Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Языкознание в древней Греции и в древнем Риме

В Древней Греции теория языка являлась одной из составных частей философии, и потому языковедческие проблемы первоначально разрабатывались преимущественно философами. В истории древнегреческого языкознания выделяются два периода: философский/лингвофилософский (V—III вв. до н.э.), когда проблемы языка решались в связи с философскими вопросами, и александрийский (III в. до н.э. — IV в. н.э.), когда языкознание (вернее, грамматика) стало самостоятельной наукой.

1) Лингвофилософское направление.

Первоначально проблемы языка входили в общий комплекс философских вопросов и поэтому решались умозрительно, без серьезной опоры на языковой материал.

Одна из основных проблем, которую ставили древнегреческие ученые, -проблема появления первобытного языка. Древнегреческие философы рассуждали о том, как устроен язык, по природе или по установлению (по договоренности), иными словами, как предметы получали имена: имеют ли слова естественное (природой заложенное) отношение к обозначаемым ими вещам или словесные знаки - это звуковые комплексы, никак не мотивированные теми вещами, которые они обозначают.

Например, Кратил, 5 век до н. э., (первый учитель Платона), считал, что каждое слово по природе соотносится с вещью, но эта связь может быть неочевидна и вскрыта только философом, способным разглядеть за внешней оболочкой явления его внутреннюю сущность (эта идея способствовала развитию науки этимологии).

В современных языках эта связь легко обнаруживается только для небольшой группы так называемых звукоподражательных слов (мычать, кукушка).

Нельзя не отметить интересные рассуждения о возникновении и развитии языка сенсуалиста Эпикура (341-270 до н.э.). Он утверждал, что функционирование и развитие языка подчиняется различным закономерностям в зависимости от условий жизни людей, в зависимости от культурного уровня общества, которому язык принадлежит.

С проблемой происхождения языка теснейшим образом был связан спор о природном или условном характере слов, т.е. спор об отношениях между словами, вещами и их именами. Почему стол назван столом, а не как-нибудь иначе? Определяется ли название предмета самой природой этого предмета (теория physei) или название предмета устанавливается законом, обычаем, соглашением, установлением людей (теория thesei), т.е. сознательно, произвольно?

В этом споре приняли участие крупнейшие философы античности. Демокрит (р. ок. 470 или 460 до н.э.) утверждал, что имена происходят от установления, согласно обычаю, так как существует много несоответствий между вещью и ее названием, что исключает обозначение вещей по природе. Эти несоответствия обнаруживаются в том, что:1) многие слова имеют по нескольку значений, 2) многие понятия имеют по нескольку названий, 3) одно слово может заменяться другим, 4) многие понятия остаются без словесного обозначения. Величайший мыслитель древности Аристотель (384-322 до н.э.) также придерживался материалистической точки зрения. "От природы нет имен, считал он, — они получают условное значение, когда становятся символами ибо ведь и нечленораздельные звуки поясняют собою нечто, как, например, у животных…». Демокрит и Аристотель(различали первичные слова, которые возникли естественным путем, и позднейшие слова, составленные искусственно.

Другая группа ученых, виднейшим представителем которой был ГераклитЭфесский (р. ок. 544—540 до н.э.), признавала, что имя неразрывносвязано с той вещью, названием которой оно служит, Этой же точки зренияпридерживались и стоики (представители философского направления, существовавшего в Древней Греции с III в. до н.э. до VI в. н.э.). Они полагали, что имена даны от природы, так как первые звуки отражали вещи, которым соответствуют имена; в согласии с этим стоики и строят этимологию.

Против указанных выше точек зрения выступил философ-идеалист Платон (ок. 427— ок. 347 до н.э.). В его диалоге " Кратил " центральное место занимает вопрос об отношении вещи и её наименования. Плаон сталкивает позиции Кратила(сторонника правильности имён от природы) и Гермогена(проповедующего договор и соглашение), привлекая в качестве судьи Сократа, не принимающего полностью ни одной точки зрения. Платон признаёт не прямые, а отдалённые связи слова с предметом и допускает возможность употребления имён по привычке и договору. По мнению Платона, правильный язык может существовать только в идее. Платон считал, что главное — это признание того, что в языке заложена внутренняя целесообразность, а не произвольная прихоть.

Платон открывает понятие внутренней формы (мотивированности) слова, разграничивая слова непроизводные (немотивированные) и производные (мотивированные). Ему принадлежит идея об ассоциации между отдельными звуками слова и качествами и свойствами вещей (лат. mel.- 'мед'- «приятно ласкает слух», русск. острый, резать, рубить - с «неприятным»).

Классификацию слов древнегреческие ученые проводят на логической основе. Платон делит слова на имя и глагол. Имена – это такие слова, о которых что-то утверждается. Глаголы - это слова, которые сами утверждают. По существу, Платон дает определение логическим s и р.

