Нормативы и требования к организации стоматологического кабинета
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Практического занятия № 10 (для преподавателей) МОДУЛЯ 1 «Строение зубов и препарирование кариозных полостей» СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ІІІ-ІV УРОВНЕЙ АККРЕДИТАЦИИ
“Организация и оборудование стоматологического кабинета. Виды бормашин. Техника безопасности работы. Стоматологический инструментарий, его назначение. Профессиональные заболевания врача-стоматолога, их профилактика. Понятие эргономики в стоматологии” Составила асс. Гурьева Т.Е.
Харьков 2010г.
Тема: “Организация и оборудование стоматологического кабинета. Виды бормашин. Техника безопасности работы. Стоматологический инструментарий, его назначение. Профессиональные заболевания врача-стоматолога, их профилактика. Понятие эргономики в стоматологии.” Технологическая карта проведения практического занятия:
Актуальность темы:
Подготовка врача-стоматолога требует овладения им большим количеством различных практических навыков. До клинического обучения студент должен уметь проводить определенный объем врачебных вмешательств для оказания помощи больному. В связи с этим, необходимо больше внимания уделять практической подготовке студента и овладению им навыками работы при помощи моделей удаленных зубов, специальных приспособлений, имитирующих полость рта,- фантомов. Успешное овладение этими навыками позволит студенту уверенно проводить прием больных во время клинического курса обучения. Общая цель занятия: Студент должен знать: - правила этики и деонтологии. Правовые нормы взаимоотношений врач – больной - основы организации стоматологической помощи - оснащение и оборудование терапевтического стоматологического кабинета. - правила техники безопасности при работе со стоматологическим оборудованием и инструментарием. - обязанности врача, медсестры, ассистента стоматолога, санитарки лечебного стоматологического кабинета - понятие «Эргономика в стоматологии» - профессиональные заболеваниями врача-стоматолога и их профилактика Студент должен уметь: - организовать рабочее место - пользоваться стоматологической установкой -пользоваться стоматологическими наконечниками.
- пользоваться стоматологическим инструментарием - уметь устранять мелкие неисправности
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
Теоретические вопросы, на основе которых возможно выполнение целевых видов деятельности: 1. Рабочее место студента, его оснащение, техника безопасности. 2. Понятие эргономики в стоматологии. 3. Нормативы и требования к организации стоматологического кабинета. 4. Современное оснащение стоматологического кабинета: гигиенические и эргономические требования (основные положения). 5. Виды бормашин. Универсальные стоматологические установки, кресла.
6. Стоматологический инструментарий для обследования и лечения больного. Назначение и особенности применения. 7. Виды стоматологических наконечников. 8. Инструментарий для препарирования и пломбирования кариозных полостей. 9. Стоматологические боры, их разновидности в зависимости от размера, формы, назначения, материалы для их изготовления, международная цветовая стандартизация по ISO. 10. Охрана труда врача-стоматолога. Техника безопасности в стоматологическом кабинете. 11. Профессиональные заболевания, их профилактика.
Учебная информация, необходимая для изучения данной темы: Основная 1.Магид Е.Л.Мухин Н.А.Атлас по фантомному курсу в терапевтической стоматологии.-1981.-С.- 3-4, 67-109, 1987.- С. 64-108 2.Терапевтическая стоматология: Учебник/Под ред.Ю.М.Максимовского.- М.: Медицина,2002.- 640 С. 3.Данилевский Н.Ф., Борисенко А.В., Политун А.М.Терапевтическая стоматология. В 4 томах. Том 1. Фантомный курс. Киев «Медицина»,2009.-399С. 4.Максимовский Ю.М. Фантомный курс терапевтической стоматологии, ОАО «Медицина»,2005.- 324 С. 5.Борисенко А.В.Секреты терапевтической стоматологии.В 4 томах. Фантомный курс. Том 1. МЕДпресс- информ,2009.- 320 С. 6.Базикян Э.А., Волчкова Л.В., Робустова Т.Г. Пропедевтическая стоматология: Учебник для ВУЗов/ Под ред. Базияна Э.А./.ГЭОТАР-Медиа,3003.-768 С. 7.Нападов А. Паламарчук В.М. Хохлов Э.М Медицинская деонтология и психотерапия в стоматологии. 1984 г., с. 3-25. 8.Данілевський М.Ф. Практикум з терапевтичної стоматології фантомний курс. Львів. Світ. 1993 р 9.Терапевтическая стоматология. Учебник/ Е.В.Боровский, В.С.Иванов и др. Под ред. Е.В. Боровского, Ю.М. Максимовского.- М.: Медицина, 2001.-840 С. 10.Терапевтическая стоматология.: Учебник для студентов мед. вузов/ Под ред. Боровского Е.В.- М.: «Медицинское информационное агентство», 2004.-840с.
