Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личные качества Алхимиков.

Для ученых изучавших Алхимию имелась необходимость определенных личных качеств исследователя и знания тайных сил природы имеет, как это ни странно слышать, вполне реальные основания.
Истинные алхимики обязательно учитывали в своей практике личные человеческие качества исследователя! И вот именно это имеет в алхимической практике решающее значение. То есть как раз именно то, из-за чего и отвергают Алхимию все «серьезные» люди, привыкшие принимать лишь то, что происходит «независимо» от их личных человеческих качеств. И если следовать мнению большинства, то по-настоящему истинным ученым может быть только бездушный автомат, холодно и методично регистрирующий всякое внешнее проявление.

Однако основной секрет Алхимии заключается в том, что существует способ манипулирования материей и энергией, позволяющий создавать то, что в современной науке называется силовым полем. Причем это силовое поле воздействует не столько на предметы манипулирования, сколько на самого наблюдателя. Соответственно, самым главным моментом во всяком истинном алхимическом Делании является не столько преобразование металлов и изготовление панацеи с помощью философского камня, сколько преображение в ходе Великого Делания самого исследователя.

Настоящие алхимики и вообще полагают, что само по себе преобразование металлов — цель недостойная истинного адепта. Истинный алхимик должен думать не о личном обогащении, а, прежде всего о собственном духовном преобразовании, фактически — о победе над телом и всем телесным. Для таких духовных алхимиков первовеществом является не что иное, как собственное тело, а процессом Великого Делания — неустанная духовная практика. Истинный алхимик не ищет способа расщепить атом, как это делают современные физики. Он не стремится вызывать реакции с целью постижения химических свойств того или иного вещества.

Луи Повель в книге «Утро магов» пишет: «Алхимики при проведении своих исследований всегда учитывали моральные и религиозные аспекты, в то время как современная физика — наука без совести...». А поэтому алхимия и химия не являются разделами одной науки — это совершенно отдельные и самостоятельные области знания. Алхимик стремится войти в духовное единство с природой и, выращивая свое первовещество, прежде всего выращивает самого себя.

Поэтому в первой же главе своего труда один из знаменитейших средневековых адептов (что в переводе с латинского означает «посвященный») Фламель пишет, что алхимику прежде всего необходимо избавиться от двух главных опасностей, порождающих все грехи человечества, — от жадности и страха. Только избавившись от них, можно очиститься по-настоящему и приготовиться к постижению истинной чистоты — к обретению подлинного единства, пронизывающего все сущее. Во второй главе «Иероглифических фигур» он говорит: «Мне хотелось бы, чтобы после... размышлений... у нашего искателя полностью открылись глаза духа и он пришел к заключению, что... все эти фигуры и пояснения к ним не предназначены для людей, незнакомых с наукой о металлах и трудами философов и недостойных, таким образом, именоваться Сынами Доктрины». А «поспешность... всегда от дьявола и является заблуждением».

Итак, вот ход рассуждения истинного алхимика:

Первое убеждение. Подобное рождает подобное.

Второе убеждение. Все происходит в результате слияния или разделения двух начал.

Третье убеждение. Металлы, как и все прочие элементы, не существуют в изначально заданном виде, но создаются в недрах Земли и Космоса из некого единого первоэлемента.

В европейской Алхимии могли сочетаться теоретик-экспериментатор и практик-ремесленник, поэт и художник, схоласт и мистик, теолог и философ, маг-чернокнижник и правоверный христианин. Такой взгляд на Алхимию позволяет понять её как явление, сосредоточившее в себе многие особенности средневекового мышления. Неважно кем был человек, важны были его только личные качества.

Философия Алхимии

Целью алхимиков во всех культурах является осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его «перерождение» и переход «на новый уровень». Алхимию, занимающуюся получением золота, составлением препаратов и снадобий, «пилюль бессмертия», изучением глубинной (оккультной) сущности веществ и химических реакций называют внешней алхимией.

Трансмутацией духа, достижением абсолютного здоровья или даже бессмертия при помощи определенных упражнений — внутренней алхимией.

В рамках внутренней алхимии человек или его отдельные материальные и нематериальные компоненты (сознание, дух, душа, отдельные энергии и т.п.) рассматриваются как субстанции, обладающие определёнными химическими и физическими свойствами. С этими свойствами можно производить операции, описываемые на языке химических превращений.

Параллельно основной (химической) метафоре часто развиваются другие символические ряды. Особенно богата в этом отношении европейская алхимия.

Так, например, философский камень именовался как «красный лев», «великий эликсир», «философское яйцо», «красная тинктура», «панацея», «жизненный эликсир» и пр.

Все без исключения алхимические учения отличаются таинственностью и секретностью, что часто давало повод к их превратному пониманию. Однако магические обряды, ритуальные действия, заклинания рассматривались как способ влияния на природные и божественные силы, которые могли помочь в осуществлении мистического творения, то есть превращения одного вещества в другое (трансмутация, тетрасомата и пр.).

Превращения обоснованы наличием первоматерии, первоначальных элементов: четырёх в западной традиции (огня, воды, земли и воздуха) и пяти в восточной (огня, воды, земли, металла и дерева).

В европейской алхимии между первоматерией и отдельными порождёнными ею материальными телами лежат два промежуточных «звена».

Первое звено — это всеобщие качественные принципы мужского (сера) и женского (ртуть) начал. В XV веке к ним добавили ещё третье начало — «соль» (движение).

