Глава 2. Использование анализа безубыточности в ООО “Резон”
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 2.1 Экономическая характеристика ООО “Резон”
Компания “Резон” была создана в 1991 году и работает на рынке автоматизации учета более 8 лет. Компания занимается комплексной автоматизацией предприятий производственной сферы с численностью работающих до пяти тысяч человек. Сегодня “Резон” - поставщик качественных услуг по внедрению и сопровождению программных продуктов “1С”, а также по разработке на их базе специализированных решений с учетом специфики предприятий-заказчиков. Компания “Резон” имеет статусы “1С-Франчайзи” и авторизованного учебного центра фирмы “1С”. Клиентами ООО “Резон” являются различные предприятия и организации Волгограда, Волгоградской области, а также других регионов России. Компания имеет положительный опыт внедрения автоматизации учета на предприятиях различных сфер деятельности со сложным расчетом себестоимости и особенностями отраслевого учета: мясоперерабатывающих предприятий; индустрии строительных материалов и строительства; торговли; а также в бюджетных организациях. Успешно развиваясь, компания реализует гибкую бизнес-стратегию и осуществляет поиск путей соответствия новым рыночным условиям. Для достижения наилучших результатов используются передовые методики и богатый опыт ведения работ. Экономическая характеристика ООО “Резон” представлена в таблицах 3-5. Таблица 3.- Анализ финансового состояния ООО “Резон” за 2007-2009гг.
Данные таблицы 3 показывают, что компания “Резон” неплатежеспособна, так как коэффициент текущей ликвидности в 2009г. составил 0,16 (при норме 1,5-2,5). Коэффициент абсолютной ликвидности в 2009г. составил 0,12 (при норме 0,2-0,25), это означает, что компания часть краткосрочной задолженности не может погасить в ближайшее время. Коэффициент критической ликвидности в 2009г. составил 0,16, что на 1,02 и 0,07 меньше, чем в 2007г. и 2008г. соответственно. Коэффициент автономии в 2009г. составил 0,004, что на 0,02 меньше чем в 2007г. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в 2009г. составил 5,09, данный показатель характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости. Коэффициент финансовой устойчивости в 2009г. составил 0,004 (при норме 0,5-0,7), что означает, что доля активов компании финансируемых за счет собственного капитала не высока. Коэффициент маневренности собственного капитала в 2009г. составил 158,32, что на 158,11 больше, чем в 2007г. и на 22, 73 меньше, чем в 2008г. безубыточность торговый затрата продажа Таблица 4.- Анализ финансовых результатов ООО “Резон” за 2007-2009гг.
Данные таблицы 4 показывают, что компания “Резон” прибыльна. Чистая прибыль в 2009г. составила 5872 тыс. руб., что на 5303 тыс. руб. и на 5283 тыс. руб. больше чем в 2007г. и 2008г. соответственно. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг в 2009г. увеличилась на 11454 тыс. руб. и на 16910 тыс. руб. по сравнению с 2007г. и 2008г. соответственно и составила 21484 тыс. руб. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг в 2009г. составила 10869 тыс. руб., что на 3443 тыс. руб. и на 9584 тыс. руб. больше, чем в 2007г. и 2008г. соответственно. Текущий налог на прибыль в 2009г. составил 2517 тыс. руб., что на 2398 тыс. руб. и на 2295 тыс. руб. больше, чем в 2007г. и 2008г. соответственно.
Таблица 5.- Анализ деловой активности ООО “Резон” за 2007-2009гг.
Данные таблицы 5 показывают, что коэффициент финансовой активности организации в 2009г. составил 217, что на 162,11 больше и на 51,33 меньше по сравнению с 2007г. и 2008г. соответственно. Коэффициент оборачиваемости всего капитала в 2009г. составил 0,14, данный показатель отражает скорость оборачиваемости активов; показывает число оборотов за период. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала в 2009г. уменьшился на 1,74 по сравнению с 2007г. и на 17,69 увеличился по сравнению с 2008г. и составил 32,43. Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных активов отражает число оборотов запасов организации за анализируемый период; в 2009г., данный коэффициент составил 71,61, что на 45,18 и на 42,93 больше по сравнению с 2007г. и 2008г. соответственно. Коэффициент оборачиваемости краткосрочной кредиторской задолженности в 2009г. уменьшился по сравнению с 2007г. на 9,67, по сравнению с 2008г. увеличился на 0,05 и составил 0,07.
