Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности взаимодействияобщества и природы




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГАОУ СПО «Уфимский топливно-энергетический колледж»

  УТВЕРЖДАЮ Зам.директора УТЭК по УР ___________Е.В.Борисова «___»_________2010 г.

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»»

 

Методические указания и задания

домашней контрольной работы

для студентов заочного отделения

Всех специальностей

СОГЛАСОВАНО Зав.заочным отделением ___________Э.З.Яхина «___»______2010 г.   РАССМОТРЕНО на заседании ПЦК протокол № ____ от _____2010 г. Председатель ПЦК ____________ И.М.Вовденко
      Разработчики ___________ И.М.Вовденко   ___________И.А.Корепанова

 

Одной из наиболее острых проблем современности является сохранение среды обитания человечества. Любые успехи научно-технического прогресса будут обесценены, если они сопровождаются разрушением природы..Человек не может жить без чистого воздуха и воды.

Тейар де Шарден

Аннотация

В пособие прилагается материал для приобретения знаний об основных принципах общей экологии, первичные знания о природоиспользовании и месте человека в биосфере, а также общие подходы к экологизации химических и нефтеперерабатывающих заводов. Изучение курса позволит формировать у студентов общих экологических представлений перед началом изучения специальных дисциплин. Методическое пособие написано в соответствии действующего Государственного стандарта среднего профессионального образования и науки РФ. Предназначается для студентов Уфимского топливно-энергетического колледжа, заочного отделения, всех специальностей.

ЭКОЛОГИЯ

Введение

Рабочая программа и методические указания по учебной дисциплине «Экологические основы природоиспользования» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.

При изучении дисциплины следует внимательно прочитать методические указания по рассматриваемой теме, изучить материал по рекомендуемой литературе с составлением краткого конспекта. Переходить к изучению следующего раздела или темы следует только после усвоения предыдущего раздела или темы.

Программой дисциплины предусматривается изучение общих сведений о природе и обществе, воздействиях человека на условия существования, охраны биосферы от антропогенных загрязнений, признаков экологического кризиса, перспектив и принципов создания не разрушающих природу производств, способов ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами, проблем сохранения человеческих ресурсов, основных задач мониторинга окружающей среды, природоохранного законодательства, об органах управления и надзора по охране природы, правовой и юридической ответственности за нарушение экологии окружающей среды

Введение

Экология как наука.

Взаимоотношения между живыми организмами и окружающей средой. Человек и биосфера.

Понятие о «экологической системе».

Формы взаимодействия общества и природы. Влияние человека на природную среду.

Назначение экологии.

Литература: (1), введение (2), с. 7, 8 (3), с. 3-12.

 

Методические указания

В середине XIX в. наука открыла принципы взаимоотношений растений и животных между собой и окружающей средой. Эту область биологии назвали экологией. Термин «экология» образован из двух слов греческого происхождения: «экос» - дом, и «логос» - понятие. Таким образом: экология- наука, изучающая состояние окружающей среды в зависимости от воздействия природных и антропогенных факторов. Многогранная деятельность человечества и все возрастающее значение взаимодействия с его окружающей средой привели к тому, что современная экология распалась на целый ряд научных отраслей и дисциплин.

При всех огромных размерах земного шара реальная жизнь существует только на его поверхности, в той части Земли, которую называют биосферой. Если слишком сильно изменить какую-либо из составляющих биосферы, она может полностью разрушиться.

Для удобства рассмотрения жизненных процессов в биосфере введено понятие «экологическое система» (экосистема), которая представляет собой функциональное единство организмов и окружающей среды. Экосистемой может быть любое сообщество живых существ и среда его обитания, объединенные в единое целое. Экологические компоненты системы взаимозависимы и взаимосвязаны. Понятие экосистемы весьма широко. Выделяют микроэкосистемы (например, ствол гниющего дерева), мезоэкосистемы (лес, река, пруд) и макроэкосистемы (море, тундра, пустыня).

Из общей экологии следует выделять важнейшую ее часть – социальную экологию, которая является учением о взаимодействии общества с окружающей его природной средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек оказывает влияние на экологию. Оно иногда полезное, разумное, а чаще – отрицательное. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется в следующих направлениях:

· Загрязнение окружающей природной среды;

· Истощение природных ресурсов;

· Разрушение природной среды.

