Композиционное построение текста публичного выступления
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Таблица
? Следуя заявленной выше композиционной структуре, используя представленные в таблице приемы, рекомендуемые клише, составьте свой текст публичного выступления на одну из тем: «Эта вечная проблема отцов и детей», «Почему не любят отличников», «Все мы родом из детства», «Незабываемое путешествие».
5.5. Логические основы речи. Аргументация. Несмотря на значимость начала и концовки речи, ее основное содержание, в том числе и вся аргументация, содержится в основной части. Пути раскрытия темы могут быть различны, поскольку зависят от целей и задач дискурса ( текста, рассматриваемого в совокупности с нелингвистическими факторами, в первую очередь, коммуникативной ситуацией). Но в любом случае изложение материала должно быть последовательным и логичным. Структурная организация, используемые примеры – все должно «работать на идею», соответствовать намерениям оратора. В устной речи не следует прибегать к суждениям сложным и громоздким, противоречивые утверждения требуют комментариев, не стоит злоупотреблять повторами (это касается и повторения отдельных фраз и перефразированных, близких по смыслу суждений). Важно также заранее продумать переходы от одной части к другой (для обеспечения связности использовать метатекстовые средства). Приводя аргументы в обоснование своего мнения, нужно располагать их таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала (согласно принципу усиления).
Именно в основной части публичной речи приводятся доводы, аргументы, на основании которых строится процесс убеждения слушателя. В логике и риторике существуют специальные термины для описания этого процесса. Утверждаемая оформленная мысль называется тезисом. Однако выдвинутый тезис нуждается в доказательстве. Доказательство требует использования системы аргументов, которые могут быть выстроены в тексте различными способами. Сам процесс построения доказательства называется аргументацией. Различают два вида аргументов. Первый называют рациональным (универсальным), воздействующим на разум, логику слушателей, второй – иррациональным (неуниверсальным), психологическим, взывающим к чувствам и эмоциям. Хотя психологические аргументы не являются аргументами в строгом значении этого слова, однако в публичной речи они имеют очень большое значение. Почему? Наверное, большинство читателей согласится, что в реальной жизни человек зачастую принимает решения, опираясь не на строгое доказательство, а на устоявшиеся мнения, собственные эмоции и пр. Рассмотрим подробнее разновидности аргументов. В таблицах представлены примеры аргументов, которые могут быть использованы при разработке темы «Эвтаназия: грех или благо» РАЦИОНАЛЬНЫЕ АРГУМЕНТЫ Таблица
ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ АРГУМЕНТЫ Таблица
Последний вид аргументов вызывает особый интерес исследователей. Эти доводы содержат эмоционально-оценочную лексику и «подают» действительность обработанной, под углом зрения, выгодным адресанту. Данная аргументация, как правило, биполярная – либо в памяти вызываются неприятные образы, либо наоборот (соответственно доводы к отвержению или сопереживанию). Следует отметить, что именно этот вид аргументации преобладает в так называемых некорректных приемах воздействия, используется для манипулирования адресатом. Подобрав аргументы, нужно оценить не только их силу и важность, но и оптимально расположить их в тексте выступления. В большинстве случаев рекомендуется выстраивать аргументы так, чтобы доказательная сила их возрастала, т.е. вначале использовать слабые доводы (которым легче найти возражение), а в завершении – более сильные (те, которые трудно или невозможно опровергнуть).
