Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конкурсные торги как важнейший элемент рыночного регулирования товарного рынка




Тема 12. Сущность торгов и их экономические функции. Торги как один из способов регулирования современ­ной экономики.

24 ноября 1993 г. был принят Закон Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд(№ 2588-Х11)», предусматривающий конкурсный отбор поставщиков для осуществления государственных заказов.

Кон­кур­сные тор­ги (тен­дер) — это фор­ма вы­да­чи за­ка­зов на пос­тав­ку то­ва­ров, за­куп­ку ус­луг по за­ра­нее объяв­лен­ным в спе­ци­аль­ных до­ку­мен­тах ус­ло­ви­ям. Данные условия пред­по­ла­га­ю­т соревнование пред­ло­же­ний от нес­коль­ких учас­тни­ков тор­гов с целью обес­пе­че­ния на­и­бо­лее вы­год­ных ус­ло­вий сдел­ки для их ор­га­ни­за­то­ра.

Таким образом, необходимость в организации конкурсов, торгов возникает лишь тогда, когда заказчик (организатор конкурса) имеет возможность выбора среди нескольких исполнителей.

А исполнители, в свою очередь, должны быть заинтересованы в выполнении заказа. Подобная ситуация возникает только на определенном уровне развития экономических и правовых отношений в государстве. Исторический анализ также показывает, что в большинстве случаев само государство (как наиболее богатый и влиятельный заказчик) являлось главным инициатором проведения конкурсных отборов исполнителей.

Возникнув как форма поиска соответствия между ценой и величиной стоимости товара, торги как метод заключения сделок, вытекающих из договоров купли-продажи товаров и подряда, и на современном этапе выступают как важное средство регулирования цен контрактов, а также как эле­мент государственного регулирования торговых и внешне­экономических связей.

В ис­то­рии тен­дер­ной пра­кти­ки был пе­ри­од, ког­да по­бе­ди­те­ли тор­гов оп­ре­де­ля­лись ис­клю­чи­тель­но на ос­но­ва­нии на­и­мень­шей зап­ра­ши­ва­е­мой це­ны. Дан­ный спо­соб пред­став­ля­ет­ся весь­ма про­стым и эф­фек­тив­ным.

Од­на­ко по опы­ту вы­пол­не­ния зак­лю­ча­е­мых по та­ко­му ме­то­ду кон­трак­тов за­каз­чи­ки быс­тро по­ня­ли, что на­и­мень­шая це­на вов­се не обя­за­тель­но оз­на­ча­ет не­об­хо­ди­мое ка­чес­тво и мо­жет яв­лять­ся един­ствен­ным оп­ре­де­ля­ю­щим фак­то­ром толь­ко в от­дель­ных слу­ча­ях, ког­да при­вле­ка­е­мые к учас­тию в тор­гах пос­тав­щи­ки хо­ро­шо из­вес­тны за­каз­чи­ку как ис­пол­ни­те­ли, ста­биль­но обес­пе­чи­ва­ю­щие тре­бу­е­мый уро­вень ка­чес­тва. По этой при­чи­не по ме­ре раз­ви­тия тен­дер­ных про­це­дур за­каз­чи­ки бы­ли вы­нуж­де­ны вво­дить в кон­кур­сные до­ку­мен­ты до­пол­ни­тель­ные тре­бо­ва­ния по ка­чес­тву, ко­то­рые в ря­де слу­ча­ев мог­ли ста­но­вить­ся оп­ре­де­ля­ю­щи­ми.

В нас­то­я­щее вре­мя ру­ко­вод­ства и ти­по­вые конкурс­ные до­ку­мен­ты по при­обре­те­нию то­ва­ров ра­бот и ус­луг в до­ку­мен­тах меж­ду­на­род­ных фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций поч­ти во всех слу­ча­ях при про­ве­де­нии тор­гов на круп­ные за­ка­зы на­ря­ду с це­ной тре­бу­ют учи­ты­вать фак­тор ка­чес­тва.

Удель­ный вес фак­то­ра ка­чес­тва вы­ше все­го для тех ви­дов за­ку­пок, ко­то­рые ме­нее все­го под­да­ют­ся ко­ли­чес­твен­но­му опи­са­нию. Следовательно, чем по­нят­нее и под­роб­нее мож­но опи­сать пред­мет за­ку­пок, тем вы­ше удель­ный вес це­но­во­го фак­то­ра и ни­же — ка­чес­твен­но­го. В пра­кти­ке оцен­ки тен­дер­ных пред­ло­же­ний со­от­но­ше­ния це­ны и ка­чес­тва вы­ра­жа­ют­ся примерно так: 70: 30, 80: 20 и т.д.

