Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ безубыточности реализации продукции торговой организации




 

В практической деятельности торговой организации следует знать критический объем реализации продукции, он определяет предел, ниже которого деятельность организации становится убыточной.

Анализ безубыточности реализации определяет зависимость между объемом продаж, расходами и прибылью в течение короткого промежутка времени. Период, в течение которого по результатам анализа даются рекомендации, ограничен имеющимися в данное время производственными мощностями.

Для определения критической точки используются методы уравнения, маржинального дохода, графический.

Метод уравнения основан на исчислении чистой прибыли по формуле:

Выручка от реализации - Переменные затраты на этот же объем - Постоянные затраты в общей сумме = Чистая прибыль от реализации продукции

Детализируя порядок расчета показателей формулы, ее можно представить в следующем виде:

(Количество единиц ×Цена единицы продукции) - (Количество единиц ×Переменные расходы на единицу) - Постоянные затраты в общей сумме = Чистая прибыль от реализации продукции

Метод уравнения можно использовать при анализе влияния структурных сдвигов. Реализацию рассматривают как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль может быть меньше. Влияние на прибыль будет зависеть от того, как изменился ассортимент - в сторону высокорентабельной или низкорентабельной продукции.

Допустим, что организация реализует продукцию двух видов (А и В), и имеет следующие показатели.

 

Таблица 1.- Показатели продукции двух видов (А и В)

Показатель “А” “В” Всего
1. Объем реализации, шт. 100 000 20 000 120 000
2. Цена за 1 шт., руб. 2 000 3 000 -
3. Выручка от реализации, тыс. руб. 200 000 60 000 260 000
4. Пер. затраты на 1 шт., руб. 1 600 1 900 -
5. Пер. затраты на весь объем, тыс. руб. 160 000 38 000 198 000
6. Маржинальный доход, тыс. руб. 40 000 22 000 62 000
7. Пост. затраты, тыс. руб. Х Х 30 000
8. Чистая прибыль, тыс. руб. Х Х 32 000

 

На реализацию единицы продукции “В” приходится 5 шт. продукции “А”. Далее условно допускается, что до критической точки Х шт. продукции “В” и 5Х - количество продукции “А”. После подстановки получается:

 

(2000 × 5Х) + 3000Х - (1600 × 5Х) - 1900Х - 30 000 000 = 0,

10000 + 3000Х - 8000Х - 1900Х - 30 000 000 = 0,

Х = 9677 шт. - продукция “В”,

шт. × 5 = 48 385 шт. - продукция “А”,

шт. + 48 385 шт. = 58 062 шт.

 

Критическая точка объема реализации - 58 062 шт., из них 9677 шт. продукции “В” и 48385 шт. продукции “А”.

Предположим, что произошли следующие изменения структуры реализованной продукции.

 

Таблица 2. Показатели после изменения

Показатель “А” “В” Всего
1. Объем реализации, шт. 80 000 40 000 120 000
2. Цена за 1 шт., руб. 2 000 3 000 -
3. Выручка от реализации, тыс. руб. 160 000 120 000 280 000
4. Пер. затраты на 1 шт., руб. 1 600 1 900 -
5. Пер. затраты на весь объем, тыс. руб. 128 000 76 000 204 000
6. Маржинальный доход, тыс. руб. 32 000 44 000 76 000
7. Пост. затраты, тыс. руб. Х Х 30 000
8. Чистая прибыль, тыс. руб. Х Х 46 000

 

При сопоставлении структуры продукции становится очевидным, что увеличилась доля продукции с высоким маржинальным доходом и потому увеличилась чистая прибыль.

Находим критическую точку:

 

(2000 × 2Х) + 3000Х - (1600 × 25Х) - 1900Х - 30 000 000 = 0,

Х + 3000Х - 3200Х - 1900Х - 30 000 000 = 0,

Х = 30 000 000,

Х = 15 790 шт. - продукция “В”,

790 шт. × 2 = 31 580 шт. - продукция “А”.

790 шт. + 31 580 шт. = 47 370 шт.

 

Критическая точка объема реализации будет 47 370 шт., из них 15 790 шт. продукции “В” и 31 580 шт. продукции “А”.

Сравнивая результат с предыдущим расчетом, отмечаем, что критическая точка изменилась на 1015 шт. в сторону уменьшения объема. При этом обращает на себя внимание тот факт, что объем реализации в натуральном выражении остался без изменения.

