Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Публичная речь. Формирование риторики как науки. Виды и жанры красноречия.




Общая характеристика публицистического стиля.

Публицистический стиль (от лат. publicus – общественный) обслуживает сферу общественных отношений: политико-идеологическую, общественно-экономическую, культурную и др. Данный стиль является наиболее популярным их всех книжных стилей, поскольку его распространению способствуют СМИ: образцы его представлены на страницах газет, журналов, в оперативно изданных книгах и брошюрах, в материалах радио-, кино- и тележурналистики.

Однако не следует отождествлять понятия публицистический стиль и язык СМИ. Первый термин значительно шире. К публицистике относятся помимо жанров, представленных в средствах массовой информации (см. табл.1), выступления на съездах, пленумах, собраниях, митингах и др. Публицистика существует и в устной и письменной форме. Кроме того, есть жанры, совмещающие словесный и визуальный компонент (плакат, карикатура, теле- и радиопередачи, театрально-драматические постановки и др.)

Основные функции публицистики – сообщение (информирование) и воздействие. Информация в газетных публикациях, на радио и телевидении специфична: она отличается актуальностью, разнообразием содержания и проблематики (от примитивных бытовых тем до глобальных мировых конфликтов), стилистической неоднородностью (это касается как собственно языка, так и визуального оформления). Предлагаемый материал направлен на формирование мировоззрения, общественного мнения читателя (или слушателя). Сообщаемые факты получают определенное толкование и оценку, отсюда эмоциональное воздействие на адресата. В то же время задача убеждения читателя требует не только эмоциональности изложения, но и продуманной логики, отсюда система аргументов, логических суждений, обязательная для многих публицистических жанров.

? Какие виды и формы публицистики Вам лучше всего знакомы? Какие теле- и радиопрограммы Вы предпочитаете? Что читаете из современной прессы?

8.2.Стилеобразующие признаки публицистики. Жанровое многообразие.

Сфера употребления и основные функции публицистики определяют его важнейшие стилевые черты. Это тенденциозность (наличие в публичном тексте какой-либо идеи, направленности во взглядах и намерениях), оценочность (выражение положительного или отрицательного отношения субъекта речи к предмету речи), полемичность (присутствие в публичном тексте противоборства идей, мнений, суждений), эмоциональность, призывность (наличие в текста побуждения к действию), сочетание стандартных и индивидуально-экспрессивных языковых средств, простота, доступность изложения, фактологическая точность.

Как уже отмечалось, в основе публицистических сообщений лежит самая разнообразная информация, отсюда различные цели и задачи, стилистическое оформление и пр. Все это порождает стилистическую неоднородность и многообразие жанров публицистики. Каждому из них свойственны специфические композиционно-речевые особенности.

ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИКИ

Таблица

Информационные Аналитические Агитационные Художественно-публицистические
заметка, репортаж, интервью, хроника, пресс-конференция статья, рецензия, круглый стол, диспут, обозрение и пр. брошюра, листовка, плакат, дебаты очерк, зарисовка, фельетон, эссе, плакат, памфлет и пр.

 

В отличие от других стилей в публицистике практически отсутствует деление на подстили. Единственный подстиль, который иногда выделяют, - газетно-журнальный. Периодическим изданиям свойственны некоторые общие принципы изложения материала:

- экономия языковых средств, лаконичность изложения при информационной насыщенности; - установка на их доходчивость в отборе языковых средств; - четкая структурная организация текста (предпочтение не широкому освещению вопроса, а выбору одного из аспектов проблемы); - особое назначение заголовка (привлечение внимания, емкое обозначение темы, запоминаемость и др.); - активное использование языковых средств других функциональных стилей.

Следует помнить, что в периодических изданиях могут быть помещены тексты, написанные и в других стилях (напр., научном или художественном, официально-деловом).

? Подберите статьи из газет с оригинальными заголовками. Все ли из них соответствуют содержанию текста? Как бы Вы по-другому назвали эти тексты?

