Конкурсные торги как важнейший элемент рыночного регулирования товарного рынка
Тема 12. Сущность торгов и их экономические функции. Торги как один из способов регулирования современной экономики. 24 ноября 1993 г. был принят Закон Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд(№ 2588-Х11)», предусматривающий конкурсный отбор поставщиков для осуществления государственных заказов. Конкурсные торги (тендер) — это форма выдачи заказов на поставку товаров, закупку услуг по заранее объявленным в специальных документах условиям. Данные условия предполагают соревнование предложений от нескольких участников торгов с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделки для их организатора. Таким образом, необходимость в организации конкурсов, торгов возникает лишь тогда, когда заказчик (организатор конкурса) имеет возможность выбора среди нескольких исполнителей. А исполнители, в свою очередь, должны быть заинтересованы в выполнении заказа. Подобная ситуация возникает только на определенном уровне развития экономических и правовых отношений в государстве. Исторический анализ также показывает, что в большинстве случаев само государство (как наиболее богатый и влиятельный заказчик) являлось главным инициатором проведения конкурсных отборов исполнителей. Возникнув как форма поиска соответствия между ценой и величиной стоимости товара, торги как метод заключения сделок, вытекающих из договоров купли-продажи товаров и подряда, и на современном этапе выступают как важное средство регулирования цен контрактов, а также как элемент государственного регулирования торговых и внешнеэкономических связей. В истории тендерной практики был период, когда победители торгов определялись исключительно на основании наименьшей запрашиваемой цены. Данный способ представляется весьма простым и эффективным.
Однако по опыту выполнения заключаемых по такому методу контрактов заказчики быстро поняли, что наименьшая цена вовсе не обязательно означает необходимое качество и может являться единственным определяющим фактором только в отдельных случаях, когда привлекаемые к участию в торгах поставщики хорошо известны заказчику как исполнители, стабильно обеспечивающие требуемый уровень качества. По этой причине по мере развития тендерных процедур заказчики были вынуждены вводить в конкурсные документы дополнительные требования по качеству, которые в ряде случаев могли становиться определяющими. В настоящее время руководства и типовые конкурсные документы по приобретению товаров работ и услуг в документах международных финансовых организаций почти во всех случаях при проведении торгов на крупные заказы наряду с ценой требуют учитывать фактор качества. Удельный вес фактора качества выше всего для тех видов закупок, которые менее всего поддаются количественному описанию. Следовательно, чем понятнее и подробнее можно описать предмет закупок, тем выше удельный вес ценового фактора и ниже — качественного. В практике оценки тендерных предложений соотношения цены и качества выражаются примерно так: 70: 30, 80: 20 и т.д. Наиболее широко конкурсные торги применяются в процессе государственных закупок. Следует отметить, что поставка товаров для государственных нужд — довольно сложная и многогранная проблема, которая решается в рамках системы поставок товаров для государственных нужд или системы государственных заказов.
Основными субъектами хозяйственной деятельности рыночной экономики выделяют домашние хозяйства, предприятия и организации бизнеса, органы государственного управления (табл. 7.3).
Таблица10.3. Основные субъекты рыночной экономики
Основные субъекты рыночной экономики: Домашние хозяйства — основной элемент общества, его потребительской сферы, главной экономической функцией этого субъекта является потребление конечного продукта и услуг, производимых государством и бизнесом. Органы государственного управления и бизнес являются структурными элементами второй сферы человеческой деятельности в области экономических отношений — сферы деловой активности людей, в результате деятельности которой домашние хозяйства получают доходы. К субъектам хозяйствования бизнеса относятся предприятия и фирмы различных форм собственности, главной функцией которых является производство разнообразных товаров, работ и услуг для домашних хозяйств и органов государственного управления. Основная масса госзакупок, в отличие от потребительского рынка, производится в контрактной форме. Правительственные расходы выступают в форме правительственных заказов бизнесу на производство различной продукции и услуг общенационального значения.