Второе звено — это состояния, качества, свойства первоэлементов:

земля (твёрдое состояние тела),

огонь (лучистое состояние),

вода (жидкое состояние),

воздух (газообразное состояние),

квинтэссенция (эфирное состояние).

В результате взаимодействия качественных принципов (начал) и состояний первоэлементов можно осуществлять любые трансмутации веществ.

Алхимический период (4-16 вв.) характеризуется не только распространением умозрительной и "опытной" Алхимии, но и одновременным развитием практической, ремесленной химии. Но было бы несправедливо приписывать последней всё приращение реальных химических знаний в алхимическом периоде; в каждой из отраслей Алхимии можно усмотреть начатки знаний.

Из дошедших до нас алхимических текстов видно, что алхимикам принадлежит открытие или усовершенствование способов получения практически ценных соединений и смесей (минеральных и растительных красок, стекол, эмалей, металлических сплавов, кислот, щелочей, солей, лекарственных препаратов), а также создание или улучшение приёмов лабораторной работы (перегонка, возгонка, фильтрование), изобретение новых лабораторных приборов (например, печей для длительного нагревания, перегонных кубов).

Таким образом, попробуем отнести Алхимию как к научным дисциплинам, так и к областям искусства, и к видам ремесла.

Цели Алхимии


Естественно, что в ходе развития научной мысли человечества ответов на главный вопрос Алхимии - "Что есть жизнь, и как ее улучшить?" - было дано более чем предостаточно для изучения в течение всей жизни человека.

Тысячи великих умов постигали раз за разом таинства взаимодействия веществ друг с другом и пытались определить закономерности в этом поведении мира. Они выдвигали множество теорий относительно того, на чем зиждется построение материи, что объединяет и что делает различия между разными веществами:

так, Аристотель был одним из первых алхимиков, предположивших, что материя подразумевает под собой не только вещественное соединение четырех стихий - или, говоря современным языком, агрегатных состояний - огня, воды, воздуха и земли, но и свойств их в разной степени (сухости, влажности, тепла и холода),

тогда как Джабир ибн-Хайян (более известный как Гебер) отрицает эту элементарную теорию и создает свою, совершенно новую гипотезу о качественном составе материи, а именно Ртутно-Серную теорию. Во многом эта теория пересекается с философской стороной алхимии как науки постижения своего собственного бытия, ибо Философическая Ртуть и Философическая Сера могут никак не соотноситься с естественным составом вещества, но отражать его свойства в алхимических реакциях. Так, Сера, по мнению Гебера (и в последующем Парацельса) отражает свойство горючести определенного вещества, а Ртуть – его металличности, то есть блеска.

 

Главная цель Алхимии: Великое Делание - это процесс получения Философского Камня – легендарного эликсира, дарящего бессмертие выпившему, способному участвовать в сложнейшей трансмутации вещества в золото, служащего составным компонентом алкагеста (универсального растворителя).

У этого процесса есть несколько этапов, которые, впрочем, можно разбивать на мелкие шаги, да и делить Делание можно на стадии по-разному. Главный же вывод следующий: Алхимия в основе своей стремится к улучшению жизни человеческой, повышению уровня ее качества и достижению философской вершины гармонии с самим собой и природой.

В своей книге "История химии" Джеймс Браун так формулирует цели, которых хотели достичь алхимики:

"Таким образом, это было общей целью алхимиков - выполнить в лаборатории, насколько это возможно, процессы, над которыми Природа работала внутри земли. Семь главных проблем занимали их внимание:

1. Приготовление сложного вещества, называемого Эликсиром, универсальным лекарством или Философским Камнем, который обладал свойством превращения основных металлов в золото и серебро и выполнения многих других великолепных операций...

2. Создание гомункулуса, или живого существа, о котором рассказывалось много восхитительных, но неправдоподобных историй.

3. Приготовление универсального растворителя, который бы растворял любую субстанцию...

4. Палингенез, или восстановление растений из пепла. Если бы они преуспели в этом, у них была бы надежда оживлять мертвых.

5. Приготовление spiritus mundi, мистической субстанции, обладающей многими свойствами, главным из которых была способность к растворению золота.

6. Извлечение квинтэссенции, или активного первоисточника всех субстанций.

7. Приготовление aurum potabile, жидкого золота, совершеннейшего средства для излечения, потому что золото, совершенное само по себе, может производить совершеннейшее воздействие на человеческую природу.

«Первый Философский камень был изобретен в 1415 году и существовал до некоторого времени. В истории отмечен не один его создатель… т.к. создан был не один камень и в разные времена. Самим истоком алхимии является теория Философского камня. В наше время алхимии слилась с Зельеварением и они теперь существуют нераздельно.
И все же в некоторых случаях их нужно различать».

 

В Алхимии, как это ни странно, неразрывно соединились разнообразные проявления творческой деятельности средневекового человека.

Там, где Алхимия выступает как эксперимент, осложнённый магией, она пользуется методами рациональной науки, хотя и не вполне развитыми.

Там же, где Алхимия осознаёт себя искусством, на первый план выступает символическое мировидение.

Кроме того, деятельность алхимика - ещё и философско-теологическое творчество, причём такое, в котором проявлялись как языческие, так и христианские её истоки. Именно поэтому оказалось так, что там, где Алхимия христианизирована (белая магия), этот род деятельности легализуется христианской идеологией.

Там же, где Алхимия выступает в своём дохристианском качестве (чёрная магия), она признаётся неофициальным, а потому запретным делом. Это во многом объясняет трагическую участь некоторых европейских алхимиков.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...