В в Др Греции – Героклид, Платон
Др Китай – Конфуций Др Индия – Буддизм Типы мировоззрения Антокосоциоморфизм натурализм Решает вопрос об пытается объяснить Отношении чел к миру, чел и устройство об-ва Мир природы объясн по анол с тз познания природы С миром чел-ка Эти типы могут проявляться на различных уровнях Понятийно - логическо – рассудительное Эмоционально – представлен – ассоциат Фил – системно-рациональное мировоззрение Источники происхождения философии · Концепция «Мифогенная» Источник, из кот возникло фил знание – предфил миф Гегель: Разум лежит в основе религии, искусства, философии. В основе мифологии: -фонтаз. разум, В основе фил -понятийный разум Миф сост неотъемлемая часть любого религиозного учения Лосев: Проводит различия между мифом и религией Фил возникла из переосмысления мифа Миф - антропоморфное понимание бытия, кот возникло из проецир нерв отношения вовне · Концепция «Стентистская» Рост эмпирических знаний, развитие отдельных названий Фил возникла для соединения, обобщения этих знаний · концепция «Синтетическая» 3 основных источника: -предфилософский миф -эмпирические научные знания -житейская мудрость, кот выражает обыденность Возникновение философии как разрешения противоречия между основанном на воображаемым мифологическим познанием и научным исследованием Лекция 3 Героклид – пророк, обладающий мудростью и желающий просветить древних людей Пифагор – говорил, что мудрость доступна лишь Богу Философия – мифология Философия- наука
Мифология – свод взаимосвязанных, взаимодоп друг друга мифов, преданий о героях, деяний предков, кот образуют господств способ мировоззрения первобытной культуры. Мифология задавала взаимоотношения между людьми в первобытном обществе. МИФ не является продуктом только фантазии, это реальность которой живут. Синкритизм – основная черта мифологического мышления. Он выражается: -антропоморфизм – чел не отделяет себя от природы -сокральность мифологического сознания – сверхъестественным не отделим от естественного -символизм мифологического мышления - символ не отделяется отреальности -прологичественная причинность – воображаемая причина принимается за реальную Жизнь не имеет никаких границ в пространстве и времени. Гегель называл мифологическон=е срзнание непосредственно религией. Затем мифология приобретает эстетическую и историческую ценность. Источник положительных событий – Свое племя Отрицательные события – Чужое племя или нарушения какого-либо табу Миф хранит прообразы жизни человечества Задача философии – понять тайну мудрости мифа. Носителем мифологического сознания являлось общество в целом. В мифологии мы не сталкиваемся с духовными нормами, там – ТАБУ! Наука возникла в Европе в 15-16вв. Цель – получит знания, пригодные для практического исследования и практического применения; страшно познать объект, истину<- следует использовать объект. процедуры Критерии науки: -систематизированность -доказательность -обоснованность -проверяемость опытами -воспроизводство -непротиворечивость -возможность описания явлений В 19в наука добилась выдающегося положения в человеческой культуре В 20е-30е гг 20в возникают разные научные концепции: марксизм, расизм… Некоторые области ненаучных знаний пытаются выдавать себя за науку
Критерии определения научности: - принцип верификации (только знания, которые подтверждены опытами) -Карл Поппер. Противоречия между теорией и фактами является хорошим критерием - принцип фальсифицирования – опровержение фактов, выведенных наукой. Если теория всегда права, она не дает знаний о мире -парадигмальный критерий (Томас Кун) Парадигма – совокупность убежден ценностных технических средств и установленных разделелений определенных научным сообществом. Помощь науки необходима для познания тайн или иной ситуации Философию следует изучать за то, сто она постоянно ставит вопросы, которые заставляют человека мыслить. Философия в ее историческом развитии Философия и история философии Периодизация и основные черты западно-европейской философии Специфика восточной философии История философии, как науки возникла со времен Аристотеля Гегель первым попытался дать определение истории философии «каждая философская система – самосознание конкретной исторической эпохи» Историч-фил процесс – система развивающихся фил знаний -Вильгельм Дильтей -2 принципа периодизации фил: Способ философствования · принцип развития · социокультурная обусловленность знаний Теоретическая модель Общность в понимании предмета фил Общность в понимании задачи фил 3.общность в понимании проблемных ….? Общность в понимании языка фил Общая периодизация Античная философия (6в до нэ – 6в нэ) Средний способ философствования (1-2вв – 16в нэ) Буржуазный способ философствования Западная фил последовательно развивается, научные рациональные мысли Восточная философия Не географическое, а культурно-историческое разделение востока и запада Фил зарождается в глубокой древности. Различия в антологической ориентации: Запад – ориентация на природу, как модель бытия (Бытие исходная категория) Восток - ориентация на человека (небытие – предельно филос категория) Различное отношение востока и запада к небытию Личность на Востоке! Различное понимание бытия.
В Западной фил – идея доминирования чел над прир, В Восточной – гармония В Англии: умертвляет природу, чтобы познать Бога, жизнь Восток – иное пространство существования Взаимодействие с другими формами духовной культуры. На Востоке поддерживали, а на Западе - противостояние фил и религии. Отличительные черты -Западный ум – индуктивен, научен, концептуален, схематичен, аналитичен, обобщающий разум, склонен навязывать свое - Восточный ум - синтетический, дедуктивный, несистематический, субъективный Древнекитайская философия В 5-3вв до нэ в период Чжань-го. Вытесняет мифологическую картину мира, изложенную в «Пятикнижие» (главное где «книга песен» И-узий) Преодолев порядком, укрепл в Дао. (но не так, как в трансцендентном, а как в имманентном начале) – выступающий, как закон развития Универсума. Как закон развития бытия: понять ритм изменяющихся отношений. Представления о мировом процессе в том же ключе (гадательн), 3 основные силы: НЕБО-ЗЕМЛЯ-ЧЕЛОВЕК Мировой процесс не имеет ни начала, ни конца, в нем постоянно перемены! Заряжают цин (либо ян, либо инь): светлый и темный склон горы. Но потом стали основными понятиями, ритм сочетания которых определяет все Вся тьма вещей из них сочетан: ЯН – мужское начало – ИНЬ – женское начало – В Европе взаимодействие 4х основных стихий: здесь: ОГОНЬ ДЕРЕВО ЗЕМЛЯ МЕТАЛЛ ВОДА У син – взаимодействие физических элементов, которому отчасти соответствует и взаимодействие на другом уровне: И - справедливость
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|