Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основная литература. Дополнительная литература. География населения мира. Мы знакомимся с численностью и воспроизводством населения




Основная литература

1. Лисенкова Г. Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе. – М.: Просвещение, 1992. - с19-25

2 Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений. - 8-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 2000

Дополнительная литература

1. География в школе /И снова о соврем. Политич. Карте мира/. - №6. - 1992

2. Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Экономич. и соцл. география мира. М.: Просвещение, 1995

3. Природопользование: Проб. учеб. для 10-11 кл. профильных шк. /Н. Ф. Винокурова, Г. С. Камерилова, В. В. Николина и др. -М.: Просвещение, 1994. – с. 1-24, 36-114, 219-242.

4. Симагин Ю. А. Экономич. и соцл. география мира: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. – М.: АРКТИ, 2001. – с. 31-37

5. Страны, люди, хозяйство: Кн. Для чтения учащихся 10 кл.

6. Чешкова Л. А., Галенко В. И. Полярный круг. -М.: Мысль, 1989.

7. Экзаменационные вопросы и ответы. География 10-11 выпускные классы: Учебное пособие. -М.: АСТ-Пресс, 2001. – с. 30-66

8. Черков А. В., Полякова М. О. ГЕОГРАФИЯ. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика. – М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1999. – 192с.

9. География 10 кл. Поурочные планы (I, II часть) по учебнику Гладкого Ю. Н. Изд-во «Учитель-АСТ», 2002г

10. Герасимова Т. П., Мясникова С. В. Общая география: Учеб. Для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – СПб.: Спец. Лит., 2001. - с. 202

11. Ром В. Я., Дронов В. П. География России. Население и хозяйство 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. Заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 1997. – 400с.

12. Газета «География» - одно из наиболее авторитетных отечественных научно – методических изданий. Содержит как научные материалы, так и обширную базу данных по всем вопросам преподавания географии в средней школе. http: //geo. 1september. ru/index. htm

13. Журнал «Вокруг света». Научно – популярные очерки по географии всех регионов и стран мира. Подборка фотографий. http: //www. vokrugsveta. ru/

 

География населения мира.

Мы знакомимся с численностью и воспроизводством населения

 

План:

1. Численность населения мира

2. Понятие о воспроизводстве населения

3. Демографическая политика

 

1. Численность населения мира.

 

Географы и демографы в своих работах широко пользуются данными переписей населения. Всего с начала XIX в. в мире было более 2 тыс. таких переписей, которые в наши дни в большинстве развитых стран проводятся раз в пять или в десять лет. [1].

По подсчетам статистиков-демографов, за всю историю человечества на Земле родилось более 80 млрд человек. Но на протяжении почти всей этой истории рост населения был медленным, а ускорение наступило только в период нового и в особенности новейшего времени. Так, за последнее тысячелетие для первого удвоения численности населения потребовалось 600 лет, для второго — 230, для третьего — около 100, а для четвертого — немногим более 40 лет. Это значит, что никогда еще население мира не возрастало так быстро, как в середине и второй половине XX в. В 1950 г. оно достигло 2, 5 млрд, в 1987 г. — 5 млрд, а 12 октября 1999 г. 6 млрд человек.

Такой резкий скачок численности населения получил название «демографический взрыв». Он явился результатом резкого снижения смертности во всех возрастных группах вследствие улучшения медицинского обслуживания, развития методов борьбы с эпидемиями (прежде всего в развивающихся странах). В настоящее время численность населения мира ежегодно увеличивается на 90 млн чел., причем 90% прироста приходится на развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки.

 ЭТНОЛОГИЯ (этнография, от греч. ethnos — племя, народ) — наука о происхождении народов (этносов), об их характерных особенностях и взаимоотношениях между ними, которые определяются этническими процессами.

 ДЕМОГРАФИЯ (от греч. demos — народ и grapho — пишу) —наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав и т. д.

