Особенности подготовительной работы и участия в торгах поставщиков товаров (работ, услуг)
Приглашение к участию в торгах входит в состав тендерной документации и должно содержать следующую информацию: Ø наименование и адрес покупателя (госзаказчика), номер торгов; Ø характер, количество поставляемых товаров, выполняемых работ; Ø срок и местопоставки товара; Ø критерии и процедуры, которые будут применяться для оценки квалификационных данных претендента; Ø порядок, сроки и место получения тендерной документации; Ø способ передачи, цену тендерных документов и порядок ее взимания; Ø валюту платежа по контракту закупки; Ø место, день и час подачи тендерного предложения; Ø заявление о применении преференции. Объявления в печати могут быть не столь подробны, нодолжны включать достаточную информацию для принятия решения поставщиком об участии в торгах. В ответ на приглашение поставщики приобретают тендерную документацию. В мировой практике для крупных и в первую очередь международных торгов принята система заблаговременного предупреждения. В соответствии с этим рассмотренному выше приглашению на участие должно предшествовать предварительное объявление — общее извещение (по терминологии Всемирного банка). Общие извещения публикуются ежегодно, как можно раньше после начала бюджетного года и содержат перечень предстоящих в плановом периоде торгов, стоимостьконтрактов и цели, информацию о заказчике, а также название и адрес подразделения, ответственного за их проведение. В ответ на общее извещение потенциальные участники посылают заявки, которые должны регистрироваться подразделениями по реализации проектов. Только после этого публикуется приглашение к конкретным торгам, которое в этом случае называют специальным. Оно может быть дополнено любыми видами рекламирования. В случае достаточного для конкурса количества зарегистрированных участников специальное извещение может непубликоваться.
Такая модель оповещения во многих случаях позволяет повысить эффективность закупочной кампании, а также снизить затраты (в первую очередь на тиражирование тендерной документации). Обычно публикация о предстоящих торгах проводится за один—полтора месяца до их проведения, небольших — за двадцать дней, о крупных торгах объявляется за два—четыре месяца. Как правило, подлежат публикации и результаты конкурсов, если стоимость контракта превышает пороговую величину. Информирование общественности о результатах проведения торгов направлено на усиление гласности и обеспечение прозрачности государственных закупок. В том случае, если тендеру предшествует предварительный квалификационный отбор, заказчику необходимо дополнительно выполнить ряд процедур: ü подготовку комплекта документов для предварительной квалификации претендентов; ü опубликование приглашений к участию в предварительном отборе претендентов; ü представление комплекта предквалификационных документов; ü сбор заявок, характеризующих квалификационныйуровень претендентов; ü анализ поступившей информации и принятие решенийо соответствии квалификационного уровня претендентовпредъявляемым требованиям; ü оповещение претендентов о результатах прохожденияпредквалификации. Важнейшей задачей, которую организаторам торгов необходимо решить при подготовке данного этапа, является определение критериев оценки показателей предквалификации и надежности поставщиков. Предварительный предквалификационный отбор проводится по следующим параметрам: Ø опыт проведения аналогичных работ;
Ø наличие необходимого количества производственных мощностей; Ø финансовое положение предприятия; Ø репутация. Для обеспечения единообразия представляемой информации предквалификационные документы содержат набор форм, которые предлагается заполнить претенденту. Обычно предквалификационные формы включают: ü реквизиты компании; опыт и прошлые достижения; ü характеристику производственно-хозяйственной деятельности; ü финансовое положение; существующие обязательства; ü персонал и оборудование, имеющиеся в распоряжении претендента для выполнения предполагаемого контракта; ü развернутый план выполнения работ. Приглашение к участию в предквалификации может быть общим с приглашением к тендеру или публиковаться отдельно и должно содержать следующую информацию; Ø наименование и адрес заказчика; Ø общее описание предмета конкурса, главные параметры, систему стандартов и измерений; Ø порядок, сроки и место получения документации для предварительной квалификации; Ø размер платы за документацию и порядок ее внесения; Ø язык, сроки, порядок и место представления заявок на участие в предварительном квалификационном отборе; Ø краткое описание финансовых и других условий контракта. Предварительный отбор фирм может происходить как с помощью формальной процедуры, так и без нее. Решение о допуске претендента к участию в конкурсе выносится конкурсной комиссией простым голосованием. Регламент работы конкурсной комиссии может предусматривать последующее утверждение ее решений заказчиком. По результатам работы конкурсная комиссия составляет протокол, в котором содержатся: ü наименование предмета конкурса; ü основные сведения о претендентах; ü мотивировка принятого решения; результаты голосования. После проведения предквалификации среди отобранных претендентов проводится тендер по правилам, установленным для открытых процедур. Подготовка и подача торговых предложений (оферта). Нa основании тендерной документации претенденты подготавливают тендерные предложения. Участие в торгах является сложным и динамичным процессом, предъявляющим к поставщикам максимально жесткие организационные, научно-технические и коммерческие требования, выполнить которые в сжатые сроки очень сложно. Соответственно срок подготовки предложений должен быть достаточным для их разработки и доставки. Как правило, в национальных законодательствах он составляет не менее 30 дней со дня публикации. По просьбе претендентов срок, выделенный на подготовку торговых предложений, может быть увеличен.