Учение Платона развивает Аристотель (384-322 до н.э.)в трудах «Поэтика» и «Риторика». Он выделяет три части речи: основные (имя и глагол) и вспомогательную — союз (то, что не входит в имя и глагол). Аристотель открыл категорию времени глагола, выделив нынешнее и прошедшее; Например, человек или белое не обозначает времени, а идёт или пришёл имеют добавочное значение; одно - нынешнего времени, другое — прошедшего". Ученый развивает учение о трех родах (средний род ученый называет промежуточным, никаким). Аристотель заложил основы учения о предложении, стремился решить проблему соотношения суждения и предложения: суждения выражают только такие предложения, в которых что-то утверждается или отрицается. Аристотель бегло затрагивает проблему различных типов предложения. В трактате "Об истолковании" он выделяет утверждение и отрицание, предложения повествовательные и побудительные. Аристотель признавал существование безглагольных предложений.

В рамках философского направления работала школа стоиков (3 век до н. э., греч. Stoa - портик, крытая галерея, прилегающая к зданию, - место где была организована школа). Глава школы - Хрисипп.

Стоики выделяют пять частей речи: имя собственное, имя нарицательное, глагол, союз, артикль.

Одним из замечательных достижений стоиков является их учение о падеже. Падеж они рассматривали как грамматическую категорию, свойственную только склоняемым частям речи. Стоики выделяли пять падежей - ' прямой (именительный), родительный, дательный, винительный и, по-видимому, звательный. Стоики положили начало современному учению о падежах, выделили категорию завершенности/незавершенности действия, различали формы действительного и страдательного залога, переходные и непереходные глаголы. У глагола стоики отмечали четыре формы времени — praesens (настоящее продолжающееся), imperfectum (прошедшее продолжающееся), perfectum (настоящее законченное), plusquamperfectum (прошедшее законченное).

Стоики впервые заговорили о синтаксисе, понимая под ним не грамматическую, а скорее логическую дисциплину. Предложение рассматривается как полное высказывание, состоящее из сказуемого и подлежащего. У стоиков существует и понятие неполного высказывания, соответствующее значению предиката — сказуемого. Стоики разработали также классификацию типов предложений, различающихся по цели высказывания. Основной тип предложения — повествовательное, наряду с которым различаются вопросительные и повелительные предложения, а также предложения, выражающие желание, мольбу. Эта классификация типов предложений основывалась не на формально-грамматических, а на смысловых критериях.

2) Александрийская школа (Дионисий Фракийский, Аристарх, Аполлоний Дискол).

В начале 3 века до н. э. по инициативе учеников Аристотеля в Александрии (Египет), бывшей тогда греческой колонией, была создана своеобразная «академия наук». Это было своего рода государственное учреждение под особым покровительством египетских царей. Важнейшей частью этого научного центра была Александрийская библиотека, насчитывающая до 700 тысяч томов.

Возникновение александрийской грамматической школы было вызвано следующими практическими потребностями. - желанием сохранить литературную греческую традицию, дать филологическую интерпретацию произведений Гомера, Софокла, Эсхила и др., создать единый общий литературный язык

1) Тексты древнейших эпох, в частности записи поэм Гомера подверглись к тому времени сильным искажениям, и александрийские ученые стремились восстановить оригинальный текст, отличать его от подделок. Восхищение великой литературой прошлого привело к тому, что древний язык стал считаться более совершенным и правильным, чем разговорный язык того времени. Такой подход привел к серьезной методологической ошибке: устная речь зависима от письменной. Не проводилось четкого противопоставления между звуками и буквами (грамматика=искусство письма).

2) Язык классических произведений с течением времени стал серьезно отличаться от современного (3-2 в. до н. э.). Поэтому появляются комментарии к текстам, объясняющие особенности языка ранней эпохи.

3) Древние греки вели захватнические войны, поэтому возникает потребность оградить греческий язык от влияния местных наречий, распространенных на территориях, захваченных древними греками. Греки стремились навязать свой язык, для этого нужно его хорошо знать и обучать местное население.

Эти цели требовали уточнения и расширения свода грамматических правил.

Серьезный импульс развитию грамматической теории дал спор между апологистами и аномалистами о том, насколько закономерны, системны явления языка. Аномалисты (ими были, например, стоики) считали, что в языке часто встречаются отклонения от закономерности - аномалии (омонимия, синонимия: несоразмерность формы и значения), супплетивизм.

Александрийцы, будучи аналогистами, искали в языке регулярные, правильные формы, ввели в науку понятие образца - парадигмы, по сути, предвосхитили системный подход к языку.

Подробно у александрийцев было разработано учение о частях речи.Дионисий выделяет 8 частей речи:

1) имя - склоняемая часть речи, обозначающая тело или вещь бестелесную;

2) глагол - беспадежная часть речи, которая может принимать времена, лица, числа, выражает действие или страдание;

3) артикль - падежная часть речи, которая стоит перед и после склоняемых имен;

4) предлог - часть речи, стоящая пред всеми частями речи и в составе слова, и в составе предложения;

5) наречие - несклоняемая часть речи, высказываемая о глаголе;

6) причастие - слово причастное к особенностям глаголов и имен;

7) местоимение - слово, употребляемое вместо имен.

