Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Провалы рынка и деградация окружающей среды.




Приложение 4.

Комплект учебно-методических материалов по курсу

«Экономика природопользования и экономический инструментарий охраны окружающей среды»

В соответствии с программой курса в комплект учебно-методических материалов включены:

1) задания и упражнения для самостоятельной работы;

2) тесты для контрольной работы;

3) темы докладов и рефератов;

4) подборки текстов для чтения;

5) программа экзамена;

6) вопросы к экзамену;

7) образец письменного экзамена.

 

4.1. Задачи и упражнения для домашних заданий и тесты (вопросы) промежуточных экзаменов, вопросы контрольных работ.

 

Тема 1. Экономика и окружающая среда

Задачи и упражнения

 

Вопросы для обсуждения

1. Опишите важнейшие экологические проблемы в Вашем регионе, руководствуясь сформулированными выше критериями (признаками) и охарактеризуйте экономические причины, вызвавшие эти проблемы:

Чрезмерная эксплуатация/истощение природных ресурсов

Загрязнение вод, атмосферного воздуха, почв и т.д.

Точечное и неточечное загрязнение, аварийное и постоянное.

2. Является ли природная среда ограничивающим фактором следующих направлений экономического роста на территории Вашего региона:

• Сельское хозяйство

• Рыболовство

• Туризм

• Промышленность

3. Какие инициативы в российской природоохранной политике предпринимаются для (а) сохранения природных ресурсов и (б) перехода на менее дефицитные/более экологически чистые ресурсы?

Вопросы к лекциям

1. Что изучает экономика природопользования и каково ее место среди экономических наук?

2. В чем отличие экономики природопользования от экономики природных ресурсов?

3. Как взаимосвязаны экономическая система и экосистема? Проиллюстрируйте эти связи на упрощенной модели материального баланса.

4. Приведите примеры отрицательного воздействия экономики на природную среду, используя систему экологических индикаторов.

5. Как классифицируются природные ресурсы по критериям исчерпаемости, возобновимости, заменимости, формы собственности?

6. Какие классификации видов загрязнений Вы знаете?

7. Дайте определение устойчивого развития.

8. Каковы предпосылки для введения понятия устойчивого развития?

9. Дайте экономическую интерпретацию концепции устойчивого развития.

10. В чем различие понятий слабой и сильной устойчивости?

11. Каковы подходы к измерению устойчивости?

12. Какие экологические индикаторы Вы знаете?

13. Охарактеризуйте пути перехода на устойчивый вид развития.

Тесты

1. Природопользование делит на общее и специальное:

а) экономист;

б) эколог;

в) юрист;

г) философ;

д) экономист-эколог.

2. Водопользование в производственных процессах с точки зрения природопользователя является видом природопользования:

а) вспомогательным;

б) побочным;

в) основным;

г) не имеет значения;

д) малозначительным.

3. Общее природопользование:

а) требует какого-то специального разрешения;

б) осуществляется в силу естественных прав, определяемых фактом рождения и существования;

в) осуществляется на основе законов и постановлений;

г) имеет целевой характер;

д) развивается по мере увеличения необходимости.

4. Экономист природопользование рассматривает как:

а) сферу экономики со сложным организационным строением;

б) практически любой вид деятельности человека, связанный с использованием и изменением окружающей природной среды;

в) особый вид деятельности, прямо или косвенно связанный с преобразованием природной среды в различных ее проявлениях;

г) общее природопользование;

д) деятельность человека, направленная на охрану окружающей среды..

5. Какая экономическая школа впервые обращает внимание на взаимодействие общества и природы:

а) марксистская политэкономия;

б) меркантилизм;

в) физиократы;

г) классическая политэкономия;

д) австрийская неолиберальная школа.

6. Экономика природопользования — это наука:

а) естественнонаучная;

б) междисциплинарная;

в) чисто экономическая;

г) гуманитарная;

д) социально-экономическая.

7. Методологические основы Экономики природопользования связаны с:

а) классической школой;

б) теорией внешних эффектов;

в) сторонниками гуманистического направления;

г) экономикой благосостояния и теорией внешних эффектов;

д) экономической теорией.

8. Окружающая природная среда — это:

а) область активной жизни живых организмов;

б) природные объекты и явления, используемые в настоящем, прошлом и будущем для потребления;

в) тесное симбиотическое единство организмов разных видов и абиотических условий их существования;

г) среда обитания и производственной деятельности человека, включая элементы искусственно созданной среды;

д) варианты б) и г).