Следовательно, даже при контроле общего объема продаж необходим анализ структурных сдвигов, так как он дает картину отклонений фактической прибыли от запланированной. Максимизация реализации продукции рассматривается и с точки зрения обеспеченности ресурсами. Дополнительные производственные мощности могут быть бесполезными.

Метод маржинального дохода - разновидность метода уравнения основывается на формуле:

Маржинальный доход = Выручка от реализации продукции - Переменные затраты на этот же объем реализации

Тогда:

 

Критическая точка = Постоянные расходы в общей сумме / Маржинальный доход на единицу

 

В приведенном примере это будет:

 

Критическая точка = 30 000 000 тыс. руб. / 516 700 руб. = 58 062 шт.,

(516 700 = 62 000 тыс. руб. / 120 000 шт.)

 

При маржинальном подходе менеджер получает информацию о постоянных расходах; возмещаются ли они общей маржой или нет; о величине маржинального дохода от каждого вида продукции; о маржинальности каждого продукта. В примере:

 

Продукция “А” = 400/2000 ×100 = 20%;

Продукция “В” = 1100/3000 × 100 = 36,7%.

 

Маржинальность продукта - это маржинальный доход, приходящийся на единицу продукции, выраженный в процентном отношении к выручке.

Маржинальный доход лежит в основе управленческих решений, связанных с пересмотром цен, изменением ассортимента продукции, установлением размера премий, стимулирующих реализацию продукции, проведение рекламной кампании и других маркетинговых операций.

Графический метод. Графическое изображение точки безубыточности может быть представлено в виде трех графиков: графика выручки, графика суммы покрытия, графика прибыли и объема реализации.

При построении графика выручки (рис. 1) постоянные затраты изображают одной горизонтальной линией. Переменные затраты в размере суммы произведения объема реализации продукции в каждой точке на переменные издержки единицы продукции прибавляют к постоянным издержкам для построения линии совокупных затрат.

Так например, чтобы отложить точку переменных затрат для реализации продукции 20 тыс. единиц, необходимо 20 тыс. единиц умножить на переменные затраты единицы продукции (100 руб.) и к произведению прибавить сумму постоянных затрат (6000 тыс. руб.), т.е.

(20 тыс. ед. × 100 = 2 000 тыс. руб. + 6 000 тыс. руб. = 8 000 тыс. руб.)

Для построения линии совокупного дохода определяют суммы произведения объемов продажи и цены реализации единицы продукции в каждой точке.

Точка, в которой линия совокупного дохода от реализации пересекает линию совокупных затрат, является точкой, где организация не получает прибыли, но не несет убытков. Она называется точкой безубыточности. Здесь сумма покрытия (разность между выручкой и переменными затратами) равна постоянным издержкам.

 

Рисунок 1.- Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью (график выручки)


Зона между линией совокупного дохода от реализации и линией совокупных затрат при объеме реализации ниже точки безубыточности отражает убытки. Если уровень объема реализации организации выше точки безубыточности, то зона между линиями совокупного дохода и совокупных затрат, показывает прибыль.

Однако можно изобразить графически точку безубыточности с выделением суммы покрытия (рис. 2), отложив сначала линию переменных затрат, а затем параллельно ей линию постоянных затрат.

 

Рисунок 2.- Зависимость между объемом реализации продукции, ее себестоимостью и суммой прибыли (график суммы покрытия)

 

Преимущество этой формы размещения данных в том, что сумма покрытия на графике выделена и равна расстоянию между линией совокупного дохода от реализации и линией совокупных переменных затрат. Такой график называют графиком суммы покрытия.

На графиках безубыточности (выручки и суммы покрытия) не показаны прибыли и убытки при различных уровнях реализации. Чтобы отразить влияние изменений объема реализации на прибыль используется график прибыли и объема реализации (рис. 3). Горизонтальная ось представляет различные уровни объема реализации, а прибыль и убытки за этот период отмечаются по вертикальной оси. Если объем реализации равен нулю, то максимальные убытки будут составлять сумму постоянных затрат, так как убытки организации не должны быть больше суммы постоянных затрат.

 

Рисунок 3.- Определение точки безубыточности (график прибыли и объема реализации)

 

Каждая единица реализованной продукции дает сумму покрытия сверх постоянных затрат, а точка безубыточности находится на уровне, когда совокупная сумма покрытия точно равняется сумме совокупных постоянных затрат.

Таким образом, изображение точки безубыточности дает представление о том, как затраты, выручка и прибыль будут изменяться для возможных уровней реализации, которые могут иметь место в действительности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...