Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заочная форма (специализированная)




МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

Учебная программа для студентов

Специальности 030301 «Психология»

 

Автор: к.пс.н., доцент Алферова И.С.

 

 

Ответственный редактор: к.пс.н., доцент Кузьмина О.В.

 

Екатеринбург, 2010


1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников

Дисциплина «Методологические основы психологии» является дисциплиной федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин ГОС ВПО второго поколения по специальности 030301 «Психология».

Дисциплина является основополагающей дисциплиной, готовящей будущих специалистов к преподавательской деятельности, и базируется на знаниях, полученных из предшествующих дисциплин гуманитарного и социально-экономического и общепрофессионального циклов: «Философия», «Общая психология», «История психологии», и др..

 

Цель и задачи дисциплины

Основная цель изучения дисциплины «Методологические основы психологии» - дать студентам обобщенное представление об основных философско-методологических проблемах психологической науки, направленное на формирование у них профессионального психологического мышления.

Основные задачи дисциплины:

- раскрыть философско-методологическое содержание основных категорий современной психологии;

- сформировать у студентов потребность в методологическом осмыслении полученных профессиональных знаний;

- раскрыть принципиальное единство философских и психологических знаний как неразрывных составных частей профессионального образа мира специалиста-психолога.

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины «Методологические основы психологии» студенты должны:

знать:

- общие методологические основания психологии;

- понятие и содержание теоретической психологии и ее категориального строя;

- концепции и содержание процесса психологического познания;

- историческое происхождение, представителей, логику и содержание основных объяснительных принципов психологии: принципа детерминизма, развития и системности;

- историческое происхождение, представителей, логику и содержание ключевых методологических проблем психологии: психофизической, психофизиологической и психогностической, а также основных методологических проблем современной психологии и логику их исторического рассмотрения в психологической науке;

- виды и содержание общенаучных парадигм;

- основные категории психологии, их сущность и толкование.

уметь:

- провести теоретический анализ категориальной системы психологического знания от любой ее точки, а также конкретных категорий по теме собственного научного исследования,

- представить альтернативные взгляды на методологические проблемы психологического познания, уметь приложить полученные знания к конкретным общепсихологическим проблемам,

- обозначить взаимосвязь теоретических, историко-психологических и прикладных вопросов психологии.

иметь навыки:

· выбора и обоснования методологической базы собственного научного исследования;

· организации и планирования исследований с точки зрения различных научных подходов;

· анализа и интерпретации психических явлений с точки зрения различных научных подходов.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Очная форма обучения

Общее количество часов ……………………………….60

в том числе:

лекции ………………………………….………………..16

семинарские занятия…………………………………....10

практические занятия …………………………………..4

лабораторная работа………………………………….....0

внеаудиторная работа ……..…………………….……. 30

Отчетность: экзамен в форме собеседования по билетам (с практическим заданием).

Таблица 2.1 – Структура и тематика основных видов занятий по дисциплине «Методологические основы психологии» (очная форма обучения)

 

Наименование темы Кол-во часов Из них
теор. сем. зан. прак. зан. л/р сам. раб.
1. Методология психологии как системообразующая отрасль науки            
1.1 Общее понятие о методологии науки            
1.2 Историзм теоретико-психологического анализа            
1.3 Развитие методологии науки. Уровни методологического знания.            
2. Категории психической реальности            
2.1 Теоретическое и категориальное в системе науки            
2.2 Отражение и образ в психологии            
2.3 Категории действия и мотива в психологии            
2.4 Категории отношения и личности в психологии            
3. Основные принципы психологии            
3.1 Принцип детерминизма в психологии           -
3.2 Принцип единства сознания и деятельности            
3.3 Принцип развития в психологии            
3.4 Системный подход в психологии            
4. Ключевые проблемы психологии            
4.1 Психофизическая проблема психологии            
4.2 Психофизиологическая и психогностическая проблемы психологии            
  ВСЕГО         -  

 

Очно-заочная форма обучения

Общее количество часов …………………………….60

в том числе:

лекции ………………………………….………………..6

семинарские занятия……………………………………..4

практические занятия ………………………………..…..2

лабораторная работа……………………………………...0

внеаудиторная работа ……..…………………….…….. 48

Отчетность: экзамен в форме собеседования по билетам (с практическим заданием).