В зарубежной практике главным критерием успеха в торгах является наименьшее отклонение от требований тендерной документации. Обычно товары с характеристиками выше, чем заявлено в спецификации, не обладают никакими преимуществами перед товарами, предложенными в точном соответствии с требованиями тендерной документации. Поэтому претендент должен строго соблюдать все положения и требования заказчика, изложенные в инструкции. Как правило, в состав тендерного предложения входят: Ø форма конкурсного предложения и ведомость цен; Ø документы, подтверждающие правомочность и квалификацию участника; Ø документы, подтверждающие соответствие поставляемой продукции требованиям заказчика; Ø обеспечение конкурсной заявки, если оно предусмотрена заказчиком. Готовое тендерное предложение должно быть корректно (оставлено, разборчиво написано, не содержать исправлений и обязательно подписано претендентом или уполномоченным агентом. Подача предложения в ответ на тендерное приглашение является свидетельством принятия претендентом (оферентом) всех условий, установленных в тендерной документации. Тендерное предложение — оферта продавца — обязательна для исполнения претендентом. В соответствии с правилами проведения торгов все претенденты одновременно с подачей предложений вносят гарантийный залог — тендерное обеспечение — в любой приемлемой для заказчика форме, оговоренной в тендерной документации и не противоречащей действующему законодательству. Обычно тендерное обеспечение имеет форму банковских гарантий залога или поручительства.
Характер и величина гарантии определяются заказчиком в зависимости от предполагаемой общей стоимости поставок и составляет обычно 1-5 % общей суммы. Гарантия должна обеспечить надежность конкурсной процедуры и покрыть издержки заказчика на их проведение в случае, если представленное предложение будет отозвано оферентом ранее установленного срока, или в случае, если он будет не в состоянии подписать контракт или представить гарантию исполнения. Таким образом, тендерное обеспечение можно рассматривать в качестве платы заказчику за риск. Оферентам, проигравшим тендер, гарантия возвращается по истечении определенного срока, предусмотренного законодательством (условиями тендера). Тендерная гарантия выигравшего претендента либо возвращается ему, либо включается в счет гарантии выполнения контракта после его подписания. Поставщик, представивший предложение, связан им в течение времени, определенного в тендерных документах, однако, как правило, не более 90 дней с момента окончания представления предложений. Перед окончанием указанного срока заказчик может обратиться к доставщикам с просьбой о его продлении. Одновременно продлевается и срок действия тендерного обеспечения или, если это сделать невозможно, претендент вносит новое обеспечение. Отказ поставщика не влечет за собой потерю тендерной гарантии. Следует отметить, что в зарубежной практике тендерное обеспечение не является обязательным, но, как правило, предусматривается. В ходе подготовки предложений участник торгов имеет право обратиться в письменной форме в подразделение по реализации проектов (заказчику) с просьбой разъяснить требования, изложенные в документах по торгам. В свою очередь, проводящая закупки организация обязана подготовить ответ на поступившие вопросы и, если требуется, внести корректировки в документацию по торгам, обычно в виде дополни тельных приложений. Письменные копии ответов рассыпаются всем участникам торгов. Вся переписка должна вестись только официально с указанием характера запроса, но без указания его источника. По существующим правилам, предложение претендента должно быть представлено в двойных запечатанных конвертах — один конверт внутри другого. Внешний конверт адресован заказчику, должен содержать название проекта, название и номер приглашения к участию в торгах, а также слова «не вскрывать до...», с указанием времени и даты крайнего срока подачи тендерных предложений. Если внешний конверт не опечатан и не помечен в соответствии с данными требованиями, заказчик не несет никакой ответственности в случае его потери или вскрытия раньше времени. На внутреннем конверте указываются имя претендента (участника торгов), его адрес, внутри конверта — предложение и тендерное обеспечение.