2.2 Анализ безубыточности в ООО “Резон”
Анализ безубыточности реализации - это один из мощных инструментов, имеющихся в распоряжении менеджеров компании “Резон”. Он помогает им понять зависимость между ценой единицы продукции, объемом, или уровнем реализации, прямыми затратами на единицу продукции, общей суммой постоянных затрат. Поскольку такой анализ помогает проследить взаимосвязь между такими важными характеристиками, как затраты, объем и прибыль, он является ключевым фактором в процессе принятия многих управленческих решений. Эти решения касаются вопросов определения ассортимента предоставляемой продукции, объема реализации, типа маркетинговой стратегии и т.д. Благодаря такому широкому спектру применения анализ безубыточности, несомненно, является лучшим средством управления, чтобы добиться максимально возможной в данных условиях прибыли организации.
Рассмотрим анализ безубыточности реализации программного обеспечения “1С: Предприятие 8.0” ООО “Резон”. Средняя цена одного комплекта программного обеспечения “1С: Предприятие 8.0” компании “Резон” в 3 квартале 2010г. была стабильной и составила 30000 руб. за комплект, переменные затраты на реализацию комплекта программного обеспечения - 20000 руб., постоянные затраты организации - 4 000 000 руб., объем продаж - 2 000 комплектов программного обеспечения. Результаты деятельности компании “Резон” представлены в таблице:
Таблица 6.- Отчетные показатели ООО “Резон” за 3 квартал 2010г.
На основе этих данных расчет точки безубыточности в денежной оценке осуществляется так: Сумма постоянных затрат / (Сумма покрытия / Выручка от реализации), т.е.
000 тыс. руб. / (20 000 тыс. руб. / 60 000 тыс. руб.) ≈ 12 000 тыс. руб. Чтобы определить точку безубыточности в натуральных единицах, необходимо денежную оценку точки безубыточности разделить на цену реализации единицы изделия, т.е.
000 тыс. руб. / 30 тыс. руб. ≈ 400
комплектов программного обеспечения, или использовать следующее соотношение:
Сумма постоянных издержек / (Цена единицы продукции - Переменные затраты на единицу продукции), т.е.
тыс. руб. / (30 тыс. руб. - 20 тыс. руб.) = 400 комплектов программного обеспечения
Математическое определение точки безубыточности, рассчитываемое по формуле:
Прибыль = Цена реализации ×Количество реализованных единиц продукции - (совокупные постоянные затраты + переменные затраты на единицу продукции ×Количество реализованных единиц продукции)
cоставит:
000 тыс. руб. + 20 тыс. руб.Х = 30 тыс. руб.Х - 0, 000 тыс. руб. = 30 тыс. руб. Х - 20 тыс. руб. Х, Х=400 комплектов программного обеспечения (или 400 × 30 тыс. руб. за комплект = 12 000 тыс. руб.). Таким образом, критический объем реализации программного обеспечения “1С: Предприятие 8.0” компании “Резон” составляет 400 комплектов программного обеспечения (или 12 000 тыс. руб. - в денежном выражении). Это свидетельствует о том, что если компания “Резон” будет реализовывать меньше 400 комплектов программного обеспечения (12000 тыс. руб.), то деятельность компании будет убыточна, если реализация будет больше критического объема, то компания будет иметь прибыль.
Менеджеры компании “Резон” используют графический метод определения точки безубыточности, составляя график выручки (рис. 4), график суммы покрытия (рис. 5) и график прибыли и объема реализации (рис. 6).
