Итоги раннего детства. Проблема кризиса трех лет. Значение ранних периодов детства для психического развития ребёнка.
Ранний возраст (от 1года до 3 лет). Итоги. Основными достижениями раннего возраста являются: · овладение телом · овладение речью · развитие предметной деятельности · развитие произвольности поведения · проявление игровых замещений · формирование потребности в общении со сверстниками · развитие самосознания и самостоятельности ребенка В раннем детстве ребенок остается существом ситуативным и все психические процессы определяются наглядной ситуацией. В раннем возрасте «предметный фетишизм» указывает на фиксированность ребенка на окружающих предметах. Главной возрастной особенностью периода раннего детства является ситуативность – поведение ребенка от воспринимаемой ситуации. Деятельность. Специфика предметной деятельности в том, что ребенок открывает функции предмета. Основным содержанием развития в 3-хлетнем возрасте – усвоение грамотной структуры предложения. Познавательные процессы: переход от наглядно-образного к наглядно-действенному. Кризис 3-х лет был описан Эльзой Келер в работе «О личности 3-х лет реб» ею были выделены несколько важных симптомов: негативизм (отказ подчиняться требованиям взрослого); упрямство (ребенок настаивает на своих требования); строптивость (протест против порядков); своеволие – самостоятельность намерений, замыслов); протест-бунт (ссоры с родителями); стремление к деспотизму. Негатив моменты кризиса: ребенок отстраняется от взрослого, пытается установить новые формы общения с окружающими. Эльконин: кризис 3лет- выделение своего «Я»: называет себя не по имени, а говорит «Я», противопоставление себя взрослому, стремление к самостоятельности. Значение заключается в новообразованиях, которые появляются у ребенка на данном этапе. Деятельность. Специфика предметной деятельности в том, что для ребенка открываются функции предмета. Связь действия с предметом проходит 3 стадии: 1. с предметом выполняются любые известные ребенку действия. 2.исполнение только по прямому назначению. 3. действие с предметом, осознавая его функцию. Орудийные – действия, в которых один предмет орудия употребляется при воздействии на другие предметы. К концу раннего детства нач. складываются рисование, лепка, конструирование и игра. Разв. речи идет по 2 линиям: 1. продолжает совершенств. понимание речи.2. формир. собственная активная речь. Речь возник. и развивается как средство общения со взр. Познавательные процессы: переход от нагл-образ к нагл-действ мышлению. Активно развивается память. Формир. личн: возникает симпатия, стремл. получить похвалу, ласку.
Предпосылки развития личности ребёнка. Первые проявления самосознания. У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания – самооценка - на основе знаний и мыслей о себе. Оценка зависит от того, как его оценивает взрослый. Отрицательное воздействие - заниженная оценка, завышение – искажает представление о своих возможностях, но играет положит роль в организации деятельности. Чем меньше ребенок, тем не критичнее он воспринимает мнения взрослых о себе. В 3-7 годам складывается способность оценивать другого человека, стимулирующая возникновение самооценки. Наиболее восприимчивы к оценке сверстников дети 4,5-5,5 лет. Высокий уровень умения сравнивать себя с товарищами в 5-7лет. В оценке сверстников в любом возрасте важное место занимают их деловые качества. Оценить себя труднее чем сверстника, которого ребенок оценивает более объективно. Себя он с легкостью оценивает положит. Первоначально самооценка возникает в продуктивных видах деятельности и в игре с правилами, когда наглядно видит свой результат и можно его сравнить с другими. В 6-7лет дошкольники хорошо представляют свои возможности и оценивают их правильно. Постепенно возрастает возможность мотивировать самооценку (4-5лет - влияют окружающие, 5-7лет - нравственные качества, 7лет – дифференцированность (2 аспекта самосознания: познание себя и отношение к себе).
В 4-5лет возникает желание что-то в себе изменить. Старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы поступков. В дошкольном возрасте начинает складываться осознание себя во времени. К дошкольному возрасту появляется «личное сознание»(Эльконин) и ребенок осознает свое место в мире(он не большой, а ребенок), осознает необратимость половой принадлежности(строит свое поведение в соответствии с полом) Проблема генезиса личности в отечественной психологии. Формирование человека как личности – процесс социальный. Уже младенец развивается как существо социальное, для которого среда выступает не только как условие развития, но и как его источник. Взаимодействие ребенка со средой и в первую очередь с социальным окружением, микросредой, усвоение им созданной человечеством культуры играет первостепенную роль в его психическом развитии, становлении как личности (Леонтьев). Развитие личности ребенка, представление о своем «Я», степень уверенности в себе определяются сложной системой взаимодействия отдельных подсистем его личностной микросреды (ребенок - взрослый, ребенок-ребенок). Личностные качества формируются в процессе взаимодействия и активной деятельности самого ребенка. Дошкольный период, по мнению отечественных психологов (Леонтьева, Божович, Эльконина, Мухиной и др), является периодом складывания психологических механизмов личности. Основными новообразованиями личностного развития дошкольников является: - соподчинение мотивов; - формирование произвольности поведения; - усвоение нравственных норм. Решающий момент в усвоении образцов поведения играет та оценка, которую дают другие взрослым, детям, сказочным персонажам. Постепенно дети сами начинают оценивать свои поступки исходя из представлений о том, какого поведения ждут от них окружающие. В дошкольном возрасте возникает стремление соответствовать требованиям взрослых, эмоциональное переживанием своего успеха или неуспеха в деятельности и во взаимоотношениях, развитие чувства гордости и стыда, а также потребность в любви сначала матери, а затем и близких людей.
Важную роль в развитии личности дошкольника играет влияние, оказываемое на него сверстниками. Симпатия переходит в потребность в общении, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения в коллективе (мнение о нем, взаимные оценки). В дошкольном возрасте наполняются содержанием слова «Я – мальчик, девочка». Возникает ориентация ребенка на ценности своего пола. Зарождаются и развиваются различия в направленности общения мальчиков и девочек (предпоч-т детей своего пола), полом также определяется роль в игре, выборе игрушек.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|