Предложения должны быть доставлены лично или посланы почтой в подразделение по реализации проектов не позднее времени и даты, указанных в тендерных документах, и обязательно зарегистрированы надлежащим образом. До момента открытия конвертов поступившие предложения хранятся вместе с книгой регистрации в специальном месте, доступ к которому ограничен. Ответственность за сохранность документации несет конкурсная комиссия. Опоздавшие конкурсные предложения к участию в торгах не допускаются и должны быть возвращены их авторамнераспечатанными. Вскрытие предложений происходит в сроки и в месте, указанных в тендерных документах. Применяемые процедуры изменяются в зависимости от стран, организаций; могут быть и публичными, и закрытыми, но обязательно соответствовать закону и тендерным документам. В случае публичной процедуры могут присутствовать представители поставщиков, представивших свои заявки, общественности и покупателя. Процедура вскрытия осуществляется тендерной или специально созданной комиссией. Конверты вскрываются в порядке их поступления, начиная с аннулированных. Члены комиссии удостоверяются в наличии всех требуемых документов, правильности их заполнения и наличии соответствующих подписей. Обычно зачитывается следующая информация: наименование участника торгов; цена предложения; льгота; наличие тендерного обеспечения. Конкурсная комиссия имеет право огласить и другую информацию, нобез комментариев. Процедура вскрытия оформляется протоколом, в котором должна содержаться следующая информация: ü поименный состав присутствующих на заседании членов конкурсной комиссии; ü поименный состав присутствующих участников торгов; ü общее количество поступивших заявок и перечень организаций, их представивших; ü общее количество заявок, признанных отвечающимитребованиям и подлежащих дальнейшему рассмотрению; ü перечень организаций, предложения которых были отклонены с указанием мотивировок. Протокол подписывают председатель и секретарь комиссии. С момента окончания срока подачи предложений участники торгов не имеют право вносить какие-либо изменения в свои предложения, иначе теряется тендерное обеспечение, которое перечисляется в пользу покупателя. Оценка предложений и присуждение контракта. Оценка конкурсных заявок и выбор победителя является наиболее важным и ответственным этапом тендерного процесса. Он не самый трудоемкий, новсегда один из самых опасных с точки зрения возможных последствий. Выбор поставщика и присуждение контракта могут последовать непосредственно после вскрытия и оглашения поступивших предложений в тех случаях, когда речь идет о выборе предложения с самыми низкими ценами при аналогичных других условиях конкурсных предложений. Однако чаще всего; особенно при поставках оборудовании,принятие окончательного решения о выборе поставщики и передаче заказа производится через определенный период времени. Это обусловлено тем, что в конкурсном отборе решающую роль могут играть не только цена, но и высокое качество, срок и условия поставки. В этом случае для выявления лучшего предложения необходимо сравнить большое число технических показателей и учесть разнообразные коммерческие и другие условия, что требует определенных затрат времени. Оценка и сравнение принятых оферт производятся в строгом соответствии с процедурами, сформулированными в тендерной документации, и могут включать несколько этапов. Сначала конкурсная комиссия должна проверить, соблюдены ли требования конкурсной документации, оформлены ли должным образом документы, имеются ли гарантийные обязательства, отвечают ли они предъявленным требованиям. Конкурсная комиссия вправе не учитывать несущественные несоответствия по форме, ошибки, допущенные в расчетах, тексте. Заявка признается отвечающей требованиям конкурса по существу, если ее положения соответствуют всем понятиям и условиям, конкурсной документации и не имеют значительных отклонений. Далее определяются соответствие конкурсной документации техническим условиям, соблюдение графиков поставок и платежей, наличие запчастей и послепродажного обслуживания, рабочие характеристики и производительность оборудования. Затем осуществляется процесс оценки, который заключается в ранжировании представленных предложений по степени их привлекательности для заказчика. В простых конкурсах традиционно и с успехом используются простейшие балльные методы экспертной оценки конкурсных заявок. Для сложных конкурсов, особенно в сфере закупки инновационной продукции, закупаемой в интересах национальной безопасности и обороны, таких средств будет недостаточно, нужны многофакторные методы. Организаторам потребуются собственные или привлекаемые специалисты по информационно-аналитическим технологиям экспертной оценки сложной продукции. В процессе оценки тендерных предложений может использоваться система протекционизма преференции, обеспечивающая приоритет отечественным производителям (поставщикам). Этот способ дает возможность защитить местных производителей, не закрывая при этом рынок госзакупок для иностранцев. Аппарат преференций принят в международной практике достаточно широко, вместе с тем в ряде стран, например, Германии, запрещается оказывать предпочтение отечественным преферентам. С изменением экономической ситуации в странах меняются и подходы к определению победителя. На данном этапе может быть проведена процедура оценки