Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка публичного выступления: основные этапы.




Для большинства наших современников ораторские умения не связаны с профессией, но навыки публичного выступления необходимы во многих сферах профессиональной деятельности: политика, преподавание в школе и вузе, теле- и радиожурналистика и др. Но даже если человек никак не связан с публичной речью в профессиональной деятельности, ораторские умения будут полезны ему в определенных жизненных ситуациях (торжественные праздники, собрание трудового коллектива, защита научной работы и др.). Безусловно, ораторскому мастерству нужно долго учиться, для этого необходимо знание основ теории риторики и богатая практика публичных выступлений, но некоторые правила и рекомендации можно предложить и в сжатом виде.

Начинающим ораторам нужно очень серьезно готовиться к публичной речи. Именно в этом залог успеха у публики (экспромты могут позволить себе только опытные ораторы). С чего следует начинать подготовку? Начальный этап называют в риторике изобретением речи. Здесь продумывается основная тема речи, важнейшие идеи, которые в речи будут воплощены. При «рождении» идей важен творческий подход, оригинальность замысла. Выбранная тема должна соответствовать слушателю (его образованию, кругу интересов, настрою и пр.). Важно, чтобы тема была интересна и создателю речи, чтобы он ей увлекся сам и смог увлечь аудиторию. Необходимо учитывать и ситуацию общения – обстановку (официальная или нет), особенности помещения, состав аудитории (количество людей, однородность по кругу интересов, по половому признаку) и др. факторы. Все это накладывает отпечаток на содержание и структуру будущей речи.

Тема (предмет высказывания) – то, о чем идет речь. Обычно ее формулируют словом или фразой, которая обозначает характер обсуждаемых вопросов. Сформулировав тему, нужно выделить отдельные подтемы, подпункты, которые могут стать элементами плана. На начальном этапе планируются также цели и задачи речи, прогнозируется тот результат, который оратор предполагает получить после произнесения речи.

Продумав тематику, основные идеи, создатель речи обращается к подбору необходимого материала. Содержательным материалом могут служить разные источники.

Рисунок

Чему отдать предпочтение? Каждый из источников имеет свои преимущества. Непосредственный опыт ценнее из-за того, что он пережит автором, окрашен эмоциями, актуален. Опосредованный опыт объективнее, он проверен логическими методами и практикой, признан многими людьми, поэтому при создании текста следует придерживаться разумного соотношения собственного и заимствованного материала.

Информация, которая предлагается слушателям, должна быть структурирована, логически оформлена, чтобы ее удобнее было как излагать, так и воспринимать. Мысли в тексте выступления не должны тесниться и мешать друг другу.

Следующий этап подготовки называется в риторике расположение речи. Конечно, композиционное решение будет варьироваться в зависимости от тематики, целей и задач речи, особенностей аудитории, однако существуют определенные принципы расположения материала, которые считаются наиболее оптимальными в речевой практике.

Традиционно принята трехчастная композиция: вступление, основная часть, заключение. При продумывании устного выступления следует учитывать закономерности человеческого внимания и памяти. Так, широко известен «закон края», согласно которому запоминается более всего начало и конец речи, поэтому эти элементы нужно прорабатывать особенно тщательно.

Во вступительной части следует различать зачин и собственно вступление. Зачин апеллирует непосредственно к слушателю, он призван правильно организовать восприятие аудиторией оратора и его речи, поэтому начало должно быть эмоциональным, увлекательным и в то же время лаконичным. Само же вступление подсказывается прежде всего содержанием текста и особенностями адресата. Они неразрывно связано с остальными структурными частями текста и содержательно и стилистически.

Не менее важной частью является и заключение. Это логическое завершение речи, то, с чем слушатель уйдет из аудитории. Убедительная и яркая концовка прекрасно запоминается, оставляет хорошее впечатление на аудиторию или наоборот, поэтому часто конец перекликается с началом. Здесь опять же следует разграничивать заключение, которое вытекает из содержания (обобщения, выводы и пр.) и концовку, которая призвана активизировать сенсорное восприятие слушателя (призывы и побуждения, комплименты и др.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...