Политическое развитие Азербайджана.
Говоря о политическом взаимодействии Российской империи и Азербайджана на рубеже веков, следует, прежде всего, отметить стремление Азербайджана к сепаратизму в рамках напряженной социально-политической ситуации в предреволюционной России. Нестабильность внутриполитической ситуации в метрополии отразилась на политическом поведении правительств зависимых государств особенно на южных границах. Усиление политической пропаганды со стороны образовавшейся в 1901 г. Бакинской социал-демократической организации привели к целому ряду рабочих выступлений в 1901 г. Наиболее крупной забастовкой, положившей начало массовым политическим выступлениям 1903 г. на юге России, явилась июльская стачка Бакинских рабочих. Стачка началась 1 июля на заводе Хатисова. 4 июля она приняла всеобщий характер, охватив Черный и Белый город и Биби-Эйбат, а на следующий день - Балахано-Сабунчинский нефтепромышленный район. Нарастали социальные противоречия и в азербайджанской деревне. Стали учащаться случаи отказа крестьян от уплаты налогов, захвата земель беков. Недовольство крестьян было направлено не только против помещиков, но и против нарождающейся сельской буржуазии - зажиточных крестьян-кулаков, скупщиков, ростовщиков.[75] Крупная декабрьская стачка 1904 г. 12 декабря «Организация Балаханских и Биби-Эйбатских рабочих» призвала к всеобщей забастовке всех промышленных рабочих. Первыми забастовали рабочие «Каспийско-Черноморского общества». Вслед за ними прекратили работу промысла Нобеля, Ротшильда, Манташева и Мирзоева. Производственная жизнь Балахано-Сабунчинского промышленного района остановилась. К полудню к стачке примкнули рабочие Биби-Эйбата, Черного и Белого города. В первый же день этого грандиозного выступления в него включились рабочие и служащие около 40 фирм. 30 декабря в окружении огромной толпы рабочих на заводе «Электрическая сила» был подписан первый коллективный договор в истории российского рабочего движения. В договоре, известном под названием «Мазутная конституция», предусматривались следующие пункты: рабочим должна быть выплачена зарплата за период забастовки, предоставление жилья для рабочих, выдача керосина, нефти, воды, сохранение половины оклада для нетрудоспособных до 3-х месяцев, гарантии, что забастовщики не будут наказаны.[76]
Коллективный договор 1904 г явился крупнейшим завоеванием бакинских рабочих, существенно улучшившим их материальное положение. Царское правительство репрессировали революционно настроенных людей, стало объявлять многие губернии на военном положении с учреждением должности временных генерал-губернаторов, наделяемых чрезвычайными полномочиями. Уже в феврале 1905 г военное положение было введено в Баку и Бакинской губернии, а в сентябре 1905 г - в Елизаветпольской губернии. На территории Елизаветпольской губернии были созданы два временных генерал-губернаторства, одна из которых включала Зангезурский, Джеванширскнй, Джебраильский и Шушинский уезды, другое - остальные уезды. Одним из первых шагов деятельности временного генерал-губернатора Баку и Бакинской губернии, известного своей жестокостью князя Амилахвари, было издание 25 февраля 1905 года. приказа об усилении репрессий, о передаче военным судам дел о вооруженных выступлениях против самодержавия[77]. Указом от 28 октября 1906 г. было создано Бакинское градоначальство для управления городом Баку и примыкающими к нему нефтепромысловыми и фабрично-заводскими районами. Этот акт несомненно был связан с новой волной стачек и демонстраций рабочих летом 1906 г, с новым подъемом их революционной активности, нашедшей свое выражение в политических забастовках, происходивших в Баку в конце августа - начале сентября 1906 г. Бакинское градоначальство возглавлялось градоначальником, который назначался непосредственно императором по представлению наместника и наделялся правами губернатора. В декабре 1906 г. военное положение в Баку и Бакинской губернии было заменено состоянием чрезвычайной охраны и должность временного генерал-губернатора упразднена. 1905 г. стал кульминационным этапом в истории общественно-политических движений в России, особенно важной вехой борьбы народных масс с самодержавием, против социального и национального угнетения.[78]