квалификации поставщика, его технические и финансовые возможности выполнить взятые им обязательства в срок. Если покупатель находит, что участник торгов, представивший самое дешевое предложение, не в состоянии справиться с выполнением контрактных обязательств, то данное предложение отклоняется. Окончательный выбор победителя производится в результате проведенной объективной оценки полученных торговых предложений и их технико-коммерческого сопоставления. При этом учитываются такие моменты, как способность поставщика выполнять ремонт и техническое обслуживание поставляемых изделий, проводить техническую консультацию, местонахождение поставщика, его репутация, опыт работы с поставляемыми изделиями и др. Победители торгов ранжируются, что позволяет не только определить победителя, но и резервировать поставщиков на случай отказа победителя от заключения договора. В итоге составляется оценочный отчет, в соответствии с которым выносятся рекомендации о присуждении контракта. Покупатель оставляет за собой право отклонить все предложения и прекратить процесс торгов в любой момент, если об этом было заявлено в тендерных документах. Основанием того, чтобы считать торги несостоявшимися, может быть недостаточная конкуренция, которая выражается в малом количестве участников, или если представленные предложения не удовлетворяют требованиям заказчика. В этом случае пересматриваются условия торгов, проводятся переговоры или повторные торги. Заключение контракта. Контракт — это юридический документ, фиксирующий достигнутые между сторонами соглашения и условия их выполнения. Подписание контракта является кульминацией всей предшествующей работы. Формально присуждение контракта происходит путем направления уведомления автору победившего торгового предложения от имени покупателя или его уполномоченного представителя. Одновременно с уведомлением заказчик направляет подписанный им контракт. Очень важно, чтобы уведомление о присуждении контракта было выдано поставщику до окончания срока действия тендерного предложения. По окончании периода действия предложения поставщик имеет право отказаться от принятия контракта. Победивший участник торгов должен подтвердить принятие извещения и согласие на выполнение контракта. Обычно контракт подписывается в течение 30 дней, в этот же срок предоставляется гарантия на выполнение. Ее величина, как правило, составляет от 5 до 10 % стоимости заказа. После подписания контракта двумя сторонами контракт считается вступившим в силу. Форма контракта, правила подписания в значительной степени зависят от правил, применяемых в данной стране, от типа закупки, инвестора. Если претендент не подписывает контракт, заказчик выбирает лучшее предложение из оставшихся и направляет представившему его претенденту акцепт или, если это предусмотрено тендерной документацией, объявляет торги несостоявшимися. Любые серьезные нарушения установленных законодательством процедур и форм документов могут привести к опротестованию результатов конкурса и в первую очередь это относится к таким структурно сложным документам, как отборочная и конкурсная документация, а также к таким юридически важным документам, как извещение, протокол проведения конкурса, оценка и госконтракт. Поставщики или исполнители, интересы которых пострадали в результате нарушения заказчиком определенных в законодательстве правил предоставления заказов, имеют право использовать средства протеста. Кроме того, в процессе проведения конкурса могут возникнуть противоречия или конфликты. Обычно национальные и международные законодательства определяют порядок урегулирования этих разногласий: досудебная (административная) и судебная защита нарушения прав. В целях ускорения совершения самого действия защиты и восстановления нарушенных прав в сфере госзакупок рекомендуется по возможности применять систему досудебного обжалования. Такой подход является общепризнанным и в мировой практике. Простейшим механизмом является претензионный порядок урегулирования споров. В этом случае одна из сторон, считающая себя неудовлетворенной, может официально обратиться с изложением своих претензий к заказчику (руководителю заказчика) либо в орган государственной власти, на который возложено управление закупками для государственных нужд. Если заявитель претензии не удовлетворен ответом, то он может привлечь для разрешения споров (конфликтов) третью сторону в виде арбитражного или третейского суда. В случае неурегулирования протестов данными способами обжалования поставщик имеет право обращаться в суд в установленном законодательством порядке. Как правило, проведение тендерных торгов завершается подведением итогов, составлением статистической отчетности (в Беларуси это форма № 1 – конкурс«Отчет о процедурах закупок товаров, работ и услуг за счет средств республиканского бюджета и внешних государственных займов»), оценкой их эффективности и публикацией результатов. Результаты открытого тендера должны быть опубликованы, всем участникам разосланы письма с уведомлением о результатах, названы претендент, подписанный контракт, и цена контракта. Таким образом, принципы прокьюремента, рассмотренные выше, реализуются на всех этапах тендерного процессаза счет: ü размещения заказа на конкурсной основе; ü обеспечения равных шансов на участие в конкурсе иполучение заказа; ü объективности оценки; ü заблаговременного