На­и­бо­лее ши­ро­ко конкурс­ные тор­ги при­ме­няются в про­цес­се го­су­дар­ствен­ных за­ку­пок. Сле­ду­ет от­ме­тить, что пос­тав­ка то­ва­ров для го­су­дар­ствен­ных нужд — до­воль­но слож­ная и мно­гог­ран­ная про­бле­ма, ко­то­рая решается в рам­ках сис­те­мы пос­та­вок то­ва­ров для го­су­дар­ствен­ных нужд или сис­те­мы го­су­дар­ствен­ных за­ка­зов.

Ос­нов­ными субъек­тами хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­нос­ти ры­ноч­ной эко­но­ми­ки вы­де­ля­ют до­маш­ние хо­зяй­ства, пред­при­я­тия и ор­га­ни­за­ции биз­не­са, ор­га­ны го­су­дар­ствен­но­го уп­рав­ле­ния (табл. 7.3).

 

Таб­ли­ца10.3. Ос­нов­ные субъек­ты ры­ноч­ной эко­но­ми­ки

Субъект рынка Основная функция Основной источник финансирования
Государство Представление бесплатных услуг государственных организаций и учреждений, обеспечение безопасности населения и страны, перераспределение национального дохода Налоги, сборы и отчисления
Предприя­тия и организации бизнеса Производство товаров, услуг, интеллектуальной собственно­сти для потребления и про­дажи Выручка от продажи
Домашние хо­зяйства Личное потребление, производ­ство товаров и услуг Заработная плата, пен­сии, по­собия, стипен­дии, до­ходы от собст­вен­ности

Ос­нов­ные субъек­ты ры­ноч­ной эко­но­ми­ки:

До­маш­ние хо­зяй­ства — ос­нов­ной эле­мент об­щес­тва, его пот­ре­би­тельс­кой сфе­ры, глав­ной эко­но­ми­чес­кой фун­кци­ей это­го субъек­та яв­ля­ет­ся пот­реб­ле­ние ко­неч­но­го про­дук­та и ус­луг, про­изво­ди­мых го­су­дар­ством и биз­не­сом.

Ор­га­ны го­су­дар­ствен­но­го уп­рав­ле­ния и биз­нес яв­ля­ют­ся струк­тур­ны­ми эле­мен­та­ми вто­рой сфе­ры че­ло­ве­чес­кой де­я­тель­нос­ти в об­лас­ти эко­но­ми­чес­ких от­но­ше­ний — сфе­ры де­ло­вой ак­тив­нос­ти лю­дей, в ре­зуль­та­те деятельности ко­то­рой до­маш­ние хо­зяй­ства по­лу­ча­ют до­хо­ды.

К субъек­там хо­зяй­ство­ва­ния биз­не­са от­но­сят­ся пред­при­я­тия и фир­мы раз­лич­ных форм соб­ствен­нос­ти, глав­ной фун­к­ци­ей ко­то­рых яв­ля­ет­ся про­извод­ство раз­но­об­раз­ных то­ва­ров, ра­бот и ус­луг для до­маш­них хо­зяйств и ор­га­нов го­су­дар­ствен­но­го уп­рав­ле­ния.

Ос­нов­ная мас­са гос­за­ку­пок, в от­ли­чие от пот­ре­би­тельс­ко­го рын­ка, про­изво­дит­ся в кон­трак­тной фор­ме. Пра­ви­тельс­твен­ные рас­хо­ды выс­ту­па­ют в фор­ме пра­ви­тельс­твен­ных за­ка­зов биз­не­су на про­извод­ство раз­лич­ной про­дук­ции и ус­луг об­ще­на­ци­о­наль­но­го зна­че­ния.

В кон­трак­те заб­ла­гов­ре­мен­но (до про­извод­ства про­дук­ции) ого­ва­ри­ва­ют­ся це­ны, ко­ли­чес­тво и ус­ло­вия пос­тав­ки (вы­пол­не­ния ра­бот). И ес­ли рань­ше на ос­но­ве кон­трак­тов дос­ти­га­лось обес­пе­че­ние об­щес­твен­но­го сек­то­ра ус­ло­ви­я­ми его соб­ствен­но­го фун­кци­о­ни­ро­ва­ния (нап­ри­мер, компьютеры, ме­бель, кан­це­ляр­ские при­над­леж­нос­ти и др.), то в пос­лед­нее вре­мя все бо­лее ши­ро­кое при­ме­не­ние ста­ли по­лу­чать кон­трак­ты на пос­тав­ку то­ва­ров, ра­бот и ус­луг, удов­лет­во­ре­ние пот­реб­нос­ти в ко­то­рых тра­ди­ци­он­но нес об­щес­твен­ный сек­тор.

