Языкознание в древней Индии
Возникновение древнеиндийских лингвистических учений было вызвано практическими потребностями. Наиболее ранней разновидностью индийского языка был язык вед. Веды - это поэтические священные гимны (предполагают, что наиболее древняя веда - Ригведа, возникла около 15 в. до н. э.). Ведийский язык считался культовым, ему приписывалась магическая сила, поэтому считалось, что его нужно охранять от воздействий разговорного языка, который с течением времени все дальше отходил от языка вед. Возникали лингвистические комментарии к ведам с целью сделать его доступным для понимания. Они включали толкования значений слов, их этимологию и были одними из самых древних лингвистических работ. Кроме того с 1 тыс. до н. э. на основе других индийских диалектов развивается санскрит (в буквальном переводе - составленный, сложенный, то есть доведенный до формального совершенства). Санскрит становится литературным языком древней Индии, пользуется особым престижем, отличается строго нормируемой грамматической системой. И язык вед, и санскрит к середине первого тысячелетия до н. э. перестали употребляться в бытовом общении, оставшись языками религиозной и интеллектуальной элиты, которая считала священным делом - сохранить язык для будущих поколений. Таким образом, древнеиндийская лингвистическая традиция возникла в результате потребности в сохранении точного произношения священных гимнов – Вед, а также нормализации санскрита – единого литературного языка Древней Индии. Все это обусловило практический, описательный, эмпирический характер древнеиндийского языкознания. Вопросы языка рассматриваются у индусов уже в самых ранних памятниках ведической литературы - ведангах. В одной из веданг (шикша) освещаются вопросы фонетики и произношения, в другой ( вьякарана ) - грамматики, в третьей (нирукта) — этимологии и лексикологии, четвертая (чханда) посвящена теории поэзии. Эти веданги определяют основные направления, по которым развивалась древнеиндийская наука о языке.
Наиболее яркими представителями древнеиндийской лингвистической традиции являются Яска и Панини. Яска жил в середине первого тысячелетия до н.э. “ Нирукта ” Яски — это первый дошедший до нас обширный лексикографический труд, состоящий из пяти частей и включающий синонимические ряды, ассоциативные и тематические группы имён предметов, списки глаголов и отглагольных имён, менее систематизированные списки существительных и прилагательных и т.д. Например, Яска приводит 21 синоним к слову «земля», 100 синонимов к слову «вода», причем в эту группу входит не только понятие «вода», но и слова, имеющие отношение к текучести, в т.ч. и «слава» (как нетто проходящее, изменчивое). В своём труде Яска уделил особое внимание этимологии. Вместе с тем он включал в свою “Нирукту” и грамма-тическую информацию (грамматическая классификация слов, сведения из области словообразования, понятие падежа, семичленная парадигма имени — без вокатива). Яска рассматривает имена богов и производные слова. Он дает краткие сведения грамматического порядка, приводит 4 класса-разряда слов: имя, глагол, префикс-предлог, союзы-частицы. Для имен существует семь падежей. Яска знает о существовании двойственного и множественного числа, употребляет термин грамматика. У я ски была разработана и фонетика, он употреблял термины слог, стопа, также есть определенная разработка звуков по месту образования и по усилению звуков. Панини (4 в до н.э.) – наиболее известный грамматист древней Индии, автор грамматики классического санскрита. Грамматика Панини «Восьмикнижие» состоит почти из 4 тысяч кратких стихотворных правил (сутр), которые, очевидно, заучивались наизусть. В этом труде дан поразительно точный и тщательный анализ морфологии санскрита и детальное описание его звукового состава. В «Восьмикнижии» каждая новая словоформа рассматривается как новое слово, возникающее путем замены какой-то части его производящего. Описание языка строго синхронное. Язык рассматривается как нечто постоянное, неизменное. Здесь есть подробное описание парадигматики, морфологии (приводятся парадигмы спряжения с ударениями) – основы акцентологии. Изложение дается чрезвычайно формализованным языком, с применением буквенных формул, которые обозначают классы явлений.
