Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комплексная система управления качеством продукции (КСУКП)




Эта система была разработана в СССР в конце 70-х гг. ХХ в. на основе обобщения передового опыта в области управления качеством ведущих предприятий и отраслей и документирована в виде системы государственных стандартов. Согласно ГОСТ 15467-79 КСУКП устанавливает, обеспечивает и поддерживает необходимый уровень качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации, она осуществляется путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции. Управление качеством продукции необходимо рассматривать как систе­му условий, процессов и факторов, влияющих на качество и обеспечивающих его запланированный уровень при разработке, производстве, эксплуатации или потреблении изделий.

Многообразие научно-технических, организационных, экономических и социальных проблем, сложный характер связей между ними и, соответ­ственно, сложная система управления качеством требуют повседневного решения большого количества вопросов управления:

- конструкторской и технологической подготовкой производства, технологическими процессами, технико-экономическим и оперативно-производственным планированием, материально-техническим обеспечением;

- ремонтным, энергетическим и транспортным обслуживанием, кадрами, себестоимостью и сбытом продукции, финансово-бухгалтерской деятельно­стью;

- совершенствования организации производства, системы контроля, метрологического обеспечения, морального и материального стимулирова­ния.

Организационно-технической базой КСУКП является комплекс стандар­тов предприятия. Входящие в него стандарты регламентируют порядок всех работ, от которых зависит высокое качество изделий, позволяют организовать рациональное и эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, нацелить внимание и усилия работников всех категорий на повышение качества труда и продукции, т.е. стандарты предприятия устанавливают – что, кто, где, когда и как должен делать.

Основной задачей каждого предприятия (организации) является повышение качества производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения; удовлетворяют требованиям потребителя; соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям; отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества; предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам; направлены на получение прибыли.

Стандартизация продукции

 

Одной из основ, обеспечивающих качественный уровень продукции, является стандартизация.

Согласное современному экономическому словарю стандарт – это официальный государственный или нормативно-технический документ отрасли, предприятия, фирмы, устанавливающий необходимые качественные характеристики, требования, которым должен удовлетворять данный вид продукции, товара.

Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практическом опыте и направлены на достижение наибольшей пользы для потребителя. Все нормативные документы по стандартизации подразделяются:

§ государственные стандарты (ГОСТ);

§ отраслевые стандарты (ОСТ);

§ технические условия (ТУ);

§ стандарты предприятия и объединения (СТП);

§ стандарты научно-технических и инженерных обществ (СТО).

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатываются стандарты:

§ основополагающие;

§ на продукцию и услуги;

§ на процессы;

§ на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

В зависимости от масштабности распространения стандарты подразделяются:

§ национальные (принятые национальными органами по стандартизации одной страны);

§ региональные (принятые региональной международной организацией по стандартизации);

§ межгосударственные (принятые государствами принявшими соглашение об общей политики стандартизации, метрологии и сертификации);

§ международные (принятые Международной организацией по стандартизации – ИСО).

В 1987 г. Международной организацией по стандартизации (ИСО) при участии США, Канады, ФРГ были разработаны и утверждены пять международных стандартов серии 9000 (по системам качества), в которых были установлены требования к системам обеспечения качества продукции, в том числе к разработке продукции, изготовлению, к организации контроля и испытаний продукции, к ее эксплуатации, хранению и транспортированию. Международные стандарты ИСО 9000 по системам качества включают пять наименований:

1. ИСО 9000 “Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению”.

2. ИСО 9001 “Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании”.

3. ИСО 9002 “Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже”.

4. ИСО 9003 “Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях”.

5. ИСО 9004 “Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания”.

Система управления качеством продукции должна удовлетворять требованиям:

§ 9001 – к системе контроля и испытаний продукции, сертификации надежности;

§ 9002 – к системе организации производства;

§ 9003 – к системе управления качеством от проектирования до эксплуатации.

В соответствии с международным стандартом серии ИСО 9000 система управления качеством базируется на следующих принципах:

§ ориентация на потребителя – понимание качества на предприятии совпадает с пониманием качества потребителя;

§ продуктовый подход – система качества разрабатывается применительно к каждому виду продукции;

§ охват всех стадий жизненного цикла товара (ЖЦТ).

В соответствии со стандартом ИСО жизненный цикл продукции включает 11 этапов:

1. Маркетинг, поиск и изучение рынка.

2. Проектирование и разработка технических требований, разработка продукции.

3. Материально-техническое обеспечение.

4. Подготовка и разработка производственных процессов.

5. Производство.

6. Контроль, проведение испытаний и обследований.

7. Упаковка и хранение.

8. Реализация и распределение продукции.

9. Монтаж и эксплуатация готовой продукции.

10. Техническая помощь и обслуживание.

11. Утилизация после использования.

Перечисленные этапы представляются в виде «петли качества» жизненного цикла продукта (рис 14.4).

В практической деятельности в целях планирования, контроля, анализа и пр. эти этапы могут разбиваться на отдельные составляющие. Наиболее важно, при этом, обеспечить целостность процессов управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции.

Управление качеством продукции осуществляется циклически и прохо­дит через определенные этапы, именуемые циклом Деминга. Реализация такого цикла называется оборотом цикла Деминга.