Дополнительная: 1. Скорикова А.А., Волков В.А., Баженова Н.П. Пропедевтика стоматологических заболеваний: Учебное пособие для мед. ВУЗов. Ростов: Феникс.2002.- 640 С. 2.Базикян Э.А., Волчкова Л.В., Лукина Г.И. Стоматология. Тематические тесты. В 2-х частях. Часть 1. Пропедевтическая стоматология, ГЭОТАР-Медиа,2009.- 193 С.
3.Трезубов В.Н., Мишнев Л.М.,Соловьев М.М. Стоматологический кабинет:оборудование, материалы, инструменты. СпецЛит.,2006.- 146 С. 4. Терапевтическая стоматология. Учебник/ Е.В.Боровский, В.С.Иванов и др. Под ред. Е.В. Боровского, Ю.М. Максимовского.-М.: Медицина, 1998.-736с 5..Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: МЕДпресс-информ, 2003. - 560 с. 6.Бритова А.А. Предклинический курс по терапевтической стоматологии.Нов.ГУ.Новгород,1998 7.Вагнер В.Д. Сан.-эпид.режим в стоматологии. Мед.книга НГМА,2001 8.Ганева С.И. Сан.-эпид.режим в учреждениях стоматологического профиля. НГМА,2000 9.Васильев В.И. Пропедевтическая стоматология терапевтическая. Учебное пособие. Великий Новгород,2008. Организационная структура практического занятия (короткие методические указания к работе на практическом занятии): В начале занятия, которое проводится в учебной аудитории, преподаватель напоминает тему, общие и конкретные цели. Дальше проводит тестовый контроль исходного уровня знаний студентов. Затем студенты самостоятельно изучают оборудование и оснащение стоматологического кабинета, особенности эксплуатации, правила техники безопасности при работе. Далее студенты изучают основной стоматологический инструментарий, методику работы с ним отрабатывают на фантомах. При этом преподаватель обращает внимание студентов на основные положения об «Эргономике в стоматологии» в целях профилактики развития профессиональных заболеваний врача- стоматолога. В конце занятия проводится коррекция результатов усвоения темы и итоговый контроль с помощью тестовых заданий. Подводится итог, анализируются действия студентов во время занятия. Дается задание к следующему занятию.
Содержание темы: Требования, предъявляемые к студентам на кафедре терапевтической стоматологии: -являться на практические занятия в строго указанное время по расписанию в медицинской форме, иметь сменную обувь; - волосы должны быть заправлены под шапочку, ногти коротко острижены; - на занятиях необходимо иметь ручки, карандаши, тетради; -студентам запрещено пользование мобильным телефоном и жевание жевательной резинки; - студент, опоздавший на занятие, к занятию не допускается. Инструкция по охране труда и технике безопасности кафедры терапевтической стоматологии: - до начала работы необходимо проверить заземлено ли оборудование и аппаратура. Проверить целостность заземляющих проводов. Не использовать провода с нарушенной изоляцией;
- перед включением аппарата в сеть, необходимо убедиться в соответствии напряжения в сети напряжению аппарата; - при устранении неисправности в работе бормашин, последняя должна быть обязательно отключена от сети; - при работе бормашинами БЭСС-10 и БЭСЖ-01 запрещено использование низкоскоростных наконечников; -в целях предупреждения возникновения пожара, не оставлять включенными в сеть электронагревательные приборы; - не допускать пациентов к эксплуатации лечебно-диагностической аппаратуры; - приготовление амальгамы осуществлять в амальгамосмесителе или в вытяжном шкафу; - все работы с ядовитыми материалами проводить в вытяжном шкафу; - при снятии зубных отложений необходимо использование средств защиты органов зрения и дыхания (защитные очки, щитки, маски); - при работе с больным использовать маску и шапочку; - по окончании работы необходимо выключить и обесточить все электрооборудование.
