Этим заканчивается сарга девяносто пятая «О единстве человека и его действий» книги третьей «О создании» Маха-Рамаяны Шри Васиштхи, ведущей к Освобождению, записанной Валмики.
Этим заканчивается сарга девяносто пятая «О единстве человека и его действий» книги третьей «О создании» Маха-Рамаяны Шри Васиштхи, ведущей к Освобождению, записанной Валмики.
Сарга 96. Исследование природы разума.
1. Васиштха сказал: Разум - это только восприятие, восприятие - это движение в сознании, которое выражается в действии, и за всем этим следует результат. 2. Рама сказал: О мудрый! Молю, расскажи мне подробно о природе разума, создающего понятия, который, будучи материальным, тем не менее принимает форму нематериального! 3. Васиштха ответил: Разум - это проявление силы понятия, возникающего в высочайшем чистом всемогущем бесконечном истинном Сознании, Величайшей Сущности. 4. Разум человека как бы пребывает между реальным и нереальным, он беспокоен и имеет склонность к действию. 5. Разум считает себя деятелем, не зная того, что он есть сияющее Сознание, и из-за этого видит себя отделенным и вовлеченным в действия. 6. Разум считает себя действующим, в то время как он не способен действовать; не существуя в этом мире и не обладая качествами, он кажется обладающим ими. 7. Как нет различия в природе огня и его жара, также нет разницы между действием и разумом и нет разницы между разумом и Сознанием. 8. Со своим собственным мышлением и действиями, приводящими к результатам, с собственным телом из понятий, с разнообразными названиями, 9. Раскинулся весь этот мир с его различными сущностями, состоящий из беспричинной иллюзии майи, широко раскинувшейся множеством действий и понятий. 10. Где, как и какие понятия и желания ни возникали бы, именно такой результат там и так и достигается. 11. Движение разума называется семенем действия, и ощущается действием, и действия разума разнообразны, подобно разнообразным ветвям и плодам дерева. 12. О чем ни подумает разум, органы действия стараются материализовать это, и поэтому разум считается действием.
13. В то же время, разум, интеллект, эго, ограниченное сознание, действие, фантазия, существование, рождение и смерть, понятия, знание, усилие и память; 14. Чувства, природа, майя, активность и другие - это все разнообразные слова, О мудрый, которые являются причиной заблуждения в этом мире. 15. Все эти множественные названия возникли по чистой случайности, когда на мгновение Сознание забыло свою природу и увидело себя как объект, как ворона садится на пальму и одновременно и независимо от этого с пальмы падает кокос. 16. Рама спросил: Все это разнообразие не является следствием Сознания, но тем не менее возникает как множественные понятия. О мудрый, скажи, как все это возникает и существует? 17. Васиштха ответил: Когда Сознание как бы становится замутненным и видит различные формы, только тогда появляется разум. 18. Когда он утверждается в убеждениях и придерживается многочисленных понятий, он называется интеллектом. 19. Когда из-за неверных концепций он считает себя реальным, и у него возникает ошибочное чувство деятеля, или эго, тогда его называют несвободным отдельным существом. 20. Когда он по-детски развлекается, оставляя одну мысль и стремясь к другой, отказываясь от размышления, тогда его называют индивидуализированным сознанием, или индивидуальным разумом. 21. Чистая вибрация в изначальном Сознании не имеет деятеля, но когда преследуется результат, тогда это обычно считается кармой, или действием. 22. Случайным образом, как ворона и кокос, оставив единую плотную очевидность, разум стремится к желаемому и погружается в фантазии. 23. Когда он уверен, что видел это раньше по отношению к виденному ранее или невиданному, видя это только внутри себя, тогда это называют памятью.
24. Когда он остается в пространстве прошлых наслаждений, оставляя все другие желания, это называется скрытая тенденция, склонность, или васана. 25. Когда он узнает истину чистого Сознания и понимает, что двойственность появляется только из-за невежества разума, тогда это называется знанием. 26. Когда он движется к само-разрушению, все больше забывая изначальное состояние, запутываясь в сети иллюзий и фантазий, тогда это называется нечистотой. 27. Когда ограниченное сознание, или разум, наслаждается слышанием, прикосновением, видением, вкусовыми ощущениями, обонянием и размышлением, это называется чувствами. 28. Пока высочайшее Сознание остается неизвестным, из-за естественности ощущения видимого мира, это состояние называется изначальной непроявленной материальностью. 29. Когда он смешивает реальное с нереальным, истинное с неистиной, представляя реальное как нереальное и наоборот, воображая реальность и нереальность, это называют майей, или иллюзией. 30. Видение, слышание, осязание, пробование на вкус, обоняние называются действием в мире, и это становится и причиной, и следствием. 31. Разум, беспокойный и вибрирующий по своей природе, принимает форму этих разнообразных понятий, когда загрязняется восприятием видимых объектов. 32. Эти понятия, ставшие естественными, и есть разум; и они подтверждаются и уплотняются множеством способов собственным воображением. 33. Сознание кажется загрязненным нечистотой разума и попавшим в сети материального мира и бесчисленных понятий разнообразных разделений. 34. Тогда его называют ограниченным сознанием, или дживой, а также разумом, мыслью и интеллектом. 35. Поэтому мудрые говорят о сознании, загрязненном материальным и отделенном от Брахмана, полном воображаемых понятий и названий. 36. Рама спросил: О мудрый, разумен ли разум или инертен? О знающий истину, я никак не могу придти к четкому заключению! 37. Васиштха ответил: О Рама! Разум ни инертен, ни сознателен! Когда сознательность едва видна, тогда это называется разумом. 38. То, что пребывает как бы между существованием и несуществованием, и полно непонимания и воображения, что считается причиной мира, это и называется разумом.
