Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление царской администрации в Азербайджане.




 

Приход России в страны Закавказья, в частности в Азербайджан, значительно изменил многие сферы жизни народов, проживающих на этих территориях. Изменения коснулись как беднейших, так и более зажиточных слоев населения. В силу того, что Российская Империя была хорошо развита, она могла привнести много позитивных тенденций в развитие Азербайджана, как в политической сфере, так и сфере социально экономической. Большие изменения произошли во второй половине XIX века. Однако изменения были и в первой половине XIX века.

Российские власти, не доверяя мусульманским народам, с самого начала присоединения Азербайджана стали целенаправленно переселять сюда христиан. Даже из далекой Германии в 1819г. на север Карабаха были переправлены несколько сот немецких семей. Однако в тот период власти России не были уверены, что Азербайджан необходимо полностью русифицировать. Сложность ситуации вынуждала русских быть осторожными и пока учитывать местные традиции и интересы. В связи с этим власти России в тот период основную ставку в своей политике в Азербайджане сделали на армян.[61]

Начиная с 1805 г. из Ирана и других южных регионов в Азербайджан, в первую очередь Карабах, российские власти переселяют армян. Уже в 1810 г. по официальным данным российских историографов в Карабахе проживало порядка 12.000 семей, из них 9.500 азербайджанских (79%) и 2500 (21%) -- армянских. Сразу после ликвидации Карабахского ханства и образования на его месте одноименной провинции здесь по указанию генерала Ермолова в 1823 г. был составлен налоговый реестр. Это первый документ, дающий подробные сведения о численности и этническом составе населения Карабаха. Судя по нему, в Карабахе проживало 20.095 семей или более 90.000 жителей. Из них 15.729 семей азербайджанских (78%), а 4.366 (22%) - армянских. При этом, в Шуше проживало более 1110 азербайджанских семей и 421 армянских. Вокруг Шуши располагалось более 450 азербайджанских и 150 армянских сел, где проживало 14.618 азербайджанских семей и 3.945 -- армянских (Описание Карабахской провинции, составленной в 1823 году, Тифлис, 1866). Как видно, даже с учетом того, что реестр не учитывает количество переселенных армян, несомненно явное доминирование азербайджанцев в Карабахе после насильственной колонизацией Россией. После русско-иранской войны 1826-1828 годов этническая ситуация в Карабахе, как и во всем Азербайджане начинает резко меняться. На основании 15-й статьи Туркменчайского договора из Южного Азербайджана, оставшийся в составе Ирана, только с марта по май 1828 г. русские власти переселили в Карабах, а также на территорию бывших Нахчеванских и Эриванских ханств 8.000 армянских семей или около 40.000 чел.[62]

Вопрос армянского переселения для азербайджанцев был важен, так как это население иной веры. Протоиерей Александр Васильевич Юницкий в своей книге «История церквей и приходов Бакинской губернии» вспоминает: «Тогда армян в Баку почти не жило, были русские и мусульмане. Те и другие жили между собой ладно». Далее армяне начали заселяться по всей территории северного Азербайджана.[63]

Кроме армян в северный Азербайджан переселяли немцев. Это было связано с ударом по экономике Германии, который нанес Наполеон. Генерал Ермолов в 1817 году дал согласие на размещение на Кавказе первых групп немцев. Большинство немцев составляли выходцы из Вюртембергского королевства. В северном Азербайджане располагались две немецкие группы Еленендорф и Анненфельд.

Российская империя оставила автономию на управление местными административными образованиями ханам. Но в то же время она контролировала эти земли. Пользовалась ими как стратегическими точками на Закавказье.

После Туркменчайского договора основной задачей, стоявшей перед царской администрацией, было, проведение целенаправленной реконструктивной экономической политики в отношении Азербайджана. Эта политика определялась колониальной сущностью Российского государства. Проект «Российско-Южнокавказской торговой компании», составленный Грибоедовым и Завилейским в 1828 году был направлен на осуществление этих целей. В проекте предполагалось выделение 120 тысяч десятин земли для организации хозяйственной деятельности компании. Согласно проекту часть акций должна была быть продана местным купцам и другим богатым людям. Создание компании отражало интересы русских дворян. Но этот проект был отвергнут.[64]