Например, Работа го­род­ского об­щес­твен­ного тран­спорта, убор­ка улиц, сбор и вы­воз бы­то­вых от­хо­дов, со­дер­жа­ние пар­ков, по­жар­ной ох­ра­ны бо­лее эф­фек­тив­но вы­пол­ня­ют­ся не­го­су­дар­ствен­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми, ор­га­ни­за­ци­я­ми, бла­го­да­ря глу­бо­кой спе­ци­а­ли­за­ции, ис­поль­зо­ва­нию но­вей­ших тех­но­ло­гий и вы­со­кок­ва­ли­фи­ци­ро­ван­но­го пер­со­на­ла. В США, Ве­ли­коб­ри­та­нии влас­ти раз­ных уров­ней все ча­ще пе­ре­да­ют час­тным ком­па­ни­ям та­кие су­гу­бо ад­ми­нис­тра­тив­ные фун­кции, как сос­тав­ле­ние и ана­лиз бюд­же­тов, сбор на­ло­гов, ох­ра­на об­щес­твен­но­го по­ряд­ка, со­дер­жа­ние тю­рем и уп­рав­ле­ние ими. Внут­ри са­мо­го об­щес­твен­но­го сек­то­ра все ча­ще фор­ми­ру­ют­ся от­но­ше­ния на ос­но­ве раз­де­ле­ния фун­кций по­ку­па­те­ля и про­дав­ца (пос­тав­щи­ка) — так на­зы­ва­е­мые ква­зи­рын­ки.

Постепенное выс­во­бож­де­ние пра­ви­тельс­твен­ных уч­реж­де­ний, ор­га­ни­за­ций от пред­ста­ви­тельс­тва фун­кций про­изво­ди­те­ля поз­во­ля­ет им пол­нос­тью сос­ре­до­то­чить вни­ма­ние на ин­те­ре­сах пот­ре­би­те­ля, за­ин­те­ре­со­ван­но­го в вы­бо­ре пос­тав­щи­ка, пред­ло­жив­ше­го ми­ни­маль­ные це­ны, и тре­бо­вать от не­го не­у­кос­ни­тель­но­го вы­пол­не­ния всех ус­ло­вий кон­трак­та. Нап­ри­мер, мес­тный ор­ган здра­во­ох­ра­не­ния пе­ре­ста­ет не­пос­ред­ствен­но ру­ко­во­дить ра­бо­той боль­ниц и выс­ту­па­ет в ро­ли за­каз­чи­ка и по­ку­па­те­ля ус­луг; в США од­ни му­ни­ци­па­ли­те­ты зак­лю­ча­ют до­го­во­ры с дру­ги­ми на сос­тав­ле­ние бюд­же­тов, раз­ра­бот­ку про­грамм, ес­ли их не удов­лет­во­ря­ет ра­бо­та соб­ствен­ных под­раз­де­ле­ний, по­ли­ция од­них рай­онов об­слу­жи­ва­ет по кон­трак­там со­сед­ние.

Проведенный ана­лиз оте­чес­твен­но­го и за­ру­беж­но­го в сов­ре­мен­ных ус­ло­ви­ях поз­во­ля­ет определить ос­нов­ные при­нци­пы формирования госзакупок:

¨ го­су­дар­ство яв­ля­ет­ся за­каз­чи­ком про­дук­ции, оно рас­по­ла­га­ю­щее для это­го со­от­вет­ству­ю­щи­ми ре­сур­са­ми и пе­ре­да­ю­щее оп­ре­де­лен­ные пра­ва сво­им ис­пол­ни­тель­ным ор­га­нам;

¨ структура и сос­тав за­ка­зов оп­ре­де­ля­ет­ся струк­ту­рой сис­те­мы об­ще­го­су­дар­ствен­ных пот­реб­нос­тей и фун­кци­я­ми го­су­дар­ства, ко­то­рые, как пра­ви­ло, не мо­гут быть ре­а­ли­зо­ва­ны ме­ха­низ­мом ры­ноч­но­го са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния;

¨ размеры госза­ка­зов ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся ве­ли­чи­ной средств бюд­же­та стра­ны;

¨ госза­ка­зы раз­ме­ща­ют­ся и ре­а­ли­зу­ют­ся на до­го­вор­ной ос­но­ве.

До­го­вор­ные (контрактные) от­но­ше­ния в об­щес­твен­ном сек­то­ре име­ют пре­иму­щес­тва и спо­соб­ны при­но­сить определенный эф­фект.