Рисунок 4.- Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью (график выручки) компании “Резон”
Согласно графику выручки точка безубыточности реализации продукции компании “Резон” в натуральных единицах составляет 400 комплектов программного обеспечения, в денежных единицах - 12000 тыс. руб., т.е. это критический объем реализации. Если компания “Резон” будет реализовывать продукции меньше критического объема, то деятельность организации будет убыточна, если реализация будет больше критического объема, то компания будет иметь прибыль. Рисунок 5.- Зависимость между объемом реализации продукции, ее себестоимостью и суммой прибыли (график суммы покрытия)
Согласно графику суммы покрытия точка безубыточности реализации продукции компании “Резон” в натуральных единицах составляет 400 комплектов программного обеспечения, в денежных единицах - 12000 тыс. руб., т.е. это критический объем реализации. Сумма покрытия на графике выделена и равна расстоянию между линией совокупного дохода от реализации и линией совокупных переменных затрат. На графике выручки не показаны прибыли и убытки при различных уровнях реализации. Чтобы отразить влияние изменений объема реализации на прибыль менеджеры компании используют график прибыли и объема реализации. График прибыли и объема реализации показывает, что если объем реализации компании “Резон” равен нулю, то максимальные убытки будут составлять сумму постоянных затрат, так как убытки компании не должны быть больше суммы постоянных затрат. Рисунок 6.- Определение точки безубыточности (график прибыли и объема реализации) компании “Резон”
Если объем реализации составит 400 комплектов программного обеспечения, то прибыль компании будет равна 0, но если объем реализации составит 600 комплектов программного обеспечения, то прибыль составит 2 000 тыс. руб. Каждая единица реализованной продукции дает сумму покрытия сверх постоянных затрат, а точка безубыточности находится на уровне, когда совокупная сумма покрытия точно равняется сумме совокупных постоянных затрат. Таким образом, менеджеры компании “Резон” используя графический метод изображения точки безубыточности имеют представление о том, как затраты, выручка и прибыль будут изменяться при возможных уровнях реализации продукции. Анализ чувствительности изменения критических соотношений суммы покрытия и объема продаж в ООО “Резон”
В хозяйственной практике рыночных отношений возможно изменение цены реализации товара, средних переменных затрат и суммы постоянных затрат. Эти изменения оказывают влияние на объем продаж в точке критического объема. В связи с этим менеджерам компании “Резон” рекомендуется выявлять чувствительность изменения критических соотношений между маржинальным доходом и выручкой. Изменение соотношения суммы покрытия и объема продаж при изменении цены реализации определяются с помощью формулы:
Δа = (AVC / P) × (ΔP / (P + ΔP)), где
Δа - изменение соотношения суммы покрытия и объема продаж; AVC - средние переменные затраты; P - цена единицы продукции; ΔP - изменение цены единицы продукции. Предположим, что средняя цена реализации программного обеспечения “1С: Предприятие 8.0” увеличилась на 5000 руб. за один комплект программного обеспечения или на 17%. Тогда соотношение суммы покрытия и объема продаж составит:
Δа = (20 000 / 30 000) × [+5 000 / (30 000 + {+5 000})] = 0,09.
Расчет показывает, что при увеличении цены реализации одного комплекта программного обеспечения на 5000 руб. отношение суммы покрытия к объему продаж увеличивается на 9%. Теперь новый объем продаж в точке критического объема составит 267 комплектов программного обеспечения:
000 тыс. руб. / (35 тыс. руб. - 20 тыс. руб.) = 267 комплектов.
Таким образом, увеличение цены реализации на 17% позволяет снизить объем реализации в критической точке на 33%, что увеличивает уровень прибыли. Если бы цена одного комплекта программного обеспечения снизилась бы на эту же сумму, то снижение отношения суммы покрытия к объему продаж составило бы 13%:
Δа = (20 000 / 30 000) × [- 5 000 / (30 000 + { - 5 000})] = 0,13.
Тогда в критической точке объем реализации увеличился бы до 800 комплектов:
000 тыс. руб. / (25 тыс. руб. - 20 тыс. руб.) = 800.
В данном случае прибыль компании уменьшается. Таким образом, изменение цены реализации одного комплекта программного обеспечения “1С: Предприятие 8.0” оказывает влияние на отношение суммы покрытия к объему продаж и соответственно на точку критического объема реализации, увеличивая или уменьшая уровень прибыли. Чтобы выявить влияние изменений суммы переменных затрат единицы продукции на безубыточность реализации, используется формула:
Δа = - (ΔAVC) / P,
где Δа - изменение соотношения суммы покрытия к объему продаж; ΔAVC - изменение переменных затрат на единицу продукции; P - цена единицы продукции. Допустим, что цена реализации одного комплекта программного обеспечения не изменяется, а переменные затраты на реализацию одного комплекта увеличились с 20000 руб. до 23000 руб. Тогда изменение соотношения суммы покрытия к объему продаж составит 10%: Δа = - (3000) / 30000 = 0,10.
Новый объем продаж в критической точке составит:
тыс. руб. / (30 тыс. руб. - 23 тыс. руб.) = 571 комплект.