В контракте заблаговременно (до производства продукции) оговариваются цены, количество и условия поставки (выполнения работ). И если раньше на основе контрактов достигалось обеспечение общественного сектора условиями его собственного функционирования (например, компьютеры, мебель, канцелярские принадлежности и др.), то в последнее время все более широкое применение стали получать контракты на поставку товаров, работ и услуг, удовлетворение потребности в которых традиционно нес общественный сектор. Например, Работа городского общественного транспорта, уборка улиц, сбор и вывоз бытовых отходов, содержание парков, пожарной охраны более эффективно выполняются негосударственными предприятиями, организациями, благодаря глубокой специализации, использованию новейших технологий и высококвалифицированного персонала. В США, Великобритании власти разных уровней все чаще передают частным компаниям такие сугубо административные функции, как составление и анализ бюджетов, сбор налогов, охрана общественного порядка, содержание тюрем и управление ими. Внутри самого общественного сектора все чаще формируются отношения на основе разделения функций покупателя и продавца (поставщика) — так называемые квазирынки. Постепенное высвобождение правительственных учреждений, организаций от представительства функций производителя позволяет им полностью сосредоточить внимание на интересах потребителя, заинтересованного в выборе поставщика, предложившего минимальные цены, и требовать от него неукоснительного выполнения всех условий контракта. Например, местный орган здравоохранения перестает непосредственно руководить работой больниц и выступает в роли заказчика и покупателя услуг; в США одни муниципалитеты заключают договоры с другими на составление бюджетов, разработку программ, если их не удовлетворяет работа собственных подразделений, полиция одних районов обслуживает по контрактам соседние.
Проведенный анализ отечественного и зарубежного в современных условиях позволяет определить основные принципы формирования госзакупок: ¨ государство является заказчиком продукции, оно располагающее для этого соответствующими ресурсами и передающее определенные права своим исполнительным органам; ¨ структура и состав заказов определяется структурой системы общегосударственных потребностей и функциями государства, которые, как правило, не могут быть реализованы механизмом рыночного саморегулирования; ¨ размеры госзаказов ограничивается величиной средств бюджета страны; ¨ госзаказы размещаются и реализуются на договорной основе. Договорные (контрактные) отношения в общественном секторе имеют преимущества и способны приносить определенный эффект. Важнейшим принципом этих мер, по мнению большинства специалистов, является открытость (гласность). Она заключается в том, что все этапы проведения конкурсных торгов, начиная с установления условий их проведения до объявления победителей, осуществляются публично, и каждый участник имеет возможность с ними ознакомиться. Многолетний мировой опыт показывает, что открытость является самым сильнодействующим средством против коррупции. Принцип равноправия (справедливости) заключается в том, что условия проведения торгов, принципы, критерии и порядок определения победителя устанавливаются заранее, и для всех участников одинаковы. Кроме того, принципы прокьюремента не позволяют менять эти условия в ходе проведения конкурсных торгов. Категорическим требованием процедур прокьюремента является недопущение дискриминационных мер по отношению к кому-либо из участников.
Принцип эффективности нацеливает на максимальный конечный результат проведения конкурсов, чтобы в итоге были осуществлены закупки требуемых ресурсов с максимальной экономической выгодой для покупателя. Принцип экономичности означает, что процедуры тендера должны осуществляться с минимально возможными затратами ресурсов. В определенной степени экономичность влияет на конечную эффективность. Принцип ответственности и подотчетности означает, что все уполномоченные лица (сам заказчик) отвечают за свои действия не только в административном порядке, но и юридически. Все условия контракта должны выполняться обязательно и при любых условиях, что особенно важно для современного отечественного рынка. Отдельные экономисты выделяют также принципы: конкурентность и обоснованность. Формы и методы осуществления государственных закупок. Международная практика и национальные законодательства предлагают два основных метода размещения заказов на поставку товаров для государственных нужд: конкурентные (конкурсные торги, тендеры, аукционы) и неконкурентные (переговоры, запрос котировок, запрос предложений). Каждому методу соответствуют определенные порядок, правила, процедуры и область применения. Предпочтительными считаются конкурсные торги, так как они в наибольшей степени отвечают целям, задачам и принципам профессионального прокъюремента. Торги представляют собой состязание претендентов