Упражнение 2 к третьей главе: Тема для дискуссии
Администрация небольшого курортного городка в целях реализации программы по строительству дешёвого жилья и объектов малого бизнеса из строительных материалов, произведённых на базе использования местных природных ресурсов, имеющихся в достаточном количестве, решила построить небольшой цементный завод. Дополнительные мотивы - создание рабочих мест, а в конечном итоге пополнение городского бюджета (рынок сбыта строительных материалов имеется). Слушатели разбиваются на команды, представляющие интересы разных целевых групп, для выработки аргументов, определяющих окончательное решение о целесообразности (нецелесообразности) строительства завода. I - представители администрации II - инвесторы III - экологические службы IV - общественные организации Опрос, проведённый среди населения показал, что оно резко отрицательно относится к проекту строительства в их городке цементного завода. т.к. это может резко ухудшить привлекательность этого, пользующегося популярностью, курортного места. Следствием этого может быть снижение доходов населения от туристического, ресторанного, гостиничного бизнеса. В итоге опроса выяснилось, что население готово на введение дополнительного местного налога, что позволит сохранить статус этого курорта как "экологически чистого" и обеспечит вливание средств в социальную сферу (сторона общественных организаций). С другой стороны, завод дает новые рабочие места и поступления в местный бюджет (сторона инвесторов). Экологические службы, проведя экспертизу проекта с оценкой его воздействия на окружающую среду, дают заключение, что строительство завода возможно. Выбор решающего аргумента за администрацией:
• с течением времени спрос на строительные материалы (цемент) может снизиться, что, соответственно, уменьшит доходную часть бюджета и сократит число рабочих мест • строительство завода может снизить привлекательность города, как курортного места, так как оно потеряет статус "экологически чистого", что резко снизит поступления в бюджет налогов от туристического, ресторанного, гостиничного бизнеса и сократит в этой сфере количество рабочих мест • введение нового налога повлияет на стоимость товаров, услуг, что может сократить поток туристов и снизить поступления в бюджет налогов от туристического, ресторанного, гостиничного бизнеса и сократить в этой сфере количество рабочих мест • статус курорта как "экологически чистого" позволит иметь и в дальнейшем устойчивую налогооблагаемую базу и высокую занятость населения (использование природных ресурсов без ущерба для будущих поколений) • вновь вводимый налог не должен повлиять на уровень оплаченного спроса, т.е. спрос на товары и услуги не должен снижаться (иными словами, туристы не должны предпочесть другие курорты). Вопросы 1. Охарактеризуйте формы и приоритеты государственного вмешательства 2. Разъясните принципы экономической эффективности и справедливости оценки государственного вмешательства 3. Что такое «провалы политики» и чем они могут вызваны? 4. Перечислите этапы анализа «затраты – выгоды». 5. Зачем применяется дисконтирование? 6. Методы экономической оценки изменений окружающей среды. 7. Неэкономические методы оценки качества окружающей среды. Тесты 1. Общественное благо (ОБ) — это: а) индивидуально потребляемое благо; б) классический товар; в) относительно неисчерпаемое (неистощимое) благо; г) частная собственность; д) блага, бесплатно предоставляемые государством. 2. Естественные ресурсы совместного потребления (ЕРСП):
а) неистощимы; б) только объект общественной или коллективной собственности; в) по мере усиления ограниченности способны принимать товарную форму; г) верны б) и в). д) верны а) и в). 3. Провалы рынка не связаны с: а) нарушением условий совершенной конкуренции; б) внешними эффектами; в) неопределенностью имущественных отношений; г) совершенной конкуренцией («невидимой рукой»); д) действиями государства. 4. Неоклассическая теория в отличие от экономики благосостояния больше внимания уделяет на: а) частный товар; б) общественное (национальное) богатство; в) клубные товары; г) ресурсы совместного потребления; д) природные ресурсы. 5. Характерной чертой общественных благ является: а) свойство высокой конкурентности (соперничества) в потреблении; б) свойство трудного исключения в случае, когда благо уже потребляется каким-то субъектом; в) свойство легкого исключения в случае, когда благо уже потребляется каким-то субъектом; г) отсутствия конкурентности (соперничества) в потреблении; д) верны а) и б). 6. Благо, обладающее свойствами свободного доступа и низким уровнем соперничества в потреблении, называют: а) частным товаром; б) ресурсами совместного потребления; в) общественным благом; г) клубным товаром; д) частным благом. 7. Какие причины являются условием превращения ресурса свободного доступа в частный товар: а) неограниченность ресурсов; б) относительная исчерпаемость ресурсов; в) возобновимость ресурсов; г) ограниченность ресурсов; д) не хватка (бедность) ресурсов. 8. Клубным (облагаемым пошлиной) благом являются: а) охранные территории местного значения; 6) земельные ресурсы; в) лесные угодья; г) ресурсы биоразнообразия; д) оборона государства. 9. Какие экологические блага и природные ресурсы не относятся к общественным благам: а) рыбные ресурсы открытого моря; б) озоновый экран; в) экологическая безопасность; г) атмосферный воздух; д) полезные ископаемые. 10. В каком из перечисленных случаев возможно достижение договоренности без вмешательства государства: а) обсуждение проблем борьбы с разрушением озонового слоя; б) химкомбинат, расположенный рядом с Ясной Поляной, оказывает разрушающее воздействие на поместье;