Итак, изменение переменных затрат за комплект программного обеспечения при неизменной цене реализации оказывает влияние на долю суммы покрытия в общей выручке и изменяет, таким образом, точку критического объема реализации. Уровень прибыли снижается, т.к. в критической точке объем продаж увеличился с 400 до 571 комплекта. Влияние изменения суммы постоянных затрат на безубыточность реализации определяется по формуле:
ΔSb = ΔFC / a,
где ΔSb - изменение объема продаж в точке критического объема реализации; ΔFC - изменение суммы постоянных затрат при неизменном соотношении суммы покрытия и выручки. а - соотношение маржинального дохода и выручки от реализации. Предположим, что постоянные затраты увеличились до 5 млн. руб. Влияние увеличения суммы постоянных затрат на объем продаж в точке критического объема реализации составит:
ΔSb = 1000 тыс. руб. / 0,33 ≈ 3030 тыс. руб. В результате увеличения постоянных затрат на 1 млн. руб. объем продаж в точке критического объема реализации увеличится с 12 000 тыс. руб. до 15 030 тыс. руб., что уменьшает прибыль компании. В связи с этим компании “Резон” следует строже подходить к увеличению постоянных затрат, ведь при снижении выручки от реализации потеря прибыли может оказаться многократно выше. Однако при уверенности в повышении спроса на программное обеспечение в долгосрочной перспективе можно отказаться от режима экономии на постоянных затратах, так как компания с большей их долей получит и больший процент прибыли.
Глава 3. Планирование объема реализации продукции в ООО “Резон”
Планирование объема реализации - обязанность, которая стоит перед любым руководителем. С одной стороны изменения, которые происходят сейчас в мире и в бизнесе очень быстры, и успеть за ними непросто. Появление принципиально нового продукта, выход на рынок новой, сильной компании, слияние крупнейших конкурентов - все это невозможно предусмотреть заранее, и все это меняет планы компании. С другой стороны, планы нужны для того, чтобы их корректировать. При планировании объемов продаж обычно учитывается прогноз роста рынка, динамика развития конкурентов и, конечно, собственные показатели компании за прошедшие несколько лет. Полный отчет о продажах компании, ее структурных подразделений и отдельных сотрудников помогает планировать продажи и корректировать план в режиме реального времени. План объема реализации должен быть сбалансированным, внутренне согласованным и взаимоувязанным с затратами, необходимыми для осуществления запланированных объемов реализации. В целом он призван дать ответ <http://www.SmartCat.ru/Referat/ntqehramam.shtml> на один из важнейших вопросов экономической теории <http://www.SmartCat.ru/Referat/wtpemramjd.shtml>: как наилучшим образом использовать имеющиеся в распоряжении организации <http://www.SmartCat.ru/Referat/ttmeiramgg.shtml> ресурсы? Предположим, что компания “Резон” планирует в 4 квартале 2010г. увеличить объем реализации с 2000 до 2400 комплектов программного обеспечения “1С: Предприятие 8.0”. С помощью маржинального анализ менеджеры компании “Резон” планируют объем реализации продукции. Поскольку с увеличением объема реализации происходит рост суммы постоянных затрат, менеджерам компании необходимо установить, увеличится ли прибыль организации и зона безопасности. Таблица 7.- Увеличение прибыли огранизации и зона безопасности
Следовательно, при увеличении объема реализации продукции на 20% сумма постоянных затрат возрастет на 25%, а сумма прибыли всего на 19%. При этом с увеличением суммы постоянных затрат уменьшится зона безопасности организации на 1,25%. Окончательное решение об увеличении объема реализации менеджеры компании должны принимать с учетом окупаемости инвестиций на приобретение дополнительных помещений, приобретение и модернизацию оборудования. Также необходимо принять во внимание возможности сбыта продукции, создание новых рабочих мест, наличие необходимых материальных и трудовых ресурсов. Следует учитывать также эффект кривой опыта (ЭКО), сущность которого состоит в том, что по мере увеличения объемов реализации происходит постепенное снижение переменных затрат в связи с повышением, уровня стандартизации, квалификации и профессионализма кадров, совершенствования техники, технологий. Эффект кривой опыта проявляется не автоматически, а реализуется при условии постоянного повышении квалификации персонала, внедрения новой техники, новой технологии и рациональных предложений. Поэтому администрации компании “Резон” необходимо постоянно заботиться о проведении текущих улучшений, способствующих снижению затрат на реализацию продукции. Предположим, что при увеличении объема реализации программного обеспечения “1С: Предприятие 8.0” на 20% переменные затраты на комплект программного обеспечения за счет роста производительности труда и внедрения новой техники снизятся на 5% и составят 19 тыс. руб. Тогда компания “Резон” получит прибыль в размере: Чистая прибыль от реализации продукции (П) = Объем реализации продукции ×(Цена единицы продукции - Переменные расходы на единицу) - Постоянные затраты в общей сумме, т.е.:
П = 2400 тыс. руб. × (30 тыс. руб. - 19 тыс. руб.) - 5000 тыс. руб. = 21400 тыс. руб. (+27%).