Медицинская деонтология — это совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей. С философских позиций врачебная этика включает: - общие вопросы поведения врача; - нравственные правила, регулирующие взаимоотношения в медицинском коллективе; - взаимоотношения врача и пациента в конкретных условиях специальности. У врачей всех специальностей, в том числе стоматологов, прямое отношение к исполнению профессионального долга имеют их общемедицинская подготовка, владение современными методами профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, психотерапевтическое искусство, строгое соблюдение правил внутренней (отношение к труду, дисциплина, дружелюбие и чувство коллегиальности) и внешней (приличие, хороший тон и соответствующий внешний вид, то есть внешняя опрятность) культуры поведения. Эти слагаемые составляют медицинский этикет и касаются всех членов медицинского коллектива. К правилам внешней культуры относятся также форма приветствия и умение держать себя среди коллег и пациентов, умение вести беседу соответственно обстановке и условиям, взаимная вежливость. Студент, приветствуя пожилого сотрудника клиники, преподавателя или беседуя с ними, должен встать, быть сдержанным и тактичным, владеть собой, слушать преподавателя и собеседника. Между преподавателем, студентом и средним медперсоналом должны быть отношения, основанные на взаимном уважении, соблюдении субординации и четком выполнении своих профессиональных обязанностей. К студенту как будущему врачу и к другим сотрудникам в клинике предъявляются следующие требования: - соблюдение формы (чистый, отутюженный халат, полухалат, брюки; сменная обувь на низком каблуке; аккуратная прическа); - использование при приеме пациентов также очков, перчаток, маски. Внешность врача должна отражать внутреннюю собранность, самодисциплину. Медицинская «униформа» не нуждается в украшении. Опрятность доктора всегда ассоциируется в представлении пациента с его хорошей профессиональной подготовкой. Все этические проблемы в стоматологии можно разделить на два вида: - морально-этические; - профессионально-этические. Морально-этическая сфера стоматолога зависит от его (ее) морального облика, формирующегося на основе воспитания в семье и школе. Профессионально-этическая сфера стоматолога так или иначе связана с профессиональной деятельностью. Врачебная ошибка — это добросовестное заблуждение врача, которое повлекло или могло повлечь определенный ущерб здоровью больного. Активно практикующий врач может иногда допустить ошибку, ибо в медицине без определенного риска зачастую нет возможности достичь желаемого терапевтического эффекта, невозможен прогресс. В связи с этим познание и признание ошибок представляют собой акт профессиональной честности. Непризнание ошибок представляет собой недеонтологический акт, несущий вред врачу и больному. Наука об ошибках - эрология. Тесно с врачебной ошибкой связаны ятрогенные заболевания — психогенные и соматогенные патологические состояния, прямо или косвенно связанные с действиями врача. По И.А. Кассирскому, ятрогенными заболеваниями принято считать «болезни функциональные и органические, непосредственной причиной которых являются действия врача: 1) психическое травмирование больного неумелым подходом (нарушение норм так называемой «психической асептики»); 2) неправильное проведение техники инструментального исследования, ошибочное введение медикаментозных средств и др. В данном случае действия врача могут быть: - ошибочными (необоснованными); - правильными (на сегодняшний день); - вынужденными (умышленно направленными на создание процесса). Классификация ятрогений 1-я группа: ятрогения, связанная с профилактическими мероприятиями (вывих зуба, полученный в результате несоблюдения правил снятия зубных отложений). 2-я группа: ятрогения, связанная с процессом диагностики заболевания. 3-я группа: ятрогения, связанная с видами проводимого лечения (медикаментозная и т. д.). 4-я группа: ятрогения, связанная с проведением реанимационных мероприятий. 5-я группа: ятрогения, связанная с изменением психики больного в связи с неблагоприятным влиянием медицинского персонала. 6-я группа: ятрогения, связанная с дефектами в организации процесса оказания медицинской помощи. 7-я группа: ятрогения, связанная с бездействием, то есть неоказанием медицинской помощи. 8-я группа: ятрогения «псевдоболезни», связанная с ошибочным диагнозом и развитием нового заболевания вследствие лечения или нелечения.