Важнейшим при­нци­пом этих мер, по мне­нию боль­шин­ства спе­ци­а­лис­тов, яв­ля­ет­ся от­кры­тость (глас­ность). Она зак­лю­ча­ет­ся в том, что все эта­пы про­ве­де­ния кон­кур­сных тор­гов, на­чи­ная с ус­та­нов­ле­ния ус­ло­вий их про­ве­де­ния до объяв­ле­ния по­бе­ди­те­лей, осу­щес­твля­ют­ся пуб­лич­но, и каж­дый учас­тник име­ет воз­мож­ность с ни­ми оз­на­ко­мить­ся. Мно­го­лет­ний ми­ро­вой опыт по­ка­зы­ва­ет, что от­кры­тость яв­ля­ет­ся са­мым силь­но­дей­ству­ю­щим сред­ством против кор­руп­ции.

При­нцип рав­ноп­ра­вия (спра­вед­ли­вос­ти) зак­лю­ча­ет­ся в том, что ус­ло­вия про­ве­де­ния тор­гов, при­нци­пы, кри­те­рии и по­ря­док оп­ре­де­ле­ния по­бе­ди­те­ля ус­та­нав­ли­ва­ют­ся за­ра­нее, и для всех учас­тни­ков оди­на­ко­вы. Кро­ме то­го, при­нци­пы про­кью­ре­мен­та не поз­во­ля­ют ме­нять эти ус­ло­вия в хо­де про­ве­де­ния кон­кур­сных тор­гов. Ка­те­го­ри­чес­ким тре­бо­ва­ни­ем про­це­дур про­кью­ре­мен­та яв­ля­ет­ся не­до­пу­ще­ние дис­кри­ми­на­ци­он­ных мер по от­но­ше­нию к ко­му-ли­бо из учас­тни­ков.

При­нцип эф­фек­тив­нос­ти на­це­ли­ва­ет на мак­си­маль­ный ко­неч­ный ре­зуль­тат про­ве­де­ния кон­кур­сов, что­бы в ито­ге бы­ли осу­щес­твле­ны за­куп­ки тре­бу­е­мых ре­сур­сов с мак­си­маль­ной эко­но­ми­чес­кой вы­го­дой для по­ку­па­те­ля.

При­нцип эко­но­мич­нос­ти оз­на­ча­ет, что про­це­ду­ры тен­де­ра дол­жны осу­щес­твлять­ся с ми­ни­маль­но воз­мож­ны­ми зат­ра­та­ми ре­сур­сов. В оп­ре­де­лен­ной сте­пе­ни эко­но­мич­ность вли­я­ет на ко­неч­ную эф­фек­тив­ность.

При­нцип от­вет­ствен­нос­ти и подотчетности оз­на­ча­ет, что все упол­но­мо­чен­ные ли­ца (сам за­каз­чик) от­ве­ча­ют за свои дей­ствия не толь­ко в ад­ми­нис­тра­тив­ном по­ряд­ке, но и юри­ди­чес­ки. Все ус­ло­вия кон­трак­та дол­жны вы­пол­нять­ся обя­за­тель­но и при лю­бых ус­ло­ви­ях, что осо­бен­но важ­но для сов­ре­мен­но­го оте­чес­твен­но­го рын­ка.

Отдельные экономисты выделяют также принципы: конкурентность и обоснованность.

Фор­мы и ме­то­ды осу­щес­твле­ния государственных ­за­ку­пок. Меж­ду­на­род­ная пра­кти­ка и на­ци­о­наль­ные за­ко­но­да­тель­с­тва пред­ла­га­ют два ос­нов­ных ме­то­да раз­ме­ще­ния за­ка­зов на пос­тав­ку то­ва­ров для го­су­дар­ствен­ных нужд: конкурентные (кон­кур­сные тор­ги, тен­де­ры, аукционы) и неконкурентные (пе­ре­го­во­ры, запрос котировок, запрос предложений).

Каж­до­му ме­то­ду со­от­вет­ству­ют оп­ре­де­лен­ные порядок, пра­ви­ла, про­це­ду­ры и об­ласть при­ме­не­ния.

Пред­поч­ти­тель­ны­ми счи­та­ют­ся кон­кур­сные тор­ги, так как они в на­и­боль­шей сте­пе­ни от­ве­ча­ют це­лям, за­да­чам и при­нци­пам про­фес­си­о­наль­но­го про­къю­ре­мен­та. Тор­ги пред­став­ля­ют со­бой сос­тя­за­ние пре­тен­ден­тов на при­обре­те­ние то­ва­ра или по­лу­че­ние кон­трак­та.

Прокьюремент (от англ. procurement) — форма управленческой технологии или совокупность практических методов и приемов, а также инструментов, применяемых в процессе организации закупок, предоставления объектов в аренду, распределения заказов в ходе осуществления конкурсных торгов, облегчения их для участников, соблюдения справедливости, предотвращения коррупции.