на приобретение товара или получение контракта. Прокьюремент (от англ. procurement) — форма управленческой технологии или совокупность практических методов и приемов, а также инструментов, применяемых в процессе организации закупок, предоставления объектов в аренду, распределения заказов в ходе осуществления конкурсных торгов, облегчения их для участников, соблюдения справедливости, предотвращения коррупции. В основе прокьюремента лежит соблюдение принципов открытости (гласности), равноправия претендентов, эффективности заключаемых сделок, ответственности сторон — участников контракта. Прокьюремент означает также деятельность, обеспечивающую поиск и соединение компаньонов будущей сделки, заключение договоров, соглашений. Содержание конкурсных торгов кратко можно охарактеризовать следующим образом: покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар или услуги с заранее определенными характеристиками и после сравнения полученных предложений подписывается договор (контракт) с тем продавцом или подрядчиком, который предложил наиболее выгодные для покупателя условия. Тема 13. Виды тендерных торгов и их характеристика Существует много разновидностей конкурсных (тендерных) торгов. Торги могут классифицироваться: -по кругу участ ников (открытые, закрытые), - по процедуре допуска (с квалификационным отбором или без него), -по географическому признаку (международные, национальные, местные), -по процедурам выбора (обычные, упрощенные) и т.д. Целесообразно выделить еще один вид классификации торгов — по их предмету, т.е. торги на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг. Торги на поставку товаров применяются при закупке промышленной и иной товарной продукции для нужд государственного и частного секторов. Предметом торгов являются разработка, изготовление, доставка, монтаж и пуск в эксплуатацию оборудования, а также дополнительные задачи, связанные с использованием поставленных товаров, например, техническое обслуживание, ремонт, обучение и постпродажное содержание оборудования. Участники торгов — Заказчик (Закупщик) и Поставщики. Торги на выполнение работ известны как подрядные торги и применяются при необходимости найма подрядчиков для выполнения строительных или строительно-монтажных работ и оказания сопутствующих услуг, например, по содержанию объектов в гарантийный период, обучению персонала служб эксплуатации и т.д. Участники торгов — Заказчик и Подрядчики. Торги на оказание услуг направлены на привлечение инженерных, юридических, финансово-экономических и прочих услуг, необходимых для выполнения отдельных задач проектов развития, связанных с различными исследованиями, технико-экономическими, экологическими и прочими экспертизами, проектными работами, функциями по управлению проектами строительства, по контролю за качеством работ и т.д. Участники торгов — Заказчик и Консультанты. Открытые (публичные, неограниченные) торги — процедура конкурса, при которой предложение организатора принять в нем участие обращено ко всем желающим. Открытые конкурсные торги проводятся по следующим правилам: 1)опубликование в открытой печати приглашения к участию в торгах, а также обеспечение достаточного времени для подготовки и представления конкурсных заявок претендентами; 2)обеспечение одинаковых условий и равных прав всем участникам торгов; 3)установление понятных и объективных критериев оценки; выявление победителя торгов и заключение с ним контракта в соответствии с условиями, установленными в конкурсной документации. Открытым торгам может предшествовать предварительный отбop претендентов. В этом случае они носят название «открытые торги с предквалификацией». Применение открытых конкурсных процедур позволяет добиться максимальной конкуренции и выбрать наиболее дешевый и в то же время качественный товар, услугу, работу и, следовательно, в полной мере гарантирует соблюдение принципа эффективного расходования бюджетных средств. В закрытых торгах в отличие от открытых число участников ограничено «списком» предварительно отобранных организатором конкурса фирм, которые и приглашаются к участию в конкурсе. Заказчик в этом случае персонально приглашает к участию в торгах всех известных ему поставщиков и исполнителей, которые, по его мнению, способны справиться с заданием. Публикация приглашения и процедура предквалификации в этом случае не производятся. В результате составляется «краткий список» возможных поставщиков, количество которых должно быть достаточно большим, так как только в этом случае может быть обеспечена конкуренция, а следовательно, выбор наиболее выгодного предложения, а также нормальный ход процедуры. Закрытые торги могут применяться в случаях, когда специфика работ (услуг), являющихся предметом конкурса, предполагает ограниченный круг поставщиков, так как торги имеют высокую техническую сложность, требуют специальных знаний или если речь идет о нуждах обороны или национальной безопасности, т.