В начале XIX в. в азербайджанские земли насчитывали 9 крупных городов: Шамахы, Баку, Елисаветполь, Нуха, Шуша, Губа, Ленкорань, Нахчыван и Ордубад. В городах были введены должности кмендантов, а Гянджа стала Елизаветполь.Самым крупным городом являлся Шамахы. Шамахы официально стал центром Ширванской провинции, с 1840 г по 1846 г - Каспийской области, а с 1846 г. по 1859 г. - Шамахынской губернии.[65]

Основу экономической жизни городов Азербайджана составляли ремесленное производство, торговля и земледелие. Развитие городской жизни стимулировало размах городского строительства. В городах строились каменные здания, а в Баку, Шамахы, Нухе, Шуше, Елизаветполе имелись двухэтажные здания. К 50-ым годам в городах насчитывалось более 18 тыс. каменных зданий. Увеличилось количество улиц, площадей, мостов.

Уже в ходе завоевания в Азербайджане стала создаваться новая система административного управления. Ханы, оказавшие сопротивление русским войскам, лишались власти, а ханства преобразовывались в округа и провинции во главе с комендантом. Он назначался из офицеров русской армии в чине майора и выше главнокомандующими русскими войсками на Кавказе.

В Гарабагском, Шекинском, Ширванском и Талышском ханствах на первом этапе завоевания сохранялась прежняя система и аппарат управления. На территории ханств размещались русские военные силы, а сами владыки-вассалы были причислены в состав царского генералитета и выполняли указания главнокомандующего на Кавказе по военным вопросам. Тем не менее к 20-м годам царизм счел нужным отказаться от услуг своих вассалов, и были упразднены все ханства. В Шекинском ханстве старое управление было упразднено и заменено комендантским в 1819г., в Ширванском - в 1820 г, в Карабахском - в 1822 г и в Талышском - 1826 г. [66]

На территории Северного Азербайджана было создано шесть провинций - Талышская, Ширванская, Шекинская, Карабахская, Бакинская и Губинская, Елисаветпольский округ, Джаро-Белоканская область (образована в 1830 г) и две дистанции: Газахская и Шамшадильская.

В руках коменданта была сосредоточена фактически вся полнота власти в провинции, он являлся непосредственным исполнителем и проводником колониальной политики царизма. Комендант направлял и деятельность карательных органов - полиции и суда.

Наконец, комендант являлся также начальником военного гарнизона. Таким образом, в его руках была сосредоточена огромная власть - исполнительная, судебная и военная.

Провинции делились, как это было и в ханские времена, на магалы, которыми управляли наибы. Они назначались комендантами из преданных царизму беков и утверждались главнокомандующими на Кавказе. Низшим звеном комендантского управления являлись сельские старшины - кетхуды или юзбаши.

Говоря о торговле можно упомянуть о том что большое влияние на развитие этой сферы повлияло две Российско - Иранских войны, нестабильность торговой и таможенной политики царизма на Южном Кавказе, существование в стране различных мер весов, длины и денежной системы. И начали решать проблемы которые мешают развитию торговли..

С 8 октября 1821 года царским рескриптом на Южном Кавказе стали применятся льготные торговые тарифы. Согласно этим тарифам, таможенная пошлина взималась лишь с 50 %, ввозимых иностранных товаров. В течение 10 лет, когда действовали эти тарифы, торговля в Северном Азербайджане оживилась.

Так 3 июня 1831 года «Положение о торговле» говорилось о новых тарифах. 6 июня 1836 года была ликвидирована система – рихдара то есть обозначала - (Внутреннюю таможенную пошлину).

Торговые отношения в Северном Азербайджане также получили развитие. Азербайджанские купцы вели торговлю не только с Россией, но и с Ираном, Османской Империей, Германией и другими государствами, что и расширило объем рыночной торговли и усилились товарно-денежные отношения.[67]

Осуществление активной экономической политики царизма в Азербайджане, попытка освоения ресурсов края сдерживались, наряду с некоторыми другими факторами, комендантской системой управления, которая даже по признанию высших царских сановников оказалась «разорительною для доходов государственных, гибельною для благосостояния края, благоденствия и духа его обитателей».

