II. Трудности применения Декларации
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 С 1789 г. многое изменилось в юридических институтах; появились новые нормы, а прежние сильно изменились. Закономерен вопрос: каким образом надлежит урегулировать потенциальные противоречия между новыми и старыми положениями? Чтобы ответить на этот вопрос, целесообразно использовать логико-юридический метод, что сопряжено с трудностями, преодолеть которые можно, если идти по пути согласования, но отнюдь не противопоставления различных принципов. 1. Что же нужно сделать, чтобы устранить возможные при этом противоречия? а) Постулат о превосходстве Декларации над любым другим законодательным актом ныне не отстаивается с таким рвением, как прежде. Однако, по мнению Л.Филипа, изложенному в вышеупомянутой статье, Декларация и преамбула Конституции 1946 г. «могут рассматриваться в качестве источников для умозаключений конституционного судьи», который по логике этой концепции сможет обеспечить примат принципов Декларации по отношению к любой норме права. Впрочем, такого рода постулат не должен ограничивать конституционную власть, когда импульс для конституционных нововведений исходит от народа; французское право ни в каком виде не признает над конституционных начал. М.Ориу в своем курсе конституционного права усматривал в Декларации «самодостаточный конституционный акт социального устройства». Это позволило ему объяснить ее юридическую жизнеспособность, несмотря на то что в последующих конституциях, в том числе и в 1898 г., некоторые ее положения игнорировались. Такое истолкование в его время было весьма соблазнительным, поскольку Конституцию 1875 г. этот маститый ученый окрестил «сугубо политической» и «трактующей совсем о других предметах, чем Декларация». Ныне дело обстоит по-другому.
Последующие Декларации (ст.ЗЗ Декларации жирондистов от 26 апреля 1793 г. и ст.28 Декларации якобинцев от 21 июня 1793 г.) провозглашали, что «одно поколение людей не вправе навязывать свои законы будущим поколениям» и что «народ всегда имеет право на то, чтобы пересматривать, реформировать и изменять свою Конституцию». В принципе не существует иных решений, как применять новейшие конституционные положения. 27 ноября 1977 г. перед Советом встал вопрос, в какой мере право на образование продолжает оставаться основным принципом (в соответствии со статьей 91 закона от 31 марта 1931 г.), и не подорвано ли его значение преамбулой Конституции 1946 г., которая устанавливает, что «организация бесплатного и светского образования на всех уровнях является обязанностью государства». Совет развеял всякие сомнения на этот счет, определив, что, если два акта имеют одинаковое конституционное значение, необходимо придерживаться духа и буквы позднейших актов. б) Именно так поступил Конституционный совет по вопросу о назначении наказаний, связанных с лишением свободы, в своем решении от 28 ноября 1973 г.; статьи 7 и 8 Декларации провозглашают принцип законности при квалификации правонарушений и выборе мер наказания за их совершение, основываясь на принципе — nullum crimen, nulla poena sine lege. И действительно, согласно статье 34 Конституции к ведению законодателя относится определение преступлений и деликтов и мер наказания за них, а согласно статье 66 лишение свободы допустимо лишь на основании закона; исходя из этого, Конституционный совет пришел к заключению, что правительство было правомочно по своему почину в регламентарной форме определять круг правонарушений, наказуемых штрафными санкциями. Совет, проведя сопоставительный анализ трех конституционных положений, пришел к выводу, что статья 34 Конституции в определенном смысле может отклоняться от соответствующего принципа Декларации 1789 г.
в) Не всякий раз следует руководствоваться основным правилом толкования актов, хорошо известного Кассационному суду по делам, рассмотренным 16 июля 1822 г., 14 августа 1933 г. и 9 июня 1856 г. Действительно, в силу изречения «generalia specialibus non derogant» общие законы не могут перекрыть возможные отклонения в последующих специальных нормах. На этом основании статья 11 Декларации управомочивает законодателя специально определять, что же является злоупотреблением правом свободной передачи мыслей и мнений. Тем не менее ни статья 34, ни статья 37 Конституции не дают право правительству производить замену наказаний за деяния типа преступлений и проступков наказаниями в виде штрафных санкций, установленных за совершение правонарушений. 2. При применении подобного метода толкования актов возникает новое затруднение: какую временную точку отсчета следует признавать за Декларацией при ее сравнении с другими актами, имеющими конституционное значение? Нужно ли исходить из первоначальной даты (1789 г.), или ее подтверждения (1946 г.), или последнего упоминания о ней (1958 г.)? Конституционный совет разрешил этот вопрос, придав Декларации «актуальность». В своем решении от 16 января 1982 г. он определил, что «французский народ однажды отклонил проект Конституции, в котором провозглашались принципы, отличающиеся от тех, которые были провозглашены в 1789 г., и, напротив, на референдумах 13 октября 1946 г. и 28 сентября 1958 г. он одобрил положения, возводящие в ранг конституционных принципы и права, провозглашенные в 1789 г.». В указанной формулировке не указаны временные параметры провозглашенных принципов; следует ли их датировать 1946 г. или 1958 г.? Но все же 1946 год представляется исходным для толкования: во-первых, потому, что именно в этом году Декларации было впервые придано конституционное значение, а во-вторых, преамбула Конституции 1958 г. содержит отсылку не просто к Декларации, а к ее подтверждению в преамбуле Конституции 1946 г., т.е. к тому истолкованию, какое было дано именно в 1946 г. Вопрос о временных рамках конституционных документов очень важен. Во-первых, потому, что в случае возникновения противоречий между текстом Декларации и принципами, выработанными в период с 1789 по 1946 г., последним логично должно быть дано предпочтение, коль скоро они были переосмыслены и получили конституционное закрепление позже.
Во-вторых, хотя, по мнению Конституционного совета, не остается места для возникновения противоречий между Декларацией 1789 г. и преамбулой 1946 г., поскольку последняя ее подтверждает и дополняет, все же такие противоречия могут иметь место между Декларацией и текстом Конституции 1958 г. А в таком случае именно Конституции должно быть отдано преимущество. 3. Однако весьма редкими являются явные противоречия наподобие тех, которые возникли по вопросу о праве устанавливать в регламентарном порядке наказания за правонарушения в отношении деяний, не влекущих за собой лишение свободы; чаще всего противоречия возникают не в отношении самих конституционных принципов, а по поводу порядка их применения. Вот один из примеров: собственность есть священное право, провозглашенное Декларацией, но, однако, Франция является социальной республикой — гласит статья 2-я Конституции, — и вот Конституционный совет определяет, что само право собственности ныне подвержено «значительным ограничениям, вытекающим из примата общего интереса*. Таким образом, конституционный судья призывается к тому, чтобы примирить эти два противоречивых принципа — что, по существу, ведет к тому же, — истолковать один из принципов в свете действия другого. В таких случаях вновь и вновь встает вопрос о толковании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|