предупреждения; ü доступности участия; ü формальности и конфиденциальности. При проведении процедур прокьюремента следует иметь в виду, что каждый контракт уникален, имеет своеобразие и специфику, поэтому при всей стандартности процедур нельзя подходить к их осуществлению формально. Тема 22. Особенности организации и проведения тендерных торгов в Беларуси В настоящее время в Республике Беларусь основной формой удовлетворения государственных потребностей выступают заказы на поставку продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления, работ и услуг. Основные принципы и положения формирования, размещения и исполнения на контрактной основе заказов на поставку продукции, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд закреплены в Законе «О поставках товаров для государственных нужд» от 17 ноября 2008 г. № 618. Основу действующего законодательства РБ об обеспечении государственных нужд составляют нормы Гражданского кодекса (ГК), которые определяют понятие госнужд «как определяемые в установленном порядке потребности РБ или ее административно-территориальных единиц, обеспечиваемые, как правило, за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования». В зависимости от ориентировочной суммы контракта применяются различные процедуры тендеров: • при сумме равной или выше пороговой используются открытая процедура тендера, ограниченная процедура тендера, процедура переговоров; • при сумме ниже пороговой проводится тендер по упрощенной процедуре либо осуществляется прямая процедура закупки. Процесс закупки включает ряд последовательных этапов, среди которых: Ø формирование заказов на поставки, работы, услуги; Ø размещение заказов и заключение контрактов; Ø исполнение контрактных обязательств. Каждый из этапов регулируется собственным законодательством. Так, формирование заказов на поставку продукции для республиканских государственных нужд регулируется Законом о поставках товаров для государственных нужд и Постановлением Совета Министров № 437 (в редакции постановления № 1632). Состав государственных нужд (перечень госнужд и госзаказчиков) является составной частью прогноза социально-экономического развития РБ и проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год, составляется ежегодно и уточняется в процессе рассмотрения и утверждения республиканского бюджета на плановый период. Что касается коммерческих структур, то для них формирование заказов на поставку материально-технических ресурсов, оборудования определяется действующим экономическим механизмом и отражается бизнес-плане. Размещение заказов на поставку продукции в настоящее время осуществляется в соответствии с «Положением о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь», утвержденным Указом Президента РБ от 25.08.2006 г. № 529 (далее - Положение). Положение разработано в соответствии с законодательством Республики Беларусь, базируется на общепринятых нормах международного права и устанавливает общие правовые и экономические принципы, формы и процедуры закупок, в том числе и для республиканских государственных нужд. Основное содержание Положения составила регламентация процедур выбора поставщика, подрядчика, исполнителя. Конечной целью действий по размещению заказов является заключение контрактов. Именно в момент заключения контракта заказ признается размещенным. Действующее Положение не распространяется на закупку товаров при строительстве, реконструкции, ремонте, товаров на товарных биржах или аукционах, товаров, осуществляемых за счет внешних госзаймов, если в условиях их предоставления предусматриваются специальные требования к порядку выбора поставщика. Положение определило субъектный состав процесса размещения заказов, функции и особенности отдельных субъектов. В процедурах закупок участвуют заказчик (организатор, уполномоченная организация), вышестоящий орган управления заказчика, конкурсная комиссия, претенденты, специалисты в случаях, предусмотренных законодательством, комиссия по обеспечению конкурентоспособности экономики и пр. В качестве заказчиков могут выступать: предприятия или организации; общественные объединения; органы государственного управления или власти, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупки за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, кредитов, льготируемых за счет средств бюджетов, для осуществления закупок, и бюджетные организации. Особенностью данного этапа развития системы госзакупок является обязательность статуса юридического лица для заказчика. Обособленные территориальные представительства и филиалы, не являющиеся юридическими лицами, заказчиками не являются и, следовательно, не имеют прав на проведение процедур госзакупок. Госзакупки для этих подразделений должны осуществлять вышестоящие организации. Вместе с тем отдельные функции по размещению госзакупок они могут выполнять, согласовывая свои действия с вышестоящим органом - юридическим лицом. Для распространения информации о государственных закупках на территории РБ создано республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен». Центр обеспечивает выпуск информационно-аналитического бюллетеня «Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом» и функционирование информационной системы «Тендеры», хранение и использование информации о государственных закупках.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|