К 1 января 1841 г. была повсеместно введена в действие реформа, по которой комендантская система была упразднена. Реформа изменила территориальную организацию Закавказского края, приведя ее в соответствие с общероссийским административно-территориальным делением. Закавказский край был разделен на Грузино-Имеретинскую губернию с центром в Тифлисе и Каспийскую область с центром в Шамахы. Губерния и область делились на уезды (округа), а они в свою очередь - на участки.

Большая часть азербайджанских земель вошла в состав Каспийской области, объединившей 7 уездов: Шамахынский (бывшая Ширванская провинция), Шушинский (Гарабагская провинция), Нухинский (Шекинская провинция), Ленкоранский (Талышская провинция), Бакинский (Бакинская провинция), Дербендский (Дербендская, Табасаранская и Каракайтакская провинции), Губинский (Губинская провинция с Самурским округом). Последние два уезда были выделены в особый (Дербендский) военный округ в связи с тем, что они граничили с Дагестаном, народы которого вели вооруженную борьбу с царскими колонизаторами.[68]

Верховное управление Закавказским краем было утверждено за главнокомандующим войсками в Закавказье, который назначался и увольнялся непосредственно императором.

Реформа привела к упразднению военно-комендантских учреждений и замене их новыми, аналогичными во внутренних губерниях страны. Губернская администрация возглавлялась губернатором, являвшимся представителем «высшей правительственной власти», а администрация Каспийской области - областным начальником. Как губернатор, так и областной начальник назначались царским указом и подчинялись непосредственно главнокомандующему на Кавказе.[69]

Уездную администрацию возглавлял уездный начальник, являвшийся главным в уездах блюстителем порядка и всего, что входит в состав обязанностей городской и земской полиции. Закон 10 апреля 1840 г. внес существенные изменения в судебную систему Закавказья. Она включала уездные суды, а также губернскую и областную палаты уголовного и гражданского суда. Судебная реформа выразилась и в том, что теперь уголовные дела рассматривались уже не в военных, а в общегражданских судах. Хотя закон 1840 г. сохранял за духовенством право рассматривать лишь бракоразводные дела и дела о разделе наследства, но практически коренные жители Азербайджана продолжали обращаться в духовные суды по поводу всех гражданско-правовых споров.

Изменения, внесенные в административно-судебную систему, нисколько не облегчали положение трудящихся масс, а наоборот, еще более усугубляли социальный и национальный гнет. Реформа и, в особенности, последовавшие за ней изменения, были направлены на упрочение позиции царизма в Закавказье, на осуществление новых задач колониальной политики самодержавия в крае.

Обстановка, сложившаяся в Азербайджане в начале 40-х годов XIX в. властно диктовала самодержавию необходимость создания в стране прочной социальной базы, опираясь на которую, можно было бы подавить и держать в уезде эксплуатируемую часть населения и прежде всего крестьян.[70]

6 декабря 1846 г. Николай I подписал рескрипт на имя наместника. Рескрипт утверждал за феодалами на правах полной потомственной собственности как наследственные земли - мюльки, так и ленные - тиюли, которыми «...роды их обладали во время присоединения мусульманских провинций к России и которые теперь находятся в бесспорном их владении». На тех же основаниях утверждались за агаларами конфискованные у них в 1841 г. земли, которые возвращались им в виде «особой монаршей милости», равно и тех беков, у которых имения были отобраны после 1840 года.[71]

Частновладельческие крестьяне формально причислялись к разряду государственных поселян и получили вместо различных наименований - райяты, ранджбары, нукеры и др. одно общее - мюлькедартабиги.

Изложенные в рескрипте принципы, определявшие взаимоотношения земельных собственников и крестьян, были развиты и конкретизированы в «Поселянских положениях» 20 апреля и 28 декабря 1847 г.

«Положения» обязывали земельного собственника наделить каждого крестьянина мужского пола с 15-летнего возраста пятью десятинными наделами, удобным для хлебопашества, скотоводства и огородничества. Одним из центральных вопросов «Положения» были крестьянские повинности. Закон подробно трактовал о различных видах крестьянских повинностей, способах их взимания и отправления. «Положения» предоставляло феодалам полицейскую и ограниченную судебную власть над крестьянами, живущими на их землях. «Положения» признавали крестьян «лично свободными и обладающими правом перехода к другому владельцу».