После продумывания аргументирующей стратегии составитель речи приступает к словесному оформлению текста, то есть облекает свои идеи, мысли, доводы в языковую форму. Главная задача на этом этапе – сделать будущее выступление выразительным, воздействующим. Для этого язык предоставляет нам богатейшие возможности изобразительно-выразительных средств. Создатель текста насыщает его тропами, фигурами речи, применяя приемы языковой игры, различные возможности диалогизации речи и др. (см. методическое пособие «Выразительность как коммуникативное качество речи»). Завершает подготовку выступления усвоение материала. На этом этапе окончательно отработанный текст следует прочитать несколько раз, чтобы запомнить логику развития темы и подобрать верную интонацию. С чем же оратор выходит перед аудиторией? Можно выступать с опорой на полный текст. Это самый неудачный вариант, так как чаще всего оратор переходит на чтение с листа, а если пытается оторвать взгляд, то все время ищет нужную строку. Взаимодействие с аудиторией в таком случае отсутствует. Некоторые пытаются выучить текст наизусть и воспроизвести его дословно «без бумажки». В этом случае выступающий вспоминает нужную фразу и выглядит неестественно, а любая реакция зрителей, какой-нибудь вопрос из аудитории может сбить его с толку. Риторики рекомендуют для устного выступления использовать развернутый план. Он строится по образцу планов школьных сочинений (пункты, подпункты, отражающие основные идеи). На листке плана можно оставить широкие поля, где записать опорные слова – по ключевому слову можно легко восстановить в памяти соответствующий раздел. Такая шпаргалка позволяет быстро вспомнить материал и не мешает установлению контакта со слушателями. Можно написать тезисный план, состоящий из утверждений по каждому пункту, которые записываются на небольших карточках. Этими карточками можно воспользоваться во время выступления. Они не отвлекают внимания слушателей и позволяют поддерживать контакт с аудиторией. Рекомендуется также основные положения проиллюстрировать, соединив их в карту-схему речи. Лист с «маршрутом» речи и картинками может быть перед глазами во время выступления, давая дорогу импровизации и не позволяя при этом сбиться с пути. Такой вариант хорош для людей, наделенных воображением и образным мышлением. ? Кого из наших современников, выступающих публично, вы можете охарактеризовать как яркого, запоминающегося оратора? Чем именно привлекает вас его речь? 5.7. Взаимодействие оратора и аудитории. Однако правильная, грамотная, выразительная, выстроенная по всем канонам риторики речь еще не гарантирует нам успешного и эффективного выступления. Важно так «донести» материал до слушателя, чтобы аудитория восприняла предложенную информацию адекватно авторскому замыслу. Для достижения эффективности большое значение имеют личность говорящего, сложное сплетение знаний и опыта, специфика его манеры общения, умение управлять вниманием аудитории, владение невербальными компонентами. Причем, каких-либо единых правил и рекомендаций на этот счет нет и не может быть – каждый оратор формирует свой индивидуальный стиль, который соответствует его темпераменту, кругу интересов и пр. Назовем некоторые требования к речевому поведению выступающего. Прежде всего, заметное влияние на установление контакта со слушателем оказывает личность оратора, его репутация. Причем зачастую важны не столь личные качества оратора, а то, как они воспринимаются аудиторией, каким его видят окружающие. Среди факторов, влияющих на формирование образа оратора в глазах слушателя, мы бы выделили следующие: - заинтересованность, увлеченность (и самой темой речи, и общением со слушателем и пр.); - искренность (слушатель должен верить, что выступающий говорит правду, открыт для публики); - дружелюбие (опыт публичных выступлений свидетельствует о том, что слушатели стремятся к близости с оратором, а для этого важно создать дружескую и одновременно деловую атмосферу, чему способствуют доброжелательность, внимательность собеседников, отчужденное, дистантное общение не приносит ожидаемого результата); - обаяние (притягательная сила, исходящая от человека, которая создается совокупностью, тембра голоса, мимических движений, пластики и других факторов, иногда не осознаваемых зрителем); - артистизм (способность человека представлять себя публике в неком образе, в то же время оратор и артист – не одно и то же: артист ориентирован на вымышленные обстоятельства роли, а оратор – на реальную ситуацию, последний играет сам себя); Во-вторых, следует учитывать особенности аудитории: а) ее однородность по возрастному, половому признаку, кругу интересов, заинтересованности в получаемой от выступающего информации и т.