Задание 2. Расчет платежей за загрязнение водного и воздушного бассейнов
Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая, глава 42) предусматривает уплату налогоплательщиками, производящими вредное воздействие на природную среду, экологического налога (платы за загрязнение). Задания 2, 3 и 4 посвящены определению размеров экологического налога и составлены с использованием действующих «Инструктивно - методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» (1993 г.). Предлагается произвести расчет платы за загрязнение, взимаемой с природопользователей за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также размещение отходов. Размер платежей зависит от превышения утверждаемых предприятию нормативов или лимитов выбросов. Напомним: предельно допустимый выброс вредных веществ в атмосферу (ПДВ) устанавливается для каждого источника загрязнения атмосферы таким образом, что выбросы вредных веществ от данного источника и от совокупности источников города или другого населенного пункта с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере не создают приземную концентрацию, превышающую их ПДК для населения, растительного и животного мира. Если в воздухе городов или других населенных пунктов, где расположены предприятия, концентрации вредных веществ превышают ПДК, а значения ПДВ по объективным причинам не могут быть достигнуты, вводится поэтапное снижение выброса вредных веществ до значений, обеспечивающих ПДК. На каждом этапе до обеспечения ПДВ устанавливают лимиты временно согласованных выбросов (ВСВ). ПДВ устанавливаются отдельно для каждого не являющегося мелким источника выброса и для предприятия в целом. ПДВ определяется для каждого вещества отдельно.
При расчете платежей за загрязнение действуют три платежеобразующих показателя: - плата за загрязнение в пределах допустимых нормативов (ПДВ или ПДС); - плата за загрязнение в пределах установленных лимитов (временно согласованного выброса или сброса: ВСВ или ВСС); - плата за сверхлимитное загрязнение. Размер второго показателя в 5 раз, а третьего - в 25 раз выше первого. Таким образом, платеж за выброс в пределах допустимых нормативов является базовой ставкой платежей. Экономический смысл базовой ставки состоит в необходимости аккумулирования средств для воспроизводства окружающей среды при ее нормальном (неизбежном при данных технологиях) загрязнении. Пятикратное увеличение платежа за выброс в пределах установленных лимитов сделано для предотвращения массового применения на практике менее жестких по сравнению с ПДВ временно согласованных норм выбросов, которые после их утверждения фактически утрачивают свой временный характер. Плата за сверхнормативные выбросы предназначена для частичного возмещения ущерба, нанесенного природе вследствие несоблюдения стандартов в данной области. В случае отсутствия у предприятий утвержденных разрешений на выбросы (ПДВ, ПДС или ВСВ, ВСС) весь их объем должен учитываться как сверхлимитный. В случае аварии по вине природопользователя плата взимается как за сверхлимитное загрязнение. Ставки платежей за выбросы и сбросы дифференцированы в зависимости от вида загрязняющих веществ (их относительной опасности). Они приведены в таблице 8. Таблица 8 Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками (рублей)
Платежи в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов осуществляются за счет себестоимости продукции (работ и услуг).
Платежи за превышение допустимых нормативов выбросов (в пределах лимитов, а также в случае их превышения) осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей. На практике и тот, и другой платеж нередко относят на себестоимость, что в принципе недопустимо, поскольку относить платежи за сверхлимитное загрязнение на затраты - значит обесценил» стимулирующую функцию платежей и фактически обессмыслить принцип «загрязнитель платит». В настоящее время действуют ограничения в виде предельных размеров платы за превышение допустимых нормативов выбросов в процентах от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и зависящих от уровней его рентабельности (отношения прибыли от реализации продукции к полной ее себестоимости). Если рентабельность не превышает 25%, то максимальный процент от прибыли, в пределах которого взимаются платежи, составляет 20%, при рентабельности 50% -50%, а свыше 50% - 70%. Введение такой нормы представляет собой льготу природопользователям и должно носить временный характер. Сумма платежей предприятия за загрязнение окружающей среды может быть также уменьшена за счет затрат, осуществленных ими в отчетном периоде на природоохранные цели. От платы за загрязнение (полностью или частично) могут освобождаться природопользователи, осуществляющие деятельность в социальной и культурных сферах, а также природопользователи, финансируемые из бюджета. Природопользователи не платят за выбросы, вызванные выработкой тепловой и электрической энергии для нужд населения. Воинские части, предприятия, организации Министерства обороны, Министерства безопасности, Министерства внутренних дел, погранвойск, финансируемые из бюджета, освобождаются от платы за загрязнение, если они соблюдают установленные допустимые нормативы выбросов, сбросов, лимиты размещения отходов. В настоящее время указанные платежи не выплачиваются индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица. Не вносят плату за загрязнение природной среды предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. Аналогично положение и с Законом 1998 года «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Внесение платы за загрязнение не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды, а также уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного загрязнением народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан. 10% средств, перечисляемых предприятиями в виде платежей за загрязнение, поступает в федеральный бюджет, остальные - в местные бюджеты. Дифференцированные ставки платы за загрязнение определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям и бассейнам рек, в основу которых положен показатель степени загрязнения и деградации природной среды на территории экономических районов Российской Федерации (см. таблицы 10 и 11). Таблица 10 Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха
Таблица 11 Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов по бассейнам основных рек (в сокращении)
Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости могут увеличиваться местными органами власти: - для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и приравненных к нему, на территории национальных парков, особо охраняемых и заповедных территориях, эколого-культурных регионах, а также на территориях, по которым заключены международные конвенции - до 2 раз, - для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промышленных центров - на 20%. Расчет платы (в рублях) за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников производится по одной из формул: 1. Плата (П) за фактические выбросы (ФВ) загрязняющих веществ, не превышающие установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов (ПДВ), определяется по формуле: П=ФВхР Р - норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющего вещества в пределах допустимых нормативов выбросов (руб.), (табл. 8). 2. Плата за фактические выбросы (ФВ) загрязняющих веществ, превышающие ПДВ, но остающиеся в пределах установленных лимитов (ВСВ), определяется следующим образом: П = ПДВ х Р + (ФВ-ПДВ) х 5Р 3. Плата за фактические выбросы (ФВ), превышающие установленные лимиты (ВСВ), определяется по формуле: П = ПДВ х Р + (ВСВ - ПДВ) х 5Р + (ФВ - ВСВ) х 25Р Плата рассчитывается по каждому загрязняющему веществу в отдельности, а затем суммируется. На 2012 год установлены новые коэффициенты инфляции к нормативам платы за негативное воздействие на окружающую среду - 2,05. Коэффициент 2,05 необходимо применять к нормативам платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленным постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344, Данные коэффициенты установленны статьей 3 Проекта ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013-2014 гг." Аналогичным образом производится расчет платы за загрязнение поверхностных и подземных водных объектов.
Содержание задания 2. Вариант 1. Мончегорский комбинат «Североникель» за год осуществил выброс 200 тыс. т. сернистого ангидрида. Для выполнения обязательств по международной конвенции о трансграничном переносе сернистого ангидрида его годовые выбросы должны были быть сокращены до 140 тыс. т. (это норматив предельно допустимого выброса, временно согласованный выброс равен 160 тыс. т. в год). Рассчитать размер платежей за загрязнение атмосферы сернистым ангидридом. Вариант 2. Предельно допустимый выброс никеля, установленный для Мончегорского комбината «Североникель», равен 500 т. На время осуществления природоохранных мероприятий комбинату разрешен временно согласованный выброс 1000 т, фактический выброс никеля оказался равным 2900 т. Рассчитать размер платежей за загрязнение атмосферы никелем. Вариант 3. Предельно допустимый выброс меди был установлен Мончегорскому металлургическому комбинату в размере 430 т, временно согласованный лимит выброса меди равнялся 800 т. В результате аварии фактический выброс меди превысил норматив предельно допустимого выброса на 2300 т. Определить размер платежей за загрязнение атмосферы медью. Вариант 4. За год химический комбинат, расположенный в Северо-западном регионе, осуществил выбросы 17 тыс. т неорганической пыли. Для достижения норматива предельно допустимого выброса комбинату необходимо сократить выброс пыли на 7,7 тыс. т. В настоящее время комбинату установлен временно согласованный выброс, который в 1,5 раза превосходит предельно допустимый выброс. Рассчитать размер платежей за загрязнение атмосферы неорганической пылью. Вариант 5. Временно согласованный выброс окислов азота, установленный для промышленной ТЭЦ г. Санкт-Петербурга 4491,5 т в год, он в 1,6 раза больше норматива предельно допустимого выброса. Рассчитать размер платежей за загрязнение атмосферы окислами азота, если известно, что их фактический годовой выброс составил 3923 т. Вариант 6. По объективным причинам промышленная ТЭЦ, расположенная в Центральном экономическом районе не может уложиться в норматив предельно допустимого выброса окислов серы 8100 т в год. В связи с этим предприятию установлен временно согласованный выброс окислов серы в размере 15710 т в год Фактический годовой выброс окислов серы составил 9210 т. Определить размер платежей за загрязнение атмосферы окислами серы. Вариант 7. Временно согласованный выброс золы промышленной котельной, расположенной в Волго-Вятском районе, 456 т в год, норматив предельно допустимого выброса золы 350 т в год, фактический выброс золы за год составил 642 т. Определить размер платежей за загрязнение атмосферы запой. Вариант 8. Тепловой электростанцией Санкт-Петербурга за год осуществлены сбросы в городскую канализацию взвешенных веществ в размере 74 т при нормативе предельно допустимого сброса 452 т. Определить размер платежей за сброс загрязнений. Вариант 9. Промышленное предприятие Ленинградской области сбросило за год в водоем 1 т железа. Установленный временно согласованный сброс железа 0,74 т, предельно допустимый сброс 0,6 т. Рассчитать размер платежей за сброс железа в водоем. Вариант 10. До завершения перевода цеха карбонильного никеля на полное оборотное водоснабжение Мончегорскому комбинату «Североникель» установлен лимит временно согласованного сброса никеля в размере 90 т/год, что в 1,4 раза превосходит норматив предельно допустимого сброса. Фактический годовой сброс никеля в озеро Имандра составил 132т. Рассчитать размер платежей за сброс никеля в водоем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|