Во второй половине XIX века Российское правительство поставило перед собой достаточно широкие цели в социальной политике внутри региона, сделав ставку на эффективное использование административных рычагов. Вопрос о выборе пути развития политического курса, который Россия должна осуществлять в Азербайджане закончился оформлением двух основных позиций, точек зрения. Сторонники первой, в большей мере прагматичной, считали, что в регионе должна осуществляться политика управления автономией с учетом местных традиций и интересов. Сторонники иной точки зрения считали необходимым дальнейшую централизацию и единообразие. [72]

Азербайджан де-факто, являлся колонией Российской империи, он неизбежно постепенно втягивался в общероссийское общественное разделение труда и включался в общероссийский рынок. Он всемерно стимулировал возникновение и развитие торгового земледелия на окраинах, рыбной, горной, нефтяной и других отраслей промышленности.

В середине 60-х годов XIX века нефтяном хозяйстве Азербайджана наступил перелом. Оно стало развиваться быстрее по сравнению с предыдущими годами. Основным стимулом такого роста добычи нефти являлся рост потребности в керосине во внутренних губерниях России.

Наряду с нефтяной промышленностью в Баку в уездах Азербайджана развивались и другие отрасли, которые позволили стране стать одним из важнейших сырьевых придатков Российской империи, и ее будущего преемника СССР. Важной отраслью промышленности в 60-70 гг. стало медеплавильное производство. Кедабекский завод снабжался медной рудой из рудника, который находился в трех верстах от завода. С каждым годом увеличивалась добыча руды. Кедабекский медеплавильный завод являлся тогда крупнейшим среди медеплавильных предприятии всей России. В 60-х годах в Заглике действовали мелкие, кустарные квасцовые предприятия.

Быстрое развитие капитализма в России не могло не оказать влияние на развитие капитализма в Азербайджане. В 60-х годах XIX в. налицо был наметившийся процесс экономического развития Азербайджана в направлении капитализма. Этому процессу, безусловно, сопутствовало развитие товарного производства, разложение феодальных отношений. Следовательно, в конце 60-х годов социально-экономическое развитие Северного Азербайджана требовало ликвидации феодальных отношений.[73]

Был составлен проект «Положения о поземельном устройстве государственных поселян, водворенных на землях лиц высшего мусульманского сословия, а равно меликов из армян в губерниях Закавказских: Елисаветпольской, Бакинской, Эриванской и части Тифлисской», который был утвержден 14 мая 1870 г. Положение 14 мая 1870 г. распространялось на имения ханов, беков, агаларов и меликов Елисаветпольской губернии, Бакинской и части Тифлисской губернии, на мюлькедарские (бекские) имения Эриванской губернии и на имения беков Ахалцихского уезда Тифлисской губернии. По решению Кавказского наместника «Положение» вводилось в действие 8 ноября 1870 г.

«Положение» давало крестьянам право беспрепятственного оставления бекских земель путем отказа «от пользования всей землею своего надела» или же оставаться в своем сельском обществе, или же переходить в другое.

Городская реформа 1870 г. была связана с развитием капиталис-тических отношений в России после отмены крепостного права, быстрым ростом городов, усложнением городского хозяйства (особенно в промышленных и торговых центрах). Городское положение было утверждено 16 июня 1870 г. Вначале оно было введено только во внутренних губерниях России. Лишь в 1878 г., т.е. через 8 лет после утверждения, городское положение 1870 г. было введено только в одном из городов Азербайджана - в Баку.[74]

В 1892 г. было утверждено новое Городское положение, еще более урезавшее и без того ограниченные права органов городского «самоуправления» и значительно сократившее участие горожан в его делах.

Новое Городское положение наряду с общественным управлением, вводимым в полном объеме в губернских и крупных уездных городах, предусматривало возможность организации упрощенного общественного управления в небольших городах. В таких городах вместо Городской думы учреждалось Собрание городских уполномоченных в количестве от 12 до 15 человек. Городское «самоуправление» в полном объеме в Елисаветполе и упрощенное общественное управление в Ленкорани, Нухе, Шамахы, Губе и некоторых других уездных городах Азербайджана было введено только в 1897 году. Однако в ряде городов заведование городским хозяйством и после этого продолжало находиться в руках уездных полицейских учреждений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...