д. (чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция; если собираются разные люди, труднее найти то общее, что должно всех объединить хотя бы на время выступления); б) количественный состав (большая аудитория требует более громкого голоса, не следует отвлекаться на мелкие детали, вступать в дискуссию, маленькая аудитория требует большей близости, не следует читать по бумажке и др.). Замечено, что в массовой аудитории по-другому работают механизмы нашего внимания. Группа слушателей – нечто большее, чем простое скопление людей (там внимание непроизвольное, роли у всех равные – каждый волен говорить или молчать слушать или нет). В ситуации же публичного выступления слушатели предъявляют к оратору особые требования – ему предоставляется главная роль, оратор должен ей соответствовать. Внимание со стороны адресатов приобретает характер произвольного, так как многие слушатели присутствуют против своего желания, руководствуются своими личными мотивами и др. Если оратор держит себя нерешительно, безразлично, как бы извиняясь за свою миссию, – чувство ожидания в аудитории сменяется разочарованием. Оратору необходима уверенность, убежденность и волевой настрой, ритор должен вести слушателей за собой. Еще одна особенность большой аудитории - чувство общности, т.е. эмоциональные реакции в ней быстро распространяются (вспомните, если на лекции кто-то начинает шуметь, через 5 минут «гудят» все). Выступающий должен этими процессами управлять и направлять всех в нужное русло. Для активизации внимания аудитории риторики рекомендуют «квантовать» речь, т.е. подавать ее небольшими порциями, а также ориентировать в ней слушателя (напр., оглашать план, декларировать конечные цели и др.). Важно периодически стимулировать активность слушателя, «тормошить его», меняя темп речи или задавая вопросы, обращаться непосредственно к кому-то из аудитории и т.п. Важно помнить, что во взаимодействии оратора и аудитории участвуют практически все каналы восприятия. Слушатель в первую очередь воспринимает вербальную (словесную) информацию, далее – визуальную картинку («считывает» мимику, жесты, позы выступающего) и, конечно же, акустические особенности речи говорящего. Так, успешность взаимодействия обеспечивается зрительным и голосовым контактом со слушателем. Умение правильно направлять взгляд – важнейшее средство создания эффекта коммуникативного сотрудничества, поэтому нужно учиться контролировать свой взгляд. Неопытные ораторы бессознательно стремятся смотреть на потолок, в пол, в пространство, на преподавателя, часто возникает «невидящий» взгляд. При этом оратор не в состоянии следить за реакцией слушателей, обратная связь отсутствует. Рекомендуется смотреть в глаза слушателям, переводя взгляд с одного на другого, но так, чтобы не было ощущения, что глаза «бегают», задерживать взгляд нужно настолько, чтобы вы ощутили контакт с конкретным собеседником. В русской культурной традиции взгляд должен быть «по уместности»: и внимательным, и ненавязчивым одновременно. В то же время отношение к человеку на подсознательном уровне формируется акустическими параметрами: это обаяние тембра голоса, богатство и разнообразие интонации и д.т., поэтому успешному зрительному контакту сопутствует и контакт голосовой. Следует говорить не слишком громко, и не слишком тихо, звук должен быть «полетным» (равномерно распространяться в аудитории) – именно это нужно для благоприятного восприятия вашей речи. Дикция должна быть отчетливой, чтобы все сказанное было правильно понято. Темп должен быть умеренным – слушатели должны успевать воспринимать, осмыслять услышанное и, если нужно, записывать. Конечно же, многое из перечисленного зависит от природных данных оратора, но современные риторические методики позволяют практически все умения и навыки развивать. ? Какими, с вашей точки зрения, качествами должен обладать человек, чтобы успешно говорить публично? Какие трудности его ожидают? Какие трудности испытываете лично вы, выступая перед аудиторией? 