В основе прокьюремента лежит соблюдение принципов открытости (гласности), равноправия претендентов, эффективности заключаемых сделок, ответственности сторон — участников контракта. Прокьюремент означает также деятельность, обеспечивающую поиск и соединение компаньонов будущей сделки, заключение договоров, соглашений.

Содержание кон­кур­сных тор­гов крат­ко мож­но оха­рак­те­ри­зо­вать сле­ду­ю­щим об­ра­зом: по­ку­па­тель (за­каз­чик) объяв­ля­ет кон­курс для про­дав­цов (пос­тав­щи­ков) на то­вар или ус­лу­ги с за­ра­нее оп­ре­де­лен­ны­ми ха­рак­те­рис­ти­ка­ми и пос­ле срав­не­ния по­лу­чен­ных пред­ло­же­ний под­пи­сы­ва­ет­ся до­го­вор (кон­т­ракт) с тем про­дав­цом или под­ряд­чи­ком, ко­то­рый пред­ло­жил на­и­бо­лее вы­год­ные для по­ку­па­те­ля ус­ло­вия.

Тема 13. Виды тендерных торгов и их характеристика

Су­щес­тву­ет мно­го раз­но­вид­нос­тей кон­кур­с­ных (тен­дер­ных) тор­гов.

Тор­ги мо­гут клас­си­фи­ци­ро­вать­ся:

-по кру­гу учас­т­ ни­ков (от­кры­тые, зак­ры­тые),

- по про­це­ду­ре до­пус­ка (с ква­ли­фи­ка­ци­он­ным от­бо­ром или без не­го),

-по ге­ог­ра­фи­чес­ко­му при­зна­ку (меж­ду­на­род­ные, на­ци­о­наль­ные, мес­тные),

-по про­це­ду­рам вы­бо­ра (обыч­ные, уп­ро­щен­ные) и т.д. Це­ле­со­об­раз­но вы­де­лить еще один вид клас­си­фи­ка­ции тор­гов — по их пред­ме­ту, т.е. тор­ги на пос­тав­ку то­ва­ров, вы­пол­не­ние ра­бот и ока­за­ние ус­луг.

Тор­ги на пос­тав­ку то­ва­ров при­ме­ня­ют­ся при за­куп­ке про­мыш­лен­ной и иной то­вар­ной про­дук­ции для нужд го­су­дар­ствен­но­го и час­тно­го сек­то­ров. Пред­ме­том тор­гов яв­ля­ют­ся раз­ра­бот­ка, из­го­тов­ле­ние, дос­тав­ка, мон­таж и пуск в эк­сплу­а­та­цию обо­ру­до­ва­ния, а так­же до­пол­ни­тель­ные за­да­чи, свя­зан­ные с ис­поль­зо­ва­ни­ем пос­тав­лен­ных то­ва­ров, на­п­ри­мер, тех­ни­чес­кое об­слу­жи­ва­ние, ре­монт, обу­че­ние и пос­т­про­даж­ное со­дер­жа­ние обо­ру­до­ва­ния. Учас­тни­ки тор­гов — За­каз­чик (За­куп­щик) и Пос­тав­щи­ки.

Тор­ги на вы­пол­не­ние ра­бот из­вес­тны как под­ряд­ные тор­ги и при­ме­ня­ют­ся при не­об­хо­ди­мос­ти най­ма под­ряд­чи­ков для вы­пол­не­ния стро­и­тель­ных или стро­и­тель­но-мон­таж­ных ра­бот и ока­за­ния со­пут­ству­ю­щих ус­луг, нап­ри­мер, по со­дер­жа­нию объек­тов в га­ран­тий­ный пе­ри­од, обу­че­нию пер­со­на­ла служб эк­сплу­а­та­ции и т.д. Учас­тни­ки тор­гов — За­каз­чик и Под­ряд­чи­ки.

Тор­ги на ока­за­ние ус­луг нап­рав­ле­ны на при­вле­че­ние ин­же­нер­ных, юри­ди­чес­ких, фи­нан­со­во-эко­но­ми­чес­ких и про­чих ус­луг, не­об­хо­ди­мых для вы­пол­не­ния от­дель­ных за­дач про­ектов раз­ви­тия, свя­зан­ных с раз­лич­ны­ми ис­сле­до­ва­ни­я­ми, тех­ни­ко-эко­но­ми­чес­ки­ми, эко­ло­ги­чес­ки­ми и про­чи­ми эк­спер­ти­за­ми, про­ектны­ми ра­бо­та­ми, фун­кци­я­ми по уп­рав­ле­нию про­екта­ми стро­и­тельс­тва, по кон­тро­лю за ка­чес­твом ра­бот и т.д. Учас­тни­ки тор­гов — За­каз­чик и Кон­суль­тан­ты.

