Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение 2 к третьей главе: Тема для дискуссии




Администрация небольшого курортного городка в целях реализации программы по строительству дешёвого жилья и объектов малого бизнеса из строительных материалов, произведённых на базе использования местных природных ресурсов, имеющихся в достаточном количестве, решила построить небольшой цементный завод. Дополнительные мотивы - создание рабочих мест, а в конечном итоге пополнение городского бюджета (рынок сбыта строительных материалов имеется).

Слушатели разбиваются на команды, представляющие интересы разных целевых групп, для выработки аргументов, определяющих окончательное решение о целесообразности (нецелесообразности) строительства завода.

I - представители администрации

II - инвесторы

III - экологические службы

IV - общественные организации

Опрос, проведённый среди населения показал, что оно резко отрицательно относится к проекту строительства в их городке цементного завода. т.к. это может резко ухудшить привлекательность этого, пользующегося популярностью, курортного места. Следствием этого может быть снижение доходов населения от туристического, ресторанного, гостиничного бизнеса. В итоге опроса выяснилось, что население готово на введение дополнительного местного налога, что позволит сохранить статус этого курорта как "экологически чистого" и обеспечит вливание средств в социальную сферу (сторона общественных организаций). С другой стороны, завод дает новые рабочие места и поступления в местный бюджет (сторона инвесторов). Экологические службы, проведя экспертизу проекта с оценкой его воздействия на окружающую среду, дают заключение, что строительство завода возможно. Выбор решающего аргумента за администрацией:

• с течением времени спрос на строительные материалы (цемент) может снизиться, что, соответственно, уменьшит доходную часть бюджета и сократит число рабочих мест

• строительство завода может снизить привлекательность города, как курортного места, так как оно потеряет статус "экологически чистого", что резко снизит поступления в бюджет налогов от туристического, ресторанного, гостиничного бизнеса и сократит в этой сфере количество рабочих мест

• введение нового налога повлияет на стоимость товаров, услуг, что может сократить поток туристов и снизить поступления в бюджет налогов от туристического, ресторанного, гостиничного бизнеса и сократить в этой сфере количество рабочих мест

• статус курорта как "экологически чистого" позволит иметь и в дальнейшем устойчивую налогооблагаемую базу и высокую занятость населения (использование природных ресурсов без ущерба для будущих поколений)

• вновь вводимый налог не должен повлиять на уровень оплаченного спроса, т.е. спрос на товары и услуги не должен снижаться (иными словами, туристы не должны предпочесть другие курорты).

Вопросы

1. Охарактеризуйте формы и приоритеты государственного вмешательства

2. Разъясните принципы экономической эффективности и справедливости оценки государственного вмешательства

3. Что такое «провалы политики» и чем они могут вызваны?

4. Перечислите этапы анализа «затраты – выгоды».

5. Зачем применяется дисконтирование?

6. Методы экономической оценки изменений окружающей среды.

7. Неэкономические методы оценки качества окружающей среды.

Тесты

1. Общественное благо (ОБ) — это:

а) индивидуально потребляемое благо;

б) классический товар;

в) относительно неисчерпаемое (неистощимое) благо;

г) частная собственность;

д) блага, бесплатно предоставляемые государством.

2. Естественные ресурсы совместного потребления (ЕРСП):

а) неистощимы;

б) только объект общественной или коллективной собственности;

в) по мере усиления ограниченности способны принимать товарную форму;

г) верны б) и в).

д) верны а) и в).

3. Провалы рынка не связаны с:

а) нарушением условий совершенной конкуренции;

б) внешними эффектами;

в) неопределенностью имущественных отношений;

г) совершенной конкуренцией («невидимой рукой»);

д) действиями государства.

4. Неоклассическая теория в отличие от экономики благосостояния больше внимания уделяет на:

а) частный товар;

б) общественное (национальное) богатство;

в) клубные товары;

г) ресурсы совместного потребления;

д) природные ресурсы.

5. Характерной чертой общественных благ является:

а) свойство высокой конкурентности (соперничества) в потреблении;

б) свойство трудного исключения в случае, когда благо уже потребляется каким-то субъектом;

в) свойство легкого исключения в случае, когда благо уже потребляется каким-то субъектом;

г) отсутствия конкурентности (соперничества) в потреблении;

д) верны а) и б).

6. Благо, обладающее свойствами свободного доступа и низким уровнем соперничества в потреблении, называют:

а) частным товаром;

б) ресурсами совместного потребления;

в) общественным благом;

г) клубным товаром;

д) частным благом.

7. Какие причины являются условием превращения ресурса свободного доступа в частный товар:

а) неограниченность ресурсов;

б) относительная исчерпаемость ресурсов;

в) возобновимость ресурсов;

г) ограниченность ресурсов;

д) не хватка (бедность) ресурсов.

8. Клубным (облагаемым пошлиной) благом являются:

а) охранные территории местного значения;

6) земельные ресурсы;

в) лесные угодья;

г) ресурсы биоразнообразия;

д) оборона государства.

