Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы изучения взаимоотношений и общения дошкольников со сверстниками.




Существенный сдвиг в изучении проблемы личных взаимоотношений произошел благодаря освоению экспериментальных методов, которые позволяют не только описывать, но и измерять различные параметры взаимоотношений. Для изучения взаимоотношений в малых группах широко распространены различные формы социометрического метода. Социометрия – вызванный исследователем акт выбора испытуемыми других членов группы для совместной деятельности в заданных контролируемых условиях. Социометрический опыт: 1 - Критерий выбора. Вопросы о желании ребенка совместно с кем-то участвовать в определенной деятельности называются критериями (основаниями) выбора. Различаются сильные (более значимые) и слабые (специфические) критерии выбора. 2 - Число выборов. Количество выборов, которое сделает ребенок. Чаще всего их число ограничивается. 3 - Форма проведения опыта. Групповые и индивидуальные. В детских садах лучше беседовать с каждым ребенком отдельно. 4 - Время проведения опыта. Взаимоотношения детей – чрезвычайно динамичное явление, они непрерывно меняются. Поэтому нельзя ограничиваться одним опытом. Обычно эксперименты следуют друг за другом через определенные промежутки времени. 5 - Форма опроса. В практике исследования взаимоотношений нередко во время одного эксперимента используется несколько критериев. Способы обработки экспериментов: 1 - Cводная таблица результатов (удобна для дальнейшего анализа результатов). 2 - Карта групповой дифференциации (социограмма).

Аутосоциометрические – методы изучения взаимоотношений и их осознания, при которых испытуемые сами «измеряют» взаимные отношения сверстников друг к другу и к себе лично. Аутосоциограмма – опыт, в котором испытуемые: 1 - производят прямое или косвенное ранжирование всех сверстников по их положению в системе личных взаимоотношений; 2 - прямо или косвенно выражают свое представление об их отношениях друг к другу; 3 - прямо или косвенно определяют свое положение в системе личных отношений; 4 - выражают свое отношение к сверстникам; 5 - выявляют свое представление об их отношении к себе.Подготавливаются фотографии детей и макеты (или рисунки) четырех строений, ранжированных по своей привлекательности (дворец, городской дом, изба и изба на курьих ножках). Испытуемому предлагается положить фотокарточки тех детей, которых любят больше, во дворец; тех, кого любят меньше, в дом; тех, кого любят еще меньше, в избу; тех, кого никто не любит, в избушку на куриных ножках.

 

Развитие эмоциональной сферы дошкольника.

При всей важности познавательного развития ребенка его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения. В ходе онтогенеза изменяется структура эмоциональных процессов - в их состав постепенно включаются, помимо вегетативных и моторных реакций, познавательные процессы (воображение, образное мышление, сложные формы восприятия). Эмоции становятся ≪умными≫, интеллектуализируются, а познавательные процессы приобретают аффективный характер, обогащаются чувством. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. На ранней стадии развития эмоциональная коррекция поведения еще несовершенна и имеет запаздывающий характер. Она включается лишь тогда, когда поведение значительно отклоняется от ≪требуемого курса≫, а его отрицательные последствия уже получают негативную социальную оценку.

В дальнейшем по мере того как побудительная сила социальных мотивов возрастает, совершается переход от запаздывающей к более совершенной – опережающей эмоциональной коррекции действий. Предвосхищение выполняет важную регулирующую роль в более сложных формах игровой и продуктивной деятельности. Для их выполнения необходимо не только предварительно представить отдаленные результаты действия, но и заранее прочувствовать тот смысл, какой они будут иметь для самого ребенка и окружающих его людей. В числе ведущих факторов, влияющих на эмоциональное развитие ребенка, А. В. Запорожец называл детский коллектив. На основе совместной деятельности, опосредованной эмоциональными эталонами – нравственными нормами, у ребенка складывается эмоциональное отношение к людям, зарождается эмпатия (сопереживание). И особенно важно - там, где процессы ориентации в окружающей действительности начинают определяться общественно выработанными способами ее анализа, общественно выработанными эталонами и нормами, мы имеем дело с личностью.

Развитие произвольности поведения в дошкольном возрасте.

Среди всех достижений психического развития ребенка в дошкольном возрасте в качестве главного обычно выделяют произвольность, т.е. способность управлять своими действиями, контролировать их. Главной чертой произвольного и волевого действия является его осознанность. Без осознания своих действий невозможно управлять ими и контролировать их. Импульсивность и неуправляемость поведения дошкольников объясняется, как правило, его неосознанностью - дети не замечают, не знают и не осознают, что они делают. Поэтому первый и главный шаг в воспитании произвольного поведения дошкольников должен заключаться в формировании осознанности их действий. Как же помочь ребенку осознать свое поведение? Наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте традиционно считается игра с правилом. Именно в такой игре дети начинают соотносить свое поведение с образцом поведения, который задан в правиле, а значит, задумываться, правильно ли они действуют.

Однако в игре с правилом средство осознания своего поведения (правило) обычно задается взрослым или кем-то другим, кто данное правило предлагает. Вместе с тем очевидно, что осознание своего поведения не может ограничиваться выполнением инструкций и правил, даже если они присваиваются ребенком и становятся средством организации его действий. Осознанность в своих развитых формах проявляется прежде всего в свободной, ненормированной жизни ребенка: в сознательной постановке целей, в осознании своих состояний и намерений, в выработке отношения к окружающей действительности и т.д. Причем все это совершается самим человеком, а не задается кем-то извне.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...