Охрана растительного и животного мира
Растительный мир или флора (лат. flora ¾ богиня-покровительница цветов) ¾ это совокупность большого числа разнообразных видов растений. При этом объектами растительного мира являются: ─ произрастающие дикорастущие растения; ─ изъятые дикорастущие растения, их части и (или) продукты жизнедеятельности; ─ производные от дикорастущих растений (дериваты); ─ ботанические коллекции; ─ среда произрастания объектов растительного мира. Следует отметить, что растительный мир функционирует во взаимодействии с землей, водой и атмосферой. Так растительность создает особые условия климата в приземном слое атмосферы; растительный покров влияет на водный баланс суши; также с помощью растений формируется структура почвы. Поэтому для сохранения биоразнообразия необходимо реализовывать направления защиты объектов растительного мира. Охрана растительного мира обеспечивается путем (см. рис.8.1):Рис. 8.1 Охрана растительного мира 1) Применения правового регулирования. В Беларуси правовое регулирование основывается на Законе Республики Беларусь «О растительном мире». Указанный закон устанавливает правовые основы охраны, защиты, воспроизводства, содержания, пользования и удаления объектов растительного мира, а также озеленения, охраны среды произрастания объектов растительного мира, повышения их средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций в целях обеспечения благоприятной для жизни и здоровья граждан окружающей среды. 2) Применения экологического нормирования в области обращения с объектами растительного мира. При этом устанавливаются лимиты на пользование объектами растительного мира и нормативы в области обращения с объектами растительного мира (например, нормативы состояния и обилия объектов растительного мира, уровня озеленения территории и т.д.).
3) Создания системы мониторинга, т.е. системы наблюдений за состоянием растительного мира и среды его произрастания в целях сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния и научно обоснованного использования объектов растительного мира. 4) Ведения государственного кадастра растительного мира. Государственный кадастр растительного мира представляет собой систематизированный свод данных о распространении и распределении объектов растительного мира по категориям земель или водных объектов, пользователям земельных участков или водных объектов, количественной и качественной характеристике объектов растительного мира, их экономической оценке и использовании, а также других данных, необходимых для обеспечения рационального обращения с объектами растительного мира. 5) Осуществления контроля в области обращения с объектами растительного мира, который проводится в соответствии с законом Республики Беларусь «О растительном мире» для обеспечения: ─ соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и о растительном мире; ─ реализации государственных программ, планов и мероприятий по рациональному обращению с объектами растительного мира; ─ сохранения биологического разнообразия дикорастущих растений и образуемых ими растительных сообществ; ─ контроля за ввозом в Республику Беларусь и вывозом из нее дикорастущих растений, их частей или дериватов. 6) Принятия экономических мер по охране объектов растительного мира и среды их произрастания, к которым согласно законодательству Республики Беларусь можно отнести: ─ финансирование государственных программ, планов и мероприятий по рациональному обращению с объектами растительного мира;
─ платежи в области обращения с объектами растительного мира; ─ экономическое стимулирование рационального обращения с объектами растительного мира и т.д. Среди растительных ресурсов нашей планеты особое место занимают лесные ресурсы. Лес — это совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности (насаждений), напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях. [4] Как известно, леса выполняют водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные функции, улучшают состояние окружающей среды. В связи с вышеизложенными функциями в лесном фонде Республики Беларусь согласно Лесному кодексу выделяются леса первой и второй группы. К первой группе лесов относятся особо охраняемые и защитные леса, ко второй ¾ эксплуатационные. Таким образом, к первой группе лесов относятся: ─ леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; ─ леса особо ценных участков лесного фонда, имеющие генетическое, научное и историко-культурное значение; ─ водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов); ─ защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования); ─ санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов и промышленных предприятий, курортные леса). Вторая группа лесов связана с их использованием в хозяйственной деятельности человека. В лесах этой группы формируются высокопродуктивные древостои, обеспечиваются непрерывность и неистощимость использования лесных ресурсов, однако при этом учитывается и их экологическое значение. Так в лесах первой и второй группы могут быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования (например, почвозащитные участки леса вдоль склонов оврагов, прибрежные полосы по берегам водных объектов, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений, особо охраняемые части заказников, опушки леса по границе населенных пунктов и др.).