5.7. Виды дискуссионной речи. К особым видам публичных выступлений следует отнести разнообразные жанры дискуссионной речи. Когда мы говорим о взаимодействии оратора и аудитории в монологической речи, мы лишь подразумеваем обратную связь. Она может быть не оформлена в виде устных или письменных речевых высказываний, ее трудно отследить, проанализировать… Подлинное взаимодействие возможно, конечно, лишь в диалоге (в беседе или в разных видах дискуссии). Диалогическое общение изучается издревле. Так, мастером беседы был Сократ. Помочь собеседнику прийти к истине с помощью вопросов, диалога – в этом выдающийся оратор видел свое предназначение. И сегодня метод Сократа не утратил своей актуальности, просто приобрел другие формы выражения. Феномен беседы многолик, разнообразен и до сих пор недостаточно изучен. Вот одно из толкований: «Беседа – разновидность устной формы речевого взаимодействия, диалогический жанр, предполагающий взаимный обмен информацией, мнениями, чувствами». Афористичность, изящество, легкость, уместная шутка, тонкость намека, точность и смысловая емкость и пр. – вот что отличает искусство настоящего собеседника. Овладение этими навыками – одна из задач риторики. Непрестанный поиск истины человеком порождает и разнообразные формы дискуссионной речи. Человек ищущий, ориентированный на познание окружающего мира и самого себя, всегда стремится сопоставить свое мнение с чьим-то другим, найти общее, подтверждение своей позиции либо, наоборот, противоположное, что порождает столкновение, борьбу мнений. Поэтому зарождение в рамках публичной речи (еще в Древней Греции) искусства спора не случайно, а закономерно. Итак, спор (или дискуссионная речь) – это публичная речь, в рамках которой происходит столкновение разнообразных или противоположных точек зрения. В риторике не существует единого подхода к классификации дискуссионной речи. Ниже представлен один из возможных вариантов. Таблица
Среди риторических навыков умение вести дискуссию, опровергать точку зрения оппонента, убеждать его в своей правоте и т.д. является наивысшим показателем развития ораторского мастерства. Монологическая речь в целом подразумевает большую степень подготовленности выступающего. А вот в дискуссии (как бы к ней не готовились заранее) элемента спонтанности не избежать. Поэтому участники дискуссии должны не только обладать безупречной логикой, языковым мастерством (это нужно и в монологе), но и быть внимательным к собеседнику, прогнозировать его реакцию, быстро реагировать на его доводы и принимать свое решение и многое другое. Научиться этому непросто. Здесь недостаточно изучения стратегических и тактических приемов ведения спора. Очень многое будет зависеть от личных качеств и психологических способностей человека. Хотелось бы отметить также, что именно в дискуссионной речи по сравнению с монологической усиливаются этические требования. К сожалению, сегодня мы очень часто сталкиваемся с ситуациями, когда этические нормы в диалогических жанрах грубо нарушаются. Вспомним выступления наших парламентариев, которые часто заканчиваются оскорблениями и даже рукоприкладством, или многочисленные ток-шоу, где обсуждения серьезных тем сопровождаются криками, перебиванием друг друга и иногда нецензурными выражениями. То же самое можно увидеть и в бытовых ситуациях и пр. Поэтому в заключение этой темы напомним некоторые этические принципы, касающиеся культуры ведения спора. 1. Не рекомендуется вступать в спор без особой необходимости. 2. Спор может быть эффективным только при наличии, с одной стороны, несовместимых представлений об одном и том же объекте, а с другой – необходима определенная общность исходных позиций сторон. 3. Следует проявлять уважительное, тактичное отношение к оппоненту. 4. В поведении участники должны сохранять самообладание, уметь выслушать позицию противника, сдерживать негативные эмоции. 5. Общающимся нужно четко определить предмет спора, грамотно оперировать используемыми понятиями, не упускать из вида главных положений. 6. Необходима, с одной стороны, определенность позиций, взглядов участников спора, и в тоже время гибкость тактических приемов (иногда стоит признать правоту противника, не следует бояться промахов и собственных ошибок). ? Возможна ли, на ваш взгляд, победа в споре и при этом сохранение гармоничных отношений между участниками?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|