Алхимия на Арабском Востоке
Введение
Современная наука обнаружила удивительные свойства нашего мира. Для точного выражения своих знаний она разработала специфический язык, непонятный простым смертным. Но такой язык был и у алхимиков — и, пытаясь сегодня толковать их трактаты (ключ к которым потерян), мы находимся в ситуации, похожей на ту, в какую попал бы средневековый алхимик, окажись в его руках учебник по квантовой теории поля. У наших современников благодаря системе образования сложился несколько насмешливый стереотип древнего алхимика – чудаковатого человека занятого исключительно поисками философского камня и получения золота из свинца, который случайным образом делает некоторые открытия, из которых в последующем вырастает настоящая наука – химия. Поэтому алхимия причислена к лженаукам, а ее адепты к чернокнижникам или аферистам и мошенникам. Еще два десятка лет назад алхимию считали «неразумной матерью разумной дочери химии». Так, по крайней мере, говорилось в учебниках истории науки. Но с этим соглашались и соглашаются не все. Научные воззрения на алхимию оказываются либо искаженными, либо лживыми. Алхимия – древнее тайное учение, которое в отличие от науки, занимающейся исключительно материальным миром и пытающейся понять лишь отдельные закономерности бытия, является наукой о законах мироздания, человечества и его месте в этом мире, духовном росте человека. Возможно, именно развитие алхимии в средневековой Европе обеспечило взрывной рост и развитие промышленного производства. Практической стороной алхимии является разработка рецептов по изготовлению из неблагородных металлов благородных, главным образом золота из свинца. Философский смысл заключается в создании "химической модели космического процесса". Этический аспект алхимии подразумевает сложный путь духовного совершенствования человека. Исторически алхимия представляла собой стиль жизни, способ коммуникации, так называемую "элитарную субкультуру".
Толкования и определение слова «Алхимия»
По другому мнению, корень Khem или Khame подразумевает чернозем и Черную страну, т. е. Древний Египет ("Та Кемет"). Изучение земных недр: в латинском языке humus — земля — третья версия этимологии слова. Древнегреческий словарный арсенал вызывает следующие фонетические ассоциации: хюмос — сок, хюма — литье, поток, река, химевсис — смешение. Древнекитайское ким — золото — указывает на дальневосточное происхождение, а приставка "ал" — на арабское. Александрийский философ Зосима считал, что "алхимия" происходит от библейского Хама. Что же изучает Королевское Искусство Алхимия в основе своей? Алхимия - наука, изучающая многообразие окружающего мира как с естественной точки зрения, так и с философской. В фокусе основного внимания алхимического научного сообщества находятся взаимодействия материальных веществ земного мира как между собой, так и с человеческим организмом; пути улучшения человеческой жизни и достижения гармонии с окружающим миром; пути использования материи окружающего мира во благо жизни человека; изучение материи на всех возможных уровнях (микро- и макроскопических, философских, спиритуальных и когнитивных).
Алхимия - искусство превращения любого вещества, энергии и информации в любое другое.
История Алхимии Начнем разбираться в различиях алхимических школ. Истоки алхимического знания лежали в Египте и Месопотамии. Александрийская алхимия Алхимия складывается в эпоху поздней античности (II—VI века н. э.) в александрийской культурной традиции и представляет собой форму ритуального герметического искусства. В большой степени алхимия базируется на учении о 4 первоэлементах Аристотеля. Алхимические символы элементов. 1 — олово; 2 — свинец; 3 — золото; 4 — сера (алхимики считали её мужским началом веществ); 5 — ртуть; 6 — серебро; 7 — железо Основными объектами изучения александрийской химии (термин «алхимия» появится позже у арабов) являлись металлы. В александрийский период сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующее небесное светило:
(планета Меркурий расположена ближе всех к Солнцу, символом которого является золото).
Небесным покровителем алхимии в Александрии стал египетский бог Тот или его греческий аналог Гермес. Центром алхимии того периода считался храм Сераписа, при котором около 235 г. был открыт филиал Александрийской библиотеки. Одним из главных отличий египетской – а, вернее, александрийской – школы алхимических изысканий становится ее фокусировка на изучении алхимических свойств металлов, возможностей их трансмутации и получения золота из менее драгоценных металлов. Так, уже Болосу Демокриту были известны многие сложные операции, которые и по сей день используются в лабораториях Королевского Искусства. Среди значительных представителей греко-египетской алхимии, имя которых дошло до наших дней, можно отметить Болоса Демокритоса, Зосима Панополита, Олимпиодора.