Экология возникла для изучения взаимодействия всего живого с неживой природой и организмов между собой. Изменение, а тем более уничтожение природной среды, влечет за собой пагубные последствия для жизни человека.

Раздел 1

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ

Природоохранный потенциал

Природа и общество. Общие и специфические черты.

Развитие производительных сил общества; увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействие человека на условие существования.

Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу.

Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.

Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.

Утилизация бытовых и промышленных отходов. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств.

Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый» эффект и др. Пути их решения.

Литература: (1), с. 13-23, 276-352, 417-430; (3), с. 13-26; (4), с. 23-26, 105-125.

Методические указания

Человечество поставлено перед фактом возникновения в природе необратимых процессов, новых путей перемещения и превращения энергии и вещества. Загрязнение окружающей природной среды бывает естественное и антропогенное, совершаемое в результате хозяйственной деятельности человека. Источники загрязнения – промышленность, сельское хозяйство, транспорт. Анализ причин загрязнения, истощения и разрушения природной среды, исходящих от хозяйственной деятельности человека, показывает, что они могут быть как объективными, так и субъективными. Главным и наиболее распространенным видом отрицательного воздействия человека на биосферу является загрязнение.

Загрязнением называют поступление в окружающую среду любых твердых, жидких и газообразных веществ, микроорганизмов или энергии (виде звуков, шумов, излучений) в количествах, вредных для здоровья человека, животных, состояния растений и экосистемы. Среди промышленных предприятий наиболее «грязными» считаются металлургические предприятия.

В последние годы на первое место по загрязнению выдвинулось сельское хозяйство.

Ежегодно на одного жителя Земли приходится свыше 20 т отходов. И только 10 % этих загрязнителей поглощают растения.

Из-за интенсивной хозяйственной деятельности человека происходит постепенное истощение и разрушение природной среды, т.е. потеря тех природных, невосполнимых ресурсов, которые служат для человека источником его экономической деятельности. Общество располагает перспективой использования иных видов энергии, в частности атомной, энергии ветра, солнца, морских приливов, геотермальных вод, энергии водорода, запасы которых пока считаются неистощимыми. Истощение и загрязнение природной среды ведут к разрушению экологических связей, образованию районов и регионов с полностью или частично деградированной природной средой, не способной обмен веществ и энергии. Поэтому так велика роль развитых стран в оказании помощи для создания системы экологической безопасности. Иначе говоря, назрела необходимость перераспределения средств экологической защиты между богатыми и бедными странами в решении всемирных проблем охраны окружающей среды.

К концу XX в. загрязнение окружающей среды отходами, выбросами, сточными водами всех видов промышленности производства, сельского хозяйства, коммунального хозяйства городов приобрело глобальный характер, что поставило человечество на грань экологической катастрофы.

Предприятия химической и нефтехимической промышленности являются источниками целого ряда разнообразных токсичных веществ. К ним в первую очередь следует отнести органические растворители, амины, альдегиды, хлор, оксиды серы и азота, соединения фосфора, ртути.

Экологический кризис не является неизбежным и закономерным положением научно-технического прогресса, он обусловлен комплексом причин объективного и субъективного характера, среди которых не последнее место занимает потребительское, а нередко хищническое отношение к природе, пренебрежение фундаментальными экологическими законами.

Принципиально новый подход к развитию всего промышленного и сельскохозяйственного производства - создание малоотходной и безотходной технологии. В настоящее время и по масштабам накопления и по степени воздействия на окружающую среду экологической проблемой века становятся опасные отходы. Их сбор, удаление, детоксикация, переработка и утилизация – одна из главных задач инженерной защиты.

Вопросы к разделу 1

1. Что такое экология (определение)? Что понимают под загрязнением окружающей среды?

2. Причины загрязнения природной среды?

3. «Кислотные дожди» и их проявление, «парниковый эффект».

4. «Озоновые» дыры. Как сказываются на людях опустынивание земель?

5. К чему ведет интенсивное потребление полезных ископаемых?

6. Рост промышленности и влияние на окружающую природную среду.

7. Что включает в себя биосфера? Описать слои биосферы.

8. Что такое «пищевая цепь»? Типы «пищевых цепей».

9. Что такое литосфера, ее значение для жизни на земле?

10. Определение фотосинтеза, уравнение фотосинтеза.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...