Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3.4. Системный подход в психологии.




Основные понятия системного анализа: элемент, структура, целостность, организованность, упорядоченность, связь. Системность как основной принцип психологии. Зарождение принципа системности в психологии. Моноцентрический и полицентрический подходы к системности в психологии. Психика как системное образование. Кольцевая регуляция работы системы организма. Модель неврозов в школе И.П.Павлова как системное объяснение психологических факторов. Системность в психоанализе. Системность и проблема научения. Знаковая система. Системность в исследованиях Ж.Пиаже. Системный подход к деятельности.

 

Раздел 4. Ключевые проблемы психологии.

Тема 4.1. Психофизическая проблема.

Монизм, дуализм и плюрализм. Душа как способ усвоения внешнего. Механика и изменения понятий о душе и теле. Гипотеза психофизического взаимодействия. Единое начало физического, физиологического и психического. Психофизический монизм.

 

Тема 4.2. Психофизиологическая и психогностическая проблемы

Понятие о пневме. Учение о темпераментах. Понятие о раздражимости. Учение о нервных вибрациях и бессознательная психика. Разделение рефлекса и принципа материальной обусловленности поведения. Рефлекс как целостный акт поведения. Переход к нейродинамике. Сигнальная функция. Субъективное и объективное в рамках психогностической проблемы.

 

Порядок проведения промежуточной аттестации

Порядок проведения экзамена по дисциплине осуществляется в соответствии с Положением «О текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов», утвержденном Ученым советом УрГИ (протокол № 1 от 8 сентября 2008 г.).

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Общее представление о методологии науки.

2. Проблема объективности научного знания.

3. Дескриптивная и нормативная функции методологии.

4. Общая характеристика уровней методологических знаний.

5. Философско-мировоззренческий уровень методологии.

6. Уровень общенаучной методологии.

7. Уровень конкретно-научной методологии.

8. Уровень процедуры и техники исследований.

9. Методология психологии, теория, метод и методика.

10. Специфика психологического знания.

11. Научное и ненаучное психологическое знание.

12. Типы психологических знаний.

13. Виды психологический теорий.

14. Проблема единиц анализа психики.

15. «Эволюция» предмета и метода научной психологии.

16. Классическая парадигма науки.

17. Постклассическая парадигма науки.

18. Постнеклассическая парадигма науки.

19. Категориальный аппарат психологической науки: сущность, основная характеристика категорий.

20. Отражение как свойство, как процесс и как продукт.

21. Сознание как высшая форма психического отражения.

22. Действие сознания и действие организма.

23. Категория деятельности.

24. Проблема соотношения биологического и социального в психологии.

25. Теории личности с позиций категориального анализа психологии.

26. Методологические основания теории личности.

27. Становление понятия «личность» в психологии.

28. Основные положения психогенетической концепции личности.

29. Феномен «отношение» в психологии.

30. Специфика изучения общения в философии, социологии, психологии.

31. Общая характеристика принципа детерминизма в психологии.

32. Исторические этапы развития детерминистического объяснения психического (Декарт, И.М. Сеченов, С.Л. Рубинштейн).

33. Разработка принципа детерминизма в теоретической и экспериментальной психологии.

34. Сущностное понимание принципа единства сознания и деятельности.

35. Анализ культурно-исторической теории Л.С.Выготского с позиции принципа единства сознания и деятельности.

36. Принцип развития в психологии.

37. Соотношение понятий роста и развития в психологии.

38. Системность как основной принцип психологии.

39. Моноцентрический и полицентрический подходы к системности в психологии.

40. Общая характеристика объяснительных принципов психологии.

41. Психофизическая проблема в психологии.

42. Психофизиологическая проблема в психологии.

43. Основные положения психогностической проблемы в психологии.

44. Категория активности, ее характеристика в психологии.

45. Естественно-научное направление психологических исследований.

46. Культурно-историческое направление психологических исследований.

47. Атомистическое направление психологических исследований.

48. Холистские традиции в психологии.

49. Эмпирическое направление в психологии.

50. Априорное направление в психологии.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.1 Основная литература

· Константинов В.В. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2010.

· Корнилова Т.В. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2009.

· Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. – М., МОДЭК, 2007.

· Никандров В.В. Методологические основы психологии. – М.: Речь, 2009.

 

4.2 Дополнительная литература

· Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психол.журнал. – 2003. Т.24. - № 1. – С.29-46.

· Бернштейн В.М. Биомеханика и физиология движений. – М., 1997.

· Братусь Б.С. Общая психология: метафизический и прагматический смыслы // Психол.журнал. – 2003. Т.24. - № 3. – С.101-104.

· Брушлинский А.В. О субъекте психологии. – М., 1995.

· Ганзен В.А. Системное описание в психологии. ЛГУ,1984.

· Дорфман Л.Я. Исторические и философские корни научного метода в эмпирической психологии: Учеб. пособие / Урал. Гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2001.

· Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии. – М.: Академия, 2005.

· Зинченко В.П. Теоретический мир психологии // Вопросы психологии. – 2003. - № 5.

· Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психол.журнал. – 2003. Т.24. - № 2. – С.95-106.

· Кольцова В.А. Системный подход и разработка проблем истории отечественной психологической науки // Психол.журнал. – 2002. Т.23. - № 2. – С.6-8.

· Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1979.

· Ломов Б.Ф. Системность в психологии. – М., 1996.

· Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии. – М, 2005.

· Мясищев В.Н. Психология отношений. – М., 1995.

· Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: В 2 т. – Рн/Д., 1996.

· Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. – М., 2001.

· Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1999.

· Степанова М.А. Место теории П.Я. Гальперина в психологической концепции деятельности // Вопросы психологии. – 2003. - № 5.

· Ярошевский М.Г. История психологии. – М, 1997.

 

Иные информационные носители

Иные информационные ресурсы

· Электронный учебник УрГИ «Методологические основы психологии»

· Электронная хрестоматия УрГИ «Методологические основы психологии»

· Андреева Г.М. Социальная психология: Цикл лекций. – М.: Обуч.технологии, 1997.

· Петухов В.В. Общая психология: Цикл лекций. - М.: Обуч. технологии, 1997.

 

Периодические издания

· Психологический журнал

· Вопросы психологии

· Методология и история психологии

 

Сайты

www.azps.ru

www.biblioclub.ru

www.flogiston.ru

www.koob.ru

www.psy.msu.ru

www.psychology-online.net

www.window.edu.ru

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...