Написанная Болосом книга «Физика и мистика» (около 200 лет до н. э.), которая состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и пурпуру. Болос впервые высказал идею превращения одного металла в другой (прежде всего неблагородных металлов в золото), ставшую основной задачей всего алхимического периода. Зосим в своей энциклопедии (III в.) определил khemeia как искусство делания золота и серебра, описал стадии процесса приготовления искусственного золота (тетрасомату); особо он указывал на запрет разглашения тайн этого искусства. В конце III в. в 296 г. египтяне под предводительством Домиция Домициана подняли восстание против римского императора Диоклетиана. Прибывший в Египет правитель Римской империи подавил восстание и издал эдикт, которым повелевалось собрать все старинные книги, учившие тому, как делать золото и серебро, и сжечь их. Это объясняли желанием Диоклетиана уничтожить источник богатства, а вместе с тем и высокомерия египтян. Однако от александрийского периода осталось также и множество герметических текстов, представлявших собой попытку философско-мистического объяснения превращений веществ, среди которых знаменитая «Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста. Алхимия на Арабском Востоке После падения Римской империи центр алхимических исследований перемещается на Арабский Восток, и арабские учёные становятся главными исследователями и хранителями античных трудов. Арабы ввели и само название, добавив к греко-египетскому «химия» частицу «ал-». Не ограничиваясь лишь стремлением к облагораживанию металлов, они приблизили «тайное искусство» к практическим потребностям. Арабская традиция изучения окружающего мира мощным рывком продвигает алхимическую науку. Во многом мы обязаны этим Джабиру ибн Хайяну, более известному как Геберу – ведь именно он становится революционером в становлении Алхимии в том виде, в котором мы знаем ее сегодня. Гебер становится основоположником Ртутно-Серной Теории Диады – теории, которая объясняет качественный состав любого металла содержанием в нем определенного количества Ртути и Серы, пропорция которых и делает различие между, к примеру, медью и оловом столь существенным.
Так, алхимик Джабир ибн Хайян (около 721-815) впервые получил нашатырный спирт, растворы серной и азотной кислот. Джабир заложил основы ртутно-серной теории. Эти принципы объясняли все характерные физические свойства металлов (ковкость, горючесть и пр.) и обосновывали возможность превращения одного металла в другой. Джабир ибн Хайян также ввел представление о философском камне, как о некой субстанции, которая может изменить соотношение ртути и серы в любом металле и превратить его в золото и одновременно исцелять все болезни и давать бессмертие, развил учение о нумерологии, связав арабские буквы с названиями веществ. Во IIв. н.э. в истории алхимический период. Как и их предшественники, алхимики не проводили различий между неорганическими и органическими веществами. И только в IXв. Ар-Рази в «Книге тайн» впервые дал классификацию всех известных в то время веществ, разделив их на три большие группы: землистые (минеральные), растительные и животные. Ар-Рази в конце IX века усовершенствовал теорию о первоначальных элементах, добавив ещё одно свойство металлов, «принцип твёрдости», которую он ассоциировал с солью. Крестовые походы, помимо обретения христианских святынь, обращения неверных в христианство, принесли в западную Европу новые воззрения герметических школ мусульманского Востока. Испания, находящаяся под арабским владычеством, поспособствовала распространению алхимических идей Гебера и Авиценны. Абу Али ибн Сина (латинизированное имя – Авиценна; около 980 – 1037) был выдающимся врачом. Большей частью именно студентам и врачам, которые в начале Средних веков отправлялись в арабскую Испанию брать уроки мастерства у знаменитых учителей, мусульман и евреев, алхимия была обязана тем, что получила в XI—XII веках распространение в странах христианского Запада. В тоже время Авиценна критиковал некоторые действия алхимиков: "Алхимики утверждают, что они будто бы могут осуществить подлинные превращения веществ... Я считаю это невозможным, ибо нет путей для превращения одного металла в другой". Арабские алхимики внесли существенный вклад в развитие естественно - научных исследований, например, создав дистилляционный аппарат. Центром арабской алхимии стал Багдад, а затем Академия в Кордове
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|