От­кры­тые (пуб­лич­ные, не­ог­ра­ни­чен­ные) тор­ги про­це­ду­ра конкурса, при ко­то­рой пред­ло­же­ние ор­га­ни­за­то­ра при­нять в нем учас­тие об­ра­ще­но ко всем же­ла­ю­щим.

От­кры­тые кон­кур­сные тор­ги про­во­дят­ся по сле­ду­ю­щим пра­ви­лам: 1)опуб­ли­ко­ва­ние в от­кры­той пе­ча­ти при­гла­ше­ния к учас­тию в тор­гах, а так­же обес­пе­че­ние дос­та­точ­но­го вре­ме­ни для под­го­тов­ки и пред­став­ле­ния кон­кур­сных за­я­вок пре­тен­ден­та­ми; 2)обес­пе­че­ние оди­на­ко­вых ус­ло­вий и рав­ных прав всем учас­тни­кам тор­гов; 3)ус­та­нов­ле­ние понятных и объек­тив­ных кри­те­ри­ев оцен­ки; вы­яв­ле­ние по­бе­ди­те­ля тор­гов и зак­лю­че­ние с ним кон­трак­та в со­от­вет­ствии с ус­ло­ви­я­ми, ус­та­нов­лен­ны­ми в кон­кур­сной до­ку­мен­та­ции. От­кры­тым тор­гам мо­жет пред­шес­тво­вать пред­ва­ри­тель­ный отбop пре­тен­ден­тов. В этом слу­чае они но­сят наз­ва­ние «от­кры­тые тор­ги с пред­ква­ли­фи­ка­ци­ей».

При­ме­не­ние от­кры­тых конкурсных про­це­дур поз­во­ля­ет до­бить­ся мак­си­маль­ной кон­ку­рен­ции и выб­рать на­и­бо­лее де­ше­вый и в то же вре­мя ка­чес­твен­ный то­вар, ус­лу­гу, работу и, сле­до­ва­тель­но, в пол­ной ме­ре га­ран­ти­ру­ет соб­лю­де­ние при­нци­па эффективно­го рас­хо­до­ва­ния бюд­жет­ных средств.

В зак­ры­тых тор­гах в от­ли­чие от от­кры­тых чис­ло учас­т­ни­ков ог­ра­ни­че­но «спис­ком» пред­ва­ри­тель­но отоб­ран­ных ор­га­ни­за­то­ром кон­кур­са фирм, ко­то­рые и при­гла­ша­ют­ся к учас­тию в конкурсе.

За­каз­чик в этом слу­чае пер­со­наль­но при­гла­ша­ет к учас­тию в тор­гах всех из­вес­тных ему пос­тав­щи­ков и ис­пол­ни­те­лей, ко­то­рые, по его мне­нию, спо­соб­ны спра­вить­ся с за­да­ни­ем. Пуб­ли­ка­ция при­гла­ше­ния и про­це­ду­ра пред­ква­ли­фи­ка­ции в этом слу­чае не про­изво­дят­ся. В ре­зуль­та­те сос­тав­ля­ет­ся «крат­кий спи­сок» воз­мож­ных пос­тав­щи­ков, ко­ли­чес­тво ко­то­рых дол­жно быть дос­та­точ­но боль­шим, так как толь­ко в этом слу­чае мо­жет быть обес­пе­че­на кон­ку­рен­ция, а сле­до­ва­тель­но, вы­бор на­и­бо­лее вы­год­но­го пред­ло­же­ния, а так­же нор­маль­ный ход про­це­ду­ры.

Зак­ры­тые тор­ги мо­гут при­ме­нять­ся в слу­ча­ях, ког­да спе­ци­фи­ка ра­бот (ус­луг), яв­ля­ю­щих­ся пред­ме­том кон­кур­са, пред­по­ла­га­ет ог­ра­ни­чен­ный круг пос­тав­щи­ков, так как тор­ги име­ют вы­со­кую тех­ни­чес­кую слож­ность, тре­бу­ют спе­ци­аль­ных зна­ний или ес­ли речь идет о нуж­дах обо­ро­ны или на­ци­о­наль­ной бе­зо­пас­нос­ти, т.е. в тех слу­ча­ях, ког­да не­э­ко­но­мич­но и не­це­ле­со­об­раз­но соз­да­вать не­ог­ра­ни­чен­ную кон­ку­рен­цию. Че­рез зак­ры­тые тор­ги, как пра­ви­ло, раз­ме­ща­ют­ся за­ка­зы на уни­каль­ное, слож­ное обо­ру­до­ва­ние, ком­плек­тные из­де­лия и т.д. Зак­ры­тые тор­ги — ме­нее зат­рат­ное по вре­ме­ни ме­роп­ри­я­тие, пред­по­ла­га­ю­щее воз­мож­ность при­гла­шать пос­тав­щи­ков из кру­га, ог­ра­ни­чен­но­го са­мим за­каз­чи­ком. Но ожи­дать зна­чи­тель­но­го сни­же­ния це­ны в этом слу­чае не стоит.

