Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду




Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды. Понятие об экологической оценке производств и предприятий.

Литература: (1),с. 522-524; (2), с. 277-281; (3),с. 238-245.

 

Методические указания

За экологические правонарушения, т.е. виновные противоправные деяния, нарушающие природоохранное законодательство и причиняющие вред окружающей среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную и материальную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) является более углубленным и объемным вариантом провидения экологической экспертизы с учетом межгосударственных переносов загрязняющих веществ, информации и энергии. Международной конвенцией определен перечень видов хозяйственной деятельности, для которых ОВОС проводится в полном объеме.

Перед началом проектирования и проведения ОВОС предполагаемой деятельности заказчик говорит «Уведомления о намерениях», в котором излагает обоснование по характеру намечаемой деятельности. Эта информация представляется в органы управления (представительные, исполнительные) с целью получения согласия на дальнейшую подготовку и рассмотрение предложений по развитию намечаемой деятельности на возможных площадях для ее осуществления.

Принцип проведения ОВОС такой же, как и при экспертизе, а последовательность проведения существенно отличается.

 

Вопросы к разделу 3

31.Какие существуют виды ответственности за экологические правонарушения?

32. Как возмещают ущерб, причиненный природной среде?

33. Назначение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)? Дайте перечень объектов, для которых ОВОС проводится в полном объеме.

34. Что входит в перечень работ по оценке воздействия на окружающую среду?

35. Глобальные экологические проблемы.

36. Значение не возделываемых и исключаемых из хозяйства земель для поддержания экологического равновесия и биосферы (заповедники и др. охранные территории). Заповедное дело России.

37. Задачи сохранения планеты. Изменения видового и популяционного состава фауны и флоры, вызванные деятельностью человека. Красные книги.

38. Город – новая среда обитания человека.

39. Экологическая культура человека.

40. Социальная экология. Ее задачи. Пути решения.

 

Раздел 4

ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИРОДОИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.

История российского природоохранного законодательства. Природоохранные постановления 1970-1990 гг. принятые законодательными органами СССР. Закон «Об охране окружающей природной среды» 1991 г. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды. Участие России в деятельности международных природоохранных Организаций; международные соглашения, конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в1983 г. Независимой международной комиссии по охране окружающей среды. Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности. Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи. Природоохранное просвещение.

Литература: (1), с.502-510; (2),с.236-262, 286-302; (3),с.229-233.

Методические указания

Историю развития природоохранного законодательства России определили следующие обстоятельства. Возникнув в 1919-8-1919 гг. как российское законодательство, оно длительное время развивалось в составе законодательства СССР и было лишено самостоятельности. Еще в 1980-х гг. экологическое законодательство развивалось в рамках земельного законодательства.

Следует выделить шесть основных периодов законодательства:

В настоящее время систему экологического законодательства возглавляет Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7–Ф3. В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить Конституции России и данному законодательному акту. В подсистему природоресурсного законодательства входят:

-Земельный кодекс РФ (2001 г.)

- Водный кодекс РФ (1995 г.)

- Закон РФ «О недрах» (1992 г.)

- Закон об охране атмосферного воздуха» (1999 г.)

- другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

В настоящее время на одно из первых мест в международных отношениях выходит проблема рационализации природоиспользования и охраны окружающей природной среды. Международное экологическое сотрудничество – это совокупность норм и мероприятий в области охраны окружающей среды, предусматривающих принципы международного экологического сотрудничества, деятельность международных организаций и заключение международных договоров (соглашений, конвенций).

Наиболее авторитетной межправительственной организацией ООН, рассматривающие экологические проблемы на Генеральной Ассамблее. По инициативе нашей страны в1981 г. ООН приняла резолюцию «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешних и будущих поколений», в которой отмечалось пагубное последствие гонки вооружений для природной среды.

Важную роль в решении экологических проблем играет международная неправительственная организация «Международный союз охраны природы и природных ресурсов» (МСОП). Вопросами сохранения биологического разнообразия активно занимается Всемирный фонд дикой природы (ВВФ). Самой известной международной общественной организацией является «Гринпис» - «Зеленый мир».

Результатом международного экологического сотрудничества является заключение международных договоров, соглашений, конвенций.

С 1996 до 2000 гг. природоохранные функции были распределены между двумя органами: Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология) и Министерством природных ресурсов, созданными на основе упраздненного Мин природы. Все природоохранные функции были у Госкомэкологии. На Министерство природных ресурсов возлагалось осуществление функций рационального использования и охраны видов природных ресурсов.

Реализация перечисленных направлений должна способствовать формированию эффективной системы органов государственного управления в области экологии и природоиспользовании.

Вопросы к разделу 4

41.Назовите основные периоды российского природоохранного законодательства.

42.Какие основные направления отражены в законе «Об охране окружающей среды»?

43. Какие еще законодательные акты входят в систему природоохранного законодательства?

44. Какую роль в международном сотрудничестве играет Организация Объединенных наций (ООН)?

45. В подписании каких договоров инициатором являлась Российская Федерация?

46. Назовите основные направления охраны окружающей среды. Причины разработки новой экологической концепции РФ.

47. Поясните структуру органов управления охраны окружающей среды в Российской Федерации.

48. Назовите основные задачи и вопросы, которые решают органы управления.

49. Каковы цели стратегической экологической политики России?

50. Расскажите о правительственных международных организациях принимающих активное участие в решении мировых экологических проблем.

Раздел 5

ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...