39. То, что пребывает в колебаниях, не зная единой неизменной природы, и называется разумом, и из-за него рождается весь этот мир. 40. Он видится между сознательным и бессознательным, его природа - сомнения и собственные фантазии; то, что имеет природу ограниченной сознательности, и называют разумом. 41. Когда абсолютная неподвижность Сознания видится загрязненной и несовершенной, эта загрязненность и несовершенство и называется разумом, и он не является ни материальным, но и не полным сознательности. 42. Его называют разнообразными многочисленными именами - чувство деятеля, или эго, разум, интеллект, ограниченное сознание, или джива и многие другие названия. 43. Как актер на сцене играет разные роли, также разум называется по-разному в зависимости от своих действий. 44. Как человек в зависимости от деятельности имеет разные имена и разные положения в обществе, также и разум называется по-разному в зависимости от своих действий. 45. Кроме тех названий разума, которые я упомянул, О Рагхава, есть еще сотни других имен, создаваемых говорящими и спорящими; 46. Которые в своем разуме давали ему названия, воображая по собственному разумению, называя его по-разному разумом, интеллектом, чувствами и прочим. 47. Кто-то из говорящих считает разум инертным, кто-то - принципом жизни; другие считают его чувством я или эго, третьи - сознательностью. 48. Я объяснил тебе, О Рама, что чувство деятеля, эго, разум, интеллект, восприятия, творение и воображение - это разные названия одного и того же. 49. По-своему объясняют это последователи философии ньяя, по другому - последователи философии санкхья, материалисты тоже объясняют по-своему; 50. Как и последователи джаймини и джайны, вайшешики и вайшнавы и прочие - все придерживаются своих названий и понятий. 51. Все они стремятся достигнуть высочайшего Сознания, следуя разным философиям, возникшим в разное время и в разных местах, подобно путникам, путешествующим к одной столице по разным дорогам.
52. Только из-за непонимания единства окончательной цели разнообразные понимания и интерпретации приводят к спорам и конфликтам, где каждый пытается доказать свою правоту. 53. Последователи одного пути критикуются и оскорбляются другими спорщиками, последователями других доктрин, возникших в разные времена и в разных местах, как путешественник, идя по своей дороге, критикует пути других. 54. О потомок Рагху! Они неверным образом описывают действия, разум и интеллект, в соответствии со своими собственными точками зрения. 55. Как человек, выполняющий действия омовения, давания или не давания и другие действия, становится в зависимости от этого тем или иным деятелем, точно также и разум меняет роли; 56. И вследствие своих различных действий и различных названий деятеля, его называют по-разному - индивидуумом, склонностью или действием. 57. Разум - это все видимое, ощущаемое каждым - без разума человек, даже видя этот мир, не осознает и не видит его. 58. Только человек, обладающий разумом, чувствует в сердце радость или страдания от слышания, касания, видения, обоняния и ощущения вкуса. 59. Разум является причиной понятий и смыслов, как свет является причиной видимости форм; если он думает «я связан», то он несвободен, если он считает «я свободен», он свободен. 60. Знай, что у того, кто называет разум только инертным, разум - наибольшая инертность! И тот, чей разум сознателен, никогда не становится инертным. 61. Разум не сознателен и не инертен; и когда в нем появляются различные желания страданий и удовольствий, появляется мир. 62. Этот мир пропадает в разуме, который пребывает в едином Сознании; мир появляется из-за заблуждения, разнообразные мысли о нем - вторичная причина его появления. 63. Ибо, О Рама, неинертный разум не является причиной самсары, как и инертный камень, по своей природе, тоже не является причиной самсары. 64. Поэтому, О Рагхава, разум, будь он сознательным или инертным, не является причиной объектов, подобно тому, как свет не является причиной материальных форм, а только освещает их. 65. Если бы восприятие существовало помимо разума, то мир бы не пропадал без остатка для того, чей разум растворился. 66. Разум кажется различным из-за многочисленных факторов разных действий, желаний и мест; одно становится множественным, как единое время обозначается по-разному в зависимости от времен года или других временных делений. 67. Воистину, если бы без влияния разума, чувство эго и действия органов заставляли действовать тело, тогда живые существа действительно существовали бы в высшем.
68. Различия в понимании разума провозглашаются в разных философских системах и повсюду спорщики от философии спорят, обсуждают и доказывают неправоту друг друга. 69. Они, О Рама, не могут ни понять другого, ни изменить свои аргументы, потому что разум, как известно свыше, обладает всемогуществом, что включает в себя способность к заблуждению. 70. Когда в чистом Сознании возникает даже малейшая инертная сила, тогда сразу возникает и все многообразие последствий. 71. Как живой паук выпускает из себя неживую нить, также сознание порождает материальность, так в безграничном пробужденном Брахме появляется материя и создание. 72. Из-за силы невежества, авидьи, умственные понятия спорщиков стали плотными и неподвижными, и их разнообразные определения сознательности стали для них существенными. 73. Сознание, кажущимся образом загрязненное идеями, считается по-разному жизнью, разумом, интеллектом, эго и прочим; и потому Сознание называют разными именами в этом мире - сознательностью, разумом, ограниченным сознанием или дживой, к чему спорить об этом?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|