Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поражающие факторы и их основные параметры




Вид ЧС Поражающий фактор Параметр
Взрывы Воздушная ударная волна Избыточное давление во фронте воздушной ударной волны
Пожары Тепловое излучение Плотность теплового потока
Прорыв плотин Волна прорыва Высота волны; максимальная скорость волны; площадь и длительность затопления; давление гидравлического потока
Радиационные аварии Радиационное загрязнение Мощность дозы излучения. Дозы облучения
Химические аварии Токсичные нагрузки Предельно допустимая концентрация, токсодоза

Предупреждение техногенных ЧС на предприятии

 

Предупреждения ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Предупреждение ЧС основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обусловливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения.

Организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций в масштабах страны осуществляется в рамках Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года" (Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. № 1098).

Комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает меры организационного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения риска возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:

· мониторинг окружающей природной среды и состояния техногенных объектов;

· прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и оценка их риска;

· рациональное размещение производительных сил по территории страны с точки зрения природной и техногенной безопасности;

· предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося потенциала;

· предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

· разработка и осуществление инженерно-технических мер по снижению возможных потерь и ущерба от чрезвычайных ситуаций (смягчению их возможных последствий) на конкретных объектах и территориях;

· подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

· разработка и участие в специальных мероприятиях по предупреждению террористических и диверсионных актов и их последствий;

· декларирование промышленной безопасности и лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности;

· проведение государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· проведение государственного надзора и контроля по вопросам природной и техногенной безопасности;

· страхование природных и техногенных рисков;

· информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания.

В деле обеспечения безопасности в ЧС важную роль играют общегосударственные, ведомственные и территориальные меры организационно-экономического характера. Они позволяют поднять экономическую ответственность владельцев и руководителей организаций, имеющих в своем составе потенциально опасные объекты, стимулировать заботу по снижению риска ЧС и управлению им. В организации и осуществлении этих мер обязательно участвуют постоянно действующие территориальные органы управления РСЧС.

В техногенной сфере к таким мерам относятся:

* организация и осуществление государственной или общественной экспертизы в области защиты населения и территории от ЧС;

* организация и проведение государственного надзора и контроля в области защиты населения и территории от ЧС;

* участие в декларировании промышленной безопасности;

* участие в лицензировании видов деятельности в области промышленной безопасности;

* участие в страховании техногенных рисков.

 

Для реализации мер по обеспечению природной и техногенной безопасности объектов различного назначения еще на стадии их проектирования осуществляется государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Государственной экспертизе подлежат:

* проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, снятие с эксплуатации и ликвидацию объектов промышленного и социального назначения, которые могут быть источником чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

* проекты защитных сооружений различного назначения.

 

Государственная экспертиза проводится по всем указанным объектам независимо от источников финансирования, организационно-правовых форм и принадлежности объекта на всех стадиях (этапах) разработки документации.

Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется Госэкспертизой проектов МЧС России и внештатными органами - экспертными комиссиями территориальных подсистем РСЧС и ГО.

По результатам проведения государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляется экспертное заключение, содержащее оценку соответствия рассмотренной документации требованиям действующей нормативной базы и выводы о допустимости и возможности принятия решения о реализации объекта экспертизы с позиции предупреждения чрезвычайных ситуаций. Положительное экспертное заключение является основанием для открытия финансирования (кредитования) и реализации соответствующих проектов.

Важным элементом общей деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Целью государственного надзора и контроля в этой области является проверка полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности соответствующих должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Государственный надзор и контроль осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. Непосредственно мероприятия надзора и контроля проводят органы инспекции МЧС России на федеральном и территориальном уровнях РСЧС.

Основными результатами государственного надзора в области защиты населения и территорий являются рекомендации по мероприятиям, направленным на снижение риска и уменьшение масштабов чрезвычайных ситуаций, а также обязательные для исполнения решения по результатам расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций.

Декларация промышленной безопасности объекта разрабатывается и представляется владельцем в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте, деятельность которого связана с повышенной опасностью (постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года № 675).

Декларация промышленной безопасности объекта - официальный документ, который должен содержать всестороннюю оценку риска аварии на объекте и связанной с ней угрозы для производственного персонала, населения и территорий, анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий и обеспечению готовности объекта к функционированию в соответствии с требованиями безопасности, а также готовности к локализации и смягчению последствий аварии в случае ее возникновения.

Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта. Декларация утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, который несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации.

Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности объекта, и порядок ее разработки определены совместным приказом МЧС России и Гостехнадзора России от 4 апреля 1996 года № 222/59.

В декларации отражаются:

· сведения о географических и природно-климатических условиях размещения объекта;

· основные характеристики технологических процессов;

· результаты анализа риска возникновения на объекте чрезвычайных ситуаций и их возможных последствий;

· сведения об объемах и содержании организационных, технических и иных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

· объемы и характеристики мероприятий по защите персонала и населения;

· порядок действия сил и средств по ликвидации последствий возможных аварий и катастроф;

· сведения о необходимых объемах и номенклатуре резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Декларирование является обязательным условием для получения лицензии на осуществление промышленной деятельности, связанной с повышенной опасностью производства.

Важным механизмом влияния на работу объектов экономики по вопросу предупреждения чрезвычайных ситуаций на них является лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности.

Деятельность, связанная с проектированием потенциально опасных объектов промышленности и транспорта, их строительством (реконструкцией), вводом и выводом из эксплуатации, эксплуатацией на данной территории, осуществляется только на основе лицензии, выданной федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или его территориальным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицензия является официальным государственным разрешительным документом, удостоверяющим право ее владельца на осуществление определенного вида (видов) деятельности на данной территории в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Порядок лицензирования видов деятельности в области промышленной безопасности, а также перечень органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, устанавливается Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также специальными нормативными актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При выдаче органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности необходимо наличие у заявителя помимо документов, определяемых законами и другими правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, следующих документов:

* заключения экспертизы промышленной безопасности;

* договора страхования риска ответственности;

* декларация промышленной безопасности объекта.

 

Эффективным инструментом частичной компенсации ущербов от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является страхование природных и техногенных рисков.

Страховщиками выступают страховые и перестраховочные компании, страхователями - граждане и юридические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования. При страховании природных и техногенных рисков для граждан объектами страхования могут быть жизнь, здоровье, трудоспособность персонала (населения), сохранность имущества (личное и имущественное страхование). Для юридических лиц возможно также имущественное страхование, предусматривающее возмещение ущерба, нанесенного в результате чрезвычайной ситуации, и страхование, предусматривающее возмещение страхователем (виновником происшествия) причиненного им ущерба гражданам, другим юридическим лицам, природной среде (страхование ответственности).

Страхование может быть добровольным и обязательным.

Оно имеет свои особенности для рисков стихийных бедствий и рисков техногенного характера. Страхование рисков стихийных бедствий осуществляется на добровольной основе, перечень страховых организаций при этом определяется органом исполнительной власти соответствующего уровня.

Одним из видов обязательного страхования является страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. В соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу граждан и окружающей природной среде в случае аварии на этом объекте.

 

5.3. УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ В ЧС

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...