Особое значение в современных условиях приобретают жанры радио- и телевещания, так как смотрят и слушают сегодня гораздо больше, чем читают. Они ориентированы на очень большую и разнообразную по составу аудиторию (причем адресатом могут быть абсолютно случайные люди). Выступающий не может видеть ответную реакцию адресата. Такая коммуникативная ситуация порождает и соответствующие принципы речевого взаимодействия. Рекомендуется сочетать элементы социальной и личной ориентированности общения, органично соединять нормативные варианты словоупотребления с формами непринужденной разговорной речи, сохранять целенаправленность, информативность сообщения и т.д. Чтобы этого достичь, необходимо строить выступление, используя принципы разговорности, диалогизации, интимизации речи.

Диалог как более эффективный способ взаимодействия практикуется сейчас во многих жанрах публицистики. Для радио и телевидения это особенно актуально. В теле- и радиоэфире мы сталкиваемся с разнообразием диалогических жанров: интерактивные или блиц-опросы, ток-шоу, круглые столы, телеинтервью, всевозможные беседы «без галстука» и пр. Но и в монологе (так же, как и в диалоге) выступающий воспринимается публикой как партнер по взаимодействию, а не просто как источник информации. Поэтому, как правило, речь строится в расчете на невидимого собеседника, который мыслится как активный участник двустороннего контакта. Это достигается вкраплением в структуру монолога элементов диалога (вопросно-ответный ход, прямое и непрямое обращение к собеседнику, субъективная оценка факта или события, о котором говорится).

Отмеченные выше принципы и стилевые черты реализуются прежде всего в языковом оформлении публицистических текстов. К основным языковым особенностям следует отнести:

* использование общественно-политической лексики (социально-экономические условия, антикризисные меры) и фразеологии, речевых стандартов (подрастающее поколение, межэтнический конфликт), книжной лексики (издревле, тщетно, дабы, эксгумация) и в то же время разговорных элементов (вдовья жизнь, невпроворот, тамошний, самым бессовестным образом);

* предпочтение элементам разговорного синтаксиса: расчленение сложных предложений на ряд простых, в т.ч. парцелляция, неполные предложения, эллипсис и др.

* употребление конструкций, активизирующих внимание и интерес читателя (вопросно-ответный прием, восклицания, обращения, цепь назывных предложений и т.п.);

* активность префиксов иноязычного происхождения (а-, архи-, анти-, гипер-, пост-, экс-);

* обилие изобразительно-выразительных языковых приемов, в том числе тропов и фигур речи;

* обязательное требование к звучащей речи – благозвучие (наиболее совершенное с точки зрения говорящих на данном языке сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха).

 

Публичная речь. Формирование риторики как науки. Виды и жанры красноречия.

Важнейшей разновидностью публицистического стиля является устная публичная речь. Под публичной речью, как правило, понимается устное выступление, ориентированное на коллективную или массовую аудиторию. Хотя нельзя исключать спонтанных устных выступлений, но в большинстве случаев оратор заранее готовится к ситуации публичного выступления, продумывает тему, цели и задачи, пытается представить ответную реакцию, которую он хотел бы получить от слушателя. Следовательно, публичная речь характеризуется планируемым, целенаправленным воздействием на адресата. Хорошо сформированные умения и навыки устного публичного выступления издавна называют ораторским искусством (или мастерством), и изучаются эти важнейшие для человека умения древнейшей наукой - риторикой.

Однако не следует отождествлять риторику и ораторское искусство. Действительно, риторика как наука начиналась с обучения именно ораторскому мастерству. Но современная наука рассматривает риторику значительно шире. Предметом риторики может быть не только ораторская речь, но и отдельные письменные жанры, монологическая и диалогическая форма – в общем любые разновидности коммуникации, касающиеся таких ситуаций, где мы осознанно ставим цели, заранее планируем какое-либо воздействие, прогнозируем результат (так, врачу надо убедить пациента принимать лекарство, продавцу – побудить покупателя приобрести товар и т.д.). Современная риторика призвана научить человека эффективному взаимодействию в самом широком смысле этого слова.

