, эти же институты Республика предлагает и тогдашним заморским территориям, которые в силу принципа «свободного самоопределения народов... выражают желание присоединиться к ней». Следовательно, речь идет уже о Сообществе, а не об институтах Республики. Раздел 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|