Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основная литература. Дополнительная литература. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды.




Основная литература

1. Лисенкова Г. Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе. – М.: Просвещение, 1992. - с19-25

2. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений. - 8-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 2000

Дополнительная литература

1. География в школе /И снова о соврем. Политич. Карте мира/. - №6. - 1992

2. Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Экономич. и соцл. география мира. М.: Просвещение, 1995

3. Природопользование: Проб. учеб. для 10-11 кл. профильных шк. /Н. Ф. Винокурова, Г. С. Камерилова, В. В. Николина и др. -М.: Просвещение, 1994. – с. 1-24, 36-114, 219-242.

4. Симагин Ю. А. Экономич. и соцл. география мира: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. – М.: АРКТИ, 2001. – с. 31-37

5. Страны, люди, хозяйство: Кн. Для чтения учащихся 10 кл.

6. Чешкова Л. А., Галенко В. И. Полярный круг. -М.: Мысль, 1989.

7. Экзаменационные вопросы и ответы. География 10-11 выпускные классы: Учебное пособие. -М.: АСТ-Пресс, 2001. – с. 30-66

8. Черков А. В., Полякова М. О. ГЕОГРАФИЯ. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика. – М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1999. – 192с.

9. География 10 кл. Поурочные планы (I, II часть) по учебнику Гладкого Ю. Н. Изд-во «Учитель-АСТ», 2002г

10. Герасимова Т. П., Мясникова С. В. Общая география: Учеб. Для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – СПб.: Спец. Лит., 2001. - с. 202

11. Ром В. Я., Дронов В. П. География России. Население и хозяйство 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. Заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 1997. – 400с.

12. Газета «География» - одно из наиболее авторитетных отечественных научно – методических изданий. Содержит как научные материалы, так и обширную базу данных по всем вопросам преподавания географии в средней школе. http: //geo. 1september. ru/index. htm

13. Журнал «Вокруг света». Научно – популярные очерки по географии всех регионов и стран мира. Подборка фотографий. http: //www. vokrugsveta. ru/

 

География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды.

Мы рассматриваем загрязнение и охрану окружающей среды. Мы узнаем о географическом  ресурсоведении и геоэкологии.

 

План:

1. Антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия.

2. Решение природоохранных проблем: три главных пути.

3. Природоохранная деятельность и экологическая политика.

4. Географическое ресурсоведение и геоэкология.

 

(Защита подготовленных студентами сообщений по различным направлениям, связанных с загрязнением и охраной окружающей среды. )

 

1. АНТРОПОГЕННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ.

Загрязнение окружающей среды — это нежелательное изменение ее свойств в результате неконтролируемого поступления различных веществ и соединений, радиоактивного излучения и тепла.

Химическое загрязнение — наиболее распространенный вид, связанный с попаданием в окружающую среду химических веществ и соединений.

Тепловое загрязнение — неконтролируемый выброс тепла, приводящий на глобальном уровне к изменению климата.

Радиоактивное загрязнение — заражение окружающей среды радиоактивными элементами, попадающими в нее в результате аварий на предприятиях, использующих радиоактивное топливо, испытаний новых научных разработок, связанных с радиоактивными элементами, а также радиоактивного излучения.

Биологическое загрязнение — попадание в окружающую среду микроорганизмов, многие из которых болезнетворные.

Шумовое загрязнение — особый вид загрязнения, связанный с повышенным уровнем шума в районах концентрации промышленных предприятий, скопления транспорта и т. п.

Все виды загрязнений носят преимущественно антропогенный характер, то есть связаны с деятельностью человека. Однако загрязнение может произойти и в результате стихийных природных явлений. Например, извержения вулканов, землетрясения, резкое размножение болезнетворных микробов, падения метеоритов, радиоактивное излучение и т. п.

 

Загрязнение литосферы и почвенного покрова происходит:

В результате поступления промышленных и сельскохозяйственных отходов, содержащих металлы и их соединения, удобрения, ядохимикаты. При этом изменяется химический состав почв;

В настоящее время остро встает проблема Утилизации бытового мусора (ежегодно из больших городов вывозят до 12 млрд тонн);

¨ нарушение земель происходит вследствие строительства и горных разработок. При этом уничтожается естественный почвенный покров, для восстановления которого необходимы десятки и даже сотни лет, и образуются так называемые бедленды («дурные земли»).

Загрязнение гидросферы происходит:

¨ в результате сброса в водоемы отходов, содержащих тяжелые металлы и их соединения (особую опасность представляют свинец и ртуть), а также нитраты, фосфаты, углеводы;

¨ в результате сброса в водоемы подогретых вод, уже использованных для охлаждения на металлургических заводах, ТЭС, АЭС. Это приводит к изменению режима рек, уменьшению содержания кислорода и развитию одноклеточных водорослей («цветение» воды в замкнутых водоемах);

¨ в результате попадания в водоемы микроорганизмов из стоков промышленных предприятий и крупных животноводческих комплексов.

Главными загрязнителями гидросферы являются химическая, металлургическая и целлюлозно-бумажная промышленность, сельское хозяйство. Наиболее загрязнены реки Рейн, Дунай, Сена, Миссисипи, Волга Днепр.

Чрезвычайно остро стоит проблема загрязнения Мирового океана. Это загрязнение происходит за счет.

¨ речного стока;

¨ атмосферных осадков;

¨ хозяйственной деятельности человека непосредственно в акватории Мирового океана (прежде нефтяное загрязнение).

 

Ежегодно в Мировой океан попадает до 100 млн тонн различных отходов. Наиболее загрязненными являются моря: Средиземное, Северное, Балтийское, Черное, Азовское, Японское, а также заливы: Бискайский, Персидский, Мексиканский, Гвинейский.

Загрязнение атмосферы происходит в результате попадания в нее взвешенных частиц (аэрозолей) и различных газообразных веществ.

Газообразные вещества поступают в атмосферу главным образом при сжигании минерального топлива. Это прежде всего углекислый газ, накопление которого приводит к «парниковому эффекту», а также ядовитый угарный газ. Чрезвычайно опасным является ядовитый сернистый газ — главный источник кислотных дождей. Основные регионы, где выпадают кислотные дожди, — Северная Америка, Зарубежная Европа, а также промышленные районы России, Японии, Китая, Индии, Бразилии.

Аэрозоли поступают в атмосферу при производстве цемента, добыче угля и руд открытым способом. Однако наибольшее загрязнение атмосферы происходит взвешенными частицами естественного происхождения (пыльные бури, извержения вулканов). Наибольший объем выбросов в атмосферу приходится на металлургическую, химическую промышленность, теплоэнергетику и авиационный транспорт.

Наряду с истощением ресурсов загрязнение окружающей среды является частью экологической проблемы человечества. Экологическая проблема возникает при Рациональном природопользовании, когда нарушен обмен веществ» между человеком и природой. Причем е возрастающее «давление» общества на природу усугубляет эту проблему, уничтожая способность природы к самовосстановлению. Экологические проблемы возникают и могут решаться как на локальном или региональном уровнях (загрязнение промышленных районов городских агломераций, природных объектов), так на глобальном уровне («парниковый эффект», разрушение озонового слоя, выпадение кислотных осадков).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...