Основная литература. Дополнительная литература. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды.
Основная литература 1. Лисенкова Г. Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе. – М.: Просвещение, 1992. - с19-25 2. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений. - 8-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 2000 Дополнительная литература 1. География в школе /И снова о соврем. Политич. Карте мира/. - №6. - 1992 2. Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Экономич. и соцл. география мира. М.: Просвещение, 1995 3. Природопользование: Проб. учеб. для 10-11 кл. профильных шк. /Н. Ф. Винокурова, Г. С. Камерилова, В. В. Николина и др. -М.: Просвещение, 1994. – с. 1-24, 36-114, 219-242. 4. Симагин Ю. А. Экономич. и соцл. география мира: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. – М.: АРКТИ, 2001. – с. 31-37 5. Страны, люди, хозяйство: Кн. Для чтения учащихся 10 кл. 6. Чешкова Л. А., Галенко В. И. Полярный круг. -М.: Мысль, 1989. 7. Экзаменационные вопросы и ответы. География 10-11 выпускные классы: Учебное пособие. -М.: АСТ-Пресс, 2001. – с. 30-66 8. Черков А. В., Полякова М. О. ГЕОГРАФИЯ. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика. – М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1999. – 192с. 9. География 10 кл. Поурочные планы (I, II часть) по учебнику Гладкого Ю. Н. Изд-во «Учитель-АСТ», 2002г 10. Герасимова Т. П., Мясникова С. В. Общая география: Учеб. Для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – СПб.: Спец. Лит., 2001. - с. 202 11. Ром В. Я., Дронов В. П. География России. Население и хозяйство 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. Заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 1997. – 400с. 12. Газета «География» - одно из наиболее авторитетных отечественных научно – методических изданий. Содержит как научные материалы, так и обширную базу данных по всем вопросам преподавания географии в средней школе. http: //geo. 1september. ru/index. htm
13. Журнал «Вокруг света». Научно – популярные очерки по географии всех регионов и стран мира. Подборка фотографий. http: //www. vokrugsveta. ru/
География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды. Мы рассматриваем загрязнение и охрану окружающей среды. Мы узнаем о географическом ресурсоведении и геоэкологии.
План: 1. Антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия. 2. Решение природоохранных проблем: три главных пути. 3. Природоохранная деятельность и экологическая политика. 4. Географическое ресурсоведение и геоэкология.
(Защита подготовленных студентами сообщений по различным направлениям, связанных с загрязнением и охраной окружающей среды. )
1. АНТРОПОГЕННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ. Загрязнение окружающей среды — это нежелательное изменение ее свойств в результате неконтролируемого поступления различных веществ и соединений, радиоактивного излучения и тепла. Химическое загрязнение — наиболее распространенный вид, связанный с попаданием в окружающую среду химических веществ и соединений. Тепловое загрязнение — неконтролируемый выброс тепла, приводящий на глобальном уровне к изменению климата. Радиоактивное загрязнение — заражение окружающей среды радиоактивными элементами, попадающими в нее в результате аварий на предприятиях, использующих радиоактивное топливо, испытаний новых научных разработок, связанных с радиоактивными элементами, а также радиоактивного излучения. Биологическое загрязнение — попадание в окружающую среду микроорганизмов, многие из которых болезнетворные. Шумовое загрязнение — особый вид загрязнения, связанный с повышенным уровнем шума в районах концентрации промышленных предприятий, скопления транспорта и т. п.
Все виды загрязнений носят преимущественно антропогенный характер, то есть связаны с деятельностью человека. Однако загрязнение может произойти и в результате стихийных природных явлений. Например, извержения вулканов, землетрясения, резкое размножение болезнетворных микробов, падения метеоритов, радиоактивное излучение и т. п.
Загрязнение литосферы и почвенного покрова происходит: В результате поступления промышленных и сельскохозяйственных отходов, содержащих металлы и их соединения, удобрения, ядохимикаты. При этом изменяется химический состав почв; В настоящее время остро встает проблема Утилизации бытового мусора (ежегодно из больших городов вывозят до 12 млрд тонн); ¨ нарушение земель происходит вследствие строительства и горных разработок. При этом уничтожается естественный почвенный покров, для восстановления которого необходимы десятки и даже сотни лет, и образуются так называемые бедленды («дурные земли»). Загрязнение гидросферы происходит: ¨ в результате сброса в водоемы отходов, содержащих тяжелые металлы и их соединения (особую опасность представляют свинец и ртуть), а также нитраты, фосфаты, углеводы; ¨ в результате сброса в водоемы подогретых вод, уже использованных для охлаждения на металлургических заводах, ТЭС, АЭС. Это приводит к изменению режима рек, уменьшению содержания кислорода и развитию одноклеточных водорослей («цветение» воды в замкнутых водоемах); ¨ в результате попадания в водоемы микроорганизмов из стоков промышленных предприятий и крупных животноводческих комплексов. Главными загрязнителями гидросферы являются химическая, металлургическая и целлюлозно-бумажная промышленность, сельское хозяйство. Наиболее загрязнены реки Рейн, Дунай, Сена, Миссисипи, Волга Днепр. Чрезвычайно остро стоит проблема загрязнения Мирового океана. Это загрязнение происходит за счет. ¨ речного стока; ¨ атмосферных осадков; ¨ хозяйственной деятельности человека непосредственно в акватории Мирового океана (прежде нефтяное загрязнение).
Ежегодно в Мировой океан попадает до 100 млн тонн различных отходов. Наиболее загрязненными являются моря: Средиземное, Северное, Балтийское, Черное, Азовское, Японское, а также заливы: Бискайский, Персидский, Мексиканский, Гвинейский.
Загрязнение атмосферы происходит в результате попадания в нее взвешенных частиц (аэрозолей) и различных газообразных веществ. Газообразные вещества поступают в атмосферу главным образом при сжигании минерального топлива. Это прежде всего углекислый газ, накопление которого приводит к «парниковому эффекту», а также ядовитый угарный газ. Чрезвычайно опасным является ядовитый сернистый газ — главный источник кислотных дождей. Основные регионы, где выпадают кислотные дожди, — Северная Америка, Зарубежная Европа, а также промышленные районы России, Японии, Китая, Индии, Бразилии. Аэрозоли поступают в атмосферу при производстве цемента, добыче угля и руд открытым способом. Однако наибольшее загрязнение атмосферы происходит взвешенными частицами естественного происхождения (пыльные бури, извержения вулканов). Наибольший объем выбросов в атмосферу приходится на металлургическую, химическую промышленность, теплоэнергетику и авиационный транспорт. Наряду с истощением ресурсов загрязнение окружающей среды является частью экологической проблемы человечества. Экологическая проблема возникает при Рациональном природопользовании, когда нарушен обмен веществ» между человеком и природой. Причем е возрастающее «давление» общества на природу усугубляет эту проблему, уничтожая способность природы к самовосстановлению. Экологические проблемы возникают и могут решаться как на локальном или региональном уровнях (загрязнение промышленных районов городских агломераций, природных объектов), так на глобальном уровне («парниковый эффект», разрушение озонового слоя, выпадение кислотных осадков).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|