Весной и летом 1905 г. в Азербайджане значительный размах получило крестьянское движение. Оно проявлялось в разных формах: крестьяне, восставшие против переселенческой политики царизма, отказывались платить подати, отбывать повинности, вырубали казенные леса, громили имения, отказывались выполнять распоряжения властей и т.д. Все это носило преимущественно стихийный характер. Одной из распространенных форм было гачагское движение. Из гачагов, действовавших в Елизаветпольской губернии, особенно большой известностью пользовались Кандал Наги, Алы Магеррам оглы, Кербалай Аскер.[79] Стачечные движение в Азербайджане продвигались с быстрой скоростью и это явилось причиной создания профсоюзов. Для предотвращения расширения забастовочного движения царизм использовал межнациональные распри. В Баку с 6 по 9 февраля произошла резня между армянами и азербайджанцами. Были убиты сотни людей, резня распространилась и на уезды. Весной 1905 года революционные движения в Азербайджане ещё более усилились. В конце октября на промыслах, фабриках и заводах были организованны рабочие комиссии. Это были первые шаги к созданию Бакинского Совета Рабочих Депутатов. Меньшевикам удалось завоевать большинство мест в Совете и его руководстве. 23 февраля 1906 года деятельность Совета была остановлена. По приказу Бакинского губернатора все члены Бакинского совета были арестованы. Ещё одной причиной появление политических партий в Азербайджане явилось пробуждение национального самосознания и национально-демократические движение. Национальный и социальный гнёт в Азербайджане был сильнее, чем в соседних регионах Южного Кавказа. Свободолюбивые идеи русской интеллигенции находили своих подражателей и в Азербайджане. Происходил процесс пробуждения и развитие национального самосознания у передовой части азербайджанской интеллигенции. В начале XX века положительные плоды принесли направление талантливой молодежи на учебу в различных учебных заведениях империи и других стран мира. По возвращению на родину эта молодежь сыграла большую рол в формировании и развитии национально-демократического движения. Молодые специалисты, ознакомившись в Европе с передовыми идеями, постепенно начинали понимать, что для приобщения к великим идеям необходима, прежде всего, восстановит свою историческую память и изучит историю своего народа.[80]
В этом направлении они стали предпринимать определенные шаги. Планировалось открытие национальных школ. Подготавливались программы обучения. Предпринимались попытки создания учебников.[81] В национальном движении широкое распространение получили идеи «нации и свободы» и «конституции и равенства». Как подчеркивал М. Расулзаде, «нация начала убеждаться, что без независимости для неё нет и Азербайджана».[82] Основными силами национального движения были национальная буржуазия и демократическая интеллигенция. Однако обе эти силы не были достаточно развитыми в политическом отношении. У них не было четко разработанной программы политической автономии. Национальная буржуазия, а так же демократические силы Азербайджана старались, сплотить силы мусульманских народов и буржуазии России, направит их на достижение общих целей. Национальная буржуазия и передовая интеллигенция тюркских стран для организации совместной борьбы против империи сочли целесообразным создать единую политическую партию. Одним из главных инициаторов и организаторов этой идеи является известный общественный и государственный деятель Азербайджана Алимардан бек Топчубашев.
В августе 1905 года по инициативе представителей азербайджанской и татарской буржуазии в Нижнем Новгороде был проведен I Всероссийский съезд мусульман. Съезд стал важным и решительным шагом в политической судьбе тюркских народов. На съезде было отмечено, что мусульманам необходимо объединиться на основе идеи приверженности к тюркским и исламским ценностям, принято решение о создании Всероссийского мусульманского союза «Итифаги-муслимин».[83] После издания царского Манифеста от 17 октября 1905 года создание партии стало принимать реальные очертания. В конце того же года А.М. Топчубашев и А. Агаев поехали в столицу с жалобой по поводу национальной резни по поводу национальной резни, спровоцированной царизмом в Азербайджане. Встретившись с проживавшим там Абдурашидом Ибрагимовым, они вместе подготовили устав и программу «Союза мусульман», а А.М. Топчубашев перевел оба документа на русский язык. В январе 1906 года в Петербурге состоялся второй всероссийский съезд мусульман. На первом заседании съезда были обсуждены и одобрены устав и программа «Союза мусульман». В программе ставилась задача объединения всех тюркских народов России в едином фронте борьбы против колонизаторской политики царской империи. Покидая съезд, делегаты клятвенно обещали честно служить интересам тюркских народов. По инициативе мусульманской парламентской фракции первой государственной думы, начавшей свою работу в апреле 1906 года, с августа в Нижнем Новгороде был проведен третий всероссийский съезд мусульман. Для осуществления руководства «Союзом мусульман» на съезде было принято решение создать центральный комитет с постоянным местом нахождения в Баку, что свидетельствовало о высоком авторитете А.