9. Эколого-экономический потенциал — это:

а) совокупность природных элементов, свойств и явлений, которые можно мобилизовать, привести в действие, использовать для обеспечения функционирования экономики;

б) процесс совместного развития общества и природы;

в) кругооборот веществ, энергии и информации в окружающей природной среде;

г) неиссякаемая часть природных ресурсов, недостаток в которых не ощущается сейчас и не предвидится в обозримом будущем;

д) совокупность всех природных ресурсов без привязки к экономике государства.

10. Эколого-экономические процессы (явления) — это:

а) непосредственные связи людей в сфере производства;

б) природопользование и другие виды воздействия хозяйственной деятельности на окружающую природную среду;

в) воздействие окружающей природной среды на условия общественного производства;

г) любая деятельность человека;

д) природные катастрофы и катаклизмы.

11. Эколого-экономическая система — это:

а) интеграция экономики и природы;

б) любое сообщество живых существ и его среда обитания;

в) межсистемное воздействие природы и общества;

г) любая вещественно-энергетическая совокупность взаимосвязанных составляющих, объединенных прямыми и обратными связями в некоторое единство;

д) производственно-технологические комплексы, оказывающие непосредственное влияние на качество окружающей среды.

12. Эколого-социальные процессы — это:

а) непосредственные связи в биоценозах;

б) воздействие окружающей природной среды (ОПС) на условия общественного производства;

в) непосредственное воздействие населения на ОПС;

г) воздействие ОПС на здоровье людей и условия жизнедеятельности человека

д) варианты б) и г).

13. Природные ресурсы — это:

а) тела и силы природы, которые на данном этапе развития общества могут быть использованы в качестве предмета потребления или средства производства;

б) внешняя среда экономики, обеспечивающая общие условия ее функционирования;

в) элементы и свойства природы, не требующие для своего вовлечения в процесс жизнедеятельности общества предварительных затрат труда;

г) верхняя оболочка Земли;

д) вода, воздух, полезные ископаемые.

14. Экономическим ресурсом не является:

а) труд и капитал;

б) природные ресурсы (природный капитал);

в) природные, трудовые и капитальные активы;

г) ноосфера;

д) сырье.

15. Впервые официально концепция «Устойчивое развитие» рассмотрена в:

а) 1972 г. в Стокгольме;

б) докладе Римского клуба;

в) 1987 г. в докладе Г.Х. Брундтланд в ГА ООН;

г) 1992 г. в Рио-де-Жанейро;

д) 1996 г. в России.

16. Устойчивое развитие — это:

а) колокол тревоги за судьбу человечества;

б) согласование эколого-экономических интересов настоящего и будущих поколений;

в) выражение интересов только будущих поколений;

г) разрешение противоречий в межсистемном комплексе «общество — природа»;

д) отказ от потребления природных ресурсов.

17. Фронтальная «ковбойская» экономика — это когда основное внимание при обеспечении экономического роста уделяется:

а) труду и капиталу, а территория, природные ресурсы не ограничены;

б) только капиталу;

в) труду, капиталу с учетом охраны природы;

г) гармонии во взаимодействии общества и природы;

д) капиталу с учетом охраны природы.

18. Сильная устойчивость — это;

а) полное сохранение природного капитала;

б) экономический рост, приспособленный для «зеленого» измерения ВВП;

в) экологосбалансированная экономика;

г) взаимозамещение капиталов (производственного, человеческого и природного), то есть правило постоянного капитала;

д) отказ от потребления природных ресурсов.

19. Слабая устойчивость:

а) учитывает правило Хартвина;

б) основывается на неограниченном свободном рынке;

в) требует жестко регулируемую экономику с целью минимизации изъятия ресурсов природы;

г) предполагает стабилизацию или уменьшение размеров экономики и численности населения;

д) отказ от потребления природных ресурсов.

20. Устойчивое развитие предполагает:

а) равенство внутри поколения;

б) согласование экономических и социальных целей общества;

в) соблюдение экологических целей;

г) равенство поколений;

д) отказ от потребления природных ресурсов.

21. Сырье, топливо — это природные ресурсы:

а) незаменимые;

б) заменимые;

в) рекреационные;

г) общественные;

д) возобновимые.

22. Полезные ископаемые относятся к группе природных ресурсов:

а) исчерпаемых;

б) возобновимых;

в) неисчерпаемых;

г) потенциально-перспективных;

д) невозобновимых.

Тема 2. Провалы рынка и деградация окружающей среды.

Задания и упражнения

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...