В ми­ро­вой пра­кти­ке при­ме­няются дву­хэ­тап­ные тор­ги (двух­ста­дий­ный тен­дер) — конкурс­ная про­це­ду­ра, в со­от­вет­ствии с ко­то­рой конкурс­ный про­цесс раз­би­ва­ет­ся на две ста­дии.

Пер­вая пред­усмат­ри­ва­ет в при­гла­ше­нии на учас­тие лишь са­мое об­щее опи­са­ние пред­ме­та за­куп­ки. В от­вет на него по­тен­ци­аль­ные пре­тен­ден­ты по­да­ют пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие тех­ни­чес­кие, тех­но­ло­ги­чес­кие и ка­чес­твен­ные ха­рак­те­рис­ти­ки пред­ла­га­е­мых то­ва­ров, ра­бот или ус­луг или воз­мож­ные ус­ло­вия про­да­жи, но без ука­за­ния це­ны. Оцен­ка та­ких пред­ло­же­ний про­изво­дит­ся толь­ко с точ­ки зре­ния тех­ни­ко-эко­но­ми­чес­ких ас­пек­тов.

Вто­рая — по­да­ча окон­ча­тель­ных тех­ни­чес­ких пред­ло­же­ний, отоб­ран­ных на пер­вом эта­пе, с ука­за­ни­ем це­ны и всей тре­бу­ю­щей­ся в конкурс­­ной до­ку­мен­та­ции ин­фор­ма­ции; про­во­дит­ся как обыч­ная конкурс­ная про­це­ду­ра. Ей мо­гут пред­шес­тво­вать пе­ре­го­во­ры меж­ду за­ку­поч­ной ор­га­ни­за­ци­ей и пре­тен­ден­та­ми.

В от­ли­чие от рас­смот­рен­ных в двух­ста­дий­ном конкурс­е ини­ци­а­тор мо­жет вно­сить из­ме­не­ния в кон­кур­сные ус­ло­вия, а пре­тен­дент на каж­дом эта­пе мо­жет уточ­нять, до­пол­нять и из­ме­нять со­дер­жа­ние сво­их кон­кур­сных до­ку­мен­тов. Двух­ста­дий­ные тор­ги яв­ля­ют­ся на­и­бо­лее слож­ны­ми и при­ме­ня­ют­ся, как пра­ви­ло, в тех слу­ча­ях, ес­ли: не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным оп­ре­де­лить пред­ва­ри­тель­но точ­ные тех­ни­чес­кие и ка­чес­твен­ные па­ра­мет­ры за­ка­зы­ва­е­мых то­ва­ров, ра­бот и ус­луг; су­щес­тву­ют раз­лич­ные воз­мож­нос­ти удов­лет­во­ре­ния пот­реб­нос­ти за­куп­ки; пред­ме­том за­куп­ки яв­ля­ет­ся на­уч­ное ис­сле­до­ва­ние, эк­спе­ри­мент или дру­гие про­екты, ус­лу­ги спе­ци­фи­чес­ко­го ха­рак­те­ра.

Кро­ме пе­ре­чис­лен­ных про­це­дур меж­ду­на­род­ная те­о­рия и пра­кти­ка пред­ла­га­ет при­ме­нять раз­лич­ные уп­ро­щен­ные про­це­ду­ры за­ку­пок. Уп­ро­щен­ные про­це­ду­ры, по су­ти, яв­ля­ют­ся об­лег­чен­ным ва­ри­ан­том от­кры­тых тен­дер­ных про­це­дур и при­ме­ня­ют­ся в тех слу­ча­ях, ког­да ис­поль­зо­ва­ние иных про­це­дур не поз­во­ля­ет дос­тичь боль­шей эф­фек­тив­нос­ти.

К уп­ро­щен­ным про­це­ду­рам от­но­сят­ся.

1. Зап­рос це­но­вых предложений (ко­ти­ро­вок - воп­рос о це­не) — ме­тод про­ве­де­ния за­ку­пок, ос­но­ван­ный на со­пос­тав­ле­нии цен тор­го­вых пред­ло­же­ний, по­лу­чен­ных от нес­коль­ких пос­тав­щи­ков. Как пра­ви­ло, это от­но­си­тель­но не­боль­шие за­куп­ки, а так­же за­куп­ки при ор­га­ни­за­ции сроч­ных пос­та­вок.