Безубыточный объем продаж и зона безопасности составят:
Критический объем реализации (VРПкр) = Постоянные расходы в общей сумме / (Цена единицы продукции - Переменные расходы на единицу), т.е.: VРПкр = 5000 тыс. руб. / (30 тыс. руб. - 19 тыс. руб.) = 454 шт. Зона безопасности (ЗБ) = (Объем реализации - Критический объем реализации) / Объем реализации, т.е.: ЗБ = (2400 шт. - 454 шт.) / 2400 шт. = 81%.
Следовательно, с учетом реализации возможностей эффекта кривой опыта увеличение объемов реализации выгодно для компании “Резон”, поскольку это способствует увеличению прибыли на 27% и зоны безопасности на 2,5%.
Заключение
Большую роль в обосновании управленческих решений в коммерческой деятельности торговых организаций играет анализ безубыточности реализации, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: затратами, объемом реализации продукции и прибылью. С помощью этого инструмента руководство организации может прогнозировать величину прибыли, ее изменение по сравнению с существующим уровнем и на основе этой информации принимать решения по выбору стратегии поведения организации. Важное место в концепции анализа безубыточности принадлежит точке безубыточности, или критической точке. Эта точка определяет тот объем продаж (в натуральных и денежных единицах), при котором организация не имеет ни прибыли, ни убытка. Соответственно, если объем продаж больше, чем в точке безубыточности, организация имеет прибыль, в противном случае - убыток. Овладев методикой расчета точки безубыточности можно решать такие вопросы как: - выявление объема реализации продукции для получения определенной суммы прибыли организации; - определение суммы прибыли в организации при сокращении постоянных затрат и переменных затрат; - расчет необходимой цены реализации для получения определенной суммы прибыли при заданных натуральных объемах реализации продукции; - выявление дополнительного объема реализации в натуральных единицах для получения определенной суммы прибыли. Предметом исследования в курсовой работе выступает общество с ограниченной ответственностью “Резон” г. Волгограда, основным видом деятельности которого является предоставление комплексных услуг автоматизации учетной и офисной работы на основе программных продуктов фирмы “1С”: помощь в выборе программного обеспечения, продажа программных продуктов, доставка, установка, настройка, внедрение, послепродажное обслуживание, обучение пользователей, а также предоставление услуг по проектированию и монтажу структурированных кабельных систем. Анализ финансового состояния ООО “Резон” за 2007-2009гг. показал, что компания неплатежеспособна, так как коэффициент текущей ликвидности в 2009г. составил 0,16 (при норме 1,5-2,5). Анализ финансовых результатов за 2007-2009гг. показал, что компания “Резон” прибыльна, т.к. чистая прибыль в 2009г. составила 5872 тыс. руб., что на 5303 тыс. руб. и на 5283 тыс. руб. больше чем в 2007г. и 2008г. соответственно. Объектом исследования является анализ безубыточности реализации в комплексном экономическом анализе хозяйственной деятельности в ООО “Резон”. Этот анализ позволяет менеджерам компании, делать выводы о том, как затраты, выручка и прибыль будут изменяться при возможных уровнях реализации программного обеспечения. Расчет уровня безубыточности реализации показал, что критический объем реализации программного обеспечения “1С: Предприятие 8.0” компании “Резон” за 3 квартал 2010г. составляет 400 комплектов программного обеспечения (или 12 000 тыс. руб. - в денежном выражении), ниже которого деятельность компании была бы убыточна. Менеджеры компании “Резон” с помощью маржинального анализа планируют объем реализации продукции, главной задачей этого является выявление изменения прибыли организации и зоны безопасности, поэтому менеджерам компании необходимо анализировать принятие решения об увеличении объемов реализации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|