е. в тех случаях, когда неэкономично и нецелесообразно создавать неограниченную конкуренцию. Через закрытые торги, как правило, размещаются заказы на уникальное, сложное оборудование, комплектные изделия и т.д. Закрытые торги — менее затратное по времени мероприятие, предполагающее возможность приглашать поставщиков из круга, ограниченного самим заказчиком. Но ожидать значительного снижения цены в этом случае не стоит. В мировой практике применяются двухэтапные торги (двухстадийный тендер) — конкурсная процедура, в соответствии с которой конкурсный процесс разбивается на две стадии. Первая предусматривает в приглашении на участие лишь самое общее описание предмета закупки. В ответ на него потенциальные претенденты подают предложения, содержащие технические, технологические и качественные характеристики предлагаемых товаров, работ или услуг или возможные условия продажи, но без указания цены. Оценка таких предложений производится только с точки зрения технико-экономических аспектов. Вторая — подача окончательных технических предложений, отобранных на первом этапе, с указанием цены и всей требующейся в конкурсной документации информации; проводится как обычная конкурсная процедура. Ей могут предшествовать переговоры между закупочной организацией и претендентами. В отличие от рассмотренных в двухстадийном конкурсе инициатор может вносить изменения в конкурсные условия, а претендент на каждом этапе может уточнять, дополнять и изменять содержание своих конкурсных документов. Двухстадийные торги являются наиболее сложными и применяются, как правило, в тех случаях, если: не представляется возможным определить предварительно точные технические и качественные параметры заказываемых товаров, работ и услуг; существуют различные возможности удовлетворения потребности закупки; предметом закупки является научное исследование, эксперимент или другие проекты, услуги специфического характера. Кроме перечисленных процедур международная теория и практика предлагает применять различные упрощенные процедуры закупок. Упрощенные процедуры, по сути, являются облегченным вариантом открытых тендерных процедур и применяются в тех случаях, когда использование иных процедур не позволяет достичь большей эффективности. К упрощенным процедурам относятся. 1. Запрос ценовых предложений (котировок - вопрос о цене) — метод проведения закупок, основанный на сопоставлении цен торговых предложений, полученных от нескольких поставщиков. Как правило, это относительно небольшие закупки, а также закупки при организации срочных поставок. Запрос ценовых котировок в письменном виде направляется конкурсной комиссией не менее чем трем-четырем претендентам. В ответ каждый претендент представляет в письменном виде только одну ценовую котировку, которая и рассматривается конкурсной комиссией. В результате заказчик заключает договор с поставщиком или исполнителем, который предложил самую низкую цену. Данный метод может использоваться в тех случаях, когда предметом заказа является поставка широко доступных вещей или услуг, для которых существует сложившийся рынок, хорошо известны качественные характеристики, и при условии, что контракт закупки имеет цену, не превышающую сумму, установленную законодательством. 2. Прямые закупки (свободный заказ, закупка у единственного источника) — это способ закупки товаров, работ, услуг, при котором заказчик при наличии условий, предусмотренных законодательством, направляет предложение о заключении контракта только одному поставщику. По сути, этот способ закупки представляет собой прямую выдачу контракта. Данный метод может применяться: ¨ если стоимость заказа не превышает указанной в законодательной базе величины; ¨ как продолжение уже действующего контракта, заключенного ранее; ¨ при закупке товаров, для которых существует необходимость обеспечения совместимости с имеющимися товарами; ¨ если продукция может быть получена только у одного поставщика; ¨ в исключительных случаях. Перечень упрощенных процедур, возможности и порядок их применения определяются законодательством. Выбор того или иного метода закупок связан с различными факторами, в первую очередь, это цель закупок, статус заказчика, цена контракта и требуемые сроки поставок. Своего рода образцом правил проведения государственных закупок явился Типовой закон о закупках товаров (работ) и услуг ЮНСИТРАЛ. В результате появились достаточно четкие и последовательные процедуры, которые способствовали тому, что сегодня большинство стран, осуществляя закупки, пользуются едиными стандартными правилами и процедурами. Применение стандартных процедур позволяет всем участникам при осуществлении конкретных проектов четко представлять свои действия, действия партнеров, и, освоив их единожды, применять в любом другом тендере. Вместе с тем в большинстве инструктивно-нормативных документов сфера тендерного процесса ограничивается работой торгов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|