ЛИ – ритуал ДЭ – добродетель СИНЬ – доверие
ТЭНЬ – взаимность Нравственных начал, соответствующих физ стихиям. Можно создавать тринраммы ВОДА Но обычно гексограммы – 6 полосок: основные св-ва элементов в мире Считается, что человек добрый на природе. Но нужно совеншенствоваться: следоватьправилам должного воспитания и ритуалам. Иерархичность всего сущего устонавл сыном Неба надо мириться с положением вещей. Нет противополжности, ассоциативности, модель мышления – нумерология Символ начала инь и ян Уровня сущего Стихий и добродетелей Тьма вещей – огромное многообразие. Где надо поддерживать гармоничное единство («ХЭ») Единство достигается солансированностью имеющихся вещей, а не столкновеием. Надо найти гармонию, дающую порядок. Нужно во всем опираться на традиции предков. Ниций говорил, что оплошность молодою- позор предков (плохо воспитали) Тот, кто следует старому – показывает новое (Конфуций). Установка – не менять устаревшее. ПРОЦЕСС ПРЕВРАЩЕНИЯ ИНДИВА В ЛИЧНОСТЬ: К знаниям Установки Перестал Слух стал послушен Следуй желаниям сердца, не преступая меры. Имелось введу, скорее всего, умение слушать. Направлена на умение систематезировать конкретное (классифицировать). Надо содействовать гармонизации. Во многом этому способствует музыка, песни, танец – проявление естественности, спонтанность действия. Идя слейся с природой, для обретения идеального ритма – это самое лучшее, главная цель. (чел в водопаде следовал его ритму. Доминирует во всей китайской культуре) Даосы близки буддистам, считаю. Сто люди должны принимать себя такими, какие они есть -> меньше нарушения порядка, чем при стремлении к недостижимому идеалу.
Важна спонтанность. Важен путь наименьшего сопротивления. ГЛАВНОЕ – находить самое простое решение с наименьшими затратами. Это ПРИНЦИП НЕДЕЛЕНИЯ Проблему только из-за разума (отклонение от природы. Нечто искусственное) Должно быть доверие к человеческой природе. Альтернативы не существует. Не должны поддаваться соблазнам. Пустота и ничто – обитель ДАО. Полное безразличие ко внешней реакции. (Чжоан-цзе: человек таскал воду из колодца, черпаком – следует ритму, тогда хозяин природы он) С тз конфуцианства доминирует человек, как субъект социальных отношений (именно этой гармонии и пытаются достичь), а не индивид. Лао-цзы на все отвечает добром, Конфуций на зло – нет. Для первого модель – природа, где все равно, она безоценочна. Самое распространенное из 6 школ. Конф – основа во многом для устройства гос-ва. ДАОСИЗМ Лао-цзы – хранитель царских архивов. Пример совершенно мудрого. Разное отношение к нему. Даосы уподобляют телу ребенка: Голос не хрипнет (гармоничная постепенность), движется, но не знает куда – со всем сущим, видит, но не знает, что. Думают, что трактат на самом деле принадлежит Чжоану-цзы. Взаимозависимость и процессуальность всего сущего. Главное – небытие, поэтому нет однозначного определения: символы, метафоры. Дао часто сравнивают с водой: течет не сопротивляясь природе, прозрачна, может принять любую форму(но может нести тяжелые грузы). В тонуих щелях места для ножа много. Чел, следующий даосизму, должен придерживаться у-вэя и магани. Главное не делать противоречащего естественному ритму природы. Чтобы нетрудно, но мудро. Нужно понять суть вещей, а не внешность. Что сделать, чтобы стать истинным мастером – абстрагироваться от буд оценок других.
Считалось, что нельзя научить словами. Даосизм серьезно занимается вопросами объективной карт мира в его абстрактно - фил категориальном аспекте – проблемы бытия, небытия, становления единства, многого и тд, делая из этого выводы относительно человеческого об-ва и чел а его системе. Основатель Даосизма – Лао-цзы «ДАО» - основа мировоззрения даосской школы ДАО – всеобъемлющее мировоззр. понятие, первоначало, первооснова, завершение всего сущего в поднебесной и во всем мире; всеобщий закон мироздания Все сущее находит в Дао свой источник и окончательное завершение Дао – основа вещей, и сущность, их вечное начала Нередко о доа говорится как о живом существе. Дао наделено противоречивыми свойствами, Дао – тождество противоположностей Безымянное Дао – нет формы, бессменно, беззвучно, туманно, невидимо, пусто Дао, обладающее именем – нечто состоящее из мельчайших частиц (ци), содержащее в себе образы – вещи; бесконечное, неисчерпаемое, непобедимое, всемогущее. Оба Дао внутренне связаны, переходят друг в друга Есть основание отождествлять небытие с безымянным Дао, а бытие – с дао имеющим имя. ДАОССКАЯ КАРТИНА МИРА Небытие первично – это Дао, не имеющее имени. О небытии можно говорить только отрицательно. Небытие порождает бытие. Бытие – Дао, имеющее имя, физическим аналогом которого является небо и земля. вещи непрочны, тк имеют своей субстанцией глубочайшее небытие, они постоянно уходят в небытие, обретая покой. Только ничто вечно! На уровне вещей Дао сопровождается дэ. Ни одна вещь невозможна без того или иного отношения к Дао и дэ. Гармония вещей состоит в том, что они заключают в себе противоположность и что они переходят в себе противоположное благодаря максимальному возрастания одной из противоположностей. – речь идет не о бесчувственных вещах, а о человеческом мире. «твердое и крепкое – это то, что погибает, Нежное и слабое – то, что начинает жить». «покой есть главное в движении» Двум Дао соответствуют два вида знания.
Безымянное Дао – особое знание с мистикой; состоит в молчании; доступно это знание не всем, а лишь совершенномудрым. Дао в конечной форме – мир вещей, опирающийся непосредственно на Дао, имеющий имя. Оба вида знания связаны. ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ДАОСОВ Это человек высшего Дао и дэ Даосы отвергали ценности конфуцианства – человеколюбие, мудрость, сыновнюю почтительность, отцовскую любовь. «человек с высшим дэ не стремится делать добрые дела, поэтому он добродетелен». Он подобен Дао, не имеющему имени. Его главное качество – победоносное недеяние, он «не борется, но умеет побеждать». УПРАВЛЕНИЕ Совершенномудрый правитель предоставляет всему идти своим естественным путем – путем Дао. Он ни во что не вмешивается, не мешает Дао. «… лучший правитель лишь тот, о котором народ знает лишь то, что он существует» Настоящий правитель впереди всех, который что подражает Дао ставит себя ниже других СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ ДАОСОВ Даосы делали в древности народ невежественным, тк «трудно управлять народом, когда у него много знаний». Необходимо вернуться к первобытному времени. В «Дао де цзыне» рисуется картина мира, патриархального общество, в котором «небесное Дао» отнимает награбленное и возвращает его бедным. Народ не подавлялся. Государства должны стать небольшими и малочисленными., люди должны перестать переходить с места на место. Пользоваться людьми. Никто не должен посещать другие государства. Даосы – сторонники мира. Путь Дао – путь мира.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|