Нормативы и требования к организации стоматологического кабинета Существуют определенные нормативы и требования к организации стоматологического кабинета, обусловленные, с одной стороны, используемым оборудованием, а с другой — объемом работы и применением потенциально опасных для здоровья материалов, которые при неправильном использовании могут оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье медицинского персонала (имеется в виду амальгама, в состав которой входит ртуть). По существующему положению площадь стоматологического кабинета на одного врача должна быть не менее 14 м2. Если в кабинете устанавливается несколько кресел, то его площадь рассчитывают исходя из дополнительного норматива — 7 м2 на каждое кресло. Число дополнительных кресел в кабинете не должно быть более двух, т.е. всего в кабинете может быть три кресла, а его площадь должна составлять не менее 28 м2. При наличии дополнительной универсальной стоматологической установки площадь на него увеличивается до 10 м2, а общая площадь кабинета на три кресла возрастает до 34 м2. В терапевтическом стоматологическом кабинете предусматривается обязательное разделение рабочих мест врачей непрозрачными перегородками высотой до 1,5 м. При монтаже импортных установок необходимо придерживаться норм, указанных в инструкциях для их эксплуатации. Высота кабинета должна быть не менее 3 м, чтобы обеспечить как минимум 12 м3 воздуха на одного человека, глубина при одностороннем естественном освещении не должна превышать 6 м. Если этот параметр превышает 6 м, то можно разместить стоматологические кресла в 2 ряда. Стены и пол в стоматологическом кабинете необходимо окрашивать в светлые тона с коэффициентом отражения не ниже 40. Желательно использовать нейтральный светло-серый цвет, не мешающий правильному цветоразличению оттенков окраски слизистых оболочек, кожного покрова, крови, зубов и пломбировочных материалов. Установлено, что синие тона усиливают бледность кожного покрова, оранжево-красные маскируют желтушность кожи, слизистых оболочек и склер, что затрудняет своевременное распознавание заболеваний, сопровождающихся появлением иктеричности (например, гепатитов, в том числе наиболее опасного для стоматологов инфекционного гепатита В). Двери и окна в кабинете окрашивают эмалями или масляной краской в белый цвет. Дверная и оконная фурнитура должна быть гладкой и легко поддающейся чистке. Стоматологический кабинет должен иметь естественное освещение. Окна кабинета желательно ориентировать на северные направления (север, северо-восток, северо-запад) во избежание значительных перепадов яркостей на рабочих местах за счет попадания прямых солнечных лучей, а также перегрева помещений в летнее время. В кабинетах, имеющих неправильную ориентацию, в летнее время рекомендуется затенять окна при помощи штор, жалюзи, тентов и других приспособлений. Оптимальные условия для выполнения зрительной работы обеспечивает рациональное естественное освещение кабинета, показателями достаточности которого являются световой коэффициент (СК), коэффициент естественной освещенности (КЕО) и угол падения световых лучей на рабочее место. Нормативные значения этих показателей следующие: СК 1/4— 1/5, КЕО — не менее 1,5 %, угол падения — не менее 28°. Кабинет должен иметь общее искусственное освещение, обеспечиваемое люминесцентными лампами или лампами накаливания. Для общего люминесцентного освещения рекомендуется использовать лампы со спектром излучения, не искажающим цветопередачу: например, люминесцентные лампы дневного света с исправленной цветопередачей или люминесцентные лампы холодного естественного цвета. Уровень освещенности кабинета при использовании