8) союз;

Детализация частей речи - несомненная заслуга александрийцев.

Имя определяется как склоняемая часть речи, обозначающая тело или вещь (тело — камень, вещь — воспитание) и высказываемая как общее (человек) и как частное (Сократ). Свойствами (акциденциями) имени являются род, вид, образ, число, падеж. Падежи рассматриваются как ступени склонения, названные так потому, что большинство имен по ним изменяется и якобы падает, уклонившись от своего первого положения. Греки выделяли пять падежей — прямой, родительный, дательный, винительный, звательный; римляне добавили шестой падеж - отложительный (аблатив), встречающийся в латинском языке. "Глагол, — писал Дионисий, - есть беспадежная часть речи, принимающая времена, лица и числа и представляющая действие или страдание" У глагола выделяют наклонение, залоги, виды, образы, числа, лица, времена, спряжения. Дионисий различал пять наклонений глагола • - изъявительное, повелительное, желательное, сослагательное, неопределенное, но не приводил их определений и примеров. Александрийские грамматисты впервые выделили предлог в качестве самостоятельной части речи.

Подробно разобрав понятия частей речи и дав им развернутые определения, александрийцы не дошли до анализа морфологической структуры слова, им остались неизвестны и понятия, которыми оперировали древнеиндийские грамматисты, — корня и аффиксов (суффиксы, префиксы, окончания).

Языкознание в Древнем Риме (Варрон (1 в. н. э.), Донат (94 в. н. э.), Присциан (6 в. н.э.).)

Римские ученые развивали основные положения александрийской школы на почве латинского языка. Значение римского языкознания определяется не теоретическими достижениями, а той важной практической ролью, которую играла классическая латынь в то время.

Сходство грамматики греческого и латинского языков утвердило мнение, что грамматические категории универсальны.Известны грамматики Доната (4 в.) и Присциана (6 в., в 18 книгах), которые описывали не современный язык (уже начинающий разделяться на современные романские), а классическую латынь (язык Цицерона и Вергилия) 1 в. до н. э. Грамматика Элия Доната более тысячи лет служила основным учебником латыни в Европе.

Из римских языковедов следует отметить прежде всего следующих:

Марк Варрон (116-27 гг до н.э.), автор работ "О латинском языке" (О латинской грамматике в 25 книгах, из которых дошло 6), "О сходстве слов", "О происхождении латинского языка",

Квинт Реммий Палемон (ок. 10—75гг н.э.), «Ars grammatica»(Грамматическое искусство)

Квинтилиан (1 в н.э.) «Учебник красноречия»

Элий Дон а т (IV в.) -обширная «Ars maior» - сведения о фонетике,письме, стихосложении, стилистике и сокращенная «Ars minor»- только о частях речи.,

Присциан (VI в.), "Курс грамматики',' и др.

В римском языкознании впервые появились работы, посвященные сопоставительному изучению греческого и латинского языков. Сопоставляя латинский язык с греческим, Варрон обосновал наличие в латинском языке отложительного падежа (аблатива).

Палемон впервые в античном языкознании выделил междометие качестве самостоятельной части речи – слова, которые не имеют никакого отчетливого содержания, но обозначают душевное состояние.. Он внес значительный вклад в создание латинской лингвистической терминологии.

"Грамматическое руководство" Элия Доната в популярной форме вопросов и ответов излагало сведения по фонетике, письму и стихосложению, учение о частях речи и стилистику. Рекомендованная в качестве основного учебника латинского языка для монастырских школ грамматика Доната в течение почти тысячи лет служила основным грамматическим пособием, а имя Доната стало синонимом слова "грамматика".

К особенностям греко-римской грамматической традиции следует отнести то, что ученые занимались изучением только греческого и латинского языков, а также то, что в своих грамматических теориях они в значительной степени зависели от философии, логики. Но вместе с тем не следует забывать, что "грамматическая система Европы вплоть до XIX в. основывалась на лингвистическом учении греков в его измененном на римской почве виде"

Поле падения Рима в 476 г. греко-римское языкознание еще продолжает свое существование в ряде центров, в частности, в Константинополе. Оно канонизируется в Европе и вплоть до 19 века оказывает определяющее влияние на европейскую науку о языке.

Александрийцы сделали грамматику самостоятельной дисциплиной, они накопили грамматический материал и установили основные категории имени и глагола. Греки заложили основы фоне-тики, морфологии, синтаксиса, этимологии; они определили слово и предложение, установили части речи и т. п. В грамматических работах греков и римлян были и крупные недостатки. Зависимость их учения от философии часто приводила к смешению логических и грамматических категорий. Они не занимались изучением других языков, кроме греческого и латинского, считая все прочие языки варварскими. Причем и попытки сопоставления греческого и латинского языков остались в зародыше. В античную эпоху отсутствовал исторический подход к языку, не было понимания того, что звуки и формы языка подвергаются изменению во времени.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...