Тема 3.4. Системный подход в психологии.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Основные понятия системного анализа: элемент, структура, целостность, организованность, упорядоченность, связь. Системность как основной принцип психологии. Зарождение принципа системности в психологии. Моноцентрический и полицентрический подходы к системности в психологии. Психика как системное образование. Кольцевая регуляция работы системы организма. Модель неврозов в школе И.П.Павлова как системное объяснение психологических факторов. Системность в психоанализе. Системность и проблема научения. Знаковая система. Системность в исследованиях Ж.Пиаже. Системный подход к деятельности.
Раздел 4. Ключевые проблемы психологии. Тема 4.1. Психофизическая проблема. Монизм, дуализм и плюрализм. Душа как способ усвоения внешнего. Механика и изменения понятий о душе и теле. Гипотеза психофизического взаимодействия. Единое начало физического, физиологического и психического. Психофизический монизм.
Тема 4.2. Психофизиологическая и психогностическая проблемы Понятие о пневме. Учение о темпераментах. Понятие о раздражимости. Учение о нервных вибрациях и бессознательная психика. Разделение рефлекса и принципа материальной обусловленности поведения. Рефлекс как целостный акт поведения. Переход к нейродинамике. Сигнальная функция. Субъективное и объективное в рамках психогностической проблемы.
Порядок проведения промежуточной аттестации Порядок проведения экзамена по дисциплине осуществляется в соответствии с Положением «О текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов», утвержденном Ученым советом УрГИ (протокол № 1 от 8 сентября 2008 г.).
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Общее представление о методологии науки. 2. Проблема объективности научного знания. 3. Дескриптивная и нормативная функции методологии. 4. Общая характеристика уровней методологических знаний. 5. Философско-мировоззренческий уровень методологии. 6. Уровень общенаучной методологии. 7. Уровень конкретно-научной методологии. 8. Уровень процедуры и техники исследований. 9. Методология психологии, теория, метод и методика. 10. Специфика психологического знания. 11. Научное и ненаучное психологическое знание. 12. Типы психологических знаний. 13. Виды психологический теорий. 14. Проблема единиц анализа психики. 15. «Эволюция» предмета и метода научной психологии. 16. Классическая парадигма науки. 17. Постклассическая парадигма науки. 18. Постнеклассическая парадигма науки. 19. Категориальный аппарат психологической науки: сущность, основная характеристика категорий. 20. Отражение как свойство, как процесс и как продукт. 21. Сознание как высшая форма психического отражения. 22. Действие сознания и действие организма. 23. Категория деятельности. 24. Проблема соотношения биологического и социального в психологии. 25. Теории личности с позиций категориального анализа психологии. 26. Методологические основания теории личности. 27. Становление понятия «личность» в психологии. 28. Основные положения психогенетической концепции личности. 29. Феномен «отношение» в психологии. 30. Специфика изучения общения в философии, социологии, психологии. 31. Общая характеристика принципа детерминизма в психологии. 32. Исторические этапы развития детерминистического объяснения психического (Декарт, И.М. Сеченов, С.Л. Рубинштейн). 33. Разработка принципа детерминизма в теоретической и экспериментальной психологии. 34. Сущностное понимание принципа единства сознания и деятельности. 35. Анализ культурно-исторической теории Л.С.Выготского с позиции принципа единства сознания и деятельности.
36. Принцип развития в психологии. 37. Соотношение понятий роста и развития в психологии. 38. Системность как основной принцип психологии. 39. Моноцентрический и полицентрический подходы к системности в психологии. 40. Общая характеристика объяснительных принципов психологии. 41. Психофизическая проблема в психологии. 42. Психофизиологическая проблема в психологии. 43. Основные положения психогностической проблемы в психологии. 44. Категория активности, ее характеристика в психологии. 45. Естественно-научное направление психологических исследований. 46. Культурно-историческое направление психологических исследований. 47. Атомистическое направление психологических исследований. 48. Холистские традиции в психологии. 49. Эмпирическое направление в психологии. 50. Априорное направление в психологии.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Основная литература · Константинов В.В. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2010. · Корнилова Т.В. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2009. · Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. – М., МОДЭК, 2007. · Никандров В.В. Методологические основы психологии. – М.: Речь, 2009.
4.2 Дополнительная литература · Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психол.журнал. – 2003. Т.24. - № 1. – С.29-46. · Бернштейн В.М. Биомеханика и физиология движений. – М., 1997. · Братусь Б.С. Общая психология: метафизический и прагматический смыслы // Психол.журнал. – 2003. Т.24. - № 3. – С.101-104. · Брушлинский А.В. О субъекте психологии. – М., 1995. · Ганзен В.А. Системное описание в психологии. ЛГУ,1984. · Дорфман Л.Я. Исторические и философские корни научного метода в эмпирической психологии: Учеб. пособие / Урал. Гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2001. · Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии. – М.: Академия, 2005. · Зинченко В.П. Теоретический мир психологии // Вопросы психологии. – 2003. - № 5. · Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психол.журнал. – 2003. Т.24. - № 2. – С.95-106. · Кольцова В.А. Системный подход и разработка проблем истории отечественной психологической науки // Психол.журнал. – 2002. Т.23. - № 2. – С.6-8.
· Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1979. · Ломов Б.Ф. Системность в психологии. – М., 1996. · Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии. – М, 2005. · Мясищев В.Н. Психология отношений. – М., 1995. · Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: В 2 т. – Рн/Д., 1996. · Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. – М., 2001. · Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1999. · Степанова М.А. Место теории П.Я. Гальперина в психологической концепции деятельности // Вопросы психологии. – 2003. - № 5. · Ярошевский М.Г. История психологии. – М, 1997.
Иные информационные носители Иные информационные ресурсы · Электронный учебник УрГИ «Методологические основы психологии» · Электронная хрестоматия УрГИ «Методологические основы психологии» · Андреева Г.М. Социальная психология: Цикл лекций. – М.: Обуч.технологии, 1997. · Петухов В.В. Общая психология: Цикл лекций. - М.: Обуч. технологии, 1997.
Периодические издания · Психологический журнал · Вопросы психологии · Методология и история психологии
Сайты www.azps.ru www.biblioclub.ru www.flogiston.ru www.koob.ru www.psy.msu.ru www.psychology-online.net www.window.edu.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|