Понятие цикла Деминга не ограничивается только управлением качества продукции, а имеет отношение и к любой управленческой и сбытовой деятельности. Последовательность этапов цикла Деменга показана на рис. 14.5 и включает: планирование (PLAN); осуществление (DO); контроль (CHECK); управление воздействием (ACTION).

Таким образом, при управлении качеством в целях обеспечения системности этого процесса необходимо объединить «петлю качества» с циклом (кругом) Деминга (табл.14.1), что будет характеризовать основные виды действий на протяжении жизненного цикла продукции. Тогда полнота основных видов деятельности на всем поле полученной матрицы будет характеризовать степень комплексности процесса управления качеством по отдельным видам продукции.

Таблица 14.1.

  Планирование Осуществление Контроль Управление воздействием
Маркетинг        
Проектирование и разработка        
МТС        
Разработка технологии        
Производство        
Контроль и испытание        
Упаковка и хранение        
Распределение и реализация        
Монтаж        
Эксплуатация        
Техпомощь и обслуживание        
Утилизация        

 

Управление качеством отличается от контроля, который в основном сводится к отделению хороших изделий от плохих. Качество продукта после завершения процесса производства не может быть изменено в результате контроля. Управление качеством имеет дело со всей системой разработки, производства, эксплуатации (потребления) и утилизации товара.

Задачей управления качеством является установление причин брака, где бы он не возникал, а затем устранение этих причин и обеспечение производства продукции лучшего качества.

Сертификация продукции

Сертификация — это совокупность действий и процедур, подтверж­дающих соответствие фактических характеристик продукции требо­ваниям стандартов или технических условий.

Сертификация основана на проведении испытаний и оценке условий производства сертифицируемой продукции, на контроле за выполнением этих процедур и надзоре за качеством продукции со стороны независи­мого органа. Сочетание всех этих операций позволяет установить в нор­мативно-технической документации и контролировать любые важные для потребителя характеристики продукции. Поэтому сертификация - не только надежная гарантия строгого их соответствия установленным требованиям и источник достоверной информации о таком соответ­ствии, но и эффективное средство и стимул повышения качества про­дукции.

В качестве национального органа по сертификации в Российской Федерации определен Госстандарт России.

Обязательной сертификации подлежат те изделия или показатели качества, которые могут оказать нежелательное воздействие на чело­века или окружающую среду, а также другие показатели и качествен­ные характеристики, которые ограничиваются правительственными актами-регламентациями. Продукцию, подлежащую обязательной сертификации и не прошедшую ее, производитель не имеет права не только реализовать, но и производить. Обязательная сертификация в стране, как это предусмотрено Законом Российской Федерации «О сертификации продук­ции и услуг», вводится законодательными актами Российской Федерации для определен­ной продукции и проводится уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.

Добровольная система сертификации предусматривает сертифика­цию продукции только по инициативе ее изготовителя. В этом случае он вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям научно-технической документации, в том числе зарубеж­ной.

Самосертификация допускается для надежного партнера. Она ши­роко распространена в Германии, Голландии, Канаде, США, Японии и др. При этом сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под свою ответственность.

Сертификация третьей стороной, т. е. посредническая сертификация предусматривает участие сторонней организации, независимой от участвующих в вопросе сторон. Сторонняя организация оценивает и подтверждает правильность проводимых мероприятий в соответ­ствии с принятыми правилами, осуществляет испытание образцов, надзор за состоянием технического процесса.

Сертификация третьей стороной может осуществляться как в рам­ках своей страны, так и в зарубежных центрах, имеющих высокий меж­дународный авторитет. Сертификационный знак, выданный престиж­ным испытательным центром, является лучшей рекламой продукции.

Продукция, прошедшая сертификацию, отмечается следующим об­разом:

§ выдается документ — сертификат соответствия;

§ продукция маркируется знаком соответствия;

§ продукция заносится в список изделий, разрешенных к продаже, который имеется в сертификационных центрах.

Сертификат выдается на единичную мощность изделия (автомати­ческую линию, прокатный стан, пресс и др.); на массовую продукцию выдается знак соответствия, который должен наноситься под контро­лем главного контролера сертификационного центра и только на из­делие из выпущенной партии или на их упаковку, или на то и другое.

Основополагающим документом федерального уровня в области сертификации являются «Правила по проведению сертификации в Российской Федерации».

Контрольные вопросы.

1. Какие виды функций в управлении качеством вы знаете?
2. Как изменялись взаимоотношения общего менеджмента компаний и менеджмента качества по мере развития систем управления качеством?
3. Что в современных условиях является ядром менеджмента на основе качества (MBQ)?
4. Чем характеризуется новая стратегия в управлении качеством?
5. Что такое петля качества и в чем ее предназначение?
6. Каково содержание цикла Деминга?
7. Что вы понимаете под управлением качеством продукции?
8. Что такое механизм управления качеством продукции? Выполнение каких функций он должен обеспечить?
9. Какие основные подсистемы входят в состав механизма управления качеством?
10. В чем сущность системы тотального управления качеством (ТQМ) и какова специфика ее элементов и их взаимосвязей?
11. Что такое система ДЖИТ?
12. В чем смысл и содержание комплексной системы управления качеством?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...