Следовательно, при лесопользовании особое место занимают вопросы охраны и защиты лесов. Их задачей является разработка и осуществление комплекса организационных, правовых и других мер, обеспечивающих рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, загрязнения и иных вредных воздействий (см. рис.8.2). Правовое регулирование лесопользования в Беларуси реализовывается на базе Лесного кодекса республики и направлено на обеспечение рационального использования лесов, защиту и воспроизводство лесных экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворение общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования. Организационно-экономический механизм лесопользования охватывает, во-первых, систему учета, реализуемую посредством ведения государственного лесного кадастра, во-вторых, систему мониторинга лесов, в-третьих, систему контроля и надзора за состоянием, охраной и использованием лесного фонда, в-четвертых, все виды экономического стимулирования рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.
Рис. 8.2 Направления охраны лесных ресурсов в Республике Беларусь Так государственный лесной кадастр представляет собой информационную систему, включающую экономические, экологические и социальные сведения о лесном фонде, создаваемую с целью обеспечения органов государственного управления, а также юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, лесопользователей и иных заинтересованных лиц, содержащейся в нем информацией. Кроме этого осуществляется мониторинг лесов, представляющий собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях устойчивого управления лесами, рационального их использования, охраны, защиты и воспроизводства, повышения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов.
Контроль за состоянием, использованием, охраной лесного фонда имеет своей задачей обеспечить соблюдение всеми юридическими и физическими лицами установленного порядка пользования лесным фондом, его защиты, воспроизводства лесов, их учета, правил ведения лесного хозяйства. [4] К мерам экономического стимулирования рационального лесопользования относятся: ─ плата за лесные пользования; ─ льготы по платежам за лесные пользования; ─ финансирование расходов на государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. Следует отметить, что лес как экосистема включает в себя и ресурсы животного мира, обитающие в нем. Животный мир или фауна (от лат. fauna ¾ богиня лесов и полей, покровительница животных) ¾ это дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, а также моллюски, насекомые и другие), обитающие в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере и почве, постоянно или временно населяющие территорию республики. [9]К основным направлениям охраны животного мира в Беларуси относятся (рис. 8.3).Рис. 8.3 Охрана объектом животного мира 1) Осуществление правового регулирования.Правовое регулирование осуществляется на основании Закона Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира», который закрепляет единый для Республики Беларусь порядок правового регулирования в области охраны и использования животного мира для удовлетворения экологических, экономических, эстетических и иных потребностей человека с учетом интересов нынешнего и будущих поколений.2) Применение государственной экологической экспертизы, которой подлежат материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведение работ по их использованию (в том числе проекты устройства охотничьих и рыболовных угодий), акклиматизации и гибридизации.3) Ведение государственного учета, необходимого для обеспечения охраны и организации рационального использования животного мира и осуществляемого посредством ведения государственного кадастра животного мира.Государственный кадастр животного мира Республики Беларусь содержит систему необходимых сведений и документов о распространении, биологическом состоянии, численности, характере и интенсивности хозяйственного использования видов (групп видов) диких животных, постоянно или временно обитающих на территории республики в условиях естественной свободы, в неволе или полувольном состоянии, а также основные данные об условиях существования этих животных, проводимых биотехнических, охранных и других мероприятиях.
─ планирование и финансирование мероприятий по охране животного мира и среды его обитания; ─ бюджетное финансирование государственных программ и мероприятий по охране и воспроизводству животного мира; ─ систему платежей за пользование животным миром; ─ систему возмещения вреда, нанесенного животному миру и среде его обитания. Несмотря на принимаемые меры по охране объектов растительного и животного мира на территории как Республики Беларусь, так и других государств мира наблюдается постоянное истощение биологических ресурсов. Поэтому международными природоохранными организациями особое внимание уделяется проблеме сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия. С этой целью создаются особо охраняемые природные территории.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|