Зап­рос це­но­вых ко­ти­ро­вок в пись­мен­ном ви­де нап­рав­ля­ет­ся кон­кур­сной ко­мис­си­ей не ме­нее чем трем-че­ты­рем пре­тен­ден­там. В от­вет каж­дый пре­тен­дент пред­став­ля­ет в пись­мен­ном ви­де толь­ко од­ну це­но­вую ко­ти­ров­ку, ко­то­рая и рас­смат­ри­ва­ет­ся кон­кур­сной ко­мис­си­ей.

В ре­зуль­та­те за­каз­чик зак­лю­ча­ет до­го­вор с пос­тав­щи­ком или ис­пол­ни­те­лем, ко­то­рый пред­ло­жил са­мую низ­кую це­ну.

Дан­ный ме­тод мо­жет ис­поль­зо­вать­ся в тех слу­ча­ях, ког­да пред­ме­том за­ка­за яв­ля­ет­ся пос­тав­ка ши­ро­ко дос­туп­ных ве­щей или ус­луг, для ко­то­рых су­щес­тву­ет сло­жив­ший­ся ры­нок, хо­ро­шо из­вес­тны ка­чес­твен­ные ха­рак­те­рис­ти­ки, и при ус­ло­вии, что кон­тракт за­куп­ки име­ет це­ну, не пре­вы­ша­ю­щую сум­му, ус­та­нов­лен­ную за­ко­но­да­тельс­твом.

2. Пря­мые за­куп­ки (сво­бод­ный за­каз, за­куп­ка у един­ст­вен­но­го ис­точ­ни­ка) — это спо­соб за­куп­ки то­ва­ров, ра­бот, ус­луг, при ко­то­ром за­каз­чик при на­ли­чии ус­ло­вий, пред­усмот­рен­ных за­ко­но­да­тельс­твом, нап­рав­ля­ет пред­ло­же­ние о зак­лю­че­нии кон­трак­та толь­ко од­но­му пос­тав­щи­ку. По су­ти, этот спо­соб за­куп­ки пред­став­ля­ет со­бой пря­мую вы­да­чу кон­трак­та.

Дан­ный ме­тод мо­жет при­ме­нять­ся:

¨ ес­ли сто­и­мость за­ка­за не пре­вы­ша­ет ука­зан­ной в за­ко­но­да­тель­ной ба­зе ве­ли­чи­ны;

¨ как про­дол­же­ние уже дей­ству­ю­ще­го кон­трак­та, зак­лю­чен­но­го ра­нее;

¨ при за­куп­ке то­ва­ров, для ко­то­рых су­щес­тву­ет не­об­хо­ди­мость обес­пе­че­ния сов­мес­ти­мос­ти с име­ю­щи­ми­ся то­ва­ра­ми;

¨ ес­ли про­дук­ция мо­жет быть по­лу­че­на толь­ко у од­но­го пос­тав­щи­ка;

¨ в ис­клю­чи­тель­ных слу­ча­ях.

Пе­ре­чень уп­ро­щен­ных про­це­дур, воз­мож­нос­ти и по­ря­док их при­ме­не­ния оп­ре­де­ля­ют­ся за­ко­но­да­тельс­твом.

Вы­бор то­го или ино­го ме­то­да за­ку­пок свя­зан с раз­лич­ны­ми фак­то­ра­ми, в пер­вую оче­редь, это цель за­ку­пок, ста­тус за­каз­чи­ка, це­на кон­трак­та и тре­бу­е­мые сро­ки пос­та­вок.

Сво­е­го ро­да об­раз­цом пра­вил про­ве­де­ния го­су­дар­ствен­ных за­ку­пок явил­ся Ти­по­вой за­кон о за­куп­ках товаров (работ) и услуг ЮНСИТРАЛ. В ре­зуль­та­те по­я­ви­лись дос­та­точ­но чет­кие и пос­ле­до­ва­тель­ные про­це­ду­ры, ко­то­рые спо­соб­ство­ва­ли то­му, что се­год­ня боль­шин­ство стран, осу­щес­твляя за­куп­ки, поль­зу­ют­ся еди­ны­ми стан­дар­т­ны­ми пра­ви­ла­ми и про­це­ду­ра­ми.

При­ме­не­ние стан­дар­тных про­це­дур поз­во­ля­ет всем учас­т­ни­кам при осу­щес­твле­нии кон­крет­ных про­ектов чет­ко пред­став­лять свои дей­ствия, дей­ствия пар­тне­ров, и, ос­во­ив их еди­нож­ды, при­ме­нять в лю­бом дру­гом тен­де­ре.

Вмес­те с тем в боль­шин­стве ин­струк­тив­но-нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов сфе­ра тен­дер­но­го про­цес­са ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся ра­бо­той тор­гов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...