М. Топчубашева среди тюркской интеллигенции[84]. На съезде обсуждались вопросы открытия тюркских регионов школ нового типа и перехода к обязательному начальному образованию. Было предложено проводить обучение на родном языке, а также принято решение о введении для мусульманской молодежи, обучавшейся на русском языке, преподавание родного языка и шариата, с целью подготовки национальных кадров, открытие педагогических институтов в Баку, Казани и Бахчисарае. В азербайджанской историографии советского периода сведения об участии национальной буржуазии в национальном движении в период революции полностью искажались. Писали, что многие представители торговой и промышленной буржуазии были не способны вести самостоятельную борьбу и использовали национально-освободительное движение народа только для того, чтобы требовать у царя проведения реформ, соответствующих их интересам. Однако, эти утверждения не были действительны.[85]
Революция 1905-1907 гг., потрясшая самодержавие до основания, способствовала усилению национально-освободительного движения в Азербайджане. В этот период представители национальной буржуазии и интеллигенции с целью распространения просвещения среди народных масс и развития национального самосознания создавали различные благотворительные общества, открывали школы, издавали газеты. Прекрасно понимая роль средств печати становление национальных идей, представители интеллигенции неоднократно поднимали вопрос издания газет на родном языке. В июне 1905 года в Баку вышла в свет газета «Хаят» на азербайджанском языке. В первом же номере издатели газеты писали, что хотят добиться экономического и политического прогресса именно потому, что являются мусульманами. Как тюрки, везде и всегда они желают всем тюркам благополучия и счастливой жизни. Осенью 1905 года в Баку были учреждены «Мусульманское благотворительное общество» и «Общество защиты и согласия мусульманской аристократии и интеллигенции». Первое общество имело большие заслуги в распространении просвещения, а второе общество выступало защитником национально-освободительного движения. Организованные в 1906 году при помощи благотворительности Г.З. Тагиева и М. Мухтарова общества «Нешри маариф» и «Ниджат», сыграли значительную роль в просвещении населения, развитии национального самосознания и усилении национально-освободительного движения.[86] В развитии национального движения немалая роль принадлежала демократически настроенной интеллигенции. Они выступали против колониального гнета, социальной несправедливости и требовали предоставления азербайджанскому народу политических свобод и национальных прав. После поражения революции участники национально-освободительного движения в Азербайджане подверглись жестоким преследованиям. Накануне Первой Мировой войны вновь обострились национальные отношения. На окраинах империи широкий размах получила борьба за национальную независимость. К началу XX века начали появляться первые подпольные организации. Влияние русской революции на развитие национального самосознания и формирования национальной идеологии азербайджанского народа несомненно. Передовые представители национальной интеллигенции считали, что необходимо создавать политические партии, которые могли бы объединить и сплотить народ. В 1902 году под руководством М. Э. Расулзаде была создана «Мусульманская молодежная организация». Несколько позже она была переименована в мусульманское демократическое общество «Мусават» (Равенство).[87] Активность рабочих-азербайджанцев во время проведения в Баку демонстраций и массовых мероприятий постепенно нарастала. Основную часть занятых в промышленности рабочих составляли азербайджанцы. В основном это были неграмотные или малограмотные люди. На родном языке не было ни литературы, ни печати. В таких условиях было очень сложно проводить работу, направленную на развитие национального самосознания рабочих. Необходимо было искать пути выхода из создавшегося положения. Осенью 1904 года по инициативе видных представителей национальной интеллигенции была создана мусульманская социал-демократическая организация «Гуммет». Она осуществляла свою деятельность при Бакинском комитете РСДРП.[88] В 1904-1905 годах организация выпускала газету «Гуммет», а в 1906-1907 годах «Текамюль» и «Йолдаш» (Товарищ). В издании и редактировании этих газет активное участие принимал М. Э. Расулзаде. Организация «Гуммет», играла важную роль в развитии национального самосознания, и его возвращении к своим национальным истокам. Однако, попав под влияние Бакинского комитета партии большевиков организации «Гуммет» стала постепенно отходить от своих первоначальных национальных идеалов. М.