Направления охраны и рационального использования земельных ресурсов
К основным направлениям охраны и рационального использования земельных ресурсов относят правовой, экономический и организационный механизмы (см. рис.6.1). Правовое регулирование охраны и рационального использования земельных ресурсов в Беларуси осуществляется в соответствии с: 1) Кодексом Республики Беларусь о земле. Кодекс включает систему правовых мер, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиты их от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда. 2) Законом Республики Беларусь «О платежах за землю», который устанавливает ставки земельного налога и предельные ставки арендной платы, формирует средства на землеустройство, на мероприятия по повышению качества земель и их охрану и т.п. Таким образом, Закон «О платежах за землю» устанавливает меры экономического регулирования. Эти меры направлены на повышение заинтересованности землепользователей и землевладельцев в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, защиту земель от негативных последствий производственной деятельности. Экономический механизм включает в себя: ─ выделение средств из бюджета для восстановления земель, нарушенных не по вине землепользователей; ─ освобождение от платы за земельные участки в период сельскохозяйственного освоения; ─ предоставление льготных кредитов для осуществления мероприятий по рациональному использованию и охране земельных ресурсов; ─ поощрение за повышение плодородия почв и продуктивности земель, производство экологически чистой продукции.
Рис. 6.1 Направления охраны земельных ресурсов Кроме правового и экономического регулирования эффективным механизмом охраны и рационального использования земельных ресурсов является организационно-технический механизм, к которомуотносятся: система учета земельных ресурсов, нормирования и контроля, проведение мониторинга, а также мероприятия по восстановлению загрязненных или деградированных земель. Учетную функцию выполняет ведение земельного кадастра — свода систематизированных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Таким образом, государственный земельный кадастр в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле содержит данные о правовом режиме земель, их распределении по землевладельцам, землепользователям, категориям земель, о составе, структуре и состоянии земельного фонда страны в разрезе административно-территориальных единиц, о местоположении, размерах и границах земельных участков, их качественной характеристике и народнохозяйственной ценности. Государственный земельный кадастр состоит из единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь, регистра земельных участков, реестра цен на земельные участки, регистра стоимости земельных участков и реестра земельных ресурсов республики. Учет земельных ресурсов позволяет осуществлять мониторинг за использованием и изменением состояния земли. Мониторинг земель в Республике Беларусь проводится по следующим направлениям: ─ мониторинг земельного фонда; ─ агропочвенный мониторинг; ─ мониторинг техногенного загрязнения земель. Проведение мониторинга земельного фонда направлено на выявление и оценку изменений в составе, структуре и качественном состоянии основных видов земель по видам угодий, категориям и землепользователям. В итоге с помощью мониторинга можно проследить динамику перераспределения земель, например, изменение удельного веса земель сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, лесохозяйственных организаций, граждан, промышленных предприятий и т.д.
Агропочвенный мониторинг проводится с целью определения закономерностей изменения агрохимических свойств почв сельскохозяйственных угодий для последующего контроля их состояния. Мониторинг техногенного загрязнения почв проводится по следующим направлениям: ─ мониторинг загрязнения почв промышленных центров (оценивается степень загрязнения верхнего слоя почвы в городах Минск, Могилев, Витебск, Гомель, Шклов, Горки, Кричев, Молодечно, Сморгонь, Новополоцк); ─ мониторинг загрязнения почв пестицидами; ─ мониторинг загрязнения почв придорожных полос автодорог. Важное значение в охране земельных ресурсов отводится нормированию и контролю за загрязнением почв. В целях охраны здоровья человека и охраны окружающей среды устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, микроорганизмов и других вредных микробиологических веществ, загрязняющих землю, сорных растений, вредителей и болезней. Необходимо отметить, что при нормировании химических веществ в почве учитывается не только та опасность, которую представляет почва при непосредственном контакте с ней, но и последствия вторичного загрязнения контактирующих с почвой сред. Например, попадание загрязняющего вещества в сельскохозяйственные культуры, в водные объекты и т.д. В связи с этим контроль загрязнения почв осуществляется преимущественно органами санитарно-эпидимеологической службы, сотрудники которой проводят: ─ предупредительный надзор за проектированием и строительством сооружений по очистке и обезвреживанию промышленных и бытовых отходов; ─ текущий надзор за своевременным сбором и удалением промышленных и бытовых отходов, а также вторичного сырья. Кроме контроля за загрязнением земель осуществляется контроль за использованием и охраной земель, задачи которого состоят в обеспечении соблюдения всеми землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков требований земельного законодательства Республики Беларусь.
Для восстановления нарушенных земель проводятся также рекультивация и мелиорация. Рекультивация земель (от лат. re ¾ повторно возобновляемое действие, cultivo — обрабатываю, возделываю) — это искусственное воссоздание плодородия почвы и растительного покрова, нарушенное вследствие горных разработок, строительства дорог и каналов, плотин и т.д. Рекультивация земель включает: ─ восстановление рельефа; ─ восстановление почв и растительности; ─ лесовосстановление; ─ создание новых ландшафтов. Мелиорация (от лат. melioratio ¾ улучшение) — это система организационно-хозяйственных и технических мероприятий по коренному улучшению неблагоприятных гидролических, почвенных и других условий земель с целью повышения плодородия земель или общего оздоровления местности. Таким образом, мелиорация даёт возможность изменять комплекс природных условий (почвенных, гидрологических и др.) обширных регионов в нужном для хозяйственной деятельности человека направлении. Вопросы для самопроверки знаний 1) Дайте определение понятию плодородие почвы. 2) Назовите основные направления антропогенного воздействия на литосферу. 3) Поясните определения «эрозия» и «дефляция» почвы. 4) Назовите основные источники загрязнения земельных ресурсов. 5) Перечислите основные направления охраны и рационального использования земельных ресурсов. 6) Что составляет правовую базу охраны земель? 7) Какие проводятся технические мероприятия для восстановления нарушенных земель?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|