9. Какие экологические блага и природные ресурсы не относятся к общественным благам:

а) рыбные ресурсы открытого моря;

б) озоновый экран;

в) экологическая безопасность;

г) атмосферный воздух;

д) полезные ископаемые.

10. В каком из перечисленных случаев возможно достижение договоренности без вмешательства государства:

а) обсуждение проблем борьбы с разрушением озонового слоя;

б) химкомбинат, расположенный рядом с Ясной Поляной, оказывает разрушающее воздействие на поместье;

в) обмеление озера вследствие перехвата вод питающих его рек;

г) при строительстве гаража на вашем участке необходимо спилить дерево, растущее на границе и распространяющее корневую систему на вашу территорию;

д) увеличение загрязнения рек Волги и Оки.

11. В каком из перечисленных случаев возможна договоренность только при вмешательстве государства:

а) когда участников сделки 2—3 субъекта;

б) при производстве частного товара;

в) при наличии экстерналий;

г) при отдыхе на берегу озера;

д) верны а) и в).

12. Теорема Коуза предполагает:

а) отсутствие транзакционных издержек;

б) отсутствие или недостаточность информации;

в) нерациональное поведение всех заинтересованных лиц;

г) нарушение всех видов соглашений;

д) наличие естественных монополий.

13. Провалы рынка не связаны с:

а) совершенной конкуренцией;

б) наличием положительных экстерналий;

в) «загрязнением» экологической информации;

г) правовыми неопределенностями;

д) вмешательством государства.

14. «Безбилетный пассажир» — это:

а) человек, имеющий льготы на проезд на автобусе;

б) вор, укравший частный товар;

в) фирма, которая загрязняет окружающую среду;

г) лицо, которое платит за возможность потребления блага меньше в сравнении с действительной пользой для себя;

д) человек, не имеющий средств в существованию.

15. Условием превращения общественного блага в частный товар является:

а) установление платы за пользование блага;

б) установление очереди среди потребителей;

в) устранение условий свободного доступа к благу и установление платы за его использование;

г) усиление конкуренции (соперничества) в потреблении;

д) уменьшением производства общественных благ.

16. Кто несет потери от положительного внешнего эффекта:

а) третьи лица;

б) производитель;

в) покупатель;

г) население;

д) никто.

17. Кто страдает от производства отрицательного внешнего эффекта:

а) покупатели продукции, при производстве которого загрязняется окружающая среда;

б) третьи лица;

в) экспортеры;

г) импортеры;

д) общество.

18. Коллективно потребляемые ресурсы открытого типа:

а) не могут быть присвоены частными собственниками;

б) вовлекаются без проблем в процесс купли-продажи;

в) инвестиции направляются в основном на ресурсосбережение;

г) инвестиции направляются в основном на ресурсопотребление без учета экологических последствий;

д) верны а) и г);

е) верны а), б) и г).

19. Элементами рынка экологических услуг являются:

а) экологический аудит;

б) экологическая сертификация продукции;

в) рынок экотехники;

г) рынок экологической информации;

д) экологическое страхование;

е) верны а), б) и д);

ж) верны а), б), г) и д);

з) верны а), б), г).

20. Специфичность рынка в экологической сфере связана с тем, что:

а) мероприятия по охране окружающей среды всегда дают материализованный продукт;

б) объекты собственности на ресурсы природы являются специфичными;

в) средства, вложенные в природоохранную сферу, чаще всего выпадают из индивидуального кругооборота капитала фирмы;

г) эффект (услуги) природооохранной деятельности получают третьи лица;

д) верны а), б) и г);

е) верны б), в) и г);

ж) верны б) и в).

21. Символом экологической чистоты продукта (товара) в США является:

а) оборотная зеленая стрелка;

б) три голубя;

в) голубой ангел;

г) гриф «Экологически чистый продукт»;

д) крест на фоне земного шара.

22. Источниками провалов рынка являются:

а) «экологическая близорукость»;

б) отсутствие цен на экологические блага;

в) внедрение экологически безопасных технологий;

г) производство экологически чистой продукции;

д) отсутствие экологического менеджмента;

е) внешние эффекты и общественные блага;

ж) верны а), в), г) и е);

з) верны а), б) и е).

23. Отрицательные внешние эффекты возникают, если:

а) ресурсы ограничены;

б) действие одного агента является причиной потери выгод другими;

в) наносится экономический ущерб загрязнением окружающей среды и потери не компенсирует его производитель;

г) искажается общественная стоимость блага;

д) верны все ответы;

е) верны а), б) и г);

ж) верны б) и в).

24. Интернализация внешних эффектов — это:

а) осуществление принципа «платит жертва»;

б) превращение внешних эффектов во внутренние издержки (выгоды) их производителей;

в) производство фирмами товара, производство которого загрязняет окружающую среду;

г) нанесение экономического ущерба третьим лицам (населению);

д) введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...