Есть еще один термин, который часто употребляют как синоним риторике. Это истинно русское слово – красноречие. Надо сказать, на Руси было много слов, близких к нему по значению: златоустие, красноглаголанье, велеречие, что наглядно показывает, насколько почиталось в русской культуре истинное, красивое, веское слово. Разграничил понятия риторика и красноречие в свое время М.В.Ломоносов (его и считают основателем русской риторики). Под риторикой он понимал «науку, учение, правила», а под красноречием умение «красно говорить», то есть практически использовать эти правила. Издавна формируются отдельные виды красноречия или направления риторики. Одна из классификаций выглядит следующим образом.

ВИДЫ КРАСНОРЕЧИЯ

(на основе сферы распространения)

Таблица

Виды красноречия Основные жанры
Политическое Политические дискуссии, парламентская речь, выступления на митингах, телевизионное обращение депутата
Академическое Научный доклад, защита диссертации, лекция, дискуссия
Судебное Обвинительная речь прокурора, выступление адвоката, речь ответчика в суде, оглашение приговора
Социально-бытовое Юбилейная речь, застольная речь (тост), комплимент
Духовно-нравственное Проповедь, речь миссионера, нравственные письма
Дипломатическое Переговоры, правительственное заявление, нота

 

Обратимся к истокам риторики. Рождение риторики как учебной дисциплины связано с периодом демократии в Афинах. Это было ответом на потребность общества. Человеку необходимо было осмыслить свое место в непростой коммуникативной ситуации, заявить о себе в обществе, высказать свое отношение к происходящим событиям. И тогда и в более поздние времена всплеск интереса к риторике всегда сопровождался общественно-политической активностью граждан.

Все государственное устройство в античной Греции побуждало к риторическому образованию. Произнесение речей было способом решения государственных вопросов на форуме или в сенате, спорные речи произносились в судах, где не было профессиональных адвокатов или обвинителей – каждый гражданин мог выдвигать обвинения и защищаться. На многолюдных празднествах и поминках можно было услышать ритуальные речи. Словом, занятия риторикой были чрезвычайно важны для любого гражданина греческого полиса. С риторических уроков начиналась подготовка к государственной карьере. Организация публичной речи определялась обычаями и законами античного полиса и являлась основой его благоустройства.

Риторическое учение дошло до нас в виде высоких образцов речей выдающихся греческих ораторов Демосфена, Лисия, Сократа, Перикла и др., а также теоретических трудов по риторике Горгия, Аристотеля. В дальнейшем риторическую традицию продолжили в Древнем Риме Цицерон, Цезарь, Брут, Квинтилиан и др.

Педагоги в античности ясно понимали, что всякое воспитание начинается с речи, поэтому в Аттике, Афинах и других городах были созданы специальные риторические школы. Там преподавались философия, логика, гимнастика, литература, математика, но риторика была ведущим предметом. Дар слова воспринимался как признак хорошего образования. И хотя ораторский дар отчасти искусство, но этому мастерству, по мнению античных деятелей, можно и нужно научиться. Хорошо известно высказывание Цицерона на этот счет: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Многие античные риторы своей биографией доказали справедливость этого положения.

Особенно ярким в этом смысле является пример Демосфена. От природы он обладал невыразительной внешностью, тихим голосом, картавил, одно плечо при волнении подергивалось, но ему необходимо было отстаивать свои права на собственность, защищаться в суде от недобропорядочных родственников. Первое выступление его закончилось провалом. И тогда Демосфен стал неустанно учиться ораторскому мастерству: брал уроки у выдающегося актера Исея, упорно занимался дикцией и развивал голос (набирал в рот камешки и читал скороговорки, декламировал стихи, поднимаясь в гору или подходя к берегу моря и перекрикивая шум волн). Он надолго удалялся от людей и репетировал речи перед большим зеркалом, над которым висел острый меч, касающийся плеча ритора. Если плечо дергалось, он себя ранил. Так он избавился и от этого недостатка. Свои знаменитые речи оратор очень длительно готовил, про них говорили, что они пропахли маслом от его лампадки. Но его труды не пропали даром – он стал выдающимся оратором и прославился на века.

? Как вы думаете, изменилось ли отношение к ораторскому искусству в современном обществе? Достаточно ли развито риторическое образование у нас сегодня?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...