 

Пример. Если в начале XX в. абсолютный ежегодный прирост населения Земли составлял 10—15 млн, а в середине века 40—50 млн, то в наши дни он достигает 80—85 млн человек [3], что превышает число жителей в любом европейском государстве, кроме России.

Однако в разных регионах мира население в наши дни растет неодинаково: в одних медленно, в других — быстрее, а в третьих — очень быстро. Это объясняется различным характером его воспроизводства. (Задание 1. )

 Численность населения мира в настоящее время составляет около 6 млрд чел.

Страны мира резко различаются по числу жителей. Более половины населения мира сосредоточено в шести странах:

Китай — 1 млрд 221 млн чел.;

Индия — 936 млн чел.;

США —263 млн чел.;

Индонезия — 198 млн чел.;

Бразилия — 162 млн чел.;

Россия — 147 млн чел.

Наряду с такими «гигантами» есть страны, численной населения которых составляет 20—30 тыс. чел. (Например, «карликовые» государства Зарубежной Европы Монако, Лихтенштейн, Андорра. )

 

2. Понятие о воспроизводстве населения.

Научная теория народонаселения рассматривает население, участвующее в труде, как главную производительную силу общества, основу всего общественного производства. Постоянно взаимодействуя с природой (географической средой), население играет активную роль в ее преобразовании. В то же время население — и это каждый из вас ощущает на самом себе — выступает и в роли главного потребителя всех создаваемых материальных благ. Вот почему численность населения — один из важных факторов развития каждой страны, да и всего человечества.

В свою очередь, рост численности населения зависит от характера его воспроизводства.

 

Под ВОСПРОИЗВОДСТВОМ (естественным движением) населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

  

Динамику численности населения определяет процесс воспроизводства населения. Это соотношение рождаемости и смертности, обеспечивающие беспрерывное возобновление и смену людских поколений. Рождаемость и смертность — это число родившихся или умерших за год в расчете на 1000 жителей.

Разница между рождаемостью и смертностью называется естественным приростом. Таким образом, «формулу воспроизводства» можно записать как:

Р-С = ЕП, где

Р — рождаемость, С — смертность, ЕП — естественный прирост.

 

Естественный прирост может быть положительным и отрицательным. Он изменяется из года в год.

 

Естественный прирост зависит от ряда факторов. К ним можно отнести:

¨ уровень жизни, в том числе материальные условия жизни людей, уровень здравоохранения, питания, условия труда и быта людей и т. п.;

¨ структуру населения (половая, возрастная, брачная);

¨ образ жизни (городской и сельский);

¨  занятость женщин в общественном производстве;

¨ национальные и религиозные традиции. Отрицательное влияние на воспроизводство населения оказывают войны, которые приводят к людским потерям, а также распространение голода и болезней.

 

Рождаемость, смертность, естественный прирост населения — в основе своей процессы биологические. Но тем не менее решающее воздействие на них оказывают социально-экономические условия жизни людей, а также взаимоотношения между ними в обществе и в семье. Уровень смертности зависит прежде всего от материальных условий жизни людей: питания, санитарно-гигиенических условий труда и быта, от развития здравоохранения. Уровень рождаемости также зависит от социально-экономической структуры общества, от условий жизни людей. Но зависимость эта гораздо более сложная и противоречивая, вызывающая много споров в науке. Как правило, по мере роста благосостояния и культуры, все большего вовлечения женщин в производственную и общественную деятельность, увеличения сроков обучения детей и общего возрастания «цены ребенка» рождаемость снижается. Но рост доходов может служить и стимулом к ее повышению.

Очень большое отрицательное влияние на воспроизводство населения оказывают войны, в первую очередь мировые, которые приводят к огромным людским потерям — как в результате непосредственных военных действий, так и вследствие распространения голода и болезней, разрыва семейных связей.

В самом упрощенном, генерализованном виде можно говорить о двух типах воспроизводства населения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...