Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обязательный минимум содержания дисциплины




Выдержка из ГОС ВПО специальности 030301 «Психология» по дисциплине «Методологические основы психологии» представлена в таблице 3.1.

Таблица 3.1 – Выдержка из ГОС ВПО по дисциплине «Методологические основы психологии»

ОПД.Ф.10 Методологические основы психологии  
  Общее представление о методологии науки; методология психологии, теория, метод и методика; парадигма; классическая и постклассическая парадигма науки; специфика психологического знания; научное и ненаучное психологическое знание; проблема объективности; категории психологии: деятельность, отражение, личность; сознание и общение; основные принципы психологии: активность, развитие, детерминизм, системность; структура психологических учений; психофизическая и психофизиологическая проблемы.  

 

Содержание учебной дисциплины

Раздел 1.Методололгия психологии как системообразующая

Отрасль науки.

Тема 1.1.Общее понятие о методологии науки.

Процесс познания. Организация и структурирование научного знания. Действительность и теоретическая схематизация. Общее представление о методологии науки. Проблема объективности научного знания. Понятие науки и методологии науки. Деструктивная и нормативная функции методологии. Уровни методологических знаний: уровень философской методологии, уровень частно-научной методологии, уровень процедур и методик исследования. Методологические нормы предписания и регламентации. Объект, предмет и методы науки. Парадигма науки. Понятие «стратегия исследования».Виды стратегии исследования. Методологический анализ.

Методология психологии, теория, метод и методика. Специфика психологического знания. Научное и ненаучное психологическое знание. Типы психологических знаний. Вклад психологии в развитие методологии науки.

 

Тема 1.2.Историзм теоретико-психологического анализа.

Эволюция психологических теорий как предмет специального изучения. Парадигма. Логика развития науки. Психологические школы в науке. Причины распада и возникновения новых школ. Проблема анализа психологических теорий. Структура психологических учений. «Эволюция» предмета и метода научной психологии. Классическая, постклассическая, постнеклассическая парадигма науки.

 

Раздел 2. Категории психической реальности.

Тема 2.1. Теоретическое и категориальное в системе науки.

Теория и ее категориальная система. Категории и конкретныен научные понятия. Категории психологии. Основные блоки категориального каркаса психологического познания. Система категорий в психологии. Инвариантное и вариативное в категориях. Базисные и метапсихологические категории. Историзм категориального анализа. Категориальный и понятийный аппарат психологии.

 

Тема 2.2. Отражение и образ в психологии.

Отражение как свойство, как процесс и как продукт. Соотношение понятий отражения и взаимодействия. Эволюция способов отражения. Отражение как разрешение противоречия между внутренними детерминантами развития объекта и внешними условиями его существования. Сознание как высшая форма психического отражения.

Целостная и качественная, количественная и структурная характеристики образа. Проблема построения образа. Адекватность образа оригиналу. Характеристика предметного и смыслового значения образа. Образ и действие.

Субъективно-идеальная форма психического отражения и его регулирующая функция.

 

Тема 2.3. Категории действия и мотива в психологии.

Понятие о действии. Действие сознания и действие организма. Ассоциативное действие. Интериоризация действий.

Деятельность. Активность как «субстанция» деятельности. Мотивационная основа активности. Мотив в структуре личности. Целевая основа активности. Целостный смысловой акт. Доминанта. Единство внешней и внутренней организации активности.

 

Тема2. 4. Категории отношения и личности в психологии.

Биологическое и социальное в психике человека. Становление понятия «личность» в психологии: персонология В.Штерна, учение о личности В.Джемса, гуманистическая психология о личности (К.Роджерс, Р.Мэй, А,Маслоу, Г.Олпорт), теории личности в рамках естественно-научных дисциплин (П.К.Анохин, В.М. Бехтерев, А.Ф.Лазурский, И.П.Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский), теории личности Л.С.Выготского, Д.Н.Узнадзе, С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, Б.М.Теплова, типология личности К.А.Абульхановой-Славской, Л.И.Божович, В.С.Мерлина, А.Н.Леонтьева. Теории личности с позиций категориального анализа психологии. Постулаты теории личности. Методологические основания теории личности.

Феномен «отношение» в психологии. Многообразие типов отношений. Роль отношений в психологии. Отношение как базисная категория. Трехфакторная модель «значимого другого» в системе межличностных отношений (А.В.Петровский). Программно-ролевые отношения. Деятельностное опосредование отношений людей в группе. Специфика изучения общения в философии, социологии, психологии.

 

Раздел 3. Основные принципы психологии.

 

Тема 3.1. Принцип детерминизма в психологии.

Детерминизм – ведущий принцип научной психологии. Исторические этапы развития детерминистического объяснения психического (Декарт, И.М. Сеченов, С.Л. Рубинштейн) Функции принципа детерминизма. Системный, многоуровневый и вероятностный характер детерминации психики. Социальная детерминация психики.

Разработка принципа детерминизма в теоретической и экспериментальной психологии. Мышление как деятельность и как процесс. Деятельностно-процессуальный подход и теория интериоризации.

 

Тема 3.2. Принцип единства сознания и деятельности.

Сущностное понимание принципа единства сознания и деятельности. Соотношение принципов детерминизма и единства сознания и деятельности. Значение принципа единства сознания и деятельности для развития психологии.

Разработка принципа единства сознания и деятельности в теоретической и практической психологии: деятельность и мышление, деятельность и речь. Анализ культурно-исторической теории Л.С.Выготского с позиции принципа единства сознания и деятельности.

 

Тема3.3. Принцип развития в психологии.

Развитие как основной принцип психологии. Направления действия принципа развития в психологии: раскрытие логики, движущих сил, противоречий, этапов, форм и уровней любого развития. Аспекты принципа развития в психологии: антропологический, социогенетический, онтогенетический. Жизненный путь личности как особый аспект изучения в рамках развития (Ш.Бюллер, С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская). «Новообразования» в развитии (Б.Г.Ананьев).

Лонгитюдный и биографический методы изучения развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...