Разбирая морфологические явления, Панини выделяет различные классы глагольных корней, типы окончаний в именном склонении. Понятия корня и суффикса анализируются на основе парадигмы слова; Панини знакомы понятия нулевой морфемы и внутренней флексии. Учение Панини о падежах очень знакомо: 7 падежей (8- со звательным), 1- именительный, 2-винительный, 3- инструментальный, 4- дательный, 5-отложительный, 6-родительный, 7-местный. Панини выдвигает понятие kapaka-karaka – определенная семантическая функция падежа (у некоторых авторов – фактор, актант). Функции следующие: субъект, объект, орудие/средство, давание, отнимание, местонахождение – то есть 6 функций, соответствующих семи падежам. Панини не делает различия между свернутой и развернутой предикацией (с/с и предложение): Корова белая. Корова бела. Определяемое – субъект, определяющее предикат. Последующие грамматические труды в древней и средневековой Индии представляют собой главным образом комментарии или переработки канонизированной грамматики Панини (Катьяяна – 3 в до н.э., Патанджали, Вараручи – 2 в до н.э., Бхартхари – 1 в, Вопадева). Катьяяна, занимаясь изучением среднеиндийских языков, или пракритов, привносит в языкознание идею исторического развития языков. Вараручи в грамматике "Освещение пракритов" показывает, как из санскритских слов и форм образовались пракритские. Очень подробно Вараручи анализирует фонетику, изучая образование каждого звука, фонетические изменения, в частности ассимиляцию. Причем фонетические изменения Вараручи рассматривает в связи с морфологическими преобразованиями, указывая, таким образом, на связьфонетики и морфологии.
Древнеиндийский философ-языковед Бхартрихари (V-VI вв.) в своем труде "Вакьяпадийя" разбирает вопросы соотношения предложения и суждения в философском аспекте. Он определяет предложение как единое неделимое высказывание, которое выражает единое неделимое значение. Бхартрихари, как и другие грамматисты, считает основной единицей языка предложение, так как только оно способно передавать мысль. Для Бхартрихари и его школы слова являются искусственными, в действительности ничего не выражающими построениями ученых. При изучении языковых явлений Бхартрихари считал необходимым обращаться к предшествующим лингвистическим традициям, Он выразил эту мысль в поэтической форме: богиня знания не дарит улыбки тем, кто пренебрегает прошлым. Необычайно высокого развития достигла в Древней Индии фонетика, что было связано с необходимостью сохранить чистоту произношения ведических гимнов. Индийцы задолго до греков различали гласные, согласные, фрикативные. Им знакомо было понятие фонемы (спхота), которую они противопоставляли звуку речи. Различие между звуком языка (фонемой) и звуком речи четко проводил Панини. В дальнейшем индийские языковеды выделили восемь разновидностей каждой фонемы. Очень высокого развития достигло описание звуков, которое строилось на физиологическом (артикуляционном) принципе (вплоть до 19 века древнеиндийская классификация звуков оставалась наиболее точной и разработанной). Индийские лингвисты впервые обратили внимание на чередования гласных, разработав учение о трех ступенях подъема гласных. Что касается морфологии, то индийские грамматисты указывали, что она состоит из трех разделов: 1) классификация частей речи, 2) образование слов и 3) изменение слов. Индийцы различали четыре части речи: имя, глагол, предлог и частицу. Имя они определяли как слово, обозначающее предмет, а глагол — как слово, обозначающее действие, как происходящее в настоящее время, так и уже совершившееся. Различается семь падежей: именительный, винительный, орудийный, дательный, отложительный, родительный и местный. Однако в то время падежи не имели этих названий, а обозначались как первый, второй, третий и т.д. Предлоги рассматриваются как указательные элементы языка, а частицы делятся на сравнительные, соединительные и незначимые. Обратившись к анализу слова, индийские языковеды выделяли в словах корень, суффиксы, приставки и окончания. Различаются три категории корней: простые (первичные), образующие и производные. Панини дает списки корней с указанием их значения.
Высокого уровня достигла древнеиндийская лексикография. Словари также предназначались для заучивания и строились не по алфавитному, а по тематическому принципу. Они охватывали от 7 до 14 тысяч слов. Самым известным является словарь Амарасинхи, который делился на три книги. В первой были собраны слова для всего высшего (боги, космос, пространство, время, науки, искусства) и «подземного и водного». Во второй книге представлен земной мир. Третья книга - сборная: прилагательные, слова, выражающие общие понятия, омонимы... Вообще сохранилось около 1000 древнеиндийских грамматических трудов. Древнеиндийская наука о языке оказала огромное влияние на греческую и арабскую лингвистические традиции, а через них – и на последующее развитие языкознания. В.Томсен писал: "Высота, которую достигло языкознание у индусов, совершенно исключительна, и до этой высоты наука о языке в Европе не могла подняться вплоть до XIX в., да и то научившись многому у индийцев".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|