Э. Расулзаде и его единомышленники, создавшие организацию «Гуммет», поняли, что большевики вовсе не пытаются разрушить Российскую империю, а только борются за устранение существующих противоречий в пределах её границ. Этот путь борьбы был неприемлем для азербайджанского народа, перед которым стояла задача достижения своей национальной независимости. Понимая это, Расулзаде и его сторонники отошли от организации «Гуммет». Кровавые события, направленные против азербайджанцев, вынудили представителей национальной буржуазии, землевладельцев, а также интеллигенции приступить к созданию политических партий и обществ самозащиты. В этих целях А. Агаев создал единую национальную организацию - партию «Дифаи» «Защита». Партия имела свои отделения в Гендже, Шуше, Агдаме, Тертере, Нахчиване, Карсе, Владикавказе и других местах. Партия расширялась и была популярна. В программе партии, опубликованной в 1906 году в газете «Ирдаш» было записано, что земля должна передаваться тому, кто её обрабатывает - трудящимся крестьянам. В своей декларации партия «Дифаи» заявляла, что если армяне вновь попытаются пролить кровь, то получат достойный отпор. Резкому порицанию подвергались правительственные круги, замешанные в прожигании национальной резни, а армяне серьёзно предупреждались о том, что их ожидает тяжелая кара за пролитую кровь невинных людей.[89] В мае 1907 года в Гяндже была создана организация «Мудафийе», во главе с видным общественным и политическим деятелем Исмаил ханом Зиядханлы. В этой организации объединялись привилегированные слои населения. Деятельность организации охватывала западную зону Азербайджана, а также территорию Тифлисской губернии, где проживали азербайджанцы.[90] Создание в октябре 1911 года партии Мусават сыграло важную роль в политическом объединении народов. Опубликованной в 1912 году, программе Мусават содержалось обещание оказывать материальную и моральную помощь восстановлению равенства, независимости и государственности мусульманских народов, а также имелись такие положения, как налаживание связей с партиями, стремящимися к единству и прогрессу мусульман. Отделения партии Мусават были открыты не только в Азербайджане, но также в крупных городах Кавказа и других регионов, где проживали мусульмане. Заявление партии, распространенное в период Балканской войны, вызвало широкий резонанс на Кавказе. В заявлении содержалось обращение к тюркским народам с просьбой оказать помощь Османской империи. Этот призыв сильно встревожил царское правительство. Начались преследования партий, из-за чего в 1913 году она была вынуждена приостановить свою легальную деятельность, которая была установлена в 1917 году. Деятельность политических личностей выходила за территорию Азербайджана. 31 мая 1906 года в Азербайджане были проведены выборы в первую Думу. Депутатами в Думу были избраны видные общественно-политические деятели Азербайджана, - А. Топчубашев, И. Зиядханлы, Мамедтаги Алиев, Асадулла бек Мурадханов, А. Ахвердиев. А. М. Топчубашев и И. Зиядханлы были юристами. 46 депутатов, избранных от российских мусульман, объединились в Мусульманскую фракцию Думы. Председателем этой фракции стал А.М. Топчубашев. В бюро, состоящее из 7 человек, вошли А.М. Топчубашев и И. Заядханлы. Дума, которая приступила к деятельности в апреле 1906 года, была распущена царем 7 июля 1906 года. В знак протеста группа депутатов Думы, собравшись в городе Выборг, подписала воззвание. Среди подписавших это воззвание были А.М, Топчубашев и И. Зиядханлы. Разгневанный царь Николай II приказал наказать депутатов, подписывавших воззвание, их лишили депутатских прав и подвергли аресту сроком на 3 месяца.[91] В конце 1906 - начало 1907 гг. были проведены выборы во вторую думу. Депутатами второй думы были избраны достойные представители буржуазно-земледельческой интеллигенции. Первое заседание второй думы состоялось 20 февраля 1907 года. Избранные в думу мусульманские депутаты создали свою фракцию. В период деятельности обеих дум была подготовлена программа мусульманской фракции. Программа фракции, действовавшей в период первой думы, была подготовлена опытным юристом и достойным гражданином А. Топчубашевым. В программе, были отражены все социально-экономические, политические и культурные проблемы тюркских народов. Азербайджанские депутаты принимали активное участие в заседаниях думы решительными, убедительными и разоблачительными речами.[92] Состав второй думы не устраивал самодержавие, и он искало повод, чтобы разогнать думу, такой повод был придуман. 3 июня 1907 года был объявлен указ царя о роспуске думы. В тот же день был издан закон о проведении выборов в третью думу. Новый закон о выборах лишал избирательных прав Кавказа. От мусульман южного Кавказа в третью думу был избран только Халил бек Хасмамедов. Политические развитие Азербайджана в начале ХХ века было бурным. К этому времени люди воспитываются как политические личности, что и приведет в дальнейшему развитию Азербайджана. Созданию отдельного государства со своей политической структурой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|