в) обмеление озера вследствие перехвата вод питающих его рек; г) при строительстве гаража на вашем участке необходимо спилить дерево, растущее на границе и распространяющее корневую систему на вашу территорию; д) увеличение загрязнения рек Волги и Оки. 11. В каком из перечисленных случаев возможна договоренность только при вмешательстве государства: а) когда участников сделки 2—3 субъекта; б) при производстве частного товара; в) при наличии экстерналий; г) при отдыхе на берегу озера; д) верны а) и в). 12. Теорема Коуза предполагает: а) отсутствие транзакционных издержек; б) отсутствие или недостаточность информации; в) нерациональное поведение всех заинтересованных лиц; г) нарушение всех видов соглашений; д) наличие естественных монополий. 13. Провалы рынка не связаны с: а) совершенной конкуренцией; б) наличием положительных экстерналий; в) «загрязнением» экологической информации; г) правовыми неопределенностями; д) вмешательством государства. 14. «Безбилетный пассажир» — это: а) человек, имеющий льготы на проезд на автобусе; б) вор, укравший частный товар; в) фирма, которая загрязняет окружающую среду; г) лицо, которое платит за возможность потребления блага меньше в сравнении с действительной пользой для себя; д) человек, не имеющий средств в существованию. 15. Условием превращения общественного блага в частный товар является: а) установление платы за пользование блага; б) установление очереди среди потребителей; в) устранение условий свободного доступа к благу и установление платы за его использование; г) усиление конкуренции (соперничества) в потреблении; д) уменьшением производства общественных благ. 16. Кто несет потери от положительного внешнего эффекта: а) третьи лица; б) производитель; в) покупатель; г) население; д) никто. 17. Кто страдает от производства отрицательного внешнего эффекта: а) покупатели продукции, при производстве которого загрязняется окружающая среда; б) третьи лица; в) экспортеры;
г) импортеры; д) общество. 18. Коллективно потребляемые ресурсы открытого типа: а) не могут быть присвоены частными собственниками; б) вовлекаются без проблем в процесс купли-продажи; в) инвестиции направляются в основном на ресурсосбережение; г) инвестиции направляются в основном на ресурсопотребление без учета экологических последствий; д) верны а) и г); е) верны а), б) и г). 19. Элементами рынка экологических услуг являются: а) экологический аудит; б) экологическая сертификация продукции; в) рынок экотехники; г) рынок экологической информации; д) экологическое страхование; е) верны а), б) и д); ж) верны а), б), г) и д); з) верны а), б), г). 20. Специфичность рынка в экологической сфере связана с тем, что: а) мероприятия по охране окружающей среды всегда дают материализованный продукт; б) объекты собственности на ресурсы природы являются специфичными; в) средства, вложенные в природоохранную сферу, чаще всего выпадают из индивидуального кругооборота капитала фирмы; г) эффект (услуги) природооохранной деятельности получают третьи лица; д) верны а), б) и г); е) верны б), в) и г); ж) верны б) и в). 21. Символом экологической чистоты продукта (товара) в США является: а) оборотная зеленая стрелка; б) три голубя; в) голубой ангел; г) гриф «Экологически чистый продукт»; д) крест на фоне земного шара. 22. Источниками провалов рынка являются: а) «экологическая близорукость»; б) отсутствие цен на экологические блага; в) внедрение экологически безопасных технологий; г) производство экологически чистой продукции; д) отсутствие экологического менеджмента; е) внешние эффекты и общественные блага; ж) верны а), в), г) и е); з) верны а), б) и е). 23. Отрицательные внешние эффекты возникают, если: а) ресурсы ограничены; б) действие одного агента является причиной потери выгод другими; в) наносится экономический ущерб загрязнением окружающей среды и потери не компенсирует его производитель; г) искажается общественная стоимость блага; д) верны все ответы; е) верны а), б) и г); ж) верны б) и в). 24. Интернализация внешних эффектов — это: а) осуществление принципа «платит жертва»; б) превращение внешних эффектов во внутренние издержки (выгоды) их производителей; в) производство фирмами товара, производство которого загрязняет окружающую среду; г) нанесение экономического ущерба третьим лицам (населению); д) введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|