люминесцентных ламп должен составлять 500 лк. Люминесцентные светильники должны быть укомплектованы пускорегулирующими аппаратами с особо низким уровнем шума, быть парными во избежание появления пульсации светового потока и размещаться в зонах, не попадающих в поле зрения работающего врача. Светильники общего освещения, размещаемые на потолках, должны быть со сплошными (закрытыми) рассеивателями. Наиболее подходящими для зрительной работы стоматологов являются люминесцентные лампы, спектр излучения которых приближается к естественному свету. Для местного освещения (в рефлекторах универсальных установок) рекомендуется ксеноновая лампа типа ДКСШ, также обладающая благоприятным спектром излучения. Светильники общего освещения размещают с таким расчетом, чтобы они не попадали в поле зрения работающего врача. Стоматологические кабинеты, кроме общего, должны иметь местное освещение в виде рефлектора на стоматологических установках. Создаваемая местным источником освещенность не должна превышать уровень общего освещения более чем в 10 раз и в пределах 2000—5000 лк, чтобы не вызвать утомительной для зрения врача световой переадаптации при переводе взгляда с различно освещенных поверхностей. Стоматологический кабинет должен быть обеспечен приточно-вытяжной вентиляцией с кратностью воздухообмена 3 раза в час по вытяжке и 2 раза в час по притоку, а также иметь форточки и фрамуги. В кабинете врача должна быть кварцевая лампа (настольная или переносная), при помощи которой производят кварцевание воздуха, обычно в перерыве между сменами или после завершения рабочего дня. В связи с применением амальгамы для пломбирования зубов особое внимание уделяется отделке пола, стен и потолка кабинета. Стены помещения стоматологического кабинета должны быть гладкими, без щелей и трещин. Углы и места соединения стен, пола и потолка должны быть закругленными, без карнизов и украшений. Не рекомендуется при отделке стен и потолков стоматологических кабинетов использовать пористые и легковоспламеняющиеся материалы: стеновые пластиковые и деревянные панели. В стоматологических кабинетах не допускают украшения, карнизы, не должно быть живых и искусственных цветов и других предметов, способствующих скоплению воздушной пыли и затрудняющих санитарную обработку. Стены и потолки штукатурят или затирают с добавлением в раствор 5 % порошка серы для связывания сорбирующихся паров ртути в прочное соединение (сульфид ртути), не подвергающееся десорбции, а затем окрашивают силикатными или масляными красками. Пол кабинета вначале покрывают плотным картоном, а сверху укладывают рулонный линолеум, который должен переходить на стены на высоту 5—10 см. Место соединения листов линолеума, так же как и места выхода труб, должны быть зашпаклеваны и покрыты нитрокраской. Указанные меры необходимы для обеспечения эффективной санитарной обработки и уборки, исключающей возможность скопления ртути. Обязательное условие работы с амальгамой — наличие в кабинете вытяжного шкафа, в котором ее изготовляют. В таком шкафу автономная механическая тяга должна обеспечивать скорость движения воздуха не менее 0,7 м/с и удаление загрязненного воздуха из всех зон шкафа. В шкаф должна быть вмонтирована водопроводная раковина с ловушкой для ртути. Внутри шкафа устанавливают шкафчик для хранения суточного запаса амальгамы и посуды для ее приготовления, а также демеркуризационных средств. Амальгамосмеситель, устраняющий ручные операции при приготовлении серебряной амальгамы, должен постоянно находиться в вытяжном шкафу. В помещениях, где работают с амальгамой, температура воздуха не должна превышать 18 °С.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|