Таблица 2.2 – Структура и тематика основных видов занятий по дисциплине «Методологические основы психологии»

(очно-заочная форма обучения)

Очно-заочная форма

 

Наименование темы Кол-во часов Из них
теор. сем. зан. прак. зан. л/р сам. раб.
1. Методология психологии как системообразующая отрасль науки            
1.1 Общее понятие о методологии науки            
1.2 Историзм теоретико-психологического анализа            
1.3 Развитие методологии науки. Уровни методологического знания.            
2. Категории психической реальности            
2.1 Теоретическое и категориальное в системе науки            
2.2 Отражение и образ в психологии            
2.3 Категории действия и мотива в психологии            
2.4 Категории отношения и личности в психологии            
3. Основные принципы психологии            
3.1 Принцип детерминизма в психологии            
3.2 Принцип единства сознания и деятельности            
3.3 Принцип развития в психологии            
3.4 Системный подход в психологии            
4. Ключевые проблемы психологии            
4.1 Психофизическая проблема психологии            
4.2 Психофизиологическая и психогностическая проблемы психологии            
  ВСЕГО         -  

Заочная форма обучения (специализированная)

Общее количество часов …………………………….60

в том числе:

лекции ………………………………….………………..4

семинарские занятия …………………………………….0

практические занятия ………………………………..….2

лабораторная работа……………………………………..0

внеаудиторная работа ……..………………………….. 56

Отчетность: экзамен в форме собеседования по билетам (с практическим заданием).

Таблица 2.3 – Структура и тематика основных видов занятий по дисциплине «Методологические основы психологии» (заочная форма обучения (специализированная))

Заочная форма (специализированная)

 

Наименование темы Кол-во часов Из них
теор. сем. зан. прак. зан. л/р сам. раб.
1. Методология психологии как системообразующая отрасль науки            
1.1 Общее понятие о методологии науки            
1.2 Историзм теоретико-психологического анализа            
1.3 Развитие методологии науки. Уровни методологического знания.            
2. Категории психической реальности            
2.1 Теоретическое и категориальное в системе науки            
2.2 Отражение и образ в психологии            
2.3 Категории действия и мотива в психологии            
2.4 Категории отношения и личности в психологии            
3. Основные принципы психологии            
3.1 Принцип детерминизма в психологии            
3.2 Принцип единства сознания и деятельности            
3.3 Принцип развития в психологии            
3.4 Системный подход в психологии            
4. Ключевые проблемы психологии            
4.1 Психофизическая проблема психологии            
4.2 Психофизиологическая и психогностическая проблемы психологии            
  ВСЕГО     -   -  

Заочная форма обучения

Общее количество часов …………………………….60

в том числе:

лекции ………………………………….………………..4

семинарские занятия …………………………………….0

практические занятия ………………………………..….2

лабораторная работа……………………………………..0

внеаудиторная работа ……..………………………….. 54

Отчетность: экзамен в форме собеседования по билетам (с практическим заданием).

Таблица 2.4 – Структура и тематика основных видов занятий по дисциплине «Методологические основы психологии» (заочная форма обучения)

Наименование темы Кол-во часов Из них
теор. сем. зан. прак. зан. л/р сам. раб.
1. Методология психологии как системообразующая отрасль науки            
1.1 Общее понятие о методологии науки            
1.2 Историзм теоретико-психологического анализа            
1.3 Развитие методологии науки. Уровни методологического знания.            
2. Категории психической реальности            
2.1 Теоретическое и категориальное в системе науки            
2.2 Отражение и образ в психологии            
2.3 Категории действия и мотива в психологии            
2.4 Категории отношения и личности в психологии            
3. Основные принципы психологии            
3.1 Принцип детерминизма в психологии            
3.2 Принцип единства сознания и деятельности            
3.3 Принцип развития в психологии            
3.4 Системный подход в психологии            
4. Ключевые проблемы психологии            
4.1 Психофизическая проблема психологии            
4.2 Психофизиологическая и психогностическая проблемы психологии            
  ВСЕГО     -   -  

ПРОГРАММА КУРСА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...